Главная » История Русского мира » Александр Русин. Кого мы называем украинцами

 

Александр Русин. Кого мы называем украинцами

 

См. видео. Выступление Виктории Шиловой на Русском Консервативном Форуме.

147_01_.Русскиq_мир
Вот мы часто говорим — украинцы то, украинцы это…
Украинцы на майдан вышли, украинцы Януковича прогнали, украинцы Порошенко выбрали, украинцы войну начали, украинцы хотят в Европу…
А кого мы называем украинцами?
Определение «украинцы» на самом деле очень неоднозначное само по себе. В него можно вкладывать много всего.
Давайте разберем представления об украинцах, если не все, то хотя бы некоторые из них:

1. Жители Украины.

147_02_.Русскиq_мир

Конечно, называть всех жителей Украины украинцами — не совсем точно. Хотя бы потому, что около четверти жителей Украины считают себя русскими и применять к ним определение «украинцы» корректно не вполне.

Но тут есть еще одна неоднозначность. На майдане, в Правом секторе и в других националистических организациях состоит значительный процент русских. И это не мешает им участвовать в карательных операциях на юго-востоке страны. Как они сами говорят, — «москаль не тот, кто русский; москаль тот, кто против Украины». Вот такая вот логика у некоторых имеет место быть.

2. Малороссы.

Внуки и правнуки тех, кого когда-то в прошлом называли малороссами. Впрочем, это определение не многим точнее предыдущего. Потому что очень сложно определеить сейчас, кто до революции был малороссом, а кто нет. Поди разбери.

Отдельные жители Украины, конечно, могут ответить на данный вопрос, но в целом определение очень неточное. Вот как можно утверждать, что именно потомки малороссов выходили на майдан? Из чего это следует? Какой процент участников майдана является коренным жителем Украины хотя бы в четвертом поколении, да не любым, а именно чтобы предки были малороссами? Кто это посчитал? Может быть таких было 10%, а может быть 50%, а может быть 90%. Неизвестно.

Но 90% вряд ли. С учетом всех событий последних ста лет — гражданской войны, индустриализации, Великой отечественной, послевоенного распределения и так далее — мне кажется, что на современной Украине едва ли 25% потомков тех самых, дореволюционных малороссов. Их и тогда-то было около половины, а после всех событий последних ста лет осталась едва ли четверть коренных жителей дореволюционной Малороссии. Остальные перемешались самым непредсказуемым образом. Кто-то уезжал, кто-то приезжал…

К слову сказать, дореволюционные малороссы определялись не по форме глаз или ушей, а по языку. Никаких национальных признаков, кроме языка, отличающих малороссов от русских, никогда не было. Да и язык малороссов до революции был в первую очередь разговорным диалектом, а не письменностью. Письменная форма существовала как некое изобретение, мало известное в народе. Народ в то время был просто неграмотен — в селах совсем, а в городах — больше, чем наполовину. А кто был обучен грамоте, те писали на русском, потому что обучение до революции велось именно на русском языке. И делопроизвоство тоже велось на русском. Поэтому малороссов, которые умели бы читать и писать на языке, называемом сегодня украинским (вернее на его прототипе) были единицы. Украинского языка как письменного до революции практически не существовало. Он только зарождался в те времена.

3. Украинцы по советскому паспорту.

Это наверное самое точное и конкретно определение. Понятие «украинец» было конкретизировано и документально закреплено именно при советской власти. Закреплено в паспортах.

И тут надо учитывать, что выдавая паспорта, советская власть действовала просто и незатейливо. Спрашивали — ты хто? Если гражданин отвечал «украинец» — писали украинец. Если гражданин отвечал «малоросс» — снова писали «украинец». Если гражданин отвечал на мове — и тут писали «украинец». А иногда не спрашивали вовсе. Хутор украинский — значит украинцы. Казаки — значит украинцы. Так и писали. А под это дело и русские (великорусы) запросто могли попадать.

