Модест Мусоргский
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) — русский композитор, член «Могучей кучки». Создал монументальные народные музыкальные драмы «Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1872) и «Хованщина» (1872-1880, завершена Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, 1883). Запечатлел живые человеческие образы также в песнях — драматических сценках, в которых обращался к социально заостренным темам из народной жизни («Калистрат», «Сиротка»). Среди сочинений: опера «Сорочинская ярмарка» (1874-1880, окончена Цезарем Антоновичем Кюи, 1916), фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874), вокальные циклы «Детская» (1872), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1877).
Творческие метания Мусоргского и житейские перипетии
Модест Мусоргский родился 9 марта (21 марта) 1839 года, в cеле Карево Псковской губернии, в семье помещика, представителя рода Рюриковичей. Занимался игрой на фортепьяно со своей матерью и в возрасте 9 лет исполнил концерт ирландского пианиста Джона Филда для аудитории, собравшейся в доме его родителей. В 1849 году он поступил в Петропавловскую школу в Петербурге, а в 1852 — в Школу гвардейских подпрапорщиков. Вскоре появилась первая публикация Мусоргского — фортепианная полька «Подпрапорщик». Несколько лет брал уроки игры на фортепиано у видного петербургского педагога А. А. Герке. В 1856 году, несмотря на отсутствие соответствующей подготовки, начал писать оперу на сюжет произведения французского писателя-романтика Виктора Гюго. В том же году поступил в гвардейский Преображенский полк. В 1857 году Модест познакомился с композитором Александром Сергеевичем Даргомыжским и Ц. Кюи, а через них — с композитором, пианистом и дирижером Милием Алексеевичем Балакиревым (которого уговорил преподавать ему основы композиции) и с художественным и музыкальным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым. Вскоре Мусоргский стал участником «Могучей кучки».
В 1858 году, после нервного или духовного кризиса, Модест Петрович Мусоргский уволился из армии. Большое значение для его духовного развития имело первое посещение Москвы в 1859 году, где он испытал прилив патриотических чувств и вдохновения. Хотя музыка Мусоргского начала появляться в программах публичных концертов, его творческая деятельность продолжала носить нестабильный, лихорадочный характер. В течение двух лет после освобождения крестьян (1861) он вынужденно участвовал в управлении семейным имением. Начатая было симфония осталась ненаписанной, а Стасов и Балакирев сошлись во мнении, что Мусоргский — «почти идиот». Вскоре, однако, Мусоргский вернулся к творчеству. В 1863-1865 годах он работал над либретто и музыкой оперы «Саламбо» по одноименной повести французского писателя Гюстава Флобера. В то время Мусоргский служил чиновником одного из министерств и жил в «коммуне» вместе с пятью молодыми людьми. Все они горячо отстаивали передовые (в понимании российской интеллигенции 1860-х годов) воззрения на искусство, религию, философию и политику. Противоречие между частной жизнью Мусоргского и его официальными функциями неуклонно обострялось. В 1865 году у него случился первый серьезный запой (возможно, это была реакция на смерть матери), в 1867 году он был отчислен со службы.
«Борис Годунов»
Лето 1867 года Модест Мусоргский провел в Минкино, имении своего старшего брата. Там он написал свое первое значительное произведение для оркестра — «Ночь на Лысой горе». Осенью того же года Мусоргский общался в Санкт-Петербурге с Даргомыжским, чьи опыты по обновлению вокальной декламации вызвали активный интерес «Могучей кучки». Стремлением углубить и развить находки Даргомыжского был продиктован следующий оперный замысел Мусоргского — «Женитьба» на полный прозаический текст комедии Николая Васильевича Гоголя (написав первый акт, Мусоргский оставил работу над оперой). В начале 1869 года он вернулся на государственную службу и в относительно спокойной обстановке смог завершить первоначальный вариант оперы «Борис Годунов» на собственное либретто по Александру Сергеевичу Пушкину и Николаю Михайловичу Карамзину. После того как руководство Императорских театров отвергло оперу из-за отсутствия в ней значительной женской роли, композитор начал готовить ее новую редакцию. В 1872 году опера была отвергнута вновь; тем не менее отрывки из нее стали исполняться публично, а ее клавир вышел в издательстве В. Бесселя. Наконец, Мариинский театр принял оперу к постановке. Премьера «Бориса Годунова» состоялась в начале 1874 года и прошла с большим успехом.
