Юрий Павлович Спегальский
Его отец, Павел Константинович Спегальский был строительным рабочим, мастером по орнаментальной лепке, мать происходила из древнего дворянского рода Печенко.
Юрий Павлович ощутил в себе живой интерес к псковской старине с ранних лет.
«На редкость удачно сложились мои детство и юность, которые как будто специально прошли так, что бы сделать из меня реставратора и исследователя памятников архитектуры» — вспоминал сам Ю.П.Спегальский. Он много времени посвящал обмеру и зарисовкам древних построек Пскова, собирал осколки древних керамических изразцов.
В 1918 году на Первой мировой войне погиб отец Ю.П.Спегальского, но он успел оставить в памяти сына воспоминания о себе, как о человеке «самом лучшем из всех людей на свете», сумел внушить ему любовь к родному городу и строительному делу. Вместе с памятью об отце Юрий Павлович всю жизнь хранил и его рабочие инструменты, которые сегодня можно увидеть в музее-квартире Ю.П.Спегальского в Пскове.
После того, как мать Ю.П.Спегальского вторично вышла замуж, жизнь юного Спегальского осложнилась из-за тяжелого характера отчима, который к тому же не понимал и не принимал увлечения пасынка стариной, считая это совершенно пустым занятием. После очередной ссоры подросток убежал из дома и по существу отказался от материальной поддержки семьи, поступив на работу в помощники к печнику. Ему было тогда 13 лет. А через два года он стал совершенно самостоятельным человеком, отказавшись переезжать с семьей в Ашхабад. С тех пор ему приходилось совмещать учебу в школе и работу каменщиком на стройках. Но на его увлечении стариной это никак не отразилось.
В школе №1 г.Пскова, где учился Ю.П.Спегальский, он создал краеведческий кружок и часто сам выступал там с докладами. А в 1927 году в сборнике «Псковского общества краеведения» была напечатана его статья «О значении памятников древнепсковской архитектуры». Стараясь глубже познакомиться с древней русской культурой, он изучал разнообразные источники – фольклорные, археологические, исторические, в которых мог почерпнуть знания о русской и псковской старине. Изучал он и русский былинный эпос, и архивные материалы, и псковские летописи. Он так же развивал в себе художественные способности, стремясь овладеть изобразительной техникой: рисунком, акварелью, темперой, маслом, фресковой живописью.
Готовясь к вступительным экзаменам на архитектурный факультет Академии художеств, Спегальский создал в доме Печенко, где он в то время жил, художественную студию для таких же, как и он, увлечённых рисунком, живописью и пластикой юных псковичей. В 1928 году Спегальский поступил в Академию художеств, а после её реорганизации и ликвидации архитектурного факультета стал студентом архитектурного факультета Ленинградского инженерно-строительного института.
В 1936 году после окончания учебы он поступил на работу в отдел охраны памятников при Леноблисполкоме, что давало ему возможность обследовать памятники не только Ленинградской, но и Псковской области.
В период 1939-1940 годов Спегальский занимается обследованием Кирилло-Белозерского монастыря, а так же участвует в работах по восстановлению Гремячей башни в Пскове, исследует и реставрирует один из памятников гражданской архитектуры Пскова – Вторые палаты Меншиковых («дом Яковлева»). Эта работа позволила сделать ряд новых ценных открытий в области гражданской архитектуры XVII века.
Война застала Спегальского в Ленинграде, где он по заданию исполкома Ленгорсовета в составе бригады верхолазов выполняет работы по маскировке высотных сооружений и живет мыслями о том, как нужно будет восстанавливать Псков после его освобождения от захватчиков. В самую жестокую блокадную зиму 1941 – 1942 года он создает серию рисунков — реконструкций древних псковских памятников под названием «По Пскову XVII века». Рисунки из этой серии частично были опубликованы в одноименной книге, вышедшей в свет 1974 году.
«Думая о Пскове, о его восстановлении, думая об этом еще в 1941 – 1942 годах, я самостоятельно пришел к псковскому варианту идеи сохранения остатков старины путем создания архитектурных заповедников» — писал он позднее. Так сильна была его вера в победу и любовь к Пскову, которые не смогли поколебать даже тяготы блокадной жизни.
В 1942 году он знакомится с Ольгой Константиновной Аршакуни, которая стала его женой, соратницей и верной спутницей до конца жизни.
В 1943 году Спегальский вместе с группой архитекторов Государственной инспекции охраны памятников работает на лесозаготовках. Там же в тяжелейших условиях труда и быта, он создает первые эскизы будущего проекта планировки архитектурных заповедников в Пскове.
