Главная » Идеология » Александр Кашанский. Либерализм. Что дальше

 

Александр Кашанский. Либерализм. Что дальше

 

298_01_.Русский-мир

Я призываю вас сделать все возможное,
чтобы богатство служило человечеству,
а не управляло им.
Папа Римский Франциск

Запад и остальной мир

Сегодня очевидно, что может быть два варианта развития человеческой цивилизации. Первый связан с европейским выбором, по нему идёт Запад. Этот путь детально проработан до уровня «дорожных карт» и воплощается на практике не только на Западе, но и во всем мире.

Второй путь, альтернативный западному, либеральному, востребован, но не определён, не выверен и, уж точно, не имеет дорожных карт. Он многоликий по цивилизационной принадлежности и многовекторный по курсу: различные националистические концепции, социализм и даже коммунизм, путь религиозного выбора, наконец, «суверенная демократия». Её суть заключается в тезисе: «Мы тоже либералы, но будем жить своим умом».

Есть мнение, что «суверенная демократия» – это слабая позиция, потому что стандарты демократии уже сложились, и сложились они на Западе. А это значит, что рано или поздно евро-атлантический Центр выработки стандартов и контроля над их исполнением возьмёт своё, то есть, будет контролировать власть «суверенных демократий».

Многим людям либеральный путь, зачастую поддерживаемый диктатом, подкупом элит и назойливыми указаниями, как жить правильно, не нравится, но ещё больше не нравится национализм, религиозная идеология, коммунизм и их идеологические гибриды. Недовольных много и в России, и в других странах, в том числе и на Западе. Люди не хотят жить так, как им предлагается, но и не видят альтернативы.

В разных странах мира делаются попытки синтеза выше перечисленных ценностных парадигм альтернативных современному западному либерализму. Существуют уже предложения создания чего-то принципиально нового, небывалого. Уже даже не третьего, а четвертого пути!

Есть ли какая-нибудь альтернатива либеральному курсу?

Зачем искать иной путь?

На этот вопрос ответил Далай Лама. «Наши дома всё больше, а семьи всё меньше. У нас больше удобств, но меньше времени. Больше учёных степеней, но меньше здравого смысла. Больше знаний, но меньше способности к трезвому суждению. Больше специалистов, но ещё больше проблем. Больше лекарств, но меньше здоровья. Мы проделали долгий путь до луны и обратно, но нам сложно перейти улицу, чтоб встретиться с новым соседом. Мы создали множество компьютеров для хранения и копирования огромных объёмов информации, но стали меньше общаться друг с другом. Мы выиграли в количестве, но проиграли в качестве». От себя добавил бы: у нас все больше оружия, но меньше безопасности; больше информации, но меньше покоя; больше свободы, но тревожнее будущее; больше продолжительность жизни, но меньше в ней смысла; больше богатства, но меньше ощущения красоты.

Почему? И что с этим делать? Впрочем, если кого-то перечисленные проблемы не волнуют, то и беспокоиться ему не о чем. Но для людей обеспокоенных они являются свидетельством кризиса западного, европейского образа жизни, основанного на либеральных ценностях. Эти люди ищут иной путь. Они и будут субъектом, способным создать новую политическую теорию и воплотить её в жизнь.

Почему либерализм побеждает

Сегодня большинство, определяющее политический курс в экономически развитых странах,– это, все же, гуманисты. Они любят свободу, уважают права человека, а справедливость понимают, как равенство перед законом. Даже люди с религиозным, национально-патриотическим и классовым сознанием, погруженные в информационный поток современной цивилизации, сегодня вряд ли согласны отказаться от свободы перемещения, совести, экономической деятельности. Мы живём в либеральную эпоху, и она формирует нас. Да, возможно, в России, Индии, Китае, Иране, Пакистане и много ещё где большинство – не гуманисты в европейском понимании. И всё же, и в этих странах значение человека возрастает все больше, он все больше перемещается в центр системы ценностей, формирующих общественное сознание. Это тенденция мирового развития.

Да, возможны крутые изменения политического курса отдельных стран, и даже возвращение назад, в прошедшие эпохи. Причиной этого могут быть войны, экономические катаклизмы, провокации с целью захвата власти, природные катастрофы, наконец, вопиющая несправедливость и жадность власти. При возвращениях может доминировать национализм, религиозный фундаментализм, коммунизм. Но поток времени неумолим, эпоха рано или поздно возьмёт своё, потому что смена эпох не произвольна, а является обстоятельством непреодолимой силы. Это – закон Природы, можно сказать и так.

