Борис Дверницкий. Русское в русской философии
Об особенностях русской философии …
- Основной предмет философии — человек, богословия — Бог, науки — вселенная, космос, природа. Это выражает трехуровневый характер познающей мысли: духовный в богословии, идеально-душевный в философии, плотский (земной) в науке. Хотя они связаны между собой достаточно тесно, но развиваются по своим автономным законам. (Как аналогия разные законы для льда, жидкости и пара единой водной субстанции). При этом в богословии основой является Божественное Откровение, в философии мысль как одна из основополагающих субстанций человека, в науке эмпирика (наблюдения и эксперименты). Конечно, мысль присутствует на всех уровнях, но только в философии она является главной движущей силой познания.
Последняя вершина философии — философская антропология, её еще можно назвать гуманизмом в самом высоком значении этого слова или метафизикой человека, в которой человек постигается во всей своей целостности и полноте. Проблема человека ставилась уже первыми философами Индии, Китая, Древней Греции. И в последующие времена не было ни одной философской школы, в которых не поднимался бы вопрос о человеке, и существовала тенденция обосновать все знание и весь мир исходя из человека и убежденность, что без антропологического обоснования все проекты и картины мира неизбежно теряют внутренний смысл. Отсюда и возникновение в XX веке философской антропологии, претендующей на то, чтобы быть не узкой дисциплиной в рамках философии, а новой фундаментальной наукой о человеке. Значимость той или иной философской школы (немецкой, французской, русской) определяется способностью идти своим путем к вершине, отчего нельзя никакой даже самый продвинутый путь считать единственным для всех и мерить его критериями подходами, методами все остальные устремления мысли. Чем ближе к вершине, тем больше понимания между школами, на самой вершине забудутся все противоречия, исчезнет непонимание друг друга и обозначится идеальный человек, но не в его абстрактно-универсальном виде, а в национальном своеобразии и выразительности.
- Итак, основной предмет философии — человек, не мир, природа, вселенная, а человек как нечто целое. Все перечисленное выше — предмет науки. Другое дело, что ученый должен правильно мыслит о человеке и через призму-человека смотреть на все остальное. И если он неполно понимает человека, то и его размышления об окружающем мире будут ограниченными. Другими словами философия первичнее науки, но это отдельный разговор.
Нет человека вообще, а есть русские, немцы, французы и т.д., как нет одного языка для всех, отличного от национальных языков. И потому основной предмет русской философии есть русский человек. То же можно сказать и про словесность и искусство.
Русское в русской философии тем самым есть русский человек в его характерности, т.е. в его отдельности, неповторимости и т.д. При этом нельзя сказать, что русский человек есть особая «разновидность» человека вообще; и помимо него существуют другие типы людей — немцы, французы и т.д. Правильнее считать, что есть русский, немецкий, французский путь реализации «идеального» человека, «второго Адама», не человека вообще, а именно «второго Адама» или «небесного человека». Как пишет ап.Павел: «Первый человек из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15: 47-48). «Дети мои, для которых я снова в муках рождения. Доколе не изобразится в вас Христос» (Гал. 4: 19).
Стремление сделать человека главным предметом философских размышлений определяющая черта русской философии. Заметим, не только в философии. Ф.М.Достоевский в письме к брату Михаилу писал: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Для русского философа — человек не только часть какого-то общего целого: человечества, нации, племени, рода, государства, социума, общества, сословия, класса, не есть он только «познающая форма материи» или «конечный продукт эволюции живого». Человек есть некое целое, подобное Богу существо, заключающее в себе всю полноту жизни. Отсюда характерное для русской философии стремление увидеть человека как целое или даже как подобное Богу существо, наделенное Творцом творческой силой. Это особенно проявляется у Н.А.Бердяева, но присутствует и у других русских мыслителей. Н.Н.Страхов писал: «Человек — узел мироздания, его величайшая загадка, но и разгадка его». П.Л.Лавров утверждал, что только весь человек в целом явлении его жизни — истинный предмет философии. «Философствовать — это развивать в себе человека, как единое стройное существо». У Н.К.Михайловского читаем: «Пусть кто хочет, смотрит на меня, как на часть чего-то стоящего надо мной… но я не перестаю видеть в себе полного человека, цельную личность, я хочу жить своей доступной мне жизнью, — и только туда войду сознательно и добровольно, где мне гарантирована ценность, нераздельность, полнота всей личности». «Философ не тот, который сообщает человечеству какие-нибудь неожиданные диковины, а тот, кто изъясняет человеку его же самого» (1, с.336).
Отсюда проистекает стремление найти некие врожденные свойства, качества, правильнее субстанции человека, вечные и неизменные во все времена антропологические законы, которые можно сравнить с догматами о Боге в богословии и законами природы (вещества) в науке. Отсюда и задачи решаемые русской философией.
