Бедность – наш главный политический порок. Бедняк всех ненавидит и ужрет…
«Немытая Россия» – не страна «рабов и господ», а страна бедных людей. Их в России – большинство. А учитывая, что и многие богатые русские тоже когда-то были бедными, мы имеем дело с большинством подавляющим. И чтобы понять, что происходит вокруг, нужно вглядеться в народную толщу и её самые тёмные сгустки.
Психологический портрет
Представители низших слоёв общества рождаются и существуют в обострённой нехватке ресурсов, в борьбе за них. Собственно это и есть определение бедности. В результате отношения между людьми выражено иерархичные, антагонистические, конкурентные («если не ты, то тебя», «бить надо первым»). Страх за своё настоящее и будущее неминуемо ведёт к повышенной агрессии, к которой привыкают с ранних лет.
В самом безобидном виде агрессия и иерархичность проявляются повсюду в виде беспричинного хамства, заносчивости, грубости и чванства. Хамят гаишники, пограничники, врачи, учителя. Хамят в посольствах и муниципальных учреждениях. А вспомните брань, драки и кровь в очередях за неликвидом или в давках у лопат с блинами.
Большую часть времени представители низшего класса занимаются выживанием в широком смысле слова: грызутся и собачатся, работают локтями, пашут за копейки в две смены, халтурят, воруют, отсиживают срок в тюрьме, ищут дозу, бутылку, жертву.
Выживание при нехватке ресурсов особенно сопряжено с воровством. Воруют начиная от цветов из клумб, свечек на могилах – и заканчивая миллиардами долларов из казны. Я берусь утверждать, что утечка капитала происходит не потому, что его выгодно держать и вкладывать в успешных сегментах глобального рынка, а потому что прятать крупные деньги в нищей стране сложнее и опаснее, чем вне её. Можно потерять награбленное и спрятанное, могут найти и забрать. Деньги из бедной страны от страха бегут, и все разговоры о деофшоризации –в пользу бедных.
Стоит ли удивляться коррупции в стране, где бедные слои общества являются её основой, почвой, гегемоном?
Обострённая иерархичность низших слоёв общества рождает свои устои: дворовые правила, бандитскую мораль и тюремную романтику. Выяснение чужого социального статуса и подтверждение своего – важный социальный ритуал людей из низов («кто реальный пацан, а кто лох», «кто на шконке, а кто под шконкой», «кто дух, кто дед, а кто черпак»).
Это ярко проявляется массовой культуре. Место действия сериалов – гаражи, помойки, теплотрассы, казармы, лагеря. Частенько главный герой – киллер, спортсмен, проститутка, крутой мент. Привлекательность таких сериалов объясняется не дурным вкусом или целенаправленной политикой продюсеров. Просто эти сериалы говорят на понятном, доступном для бедного зрителя языке. Эти сериалы и фильмы – «про жизнь», «про жизненные вещи», «про нашу действительность», «да, все так и есть»…
Низшие слои общества – рассадник всевозможных социальных болезней: от бездомности до туберкулёза. Бедняки пренебрежительно относятся не только к своему и чужому здоровью, но и к своей и чужой собственности. Чем ближе ко дну общества, тем больше бесхозности, разрухи, грязи, кавардака и антисанитарии.
Низшие слои общества плохо образованы. Отсутствие полноценного, систематического образования передаётся из поколения в поколение и прочно создаёт в сознании людей урезанную картину окружающего мира.
Низшие слои общества аполитичны. Обнажённая иерархичность затмевает непонятные политические процедуры. На политику у них нет энергии. В результате они легко внушаемы, легко поддаются угрозам («не проголосуешь – уволим, не дадим пособие, сократим зарплату»). Поэтому с удовольствием отдают свои голоса за неисполнимые обещания, за бутылку водки, вязанку дров, продуктовый набор. Или бесплатно, потому что «так надо», «бог терпел и нам велел».
Злость и зависть, мнительность, обидчивость, злопамятность, обострённое чувство особой народной «справедливости» низов делают из них массовых стукачей, сторонников расправ, запретов, репрессий, расстрелов и жестоких казней. Чем и пользуются ловко власти.
Низшие слои общества – главные потребители пропаганды, патриотизма, богоносности, мессианства, легенд об особом пути. Эти разговоры в пользу бедных выступают для низов в качестве временного анальгетика, который, как и алкоголь, временно снижает тревожность и страх, снимает социальное напряжение.
Мышление низов – пассивное из-за страха «получить по шапке», из-за страха перемен, которые могут принести новые лишения. Ожидают ли бедняки чего-то хорошего от неопределённого будущего? В большинстве случаев – нет. Низы – первые сторонники стабильности. Любые намёки, связанные с какими-то переменами, принимаются ими в штыки, агрессивно блокируются. Они глубоко пессимистичны, их хаты – всегда с краю. «Лишь бы не было войны», «может быть и хуже», «авось само рассосётся, обойдётся», «как бы чего не вышло».
Их память коротка, они живут они одним днём, плохо что-то планируют. Раз ресурсов нет, то нечего и планировать.
Жёсткие законы иерархии диктуют необходимость не выделяться из толпы, потому что это может вызвать конфликт или неодобрение окружающих («не высовывайся, тебе больше всех надо?»). Человек как бы интуитивно ощущает гнетущее внимание со стороны угрюмых сограждан («ты что, особенный? лучше других?»). Они наверняка ждут, когда он оступится, «лоханется», «лопухнется», чтобы высмеять, осудить, опустить, использовать. Даже когда совсем нет оснований для такого поведения, он от него не отступает, действует на автомате – так надёжнее. Восприятие всего окружающего мира происходит через призму личного негативного опыта. Вместо кооперации – конфликт. Вместо поддержки – желание воспользоваться чужой ошибкой.
Часто можно слышать от соплеменников, отдыхавших за границей, как они искали курорты и места, где не слышна родная речь, не видны «родные рожи»… По этой же причине широко распространена русофобия уехавших в другие страны соотечественников.
Если гегемоном общества является низший класс, это значит, что из него выходят не только преступники и алкоголики, но и, например, сотрудники спецслужб, офицеры армии и полиции. Из низов появляются директора школ, судьи и прокуроры. Стоит ли удивляться их коррумпированности? Да и не удивляется никто. «Деньги есть – договорится, откупится». Стоит ли удивляться садизму сотрудников ФСИН и полиции, «вышедших из народа» и применяющих «дыбы», «слоники», анальные пытки граждан стеклотарой?
Из грязи – в князи
Бывает, что дети чернорабочих становятся крупными чиновниками с большими рычагами управления и финансовыми возможностями. Но попав на ступеньку выше, они не изменяют родным законам бытия. Часто те, кто испытывал длительный голод, продолжают и тогда, когда холодильник полон, неистово запасаться сухарями. Для демонстрации и утверждения своего нового статуса князи, вышедшие из грязи, хапают все подряд: ботинки, часы, машины, яхты, самолёты, виллы. Причем огромную часть этого не используют вообще никак.
Оказавшись в касте привилегированных, человек из низов соблюдает изначальную стратегию выживания: лижи зад тем, кто выше, и опускай безжалостно тех, кто внизу. Он никогда не позаботится об окружающих – даже из прагматичного расчета получить потом дивиденды в свою пользу. Наоборот, автоматически будет стремиться сохранить, законсервировать чей-то несчастный случай – «прозапас».
Низший класс испытывает неприязнь не только к собственным представителям, но и к классу над ним. Он завидует среднему классу, желая либо забрать у того все ценное («отобрать и поделить»), либо просто истребить: «если нет у меня, пусть и у тебя не будет».
Средний класс и либералы
В обществе, где гегемоном является низший класс, средний класс неминуемо пребывает в деформированном состоянии.
Немногочисленный средний класс в России растёкся тонким слоем маргарина по наковальне. Снизу подпирают толщи низшего слоя, а сверху висит молот высшего класса, существенная часть которого имеет сомнительное происхождение.
Вообще есть впечатление, что и молот, и наковальня в долгой перспективе преследуют одинаковые цели и работают заодно. В результате – ощущение безысходности и беспомощности. Вечный страх, мешающий всякому серьезному развитию: снизу позавидуют – сожгут; сверху – все отнимут. И вся перспектива остаётся лишь в одном – по возможности покинуть страну и стать средним классом другого общества. Те, кто остаются – призирают уезжающих, завидуя им; а уехавшие и потерявшие одно из самых дорогих благ – родину, злобно клянут оставшихся.
Еще в нашей стране за последние годы возникла самая, пожалуй, ненавистная большинству прослойка – либералы. Однако здесь надо сделать важное уточнение. Либералы – это замусоленный ярлык, который вешают на очень разных людей, преследующих разные жизненные цели.
Есть так сказать приличные либералы, немногочисленные представители среднего класса, которые пытаются реализовать свои идеи и замыслы, улучшить своё благосостояние путем личного труда и усидчивости. Они могут в чем-то заблуждаться, придерживаться несуразных экономических и политических теорий, наивно верить всяким краснобаям… В России эти люди выглядят нелепо, неуклюже, не к месту – что и выводит из себя представителей низших слоёв, порождая в них ненависть к этим чудикам.
Но есть и состоятельна прослойка, которая видит в размытой либеральной мысли источник статус-кво, защиту для наворованных состояний и разных нетрудовых доходов. Их либерализм – это дымовая завеса, пыль в глаза с целью заставить общество «не обращать внимания на человека за занавеской».
Бывшие бедные мозолят глаза низам нарочитой демонстрацией своих богатств и роскоши, вызывая сильное раздражение и желание прибегнуть к опыту продразвёрстки и раскулачивания в самом жёстком варианте. В итоге же и «приличные либералы» с недоумением наблюдают за происходящим и тоже испытывают дискомфорт и антагонистические чувства, пребывая в стране, где гегемоном является бездна бедности. Они боятся агрессивных народных масс, перспектив общества-неудачника и жизни в таком обществе.
И что же дальше? Где выход из тоннеля?
А как в таких условиях, в таком социуме может происходить честная, конкурентная борьба через честные демократические процедуры? Могут ли избиратели, представляющие разные слои общества, добиться защиты своих интересов через своих избранников?
Увы, и эти самые избранники – те же «князья из грязи», чья сущность уже выше обрисована. И первое, о чем они мечтают – не улучшить жизнь своим избирателям, а всеми ногами отпихнуться от них, загнать их в еще худшее дерьмо.
Так есть ли свет в конце тоннеля? Твёрдо отвечу: в сложившийся парадигме его и быть не может.
Прежде всего, что подразумеваеть под этим светом? Для меня – это изменение структуры социума, где гегемоном должен стать средний класс, а не толща низов. С бедностью необходимо бороться любым способом, любыми нетривиальными методами (хоть ныне модными рецептами Мейнарда Кейнса, с адаптацией под современные технологии) – и увеличивать средний класс минимум втрое.
Выиграет ли низший класс от таких перемен? Безусловно. Но в силу всего выше сказанного осознать необходимость их он не может – тем более возглавить эти перемены. «Народ решил, народ выбрал, народ сделал» – это все опять же разговоры в пользу бедных. Мировая практика показывает, что из бедности людей вытаскивают за волосы, силком, через не хочу. Спасение утопающих – не дело рук утопающих, а обязанность квалифицированной команды, без чьей помощи утонут все. И любой спасатель на воде вам скажет, что тонущие часто ведут себя неадекватно и агрессивно по отношению к спасателям.
Запуганный и малочисленный средний класс России выиграет от таких изменений больше всех. Быть человеком с ресурсами в бедной стране – все равно что быть бедняком в самой богатой. Ни о какой самореализации и речи быть не может.
Дело за малым – перестать бояться народной толщи и тем более призирать её. Нужно осознать свою роль в создании нового фундамента для будущего страны. Если не из добрых побуждений, так из личных прагматичных расчётов. Здесь я оговорюсь, что на нынешней политической арене полноценных представителей среднего класса практически нет. Есть только мимикрирующие конъюнктурщики с громким голосом и тихим умом…
Так вот, хоть света в конце тоннеля сегодня нет, его, на мой взгляд, можно все-таки зажечь – реализуя все те соображения и предложения, которые я попытался обобщить в этой статье. Пусть Россия – бедная страна, в которой живет большинство бедных люди. И что с того? Ведь есть и приличные граждане, на которых до сих пор у нас все держится, вот и с ним надо иметь дело,.
И время еще не упущено – напротив, как раз все события и неприятности пары последних лет должны стать веским доводом в пользу действительной экономической и политической перестройки.
А, как говорится, Горбачева-перестройщика бояться – в лес не ходить!
Источник —https://publizist.ru/blogs/108984/20339/-(Олег Дедов)
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.