Какие были эпохи

Важнейшим признаком, определяющим эпоху, является фактор значимости. Эпоха определяется тем, что для человека сверх значимо. Сначала священными были явления и силы природы, родная земля, род, народ; потом священным стало Единое Трансцендентное Первоначало, данное в разных образах для разных цивилизаций; ну а потом сам человек и его собственность. Земля, Небо, Человек. Материя. Идея. Душа живая… Что еще может быть в основе священного? Список фундаментальных оснований исчерпан. Возможны лишь комбинации этих трех первооснов святости, их полное исключение, или полное вмещение. Если представить движение истории, как спираль, то смена этих трех эпох – это один виток спирали.

Все три священных первоначала постоянно присутствуют в жизни, то одно выходит на первый план, то другое. Эпоха задает общий вектор. В зависимости от того, что наиболее значимо для человека, изменяется точка сборки сознательного и бессознательного. Так меняется образ мышления, определяющий человеческое сознание, ценностная парадигма. Меняется и соединяющая людей духовность, духовная первооснова их единения.

Архетип природы – это Мать Земля, архетип Единого Первоначала – это Отец Небо, ну а архетип человека – это прото-человек, каким он хранится в исторической памяти народов и который видится в будущем, как идеал. Вокруг этих трёх точек сборки архетипов: Земля, Небо, Человек, –формируется базис мировидения, а значит, и устроения жизни. Поэтому, можно назвать эпохи так: эпоха землецентризма, эпоха небоцентризма и эпоха человекоцентризма (гуманизма). Каждая эпоха может состоять из периодов. Например, эпоха человекоцентризма, это премодерн, модерн, постмодерн.

Другим определяющим фактором для формирования мировидения является общность людей, объединяемая им. Здесь может быть два варианта: мировидение для всех, или для какого-то круга людей, выделяемых по национальному, религиозному, или иному признаку.

Получается матрица из шести возможных фундаментальных типов мировидений. Жирным в таблице выделено то, что сверх значимо.

298_02_.Русский-мир

Когда создаётся-манифестируется мировидение-идеология для всех, иррационализм невозможен, потому что иррациональное и, при этом, священное для разных народов, редко имеет одни и те же образы. А разум, рациональное начало, общее для всех людей. Поэтому глобальные идеологии подчёркнуто рациональны. Даже вера в Первопричину сущего в глобальном духовном учении должна обосновываться научной гипотезой, а не откровением!

Глобальные мировидения, в исторической перспективе, сильнее локальных и возникают позже их. Возвраты назад, особенно от глобальных мировидений к локальным, всегда деструктивны, нельзя повернуть колесо истории вспять. Все шесть ценностных парадигм были реализованы человечеством, кроме универсального небоцентризма, который по логике появления мировидений должен бы был появиться вслед за глобальным землецентризмом (коммунизмом), но этого не произошло. Возможно, из-за того, что наступила эпоха воин первой половины ХХ века.

Ценностные парадигмы в разных странах и цивилизациях меняются в разное время. И все же можно видеть, что была эпоха язычества, потом эпоха религиозного монотеистического (однопричинного) монотеизма, потом эпоха гуманизма. Был и период коммунизма. И, казалось, наступил «конец истории…». Перепробовали все, а путь назад невозможен!

В каких идеологиях сегодня выражаются мировидения

Локальный землецентризм – это язычество. Оно во всем его великом многообразии, основывается на освящении природы, традиций, культуры своего народа. Эта парадигма проявляется сегодня как национализм.

Глобальный землецентризм – это материализм-коммунизм. Коммунистическое мировоззрение подчеркнуто научно. Оно исходит из того, что единство мира в его материальности, а мир познаваем рационально. Законам природы нельзя не следовать, их надо познавать и сознательно исполнять. Отсюда исторический и диалектический материализм. Священными становятся идеи – идеалы, обосновывающие и выражающие исполнение объективных законов природы, – идеалы коммунизма.

Локальный небоцентризм. – это мировые и древние религии (буддизм, христианство, ислам, индуизм, иудаизм, религия Дао). Все эти религии и духовные учения выражают образ Единого Первоначала, оно всегда в центре для религиозного сознания.

