Главная » Идеология » О стратегических задачах Общественного Совета при Минкультуры Российской Федерации

 

О стратегических задачах Общественного Совета при Минкультуры Российской Федерации

 

15 декабря сего года состоялось заседание Общественного Совета при Минкультуры Российской Федерации. Центральным событием заседания стал доклад заместителя председателя Общественного Совета Н.П.Бурляева «О стратегических задачах Общественного Совета при Минкультуры Российской Федерации».

Доклад вызвал единодушное одобрение всех членов Общественного Совета, выразивших благодарность докладчику за четкое формулирование задач вновь собранного состава Общественного Совета.

0_005_01_russkiy_mir_
Доклад на заседании Общественного Совета при Минкультуры РФ (15.12.2016)

  1. Общественный Совет не может быть формальным, карманным органом Минкультуры, непрестанно и в спешном порядке лишь одобряющим отчёты чиновников, о деятельности различных департаментов. Отчётов, ознакомиться с которыми толком времени не даётся. Институт Общественных Советов создан по инициативе Президента страны, во-первых — для того, чтобы «чиновник не дремал», во-вторых — для реального контроля и влияния общества на процессы судьбоносные для его существования. Совет призван стать той необходимой обществу экспертной площадкой, где выслушиваются разнообразные мнения и вырабатываются рекомендации руководству Министерства и работникам отрасли по различным, иногда — спорным вопросам. Механизм деятельности «общественного вече»Минкультуры был наглядно и эффективно продемонстрирован в случае с постановкой провокационной оперы «Тангейзер». Среди членов Общественного Совета Минкультуры присутствуют яркие, профессиональные деятели культуры — члены Президентского и Патриаршего советов по культуре, Общественной палаты и других организаций, имеющих влияние на российское общественное бытие. Нельзя забывать, что Общественный Совет — является реальной силой, способной содействовать воплощению установок Президента страны на возрождение Отечественной культуры.

По нашей инициативе и при активном участии некоторых присутствующих здесь членов Общественного Совета был решён вопрос государственного, исторического значения: именно мы содействовали процессу издания Президентом Указа «Основы государственной культурной политике». То, что на протяжении почти трёх десятилетий казалось невозможным, состоялось при поддержке широкого фронта общественности: Президентского и Патриаршего Советов по культуре, Общественной палаты, Союза кинематографистов…

Здесь собраны люди с различными взглядами, вкусами, творческими пристрастиями. Но все мы хотим блага своей стране. Мы выбрали Председателем не «свадебного генерала», но человека желающего реально работать во славу Отечества, закалённого и искушённого в профессиональных вопросах культуры — поработавшего и Заместителем министра, статс-секретарём министерства и Председателем комиссии по культуре Общественной палаты — Павла Анатольевича Пожигайло. Мы выбрали человека, как говорят, толерантного, способного выслушивать и примирять различные точки зрения, следующего заповеди объединителя Земли Русской Сергия Радонежского — «Любовью и единением спасемся».

Хотелось бы, чтобы наш Совет несколько дисциплинировал свою работу и перешёл от междусобойной переклички с мест, когда за разноголосием нашего дружного хора трудно разобрать кто и о чём говорит. Доверимся нашему Председателю в том, что он каждому предоставит слово и место на этой трибуне. Тогда и работа пойдёт уважительнее и слаженнее.

  1. Президент страны сделал первый важнейший шаг по возрождению Российской культуры, подписав Указ «Основы государственной культурной политики». Но чтобы этот Указ заработал в полной мере и началось реальное возрождение культуры, Президенту необходимо сделать второй шаг — вывести культуру из рыночных отношений.В этом нам видится и есть — важнейшая стратегическая задача Общественного Совета. Используя все доступные каналы коммуникаций члены Совета должны приложить максимум усилий для доведения до сознания государственной власти и общественности страны мысли о необходимости выведения культуры из сферы рыночных отношений. Культура и рынок — понятия не совместимые. Задача культуры — возвышение, гармонизация, просветление человеческой души, цель рынка — извлечение прибыли любыми средствами, что мы наблюдаем повсеместно, во всех отраслях деградировавшей на протяжении трёх десятилетий культуры. Бюджет Министерства культуры Российской Федерации должен быть равнозначен бюджету Министерства обороны, ибо культура — тоже оборона: оборона души человека. Потеряем душу — потеряем страну.

Могут возразить: «Это утопия! Что это даст стране? Сейчас — санкции, кризис, где взять деньги..?»