Первая задача. Увидеть и сформулировать «догматы» о человеке или основополагающие (метафизические) истины о нём.
Вторая задача. Соединить их в естественную, а затем и в метафизическую систему человека.
Третья задача, которая смыкается с религией. Воссоздать в себе цельного человека (её мы в дальнейшем рассматривать не будем). Это было сформулировано уже И.В.Киреевским: «Главный характер верующего мышления заключается в стремлении собрать все отдельные силы души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум, и воля, и чувство, и совесть, прекрасное и истинное, удивительное и желаемое, справедливое и милосердное, и весь объем ума сливаются в одно живое единство, и таким образом восстанавливается существенная личность в её первозданной неделимости» (2, с.275). Похожее у Ю.Ф.Самарина: «Создание цельного образа нравственного человека есть наша задача» (3, с.137). А.С.Хомяков решает эту задачу сугубо практически: «Каждый человек находит в Церкви самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, а в силе духовного единения с братьями, со Спасителем. Он находит в ней себя в своем совершенстве или точнее — находит в ней то, что есть совершенно в нем самом» (4, с.111-112). А «вот что говорил о целостности патриарх Кирилл в интервью каналу «Россия» в феврале 2010 года: «Святость — это целостность человека. Это, в первую очередь, внутренняя сила. Он самодостаточен, и, что очень важно, у этого человека есть внутреннее зрение. Праведный считает себя грешником, поэтому у него хватает мужества и внутреннего зрения видеть свою неправду. А грешный человек ничего не видит — только свое собственное «я», и всегда в розовом свете. Один реалист, другой фантазер. Один человек целостный и сильный, другой внутренне очень слабый. Целостность дает Божия благодать, которую мы в Церкви почерпаем, в сочетании, конечно, с человеческими усилиями».
- На пути решения основной задачи русской философии предстоит преодолеть два соблазна. Первый — освободить человека от сугубого подчинения «большим вещам — государству, нации, социальным институтам, идеям и идеологиям, законам истории и экономики, при котором человек вторичен, ибо тогда его поведение, поступки, душевный и духовный мир — косвенно или прямо определяются уровнями социальной, экономической, исторической реальности» (5, с.159). Второй соблазн — пойти по пути других философских школ. Ибо если для русской философии основным предметом философской мысли стал человек, то у других — сущее, бытие, экзистенция, сущность и другие категории разума. При этом философы сущего, бытия и т.д. обычно имеют учение о человеке, но именно о человеке. Смотрят же они на мир не через человека и в этом их принципиальное отличие от русских мыслителей.
- А теперь посмотрим, как эти задачи решались теми или иными русскими мыслителями.
В творчестве К.Н.Леонтьева я находил врожденную идею о неравенстве людей или метафизическую истину о горизонтальной иерархии людей. Вот как я писал об этом в статье «Иерархия — вечный закон человеческой жизни» (6, с.424-427).
«Сформулирую главную, господствующую, стрежневую мысль Леонтьева, ту аксиому, из которой он исходил, и которая определяла его подход к решению многих вопросов, его, если можно так выразиться, основную метафизическую интуицию о горизонтальной иерархии человеческого бытия.
Во всех областях человеческой деятельности и творчества существуют три основы жизни. В соответствии с ними наличествуют три ступени или формы жизни и деятельности людей, обеспечивающие наибольшую полноту проявления заложенных в человеке сил и способностей.
Три основы бытия, являясь параллельными путями к Богу, имеют внутри себя естественную соподчиненность, образуя единое структурное целое или горизонтальную иерархию Церкви и человеческого общества в целом.
Между тремя основами бытия не существует врожденного антагонизма, напротив, лишь находясь в трехосновном единстве, человек может осуществлять всю полноту общения с духовным и идеальным во всех областях жизни и творчества.
Трехосновность человека и человеческого общества — залог неисчерпаемого и цветущего разнообразия человеческой жизни и творчества. Искусственный отказ от горизонтальной иерархии примитивизирует жизнь и вносит в неё элемент неизбежной вражды и ненависти к другим, не таким, как мы.
Трехосновность в сакральной сфере бытия — это три степени посвящения — верный (крещеный), священник и епископ. «Если мы рабы, — писал св.Григорий Богослов, — бойся побоев; если наемник, одно имей в виду: получишь награду; если стоишь выше раба и наемника, даже сын ты, стыдись Бога как Отца, делай добро потому, что хорошо повиноваться Отцу. Хотя бы ничего не надеялся ты получить, угодить Отцу само по себе награда». В своем отношении к Иисусу Христу христиане тоже делятся на три группы: рабы (слуги), друзья и братья. «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его» (Ин. 15: 15). «Иисус говорит ей: … иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20: 17). «Кто будет исполнять волю Отца Моего небесного, то Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12: 50).