В последнее десятилетие жизни Мусоргского
В 1870 году Модест Петрович Мусоргский завершил вокальный цикл «Детская» на собственные слова, а два года спустя начал работать над своей второй оперой на сюжет из российской истории. Оригинальное либретто «Хованщины» посвящено событиям раннего периода царствования Петра I. Монументальное по замыслу произведение (Мусоргский назвал его «народной музыкальной драмой») осталось неоконченным. Одной из причин этого были запои, мешавшие длительным творческим усилиям; к тому же композитора серьезно занимали и другие замыслы. В течение 1870-х Мусоргский сочинил вокальные циклы «Без солнца» и «Песни и пляски смерти» (оба — на стихи поэта Арсения Аркадьевича Голенищева-Кутузова, чью поэзию Мусоргский высоко ценил) и фортепианный цикл «Картинки с выставки», вдохновленный рисунками рано умершего архитектора Виктора Александровича Гартмана.
Тогда же Мусоргский увлекся идеей создания комической оперы «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю; этот замысел не был доведен до конца). В 1878 году жизнь Мусоргского на некоторое время вошла в относительно нормальную колею. Руководство департамента, где он служил, предоставило ему отпуск для концертной поездки на юг России в качестве аккомпаниатора певицы (контральто) Дарьи Михайловны Леоновой (1829-1896). Во время этой поездки Мусоргский сочинил «Песню Мефистофеля о блохе». Когда в январе 1880 года Модест Мусоргский вынужденно покинул государственную службу, Леонова предоставила ему кров и работу в своей школе пения. Между тем у Модеста Петровича развивалась алкогольная эпилепсия; в феврале года 1881 он был помещен в Николаевский солдатский госпиталь, где умер месяц спустя.
Непреходящее значение композитора
Мусоргский уподоблял свое творчество «живой беседе с людьми» и считал своим долгом говорить людям правду, которую он противопоставлял самодовлеющей красоте чистого искусства. Отсюда — характерный для музыки М.П. Мусоргского недостаток внешней отделки, отчасти обусловленный демонстративным нежеланием композитора освоить традиционные консерваторские дисциплины. После смерти Мусоргского его друг Н. А. Римский-Корсаков предпринял работу по завершению и оркестровке «Хованщины» и редактированию «Бориса Годунова», романсов, «Ночи на Лысой горе», «Картинок с выставки». При этом он активно вмешивался в авторские тексты, корректируя их гармонические и прочие «ошибки» и шероховатости; в обеих операх Римский-Корсаков сделал ряд больших и малых купюр и произвольно изменил порядок сцен. Редакции Римского-Корсакова способствовали популяризации музыки Мусоргского в России и за границей, однако заметно помешали более глубокому пониманию подлинного, «неотшлифованного» Мусоргского.
Обе большие оперы Мусоргского — не просто яркие, величественные и до известной степени «экзотические» произведения для музыкального театра (в редакциях Римского-Корсакова подчеркнут именно их декоративно-монументальный аспект), но и глубокие, многозначные историко-философские концепции. В них воссоздается неоднократно повторявшаяся в истории России ситуация всеобщей духовной смуты, когда главными носителями твердых нравственных ценностей оставались юродивые и религиозные фанатики. Жизнь самых разных слоев общества показана в операх Модеста Мусоргского как с внешней, парадной стороны, так и со стороны изнанки, часто весьма непривлекательной.
Отталкиваясь от находок Даргомыжского, М. Мусоргский разработал новый для русской музыки тип вокального речитатива, который он назвал «осмысленной/оправданной мелодией»; средствами этой «мелодии» Мусоргский психологически достоверно воплотил как нюансы повседневных взаимоотношений персонажей, так и их переживания перед лицом тяжелейших испытаний. В мелодическом и гармоническом языке Мусоргского возрождаются принципы модальности (архаический русский модальный колорит преобладает в больших народных сценах, которыми изобилуют обе оперы). В драматургии опер важную роль играет противопоставление русского и иностранного (чуждого) начал; для обрисовки последнего Модест Мусоргский прибегал к западной романтической манере письма (поляки в «Борисе», немцы в «Хованщине») и к стилизации в восточном духе («персидки» в «Хованщине»).
Вокальные циклы, лучшие романсы и песни Мусоргского также одушевлены стремлением к достоверному воссозданию жизни во всем ее многообразии. Особое место в наследии Мусоргского занимают «Картинки с выставки» — его единственное законченное чисто инструментальное произведение крупной формы. Скромные рисунки Гартмана вдохновили Мусоргского на создание подлинной симфонической по своему размаху фрески, в рамках которой колоритные и разнохарактерные миниатюры объединены необычайно действенной сквозной драматургической идеей. Неслучайно «Картинки» часто обрабатывались для оркестра; непревзойденной остается оркестровка французского композитора Мориса Равеля (1922).
Модест Мусоргский скончался 16 марта (28 марта) 1881 года, в Санкт-Петербурге.
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.