Но ещё недавно была утопией сама постановка вопроса о позитивной государственной культурной политике, и вот — она принята.

«Что это даст стране?» Приведу пример из реальной жизни. После проведения одного из Кинофорумов «Золотой Витязь» в Рязанской области медики и сотрудники правоохранительных органов Рязани сообщили о поразительных результатах зафиксированных ими — о резком снижении показателей преступности, наркомании, самоубийств и прочих социальных пороков. В течение 10 дней проведения форума позитивного кино на 20-30% упали все негативные показатели. Подобные сводки были подтверждены потом в Липецкой, Тамбовской и других областях, где проходил Форум под девизом «За нравственные идеалы, за возвышение души человека».

Мы должны попросить руководство Минкультуры обратиться в Правительство с просьбой просчитать экономическую выгоду, которую государственный бюджет получит благодаря снижению в обществе социальных недугов (пьянства, наркомании, разрушения семьи, травм на производстве, смертности и т.д.)

«Где взять деньги?» Не ожидая грядущего пополнение казны, мы можем получить необходимые средства для реализации Основ государственной культурной политики, на постановку новых фильмов и спектаклей, выставок, гастролей, музыкальных концертов и прочее.

Недра земли совсем недавно принадлежали всему народу. И сегодня телереклама уверяет нас в том, что «Газпром — национальное достояние». Так пусть же наше национальное достояние послужит нашей национальной культуре.

Предлагается попросить руководство Минкультуры обратиться к высшей государственной власти с предложением об отчислении всего 1% от продажи за рубеж российских углеводородов, (и других природных ресурсов) в Фонд, который необходимо создать, ответственность за который должен взять на себя Общественный Совет, отвечающий за распределение средств на культурные проекты, соответствующие положениям «Государственной культурной политики», с привлечением достойных экспертов по всем направлениям культуры и искусства.

Развитие культуры (кинематографа, театра, музыки, изобразительного искусства), может быть качественно поддержано за счет отчисления этого 1% с каждого конкретного платежного документа, кредитованием через Казначейство РФ и «Сбербанк».Современная электронная бухгалтерия обладает возможностью провести этот вид платежа, как прямое поручение, в течение нескольких часов.

Возможно потребуется создание нового Департамента по согласованию и кредитованию кинопроектов и прочих проектов культуры. Финансирование должно быть постоянным, без волокиты и задержек, вне зависимости от инфляции и других кризисных явлений. Постоянное прямое кредитование культуры даст реальную возможность реализовать главный документ Министерства — Государственную программу «Развитие культуры России».

 

  1. Ежегодно в Минкультуры и фонд кино подается до 600

заявок на постановку игровых фильмов. Запускается лишь 40 проектов и, как правило, при «частичном финансировании». Это означает, что 560 авторов и режиссеров, обученных в творческих вузах остаются за бортом, на грани выживания, а наш Российский кинопрокат, ставший отделением американского кинопроката, не в силах конкурировать с количественными показателями зарубежной продукции, понижающей духовной уровень нашего народа.

Отечественный кинопрокат лишается сотен произведений готовых вступить в конкуренцию с иноземными монстрами, а у зрителя отнимается возможность увидеть на экранах настоящих героев нашего времени. Молодое поколение лишается возможности обрести примеры для подражания и гордость за своё Отечество.

Сегодня в столах кинематографистов лежит множество не реализованных сценариев — о Сергии Радонежском и Дмитрии Донском, Александре Невском и Суворове, Ушакове и Скобелеве, о подлинных героях, подвижниках и праведниках Отечества, чьи светоносные образы, как воздух необходимы для укрепления душ, тех юных людей, которым нам предстоит передать Россию.

 

  1. Общественный Совет должен попросить руководство Минкультуры подготовить и доложить Совету данные о реализации в Российской Федерации Основ и Стратегии ГКП.
  2. Не внушает доверия технология распределения бюджетных

средств экспертами, удовлетворяющими свои местечковые интересы и реализующими проекты, далёкие от сути Основ государственной культурной политики. Решения принимаемые Минкультуры и Фондом кино по господдержке проектов не должны проходить без экспертизы Общественного Совета, как в прочем, и решения о финансировании всех остальных департаментов министерства.