Глобальный небоцентризм – это универсальное духовное учение. В его основе должна быть научная гипотеза, как минимум, объясняющая происхождение и суть мировых и древних религий, исходя из своей собственной картины мира. Попыток создать такое учение в ХХ было много, как и попыток распространить одну из мировых религий на весь мир, но все они не увенчались успехом. Все закончилось бесплодным синкретизмом. А время ушло…

Локальный гуманизм – это гуманизм-человекоцентризм с опорой на избранных, на меньшинство. Это гуманизм эпохи Возрождения и либерализм эпохи своего становления, его исток в Афинской демократии. Сегодня вариант такой парадигмы – иррациональная по сути концепция Града на Холме, как оплота свободы и демократии во всем мире. Это система демократии, когда меньшинство управляет большинством через принуждение к соблюдению «стандартов демократии», при сохранении внешних атрибутов демократии. Возврат к такой системе власти практически уже происходит под давлением США.

Глобальный человекоцентризм – либеральный гуманизм в его классической форме до широкого распространения концепции современных стандартов западной демократии. Здесь священным являются важнейшие атрибуты человеческого существования: жизнь, собственность, свобода, человеческие законы. Они священны, но вполне рационально обосновываемы.

Каждое мировидение имеет свой образ будущего и идеал человека.

Теоретически, мировидением, являющим собой предел доступный человеку, является мировидение, вмещающее все шесть ценностных парадигм. Это наднациональное (от земли), надконфессиональное (от неба) гуманистическое мировидение, определяющее человека, как связующее звено между Небом и Землей, и, в пределе, стремящегося вместить их. Идеал человека – это духовный человек, познавший природу.

Возможные альтернативы либеральной идеологии

Проведем расстановку вех на пути в будущее…

Сегодня ценностная парадигма на основе общемирового духовного учения– уже шаг назад, потому что эпоха небоцентризма миновала, а человекоцентризма уже наступила. (Здесь нет смысла рассуждать о том, возможно ли вообще такое учение). Ограниченный (с разделением народовластия на правильный и неправильный) либеральный гуманизм –регресс потому, что локализация глобального мировидения кругом избранных,– это шаг назад. Сегодня это отступление западной демократии, выражающееся в возложении на себя США роли «светоча свободы» многими, и справедливо, воспринимается как кризис западной системы ценностей. Такое же «избранничество» погубило и советский коммунизм.

Возможно ли начало нового гиперцикла истории? Если возможно, тогда грядет эпоха неоязычества-национализма и неокоммунизма, как нового землецентризма. Если новый гиперцикл истории возможен, значит, германский национал-социализм и российский коммунизм опередили историю, а не были шагом назад.

Но нельзя дважды войти в одну и ту же воду – реку времени! Ответ есть в коллективном бессознательном народов. Эсхатологические ожидания конца света связаны именно со знанием коллективным бессознательным невозможности «повторения пройденного» – второго гиперцикла истории. Второго гиперцикла истории не будет. А если это произойдёт, развитие пойдёт по апокалиптическому пути. Это можно сказать и об отдельных странах, и о мире в целом, случись такое.

Для того чтобы выжить, человечеству необходимо направить колесо истории не на путь следующего гиперцикла, а в «расширение исторического времени» через трансформацию либерализма – растянуть «конец истории» в сверхдальнее будущее. А это значит, что «либеральная революция должна продолжаться» (А. Девятов).

Поэтому, любое перспективное с исторической точки зрения развитие ценностной парадигмы должно начинаться с гуманистической позиции. Идеология будущего – это трансформация либерального гуманизма в нечто новое, еще небывалое.

Варианты трансформации либерализма

Как трансформировать либерализм? Суть либерализма – свобода. Поэтому и трансформация возможна через осмысление того, что же есть свобода.

Есть два пути увеличения свободы. Первый путь – это освобождение человека от всех ограничителей свободы (разумеется, кроме писаного закона), в том числе, и прошлого духовного опыта, накладывающего на человека существенные ограничения морального и этического плана. Ничего святого, никаких табу, – поэтому свобода. Это путь вытеснение всех шести основных парадигм на пути единения в одном: «E Pluribus Unum» («Из Множества — Одно»). «Что нельзя опровергнуть, то и не истина» (К. Поппер). Побеждает рациональный разум! Все иррациональное должно быть вытеснено и изжито. Все будут жить по закону в достатке и мире. Что еще надо…

Второй путь – свободно (подчеркиваю слово «свободно») вместить всю ценностную матрицу, весь прошлый духовный опыт человечества, с целью полного проявления человеком своего изначального «Я». Сущее свято – поэтому дана свобода. Это дар, которым надо дорожить. Тогда добровольное, по совести, исполнение табу-запретов, освящённых опытом жизни, – путь человечности. В этом случае увеличение свободы связано с расширением горизонтов духовного видения и научного знания. Чем духовнее человек и больше знает о природе, тем больше свободы! И первое не имеет смысла быть без второго. Стремления к унификации всего в одно в этом случае нет, важно сохранять сложность и многообразие, вмещая их, а, не, отрицая шаг за шагом. Это наднациональное, надконфессиональное и гуманистическое мировидение, исходящее из необходимости духовного возвышения человека для достижения свободы. Здесь «над» – не значит «интер» и, тем более, не «транс» (трансгуманизм). «Над» – это значит некое новое качество тех людей и их мировидения, которые стали «над» прошлым духовным опытом, с целью вместить его. Здесь нет отрицания вмещаемой культуры и запрещено изменение биологической и духовной сущности человека.

Это два разных, даже противоположных пути трансформации либерального гуманизма. Исключение прошлого духовного опыта – это путь, и свободное вмещение его – тоже путь. Первый вариант – «свобода от» (ограничений) и соответствующая ему экономическая, политическая, социальная практика. Второй вариант «свобода для» обретения могущества, спасения, благодати. Каждому из этих двух путей должен соответствовать свой вариант экономической, политической и социальной системы. Второй путь намного сложнее. И это, увы, правда… Узкая тропа, но спасительная…

Сегодня эволюция ценностей либерализма идёт по первому пути – потому, что экономические и политические механизмы в развитых странах Запада настроены именно на это. Механизмом реализации этой парадигмы является «открытое общество». Куда приведет этот путь? Об этом сказано очень много. Пропустив все промежуточные этапы, скажем лишь о конечном результате. Человек потеряв связь с Причиной сущего, превратится в машину, что выразится в утрате им сознания своего бытия «Я есть». Вместо бессмертного сверх сознания будет ничто! Машина, ведущая диалог с человеком не будет знать, что она есть… К этому и приведет трансгуманизм. Человек исчезнет, будет уничтожен как физический объект, или самоуничтожится.

Второй путь пока почти не востребован в силу многих обстоятельств, пожалуй, главное из которых, – его трудность и невыгодность для современной экономической и политической элиты. Сомнительна и его конкурентоспособность по сравнению с первым путем. Это, действительно, трудный путь, ведь он требует вмещения ценностных парадигм. И это вмещение должно производиться сознательно! Так же, пропустив все промежуточные этапы, опишем лишь конечный результат этого пути. Это человек совершенный физически и духовно, живущий в прекрасном мире, но сохранивший свою человеческую суть. Никаких суперкомпьютеров, заменяющих человека, и киборгов! Образ будущего – сад, а не технотронный мир. «Я» будет обретено вполне…

Если для либерального человекоцентризма ключевое слово – СВОБОДА, то для альтернативного гуманистического проекта – КРАСОТА (ГАРМОНИЯ). Мир будущего должен быть прекрасен. Это ключевое требование для выживания. Воистину: «Красота спасёт мир».

Система ценностей постлиберального мировидения

Идеи стремятся к предельной ясности своего выражения. Чем больше людей задействовано в манифестировании мировидения, тем проще, яснее и последовательнее должна быть идея, определяющая точку сборки всей идеологической конструкции. Совмещение разных ценностных парадигм в одной идеологии – это всегда дестабилизирующий его фактор, трещина в фундаменте создаваемого здания. Можно, например, совместить коммунизм с православием, национализм с исламом (или конфуцианством), национализм с либерализмом (гремучая смесь «оранжевых» революция), расизм с общемировой религией. При практике реализации синтетической ценностной парадигмы, рано или поздно, одно станет явно доминировать, а другое отойдёт на вторые роли. Причем «монополизация» ценностной парадигмы, как правило, сопровождается кризисом.

Ценностная матрица, соответствующая трансформации гуманизма на пути спасения жизни, должна вмещать все шесть основных парадигм. Это совмещение – трудная задача! Об этом уже говорилось выше. Ведь каждая парадигма характеризуется особым состоянием души. Но только все шесть парадигм, сочетаясь вместе, создают устойчивое состояние души, являющееся основой гармонии общественной. И есть надежда, что только все шесть, совмещенные вместе, эти ценностные парадигмы создадут неразрывное кольцо!

Необходимы усилия многих людей, чтобы манифестировать идею наднационального, надконфессионального гуманистического мировидения альтернативного либеральному. И эта манифестация должна отлиться в простую форму. Но есть надежда, что именно полнота этого мировидения позволит совершить чудо трансформации.

Для создания альтернативной наднациональной, надконфессиональной гуманистической концепции пока не хватает важной составляющей – гипотезы, объясняющей единство мировых религий и духовных учений. Без этой научной гипотезы создание мировидения, альтернативного либеральному, невозможно.

Как совместить все шесть оснований в единый прочный фундамент? Вмещающее мировоззрение исходит из концепции человекоцентризма, но человек, находясь в центре, как бы стремится вместить небо и землю.

Суть национализма – СЛУЖЕНИЕ родине, народу, верность национальной традиции и культуре.

Суть коммунизма – СЛУЖЕНИЕ идеалу социальной справедливости, «кто не работает, тот не ест», блага – по труду, «человек – человеку друг, товарищ и брат».

Суть традиционной религии – ВЕРА В СПАСЕНИЕ через стремление к одной из манифестаций Абсолюта (мировые и древние религии)

Суть общемирового духовного учения – ВЕРА В СПАСЕНИЕ через стремление к Единому Абсолюту, проявленному разным народам по-разному.

Суть либерализма открытого общества – СВОБОДА для избранных, способных, посвященных, соответствующих стандартам демократии, а для остальных – приближение к этим стандартам.

Суть либерализма, как полного народовластия – СВОБОДА (равенство, братство) для всех.

СЛУЖЕНИЕ, ВЕРА, СВОБОДА– суть новой ценностной парадигмы.

Как через какие общественно-политические механизмы можно создать такое совмещение? Это предстоит решать тем «избранным», которые возьмутся увести человечество от опасного пути.

Именно такое мировидение будет вершиной духовной эволюции и концом истории. Если цель будет достигнута и воплощена в социально-политических институтах, наступит новая эпоха. При этом начала нового гиперцикла истории не будет, а значит, глобальная катастрофа отложится на неопределенный срок.

Путь к всемирной гармонии

Цель теряется за горизонтом. Поэтому важен путь, его направление. Это направление определяются правилами духовной и природной гармонии.

Что такое гармония? Гармония – основной закон целого, то есть, Универсума. «Гармония первична и более никакими причинами не определяется. Она сама есть первопричина всего сущего. Гармония не имеет ни физического, ни биологического смысла. Она имеет сущностный смысл. Это значит, что установление гармонии – возвращение к первопричине» (М.А. Марутаев). Этим все сказано. Гармония первична. «Гармония – основной закон, которым связано все в мире. …Только Единое, высший разум, направляя все к единой цели – высшему благу, сочетает посредством гармонии противоположности, не давая вражде их разрушить мир» (Боэций).

Механизмом природы для воплощения гармонии является эволюция. Двигателем эволюции является борьба. Но вершиной эволюции и борьбы должен стать покой и благодать для гармоничного живого. Так должно быть, если следовать закону гармонии. Эволюция не может быть беспредельна…

Необходимо найти путь: как гармонией преодолеть борьбу за существование и привести эволюцию к истинному завершению. Мне видится, что стремление найти этот путь заявлено на саммите БРИКС и ШОС в Уфе. Это обнадеживает!

Главное условие обеспечения соответствия жизни закону гармонии в применение к человеческому обществу заключается в выполнении следующего правила: «Главная производительная сила, включая духовность и нравственность человека должна опережать производство материальных благ и услуг, которое должно опережать рост населения. Если это условие не обеспечивается, то любой способ производства является природонесовместимым, а гармония недостижимой» (Ю.Н. Забродоцкий).

В обществе будущего позитивный национализм, любовь в природе, религиозная традиция, общинная (коммунистическая) социальность, вера в Единое Первоначало, стремление к свободе и вера отдельных людей в их избранность для делания Общего Блага должны присутствовать и гармонично сочетаться. Это все должно отлиться в какую-то новую форму социальности и экономики. Нам это сочетание видится как органичная демократия во главе с «Лидером-вождем». Функция «священного охранителя» жизни предписывается вмещением небоцентризма. Для России этот образ выражается в том, что должен быть сильный лидер, пользующийся безусловной поддержкой народа, стоящий на страже священных ценностей, а не только писаной Конституции. Его функция должна заключаться не в подавлении народовластия, как власти большинства, а в эффективной защите этой власти от влияния разрушающих жизнь сил.

 

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий