Дворцовый переворот
Петербургские культработники спорят о реконструкции Русского музея
Кажется нелогичным, что за модернизацию здания взялись именно сейчас: несколько залов дворца недавно отреставрированы. Однако смотрительницы вовсю обсуждают грядущий переезд. «Много чего пишут, но мы толком ничего не знаем, – говорит одна из сотрудниц музея в зале с «Тайной вечерей» Николая Ге. – Мы знаем про поручение Минкульта создать проект переезда, а когда и куда – пока неизвестно. Многое домысливают журналисты. Ведь картинам нужны условия, режим влажности, место. А помещений у нас нет». Отсутствие определенности порождает самые разные слухи: «У музея есть филиалы. В Бразилии, в Испании, на Кубе. Вот и будете ездить в отпуск и там это все смотреть», – полусерьезно замечает женщина.
Планы реконструировать Михайловский дворец предали огласке те, кто присутствовал на заседании ученого совета Русского музея – там эти сведения сообщил и.о. заместителя директора музея по научной работе Григорий Голдовский. На самом же деле проект реконструкции Михайловского был создан еще в 2002 году, прошел множество согласований и ряд изменений. Он предполагает создание стеклянных перекрытий над внутренними дворами-колодцами дворца, которые сейчас не используются. Это позволит расширить вестибюль (сейчас входить во дворец нужно через подвал справа от парадного подъезда), создать условия для посещения музея людьми с ограниченными возможностями, организовать конференц-зал на 100 мест, расширить реставрационные мастерские древнерусской и масляной живописи. Часть проекта финансирует Всемирный банк, часть – Министерство культуры. На время реконструкции Михайловский дворец закроют примерно на два года. Внешний вид и интерьеры при этом не изменятся, уверяют в музее. Только вот где будет экспозиция музея эти годы, пока неясно.
Представители петербургской культурной общественности называют эти планы «убийственными». По их мнению, возведение кровель и сверление старинных стен будут губительны для исторического здания, а переезд коллекции может быть крайне опасен для множества знаменитых полотен и скульптур: намотать на валы придется «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Бурлаков» Ильи Репина, картины Серова, Левитана, Васнецова, Кустодиева. В ближайшее время депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга планируют обратиться к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой не закрывать Русский музей. На недавней пресс-конференции парламентарии назвали действия чиновников «преступными и коррупциогенными».
В Министерстве культуры уверены в необходимости модернизации дворца: «Михайловский дворец не имеет необходимой для музея XXI века современной инфраструктуры, – ответили на запрос «НИ» в ведомстве, уточнив также, что в Михайловском планируются пандусы, новые мастерские и лифты. – В процессе проектирования была проведена историко-культурная экспертиза проекта реконструкции внутренних дворов, получены положительные заключения и необходимые согласования». По данным ведомства, реконструкции подлежит треть здания – 4,3 тысячи кв.м из общей площади в 12,1.
Полезной площади реконструкция дворцу не добавит, скорее преобразит его качественно, уверен в беседе с «НИ» архитектор Олег Манов, знакомый с проектом. По его словам, есть и другие способы увеличить площадь музея без вмешательства в исторический облик здания и перевозки экспозиции. Самый простой – возведение нового корпуса. Г-н Манов вспоминает, что в 2004 году возле Этнографического музея со стороны Михайловского сада хотели построить элитный жилой дом. С тех пор это пространство так и осталось не занятым. К тому же, по мнению собеседника «НИ», возведение нового здания было бы в разы дешевле реконструкции Михайловского. «Лично я всегда за развитие и за реализацию проектов, тем более что этот проект прошел такое длинное испытание временем и сложнейший путь согласования. Но раз уж дело дошло до реконструкции самого сокровенного, то давайте вспомним и о том, что на соседнем участке, где когда-то собирались построить элитный жилой дом, сегодня можно сделать новый корпус музея, отвечающий последним требованиям как по оснащению, так и по архитектуре».
Анастасия Семенович
Источник -http://www.newizv.ru/society/2016-02-19/234868-dvorcovyj-perevorot.html
Центр притяжения. Комметарий
Из материалов, которые можно найти в сети следует, что Михайловский дворец хотят реконструировать с целью «осовременивания». Какие перемены ждут посетителей в случае, если работы будут проведены? Снаружи все останется по-прежнему-внешний блистательный облик здания, изменения с применением новейших технологий коснутся лишь внутренней части.
Это значит, когда вы войдете в здание дворца, вас будет ждать своеобразная трансформация. Снаружи исторический памятник, а внутри благодаря новоделу – «технологичное пространство» ТЦ. Ну да, по-современному и задорно. Чем Русский музей хуже Оптимуса Прайма?
Откуда эти мысли о реконструкции? Оттуда — съездили за границу, посмотрели как там. Увидели, вернулись. И как царь Петр брил бороды и переодевал в иное платье, или как Гайдар с Чубайсом, познавшие как у «них», ломали и крушили, утверждая уродство и насилие. Так и в нашем случае непременно хотят добиться своего. Конечно масштабы не те. Всего лишь трансформер. И все равно не лишнее предупредить: « Как бы над вами потешаться не стали, господа, когда увидят, не дай Бог, что не так сделано». Другого Русского музея у нас нет.
Шведский буржуин поставил свой ТЦ за кольцевой дорогой Санкт-Петербурга. На пустующих землях, вдали от жилья, но рассчитал верно. Посетителей много. Его магазин, как оживленная городская торговая площадь притягивает разный люд и торговцев. Пространство и среда вокруг ТЦ преобразовываются, территория развивается. Центр притяжения создан.
Если потянуло к новоделу, почему бы не сделать хорошо. Для этого вовсе не нужно суетиться в очередной раз в историческом центре города. Этот косметический ремонт лишь зафиксирует отставание, которое обнаружится в очередной поездке заграницу. Как-то надо расширять город не только спальными районами. Есть выбор между центром притяжения и трансформером.
Георгий Садков
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.