Лев Шестов
ШЕСТОВ Лев [наст. имя и фам. Лев (Иегуда Лейб) Исаакович Шварцман] [31 января (12 февраля) 1866, Киев – 20 ноября 1938, Париж] – русский религиозный философ, литературный критик. В 1884 поступил на физико-математический факультет Московского университета, затем перевелся на юридический факультет, семестр обучался в Берлине, окончил университет в Киеве (1889). Написал диссертацию о рабочем законодательстве, которая была отвергнута цензурой. В 1890–95 публикует статьи по социально-экономическим вопросам, управляет семейным предприятием. С сер. 1890-х гг. посвящает себя занятию литературно-философским трудом. В творчестве Шестова, обращенном к Св. Писанию, пронизанном «проклятыми вопросами» русской литературы, насыщенном анализом наследия его философских единомышленников Лютера, Плотина, Паскаля, Кьеркегора, различают два основных этапа: литературно-критический (до 1911) и собственно философский. Своим «первым учителем философии» называл Шекспира.
Сочинение «Шекспир и его критик Брандес» (СПб., 1898) – философский дебют Шестова. Решающее влияние на него оказал Ницще, которому посвящены книги «Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше» (СПб., 1900) и «Достоевский и Ницше» (СПб., 1903), принесшие автору известность. Шестов был захвачен личностью «безумного мыслителя», который один на один со страшной болезнью искал Бога за пределами морали и культуры. Тема богоискательства становится главной для Шестова. Его творчество теоцентрично: Бог, о котором пишет Шестов, – не абстрактный «Бог философов», а живой «Бог Авраама, Исаака, Иакова». Слова: «Ницще открыл путь. Нужно искать того, что выше… добра, нужно искать Бога» (Собр. соч. СПб., 1900, т. 1, с. 209) – выражают суть философской позиции Шестова и приложимы ко всему его творчеству.
С 1896 по 1914 (год возвращения на родину) Шестов жил попеременно в Европе (гл.о. в Швейцарии) и в России, поддерживая дружеские связи и творческую полемику с Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, Вяч.Ивановым, М.О.Гершензоном, Д.С.Мережковским, В.В.Розановым и др. Участвовал в работе Религиозно-философских собраний, сотрудничал в журнале «Мир искусства», состоял (с 1915) членом Московского психологического общества. В России опубликованы книги «Апофеоз беспочвенности» (СПб., 1905), «Начала и концы» (СПб., 1908), «Великие кануны» (СПб., 1912). Не приняв революции 1917, Шестов эмигрировал во Францию (1920). В 1922–37 преподавал в Сорбонне историю философии, читал курсы о Вл.Соловьеве, Достоевском, Толстом, Паскале, Кьеркегоре.
Дружеские отношения и сотрудничество связывали Шестова с Э.Гуссерлем, М.Хайдеггером, М.Бубером, Л.Леви-Брюлем, А.Жидом, Ш. дю Бос, К.Бартом, М.Шелером, Б.Фонданом и другими западными мыслителями. В Европе изданы наиболее значительные произведения Шестова: «Власть ключей» (Potestas Clavium) (Берлин, 1923), «На весах Иова» (Париж, 1929), «Киркегард и экзистенциальная философия» (Париж, 1939), «Афины и Иерусалим» (Париж, 1951), «Умозрение и откровение» (Париж, 1964), «Sola fide – только верою» (Париж, 1966). Работы Шестова, переведенные на европейские, японский и китайский языки, высоко оценены мировым философским сообществом, в его творчестве, сфокусированном на проблеме трагизма человеческого существования, обусловленного неизбежностью смерти, страданиями, произволом случая, предвосхищены и развиты основные идеи экзистенциализма.
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.