В октябре 1944 года Спегальский был назначен начальником Псковской областной инспекции охраны памятников.
Период между 1945 и 1947 годами стал особым – очень плодотворным и напряженным периодом в жизни Ю.П.Спегальского. Ему предстояло решить не только огромное количество первоочередных задач по спасению памятников архитектуры, находящихся в аварийном состоянии, но и отстаивать идею о необходимости восстановления практически полностью разрушенного во время войны Пскова с учетом органичного включения исторической застройки в структуру современного города. Эту задачу и решал его проект планировки архитектурных заповедников.
Он предлагал разделить на две части территорию, необходимую для дальнейшего развития общественного центра Пскова: на территорию «свободной застройки», где памятников нет и где можно компоновать современные ансамбли и территорию скопления памятников, которые требуют особого к себе отношения. В том числе им были разработаны проекты жилых домов в два-три этажа, сомасштабных историческим постройкам, для их возведения в черте заповедных зон.
Но у такого подхода в Пскове было много противников. Тогда здесь преобладало мнение, что наличие большого количества памятников тормозит развитие города и что создавать современный Псков нужно, застроив его многоэтажными зданиями, оставив в городе лишь несколько памятников архитектуры. И только принципиальность и настойчивость Ю.П.Спегальского, его работа с ленинградскими архитекторами, которые занимались тогда разработкой плана планировки Пскова, привели к тому, что установленные его проектами зонирования древние улицы и площади, границы особых зон микрорайонов, все-таки вошли в общий генеральный проект планировки Пскова. Благодаря этому Псков не только избежал участи превратиться в типовой город без собственного лица, но во многом была сохранена культурно-историческая среда, формировавшаяся здесь на протяжении многих столетий.
Так же в планах Спегальского было создание в Пскове музея древнепсковской архитектуры и организация псковской проектно-реставрационной мастерской. И если планам по созданию музея так и не суждено было сбыться, то реставрационная мастерская появилась в Пскове в феврале 1946 года, а Спегальский был назначен ее первым руководителем.
Благодаря его энергичной деятельности реставрационная мастерская вела реставрационные работы и исследования памятников даже, не смотря на отсутствие самого необходимого — не хватало строительного оборудования и рабочей силы (вместо предназначавшихся для нее 20 рабочих было выделено всего 2). Спегальский не только собрал и подготовил специальную бригаду из каменщиков, штукатуров и плотников, которая впоследствии стала ядром производственного коллектива мастерской, но и сам многое делал собственноручно, совмещая в одном лице руководителя, исполнителя строительных работ и исследователя-реставратора.
Так, например, для экономии времени и средств, что бы как можно скорее вывести из аварийного состояния наиболее искалеченные, особенно в верхних частях, памятники, Спегальский поднимался на верха культовых сооружений без лесов, верхолазным способом. Таким образом им были восстановлены поврежденные барабаны и главы Троицкого кафедрального собора, глава Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря.
В 1946 году Ю.П.Спегальский пишет замечательный историко — художественный очерк «Псков». Художественное оформление книги — обложку, титульный лист, заставки и концовки — он выполнил сам.
Поскольку по глубокому убеждению Спегальского работа реставратора должна основываться на слиянии научной работы и производственной практики он, одновременно с консервацией и восстановлением памятников проводит и тщательное изучение их конструктивных и архитектурных особенностей, производит обмеры. На основании полученных данных он готовит полные проекты реставрации церквей Николы со Усохи (XVI в.), Богоявления с Запсковья (XV в.), Вторых палат Меншикова (XVII в.).
В 1947 году по ряду причин он был вынужден переехать из Пскова в Ленинград, где поступил в аспирантуру при институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина Академии Художеств. Во время учебы в аспирантуре в 1947 – 1951 годах Спегальский не прекращал заниматься вопросами охраны и реставрации памятников архитектуры Пскова.
В 1948 году из печати вышел сборник «Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР» под редакцией И.Э.Грабаря. Статья под названием «Памятники зодчества Пскова» была написана Ю.П.Спегальским специально для этого сборника.
В 1951 году Спегальский блестяще защитил кандидатскую диссертацию на тему о гражданской архитектуре Пскова. В этой работе он доказал факт существования верхних деревянных жилых этажей на каменных палатах XVII века. Факт этот был признан специалистами значительным не только для Пскова, но и для многих древних русских городов.
После защиты диссертации Спегальский очень хотел вернуться в Псков, но последовал отказ о приеме на работу и он вынужден был оставаться в Ленинграде.
В период с 1951 по 1956 год он работал в филиале Академии архитектуры СССР. Занимаясь там исследованием проблем современной архитектуры, Спегальский не переставал думать о проблемах сохранения памятников псковской старины.
«…Думаю все время о Пскове. Без сознания, что делаю все то, что обязан делать, к чему призывает честность, я никогда не смогу быть не только вполне счастливым, но и просто спокойным…»
В то время, живя в Ленинграде и не имея возможности напрямую приложить свои опыт, знания непосредственно к восстановлению памятников Пскова, Ю.П.Спегальский создает много графических, живописных и декоративно-прикладных произведений на псковскую тематику, применяя технические способы и художественные приемы древних мастеров. Паникадила (деревянные расписные люстры), расписные завесы и другие работы Спегальского можно увидеть сегодня в его мемориальном музее в Пскове.
В 1957 году Спегальский по приглашению Ленинградской реставрационной мастерской и ГИОПА (госинспекции по охране памятников архитектуры) принимает участие в верхолазной работе по восстановлению шпиля Петропавловской крепости. Учитывая всю техническую сложность запланированных работ, его участие в этом деле было необходимо, поскольку он совмещал в себе исследователя архитектуры, инженера и верхолаза.
В 1958 году Ю.П.Спегальский перешел на работу в ЛОИА АН СССР (Ленинградское отделение института археологии Академии Наук СССР). Здесь он получил возможность, наряду с основной темой научной работы в ЛОИА продолжать заниматься изучением средневековой архитектуры Пскова и древнерусского искусства в целом. Поэтому десятилетие, с 1958 по 1968, когда он работал в ЛОИА, стало самым плодотворным в творческой жизни ученого.
В период 1960 — 1968 годов он публикует ряд научных статей посвященных таким псковским памятникам, как церковь Козьмы и Дамиана с Примостья, церковь Николы со Усохи, Богоявления с Запсковья, Василия на Горке и другим.
А в 1963 году выходит в свет его книга «Псковские каменные жилые здания XVII века», в основу которой легли материалы диссертации Ю.П.Спегальского. Эта работа оказала немалое влияние на реставрацию памятников гражданского зодчества XVII века в Горьком, Гороховце и других древнерусских городах.
Работая в ЛОИА он выполняет еще одну крупную работу по исследованию русской деревянной гражданской архитектуры домонгольского периода. Эта работа, получившая высокую оценку ученых, в виде монографии «Жилище Северо-Западной Руси IX – XIII веков» была опубликована лишь в 1972 году.
Ю.П.Спегальский в своей научно-публицистической деятельности уделял большое внимание и тому, что бы материалы, рассказывающие о древнерусской культуре, о памятниках древнего Пскова были доступны и понятны для широкого круга людей. Его перу принадлежат научно-популярная статья «Сокровища древней архитектуры», написанная для сборника «Достопримечательности Псковской области» и книга «Псков. Художественные памятники», своеобразный путеводитель по древнему Пскову. Эта книга, вышедшая в 1963 году, имела большой успех у читателей и позднее дважды переиздавалась – в 1972 и 1978 годах.
В 1968 года Ю.П.Спегальский получил долгожданное приглашение на работу в Псков. И осенью того же года, обменяв свою ленинградскую квартиру на жилье в Пскове, он вместе с О.К.Аршакуни переехали сюда окончательно.
Так уж случилось, что после возвращения в Псков Ю.П.Спегальский прожил всего 150 дней. Но за этот короткий срок с сентября 1968 по январь 1969 он успел создать для Пскова еще одну работу — «Перспективный план реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова», который содержал в себе в том числе и проект комплексной реставрации памятников. Этот план – более усовершенствованный вариант его первого проекта планировки архитектурных заповедников, созданного в 1945 – 1947 годах.
Главным результатом этой работы ученый видел не только некую сумму отреставрированных древних зданий, но, прежде всего, создание наилучших условий их показа как памятников древнерусской культуры, освоения их в практических целях и использования для украшения города. Эта работа стала завершением его научных изысканий в области охраны и реставрации памятников народного зодчества Пскова.
Юрий Павлович Спегальский умер 17 января 1969 года после первого производственного собрания, состоявшегося в реставрационной мастерской.
Похоронен Ю.П.Спегальский на Мироносицком кладбище в Пскове.
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.