Должно ли государство давать деньги бизнесу?
Правительство России за прошедшие полгода приняло несколько целевых программ поддержки бизнеса. Так, было принято решение о развитии речного судоходства, о выделении субсидий промышленности и предоставлении кредитов начинающим предпринимателям.
Однако является ли выделение денег полезной помощью для бизнеса?
Если речь идет о начинающих предпринимателях, то для них государственные кредиты на открытие предприятия (особенно в сфере производства) жизненно необходимы. Конечно, речь не идет о стратегически важных производствах и государственных компаниях – эти области жизненно важны для государства или играют большую социальную роль.
Речь идет именно о частных предприятиях, работающих в условиях рынка, причем достаточно давно. Именно им выделение государством помощи может оказать медвежью услугу.
Почему же выделение денег может навредить уже работающим компаниям?
Многие менеджеры склонны видеть корень проблем компании во внешних причинах: кризисе, больших налогах, большом объеме регулирования и многом другом. Такая позиция является заранее проигрышной, потому что любой бизнесмен должен, в первую очередь, понимать и быть готовым к тому, что в любой момент по независящим от него причинам условия рынка могут измениться, и тогда придется перестраивать свою компанию.
Взять, допустим, ситуацию с падением рубля или ответными российскими санкциями. Те компании, которые закупали продукцию за рубежом, получили или увеличение издержек, или потеряли поставщиков. Надеяться же, что государство будет компенсировать издержки или сделает исключения для компаний по закупкам санкционных товаров, бесполезно. В подобных условиях необходимо самостоятельно перестраивать цепочки снабжения и искать новых поставщиков, а не жаловаться на изменившиеся условия.
Поэтому ожидание «волшебника на голубом вертолете» в виде государства, который прилетит и решит все проблемы компании в кризис за счет денег налогоплательщиков, вредит и владельцам, и руководителям предприятий.
Только те бизнесмены, которые понимают, что кроме себя им рассчитывать не на кого, продолжают даже в кризисные времена успешно работать. Государственная поддержка же расхолаживает руководство компаний и лишает предпринимателей стимула работать хорошо и качественно.
Однако не следует путать государственную помощь и государственное кредитование. Допустим, есть частная компания, производящая, например, процессоры для станков. По существующим законам компания эта относится к малому бизнесу – обороты не самые большие, да и людей работает немного. И этой компании требуется расширить производство. Вероятность того, что частные банки выдадут кредит малому бизнесу под расширение производства – не очень большая. Сегодня гораздо проще взять потребительский кредит на приобретение бытовой техники, нежели на инновационный стартап.
К тому же окупаются подобные инвестиции в развитие производства долго, и компания рискует c текущей ставкой рефинансирования и ставкой банков по кредитам попросту разориться. И вот таким компаниям государство должно помогать финансово – выделять по специальным программам льготные кредиты с отсрочкой выплаты и низкими процентами – потому что подобные кредиты представляют собой, по факту, долгосрочные инвестиции. Государству выделение денег предприятиям на расширение производства выгодно сразу по нескольким причинам: это и увеличение объема налоговых поступлений в будущем, и снижение безработицы (раз производство расширяется – потребуются новые рабочие руки), и диверсификация экономики.
Учиться, учиться и еще раз учиться
Опыт последних 25 лет показывает, что российские бизнесмены обладают одним глобальным преимуществом – быстрая обучаемость и высокая адаптируемость. По сути дела, за четверть века в стране была выстроена радикально новая экономическая система. К тому же, процесс перестройки усугубился несколькими крупными экономическими потрясениями – дефолтом 1998 года, всемирный экономический кризис 2008 и начавшийся в 2014 и продолжающийся до сих пор экономический кризис в России.
К тому же практически постоянно происходят какие-то изменения внешней среды – принимаются новые законы, изменяется внешнеполитическая ситуация. И ко всему этому бизнесу приходится адаптироваться, иначе компания просто разорится и закроется.
Но начинающие предприниматели не обладают навыками «выживания» и необходимым знаниями. Более того, зачастую у них даже отсутствует примерное представление о ведении бизнеса, основах менеджмента или финансах организации, и при этом им некуда пойти учиться: в ВУЗе второе высшее образование получать долго (а зачастую – еще и дорого, и бесполезно), экспресс-курсов, как и программ дистанционного обучения, практически нет. Самообразование, конечно, может решить проблему отсутствия знаний, но в данном случае неопытному человеку легко упустить важный предмет или какой-то тематический блок. К тому же одно дело – получить теоретические знания в учебном заведении, а другое — создать на практике реальный бизнес-план и сверстать бюджет компании.
Поэтому задачу обучения основам предпринимательской деятельности логичнее всего взять на себя государству в целом и службе занятости в частности, потому что, обучив людей хотя бы основам бизнеса, государство решает множество собственных проблем: казна начинает получать дополнительные налоги, начинает расти экономика, уменьшается безработица и улучшается благосостояние населения. А в дополнение образование и консультационная помощь помогают повысить процент выживаемости тех предприятий, на создание которых государство выделяет деньги. Взять ту же программу по кредитованию начинающих бизнесменов из моногородов – закрытие ряда вновь образованных предприятий обязательно произойдет просто потому, что у руководителей не хватило знаний в области менеджмента и бизнес-процессов.
Правительство должно грамотно распределять финансовую помощь и выделять, в первую очередь, средства для развития, а не удержания бизнеса на плаву. При этом не стоит ограничиваться лишь выделением денег. Конечно, государственные кредиты позволят в короткие сроки решить проблему сужения рынка кредитования и отсутствия иностранных инвестиций. Но выделение стартового капитала без обязательного обучения и консультирования начинающих предпринимателей понижает шансы молодых компаний на выживание.
Поэтому программы поддержки начинающих предпринимателей должны носить комплексный характер. И когда подобные меры будут в полном объеме воплощены в жизнь, тогда экономика России начнет диверсифицироваться и расти колоссальными темпами. А значит, никакие санкции нам будут не страшны.
Источник -http://politrussia.com/ekonomika/dolzhno-li-gosudarstvo-757/ (Виталий Макаров)
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.