В искусстве и литературе первая основа — это журналисты, актёры, певцы и вообще исполнители; вторая — редакторы, режиссёры, дирижёры, балетмейстеры; третья — поэты, писатели, драматурги, скульптуры».
Подробнее трехосновность во всех сферах жизни человека рассмотрена мною в книге «Шестоднев о человеке» (СПб., 2008, с.54-72).
Л.М.Лопатин в книге «Аксиомы философии» писал о врожденных и вечных аксиомах разума. К ним он относил «общепринятые и общеобязательные истины в том значении слова, что они, несмотря ни на какие сомнения и споры, сохраняют свою внутреннюю убедительность для каждого ума и имеют над ним такую практическую власть, что даже те, кто в них сомневается, постоянно и невольно ими пользуется как непреложными критериями всех своих суждений». Далее он пишет: «Доказательство необходимости этих истин для нашего разума заключается именно в невозможности по отношению к ним серьезного и до конца проведенного сомнения. Такие истины, ввиду их непосредственного убедительного характера, я назвал аксиомами философии». Аксиомами разума Лопатин считал: «принцип тождества (всякая вещь есть то, что она есть, а не что-нибудь другое), закон причинности (всякое действие имеет причину и всякая причина обнаруживается в действии), принцип субстанциональности (во всяком действии, явлении и состоянии что-нибудь действует, является и испытывает состояния), принцип объективности нашей мысли (что с совершенной необходимостью мыслится о каком-нибудь предмете ввиду его данных свойств и отношений, в самом деле, принадлежит ему)» (7, с.316). И подводя итог, он констатирует: «Действительное отречение от аксиом разума было бы полным самоуничтожением разума: такое отречение фактически немыслимо, пока мы рассуждаем и думаем» (7, с.317). Существенно и другое его утверждение: «аксиомы философии не представляют из себя чего-нибудь абсолютно разрозненного, — напротив, они тесно связаны между собой и предполагают друг друга. И, тем не менее, каждая из них обладает своим особым содержанием и пользуется общепризнанною убедительностью как таковая. Эта убедительность для большинства умом остается совершенно непосредственною, так сказать интуитивною» (7, с.322).
А вот характерные цитаты из книги Н.А.Бердяева. «Проблема человека — есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя» (7, с.54). «Проблема человека не может быть подменена проблемой души, психологического сознания, ни проблемой духа, ни проблемами идеальных ценностей, идеей добра, истины, красоты и пр. Человек не есть субъект гносеологии, не есть душа психологии, не есть душа пневматологии, не есть идеальная ценность этики, логики, эстетики. В человеке пересекаются все круги бытия… Философия должна быть сознательно, а не наивно антропологической… Понять человека можно лишь в его отношении к Богу. Нельзя понять человека из того, что ниже его» (8, с.55). «Человек есть существо, сотворенное Богом, человек есть существо, отпавшее от Бога и человек есть существо, получающее благодать от Бога» (8, с.56). «Антропология христианская должна раскрыться, как учение о человеке-творце, носящем образ и подобие Творца мира» (8, с.58).
- Человеческую направленность русской философии подтверждает и разрабатываемые ею антропологические доказательства Бытия Божия. В.И.Несмелов писал: «Идея о существовании Бога как Верховного Законодателя и Судии не создается человеком в мышлении различных явлений сознания и жизни и не образуется человеком из каких-то несуществующих впечатлений сверхчувственного опыта, а действительно дана человеку, но только она дана ему не откуда-нибудь совне в качестве мысли о Боге, а предметно-фактически осуществлена в нем природой его личности, как живого образа Божия. Если бы человеческая личность не была идеальной по отношению к реальным условиям её же собственного существования, человек и не мог бы иметь идеи Бога и никакое откровение никогда бы не могла бы сообщить ему эту идею, потому что он не в состоянии был бы понять её. И если бы человек не сознавал идеальной природы своей личности, то он и не мог бы иметь никакого сознания о реальном бытии Божества, и никакое сверхестественное действие никогда бы не могло вложить в него это сознание, потому что человеческим сознанием он мог бы воспринимать только реальность чувственного мира и реальность себя самого, как физической части мира. Но человеческая личность реальна в бытии и идеальна по своей природе, и самим фактом своей реальной идеальности она непосредственно утверждает объективное существование Бога, как истинной Личности» (9, с. 256-257). И далее: «Образ Божий в человеке не возникает под формою какого-нибудь явления сознания, а представляется самою человеческою личностью во всем объеме её природного содержания, так что это содержание непосредственно открывает нам истинную природу Бога, каким Он существует в Себе Самом» (8, с.270). Интересна оценка труда В.И.Несмелова митр. Антонием (Храповицким). Он писал: «Книга В.И.Несмелова представляет собою целое философское учение автора, его глубоко пережитую, основную философскую идею, разветвленную в стройную систему христианской метафизики, — христианской не в смысле искусственно подогнанной к системе наших догматов философской апологии, но в смысле совершенно свободного, из самого существа дела обнаруживающегося совпадения философских построений автора с истиною Откровения» (10, с. 6, 8).
А уже в наше время архиепископ Константин (Горянов) пишет: «Антропологическое обоснование религии, выражающее в виде феноменов религиозного опыта глубинные и жизненно важные запросы человечества, открывает для апологии христианства немало новых возможностей» (11, с.308).
- О новых опасностях целостности человека (Человека — в — Целом) писал С.С.Хоружий. «Во все времена, искомым для Человека является полнота его самореализации, совершенная актуализация его идентичности. Отличие новой сегодняшней ситуации в том, что главным показателем, критерием полноты для Человека начала выступать предельность как таковая — так что искомым, насыщающим является любой опыт, выводящий к антропологической границе» (12, с. 392-393). И действительно многое в наступившей эпохе близкое к антропологической границе требует и совершенно нового ответа. К примеру. Что несет клонирование человека, которое рано или поздно, но произойдет? Исходя из моего понимания человека клонированные люди будут бесталанными. Ибо любой талант от Бога, а значит, они не смогут заменить настоящих людей (разве что для опытов с новыми лекарственными препаратами). Заметим еще и следующее. Философ, пропагандирующий запредельное как норму, а то даже и идеал современной жизни идет против главного русла русской мысли. Утверждать доминантной нашей жизни катастрофичность и даже апокалиптичность (Секацкий), это быть раздавленным и приниженным в ней. А в нашей жизни всё еще больше добра, красоты, истины, любви, чем зла, уродства, лжи, ненависти. Капитулировать перед последними, это значит изменить философии, своему человеческому достоинству.
- Цельность отвечает субстанции логоса человека, но на идеально-душевном уровне его бытия. Поскольку логос человека состоит из трех начал: сущностного, жизненного и личностного (13, с.10), то и цельность человека триедина, и её можно охарактеризовать как:
— то, что в нас мыслит, воображает, фантазирует (наше «я»);
— то, что в нас верит, надеется и любит («сокровенный сердца человек», 1 Петр. 3: 4);
— то, что в нас общается с Ипостасями Пресвятой Троицы и личностями других людей (наша личность).
В заключение сформулируем те положения русской философии, которые помогут нам в ответах на вызовы XXI века.
- Человек не только величайшая загадка из всех существующих, но и ключ к разрешению всех вопрошаний познающего ума.
- Человек как образ и подобие Творца есть существо творческое и потому он создан свободным и ответственным за реализацию талантов данных ему Богом.
- В человеке пересекаются все круги. В человеке есть не только душа и тело, не только дух и плоть. Но человек это и существо мыслящее, сакральное, мистическое, социальное, художественное, эстетическое, харизматическое. При этом эти «части» равноценны между собой, не зависят друг от друга и составляют автономные части целого человека.
- Человек не есть часть какой-нибудь системы, а сама система.
- Взгляд через призму человека на мир — характернейшая особенность русской философии.
- Человек есть существо, сотворенное Богом; человек есть существо, отпавшее от Бога, и человек есть существо, получающее благодать от Бога.
- Преодолеть рабство природной, социальной, государственной, сословно-классовой необходимости можно только в Церкви, где каждый обретает «самого себя, в силе духовного единения с братьями, со Спасителем, находит все то, что есть совершенно в нем самом».
- Цельность или полнота русского человека есть церковность, есть реализация «небесного человека», «второго Адама», которого потенциально мы носим в себе, и которого актуализовал для нас Сын Человеческий и Сын Божий Иисус Христос.
Литература:
- Н.К.Михайловский. Сочинения. СПб., 1909, т.III.
- И.В. Киреевский. Соч. т.1. М., 1911.
- Ю.Ф.Самарин. Сочинения. т.1.
- А.С.Хомяков. Сочинения. т.II, М., 1900.
- С.С.Хоружий. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека. В сб. «Православное учении е о человеке». М.-Клин, 2004.
- Константин Леонтьев — наш современник. СПб., 1993.
- Л.М.Лопатин. Аксиомы философии. М., 1996.
- Н.А.Бердяев. О назначении человека. М., 1993.
- В.И.Несмелов. Наука о человеке. Казань, 1905, т.1.
- Митр. Антоний (Храповицкий). Новый опыт учения о Богопознании. СПб., 2002.
- Православное учение о человеке. Сб. М.- Клин, 2004.
- С.С.Хоружий. Очерки синэргийной антропологии. М., 2005.
- Б.Г.Дверницкий. Метафизика человека. СПб., 2009.
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.