И простой народ в те годы особенно не возражал. Если советская власть сказала «украинец» — значит так надо. Были гораздо более актуальные темы, чем спросить с паспортистами. Выдали паспорт — уже хорошо. Стал гражданином — права имеешь. А то, что внутри написано «украинец» — какая в тот момент была разница? Людей волновала «земля крестьянам», «фабрики рабочим», «интернационал» и прочие идеи тех лет. А то, что в паспорте написали «украинец» — значит так надо. Украина же.

Именно так многие жители Донбасса, Кривбасса, Харькова, Одессы и других городов стали украинцами. А бывало и наоборот, что украинцев записывали русскими. Время было такое. Нужно было в короткий срок выдать миллионы паспортов гражданам советской республики. Некогда было поднимать родословную каждого и разбираться. Дело было после гражданской войны.

Некогда было проверять и выяснять подробности. Спрашивали, как зовут и записывали на слух. Многие фамилии, кстати говоря, записывали с ошибками — так появилась масса странных фамилий. Даже паспортисты были не всегда достаточно грамотны, не знали как то или иное слово писать. Часть народа записали русскими или украинцами просто потому, что паспортист так решил. Вот решил паспортист, что деревня русская — и писал всем «русский». А решил, что украинская — писал «украинец». В результате, в миллионах паспортов в графе «национальность» записали «украинец». На каком основании — поди сейчас разбери.

И какой процент советских украинцев были малороссами, а какой процент великорусами — чтобы понять, надо целое исследование проводить. Никто в свое время этого не выяснял. А позже еще и перемещались все в ходе индустриализации, войны и послевоенного распределения.

Так и возникла «паспортная национальность», которая очень пересекается, но далеко не полностью совпадает с дореволюционной народностью «малороссы», которую в свою очередь можно считать русским субэтносом, но не более того.

4. Украинские казаки.

Поправьте, если ошибаюсь, но до революции определение «украинец» применялось именно к казачеству. По крайней мере, в казачестве оно точно использовалось.

Известный пример — знаменитый борец Иван Поддубный, который сам себя называл украинским казаком. Именно так. Это зафиксировано в его биографии. А родился Иван Максимович еще в 1871 году. И называл себя не просто украинцем, а конкретно украинским казаком.

Для казачества всегда было характерно использовать территориальные определения. Были донские казаки, терские, яицкие, запорожские. Были и украинские. И определение «украинский казак» уж точно не означало национальность. Это было скорее землячество. Территориальный признак. А становились казаками те, кто рождался и рос в станицах. А корни у казаков могли быть и русские и нерусские и какие угодно. Казаки были вольным народом. В станицы приходили, из станиц уходили. Воевали. Возвращались с войны. А кто откуда приходил в станицы — поди теперь разбери.

5. Те, для кого украинский язык родной.

Именно по такому принципу до революции определяли малороссов. Собственно языковой признак — единственный, который позволяет более-менее конкретно отличить украинца от русского. Потому что других отличий вовсе нет.

Вообще, этносы определяются отдельным языком, традициями и культурой. Но культура и традиции на Украине ничем особенным от России не отличаются. Проводить майдан — это не традиция, это способ элиты менять власть в обход конституции. Вышиванки — покажите мне, кто в них ходит в наше время хотя бы раз в неделю. Если выделять украинцев по вышиванкам, то со всей страны наберется пара тысяч, причем половина окажется артистами или участниками самодеятельности. К тому же, вышитая узором рубаха — такая же украинская традиция, как и русская. Если зайти в краеведческие музеи средней полосы России, там тоже можно увидеть вышитые рубахи. И на иллюстрациях к русским сказкам они тоже присутствуют. Но это не потому, что древняя украинская нация так повлияла на русских, а потому, что русские и украинцы сто лет назад были единым народом, проживавшим в единой стране. И во всех губерниях по красным дням наряжались в рубахи с вышивкой. И праздновали в них.

Таким образом, никаких особенностей в культуре и традициях, котрые позволяют строго и конкретно говорить, что вот это — точно русский, а вот это — точно украинец — просто нет.