  1. Не смотря на оптимистические речи чиновников

Министерства и благополучных рыночников-кинорежиссёров и продюсеров, заверяющих государственную власть, СМИ и общество о растущем благополучии нашего кинопроизводства и кинопроката, в завершении года Российского кино, можно констатировать катастрофическое состояние Отечественного Кинематографа.Катастрофа прежде  всего духовная. Кинематограф, как Киноискусство предаётся повсеместно. Коллеги, вынужденные выживать в американизированной киноиндустрии, ринулись в сторону «доходного промысла» и «эффектной пустоты». (Определение И.А. Ильина). Чиновники, продюсеры, режиссёры, прокатчики с придыханием произносят вожделенное слово «блокбастер», не понимая значения этого заморского словечка, не ведая того, что они разносят по России сленг английских лётчиков, времён Второй Мировой Войны, прозвавших так бомбу особой разрушающей силы, уничтожающей целые кварталы. (block — квартал, baster — разрушать). Ответственный чиновник Минкультуры, не шутя, предлагал недавно одному режиссёру сделать «блокбастер» о Сергии Радонежском.

Власть, чиновники, режиссёры, продюсеры и прокатчики ориентированы на рыночный «успех в первый уикенд». К слову у великого фильма «Андрей Рублёв», вошедшего в десятку «лучших фильмов всех времён и народов» не было успеха в «первый уикенд». С момента создания фильма прошло 50 лет и мы видим, что он побил все кассовые рекорды. Только на этом фильме народ открывал свою историю, житие святого, древнерусскую живопись, воцерковлялся и укреплял своё самосознание. Успех культуры в России нужно измерять не «первым уикендом», а Вечностью.

Сегодня телевидение заманивает зрителей, обманывая их призывной рекламой: «Иди! Смори Россия!» Смотри «Дневной позор», «Иронию 2», смотри народ бутафорские, лживые, но якобы «патриотические» «блокбастеры» о Первой и Второй мировых войнах. И хотя эти фильмы награждаются «Орлами» и «Никами», нельзя отделаться от ощущения, что драматурги — рыночники, создающие свои сценарии, не ведают законов драматургии, режиссёры, упоённые спецэффектами и стремлением к кассовым «3 де» и «аймаксам», забыли то, чем потрясали зрителей планеты их славные предтечи. А потрясали они глубиною, возвышенностью мыслей и чувств, и жизнью человеческого духа.

Существующая конкурсная гос-закупочная система тормозит творческий процесс, многие проекты не осуществляются, из-за непродуманной системы финансирования кинопроизводства и культуры в целом. МВД, мягко говоря, весьма серьёзно критиковало существующую практику «гос-закупок» в области культуры. Предлагаемый метод финансирования apriori исключает всякую недобросовестность.

 

  1. На заре «перестройки» радио «Свобода» откровенно заявляло: «Цель перестройки в том, чтобы приблизить Русских к Западным стандартам. В том — чтобы произошла мутация Русского духа. Нужно Русских выбить из традиций». И это у них и у наших деятелей продававших страну оптом и в розницу отменно получалось до декабря 2014 года, когда, наконец, Россия опамятовала и приняла ОГКП. Но отдельные рецидивы «мутации духа» продолжаются по сей день. Ведущие топ-менеджеры телевидения, являющегося «второй реальностью» в которой живут и взрослые и дети, не желают осознать своей деструктивной миссии. Теле-растлители сопротивляются переменам, говорят: «Нас не трогайте! У нас реклама, бизнес, мы упакованы! У нас всё в порядке!» Но настаёт время, когда и телевидению придётся переформатировать свою политику духовного мутирования страны. Вопросы телевидения так же не должны проходить мимо внимания Общественного Совета.
  2. Состояние современного Российского Театра тоже оставляет желать лучшего. Мы то и дело видим рецидивы мутации духа, наступление на традиции великого, ставшего мировым «брендом» Русского, реалистического, психологического театра.

Четвёртый год продолжается реформа начатая бывшим руководителем культуры Москвы г. Капковым, заявленная им, как «перепрошивание» московских театров. Действия увлечённых коммерциализацией и «оптимизацией» культуры московских чиновники находятся в явном противоречии с Основами государственной культурной политики. Недавнее заявление Вице-мэра столицы г-на Печатникова, высказанное на страницах «МК», вызывает серьёзные опасения за судьбу всех учреждений культуры, особенно находящихся в центре Москвы.

Общественный Совет Министерства культуры Российской Федерации, являющегося головным федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за состояние отечественной культуры и исполнение Указов Президента, не может пройти мимо этой кровоточащей на теле культуры темы, которой должно быть посвящено очередное заседание Общественного Совета.

РНЛ. Николай Бурляев.

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий