«Безумный Макс»: яростное отражение современного мира
Оригинальная трилогия про постапокалиптический мир будущего «Безумный Макс: Дорога ярости» произвела эффект разорвавшейся бомбы и положила начало отдельному ответвлению в жанре фантастики. Вышедшая через 30 лет после оригинальной трилогии «Дорога ярости» картина задала новый стандарт в жанре боевика.
Реакция на фильм как у зрителей, так и у кинокритиков в основном была крайне восторженной. Но были и такие, кто разругал фильм и окрестил его «тупым боевичком». А ведь на самом деле «Дорога ярости» – это… ну да, тупой боевичок. Но это не значит, что в нем не скрыт глубокий подтекст!
Основная идея мира «Безумного Макса» в том, что история на самом деле циклична, люди натыкаются на одни и те же грабли снова и снова.
Так, после мирового конфликта общество возвращается в средневековое состояние. Люди живут в маленьких городах-государствах, которыми управляют жестокие тираны.
Самый интересный образ, как ни странно, у главного злодея, Несмертного Джо. Несмертный Джо – это образ идеального диктатора, смесь практически всех тиранов, существовавших в истории человечества. В нем сочетаются образы викингов, Гитлера, лидеров террористических организаций и мн. др.
Режим Несмертного Джо представляет собой едкую помесь секты и жесткой теократии, которая держится на нескольких столбах. «Духовной скрепой» режима Несмертного Джо является германо-скандинавская мифология о Валгалле.
Напомним, что Валгалла – это своеобразный рай для павших воинов. Досуг там проходит в бесконечных битвах и увеселениях с прекрасными девицами. Попасть в Валгаллу было величайшей честью для любого воина, однако для этого смерть должна была настигнуть его именно в битве. Это неслабо мотивировало воинов Несмертного Джо жертвовать собой в бою.
Кстати, любимый публикой слепой гитарист – тоже отсылка к воинам прошлого, аналог боевого горниста.
Армия Несмертного Джо слепо повинуется еще одному идолу – автомобилям. Как ни парадоксально, в мире, где каждый день идет война за каждую каплю топлива, все жители пустыни разъезжают на огромных автомобилях, которые сжигают это драгоценное топливо в мгновение ока.
Здесь режиссер наверняка проводит параллели с современным сообществом, невероятно зависимым от своего транспорта. В интервью Миллер рассказывал, что на идею мира «Безумного Макса» оказали влияние события 1973 года, когда страны-члены ОПЕК, а также Египет и Сирия ввели нефтяное эмбарго в отношении стран, которые поддерживали Израиль в конфликте с Сирией и Египтом.
Цена на нефть за год взлетела с 3 долларов до 12, вызвав небывалую панику в США и в странах Запада. То время заставило Миллера удивиться тому, на что способны люди, чтобы заставить свои машины ездить. А соавтор сценария, журналист Джеймс Маккосланд, вдохновлялся своими воспоминаниями о протестах около бензоколонок, огромных очередях и насилии, на которое шли австралийцы, отчаявшись получить дешевый бензин.
Но вернемся к фильму. Свою покорность автомобилям и правителю воины полураспада выражают особым жестом – скрещенными пальцами над головой. Некоторые считают, что это олицетворение восьмицилиндрового двигателя. Не будем спорить, но этот жест и по форме, и по содержанию больше напоминает нацистское приветствие, которое выражает помесь единства, восхищения и верности господину.
В психологии этот эффект называется феноменом «заражения толпы»: когда сотни, тысячи человек одновременно вскидывают руки над головой, они сливаются в порыве единого восхищения и любви к вождю. В такие моменты разумы индивидов сливаются в разум управляемой толпы, которая готова выполнить любое приказание.
Экономической составляющей режима Несмертного Джо является неограниченный доступ к жизненно важным ресурсам. В результате удачно проведенной военной операции Джо захватывает Цитадель, естественную природную крепость, и становится единоличным владельцем бесконечных потоков чистой воды.
Отдельного внимания заслуживает сцена, когда хозяин Цитадели ленивым движением руки обрушивает тонны драгоценной жидкости на истощенный люд, который смотрит на Джо как на Бога. Здесь можно увидеть сравнение с лидером ДАИШ (запрещенная в России террористическая организация) Абу Бакр аль-Багдади, чьи войска прочно оккупировали нефтедобывающие территории. Продажа нефти с этих территорий на черном рынке приносит радикальным исламистам сотни миллионов долларов в год.
Еще одну параллель с ДАИШ можно заметить и в наличии у главного злодея гарема из невольниц. Насколько известно, исламисты активно практикуют похищение девушек для пополнения своих гаремов.
Вообще тема положения женщины в социуме достаточно сильно выражена в фильме, что вызвало дискуссии на тему того, не стал ли фильм пропагандой феминизма. Лично мнение автора: это скорее дань современной моде на политкорректность, нежели какой-то серьезный посыл.
«Безумный Макс: Дорога ярости», на первый взгляд, кажется пустым и ограниченным фильмом, однако содержит огромное количество мелких деталей, которые вместе образуют мир, чем-то пугающе похожий на наш.
Уже за это фильм заслуживает оскаровской статуэтки.
Артем Добровольский
http://politrussia.com/society/bezumnyy-maks-doroga-547
Осторожно! Двери открываются. Комментарий
Статья с положительным отзывом об очередном голливудском боевике, в котором рассказывается о том времени, когда люди живут в маленьких городах-государствах, которыми управляют жестокие тираны.
Об одном таком правителе- о Несмертном Джо автор пишет: «В нем сочетаются образы викингов, Гитлера, лидеров террористических организаций и мн. др». И далее уточняет: «Духовной скрепой» режима Несмертного Джо является германо-скандинавская мифология о Валгалле».
Из перечисленного следует, что в Голливуде о своих корнях не забывают. Один из центральных персонажей фильма наделен признаками викинга. При его разработке сценаристы обращались к германо-скандинавской мифологии о Валгалле. Видимо, получилось ярко и зрелищно, да так, что наверняка запомнится. Это равносильно тому, что ,образно говоря, перед зрителем как бы «двери открываются» в чужую культуру . Иными словами, тоже самое переориентация человека в иную культуру через воздействие на его сознание и управление его памятью. В данном случае чужая культурная традиция, связанная с «запомнившимся» Несмертным Джо, займет в головах россиян место, где должно было бы находиться, что- то свое, родное.
Известно как работает реклама. Человек запоминает, а потом делает выбор, в пользу известного. Зачастую неосознанно. Аналогичное воздействие на зрителя оказывает кино , поэтому он связывает себя с чужой культурной средой. Примечательно, что к кино применительно важное условие, чтобы оно работало как реклама – лента должна быть хорошо сделанной. Является ли фильм «Безумный Макс» хорошим или хорошо сделанным? Вопрос. Кажется, зрителей он собрал. А в это время российское кино стоит в стороне в очереди за наградами кинофестивалей. Оно все больше напоминает вещь в себе. И о национальных культурных традициях наши кино производители стараются не упоминать лишний раз.
Георгий Садков
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.