И форма ушей одинаковая. И форма носа. И чуб отрастить невелика хитрость (покажите, кстати, кто нынче ходит с чубами по Украине — те же немногочисленные артисты и более никто).

Остается только язык. Правда украинский язык тоже отличается от русского, прямо скажем, не очень сильно. Словообразование идентичное, звуки практически одни, три буквы дополнительные, только и всего. И срака вместо жопы, простите за грубую подробность.

Матерная брань, которая является самым глубинным отличием одного языка от другого — и та общая. А все потому, что сто лет назад украинский язык был не более, чем диалектом русского. А писать на нем повсеместно начали только после того, как украинский язык ввели в систему образования большевики. Те самые большевики, чьи памятники «свидомые» теперь страстно сносят по всей стране. Им бы наоборот, поставить большевикам новые памятники, потому что украинскую письменность распространили по всей территории современной Украины и сделали ее официальной именно они. Именно большевики печатали украинские книги и снимали украинские фильмы. А «свидомые» теперь памятники Ленину громят. Не простит ведь Ильич. История не простит.

6. Жители западной Украины.

Народ Галиции и Волыни — единственная группа, которую можно считать действительно отдельным от русских этносом. Только откуда они?

Галиция и Волынь в разные времена входили в состав Польши, Австрии, частично Венгрии. Украиной эти области стали только в 1944 году, а памятник за это там должны поставить товарищу Сталину. И только начиная с 1944 года жители Галиции и Волыни могут считать себя украинцами, но не по происхождению, а по территории проживания и по записям в паспортах. А до этого никакими украинцами они не были, они были галичанами и волынцами. Или волынчанами? Как правильно? Ладно, не суть…

В любом случае, у жителей западной Украины меньше всего оснований считать себя коренными украинцами. И уж точно они не те украинцы, которые живут в Киеве, Одессе и других регионах страны. Однако сами жители западной Украины (так называемые западэнцы) считают себя самыми правильными из всех. Считают, что они вправе приходить в Киев и менять власть, приходить в Донбасс и наводить порядок, приходить в Одессу и учить всех Родину любить. Нет, не все западэнцы такие, на западной Украине тоже есть разные люди. Но повышенный процент «правильных украинцев» почему-то наблюдается именно там. Там, где с исторической точки зрения никаких украинцев до 1944 года в заметных количествах не было и не могло быть.

7. Озабоченные национальной идентификацией.

Жители Украины, которые сами толком не знают своего происхождения и поэтому называют себя украинцами чтобы доказать окружающим, а главное самим себе, что у них есть род, есть история, что они ее знают и чтут.

На самом деле, никакой истории и никакого происхождения они не знают, поэтому и придумывают мифы про выкопанное Черное море и прочую чепуху. Сочиняют сказки про самый древний этнос. А по-настоящему они не знают даже, откуда приехали на Украину их предки. То ли из Польши, то ли из Венгрии, то ли из России, то ли всегда жили тут. Им, разумеется, больше всего нравится версия, что они всегда жили тут. Потому что признаваться в том, что их предки приехали неизвестно откуда и даже никакой семейной истории у них толком нет — в этом признаваться крайне неприятно, ни окружающим, ни себе самим. Поэтому они твердо говорят — «мы украинцы — самая древняя нация». Хотя на самом деле, конкретно у этих людей, все наоборот.

Чьи-то предки пропали во время гражданской или Великой Отечественной войны, чьи-то родители были беспризорниками, росли в детских домах. Кого-то перемещали, кто-то был беженцем, кого-то в советское время распределяли по службе. Кто-то с кем-то разводился, кого-то бросали родители.

В итоге, часть жителей Украины не знает толком своих корней. И не только на Украине такая беда, в России тоже живет не один миллион «Иванов, не знающих родства». Многие из них просто живут и живут, работают, воспитывают своих детей. Но некоторым свербит в одном месте — им обязательно нужно придумать себе родословную взамен утерянной. И они придумывают. В России такие люди объявляют себя потомками варягов, русских князей, носителями исконной русской веры. А на Украине такие же одаренные личности придумывают мифы про самую древнюю и самую правильную нацию. Занимаются этнотворчеством. Самоутверждаются как могут в этническом ключе. Пытаются доказать себе и окружающим, что они не потерянные дети войн и переселений, а ого-го! Самые-самые, носители избранного генофонда, соль земли. А кто они на самом деле — поди разбери.

Наверняка есть и другие варианты.

Но перечисленного уже достаточно чтобы понять, что определение «украинец» — сложное и крайне неоднозначное.

В понятие «украинец» можно вкладывать разный смысл — жители Украины, малороссы, украинские казаки, носители украинского языка, западэнцы. Просто те, у чьих родителей в советском паспорте было записано «украинец». И даже те, у кого просто фамилия заканчивается на «ко». И каждую из этих трактовок понятия «украинец» можно при желании обосновать и долго доказывать, что именно она является самой верной.

Я не буду здесь рассуждать о том, какой вариант правильнее. Пусть каждый решает для себя сам.

Я хочу обратить внимание на другое — трактовок понятия «украинец» существует сразу несколько, поэтому очень распространена ситуация, когда двое спорящих понимают под словом «украинец» разное, каждый свое.

Вот кто, к примеру, поддерживал майдан, какие украинцы?
Западэнцы или потомки украинских казаков? Или малороссы?
Как определить?

Никак не определить. Нет у нас таких данных чтобы выяснить, кто голосовал за Порошенко, какие из украинцев. Кто активнее поддерживал майдан, какие украинцы — тоже неясно. На майдане много киевлян, много безработных, много приезжих из провинции. Но кто они? Откуда они?

К примеру, в 17-м веке, после того как Киев вошел в состав государства российского в соответствии с Вечным миром, около половины киевлян имели польские корни. Может быть на майдане были они? Или не они?

Единственное, что можно говорить определенно — Порошенко, Яценюк, Кличко, Наливайченко, Аваков, Тимошенко, Коломойский, Ярош и многие другие организаторы майдана и АТО — уж точно не настоящие украинцы.

Поэтому говорить, что конкретно украинцы устроили майдан и прогнали Януковича — не совсем точно получается, как ни крути.

А это значит, что для определенности было бы неплохо иногда уточнять, особенно когда мы критикуем украинцев — кого именно мы имеем ввиду? Каких украинцев? Западных? Киевлян? Одесситов? Казаков? Малороссов? Или всех жителей Украины, включая 25% тех, кто даже после всех этапов украинизации, до сих пор считает себя русским и всегда выступал против разденеия наших народов, но так получилось, что 24 года назад проснулся в другой стране?..

Вообще, среди меня есть мнение, что больше всего к разрушению Украины приложились те, у кого меньше всего прав нызывать себя украинцами.

Такие как Порошенко, Аваков, Яценюк, Коломойский, Ярош.

И еще те, кто вообще не знает своего родства, однако не может спокойно с этим жить и воспитывать детей, а обязательно хочет доказать всему миру свою элитарность. Всему миру и самому себе.

Это не более, чем мое предположение. Версия. Гипотеза. Я не могу ее доказать. Просто психология человека такова, что всегда хочется восполнить пробел. Голодному больше всего хочется есть. Бедному больше всего хочется денег. А тому, кто не знает своего родства — хочется его узнать. Заполнить пробел. И кто-то для этого начинает учить историю, чтобы узнать правду если не лично о себе, то хотя бы о тех местах, в которых он живет. А кто-то выбирает путь проще и веселее — объявляет себя потомком варягов, древних князей, носителем истинной веры, обычаев, традиций, наследником тех, кто выкопал Черное море, насыпал Карпаты, построил Киев, а потом Москву…

А чтобы доказать всем, в том числе и самому себе, что это не пустые слова, что все ровно так и было — особо одаренный искатель своих корней берет в руки палицу, цепь, надевает на голову кастрюлю и… выходит на майдан…

Истлчник -http://newsland.com/news/detail/id/1520437/

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий