Андрей Бунич. Из-под надзора
На днях Министерство экономического развития России пересмотрело свой прогноз по развитию отечественной экономики. Оно признало, что экономика страны имеет тенденцию к сокращению, в перспективе можно ожидать рецессию. Что надо делать, чтобы ситуация поменялась?
Отмечу сразу: экономическая война против России, совпавшая с полномасштабным кризисом в соседней Украине, Западу была нужна. Ведь если бы конфликта там не случилось, Россия оказалась бы в кругу так называемых развивающихся стран, которые почему-то также вошли в зону экономической нестабильности. Это Индия, Бразилия, Индонезия, Аргентина, Турция, ЮАР и целый ряд других. Все они и в данное время переживают кризисное состояние, а развитые страны, наоборот, стали подрастать. Можно предположить дальнейшее замедление роста именно развивающихся стран. Получается «развивающиеся» вовсе не развились а наоборот, начинают отставать. Что это даёт заправилам мировых финансов? Ничего. Более того, получается, что все эти страны жили по советам МВФ и, надо же, дружно окунулись в кризис. Да ещё в то время, когда из него стали выбираться США и Европа. Унылая и совсем не красивая для Запада картина!
Другое дело, когда «агрессивная» Россия бросает вызов всему западному миру. Тогда, при том же самом процессе, падение экономики в России будет выглядеть иначе. И общая картина станет для законодателей экономической моды куда приятнее. Если же Россия ещё более ослабнет или обанкротится в результате конфликта на Украине, американские и европейские индексы наверняка резко пойдут в плюс, как после развала СССР. Так что конфликт случился «на удивление» вовремя для Запада.
При этом надо осознавать, что мы вползали в этот вынужденный конфликт ослабленными и с теми же персонажами во главе экономики, которые её и подорвали. Либералы начали даже усиливаться с усугублением украинского конфликта. Всё происходит под видом «консолидации», необходимости сплотиться. Но что значит эта риторика? Помните, ещё Ленин говорил: прежде чем объединяться, надо размежеваться.
На какой платформе мы «объединяемся и мобилизуемся»? Получается, на либеральной, поскольку в правительстве, его финансово-экономическом блоке, никаких других (весомых, определяющих) платформ просто нет. Единственный человек, придерживавшийся иных взглядов – заместитель министра экономического развития Андрей Клепач, был оттуда убран. Интересно, что уходить он начал в начале марта, что совпало с крымским возвращением, а окончательно ушёл 18 июля – сразу после падения «боинга» под Донецком. Интересные совпадения. На его место демонстративно назначают человека из Института Гайдара. И в этом, похоже, некий символ или знак беды – по всей видимости, нас ждёт мобилизация на гайдаровской платформе в самом жёстком её варианте образца 1991 года.
Хотя, на мой взгляд, логичнее было бы, особенно в свете разговоров о «пятой» или «шестой» колоннах, сначала пойти на размежевание, чёткое определение и смену курса и лишь потом переходить к консолидации. Но получается, как получается.
Парадокс: налицо усиление либералов в правительстве и Центробанке при доминировании патриотической и антиамериканской риторики на телеэкране. Настоящий постмодерн! Учитывая, что война разворачивается в основном на экономическом фронте, это всё равно, что идти воевать, изначально подчинив свои войска генералам противника. При этом очевидно, что либералы не только захватывают одну ключевую позицию за другой, но и реализуют свои идеи на практике.
Фактически они давно парализовали финансовую систему через политику ЦБ, под видом «борьбы с инфляцией» подсадили экономику на западную кредитную иглу при параллельном оттоке капитала на сотни миллиардов долларов. Но уже сейчас, после начала конфликта с Западом, Россия заключает кабальное соглашение FATCA, прямо навязанное США, по которому с 1 июля банковская система России переходит под надзор американской налоговой службы! В том же июле затормозили создание национальной платёжной системы, отложив проект на годы и обусловив его реализацию подчинением нашей валютной системы Федеральному резервному банку Нью-Йорка. Фактически наши финансы оказались целиком под контролем Запада. Всё делается в полной тишине. И как это понимать?
Разумные же идеи, например импортозамещение, торпедируются с помощью глупых пиар-кампаний вместо продуктивной скрупулёзной работы. Срочно нужна комплексная программа развития сельского хозяйства, но реальное движение вперёд тут невозможно, как и в промышленности, без кардинального пересмотра принципов кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики, а также долгосрочного планирования. Как меру (весьма распиаренную) мы получаем запрет ввоза импортного продовольствия, причём не всегда понятно, какого и на какие сроки, видим шумиху вокруг Макдоналдса. Кстати, в «американском» биг-маке 80 процентов стоимости – российские, основной владелец – российский и компания эта – наш налогоплательщик. А, например, в «российском» Суперджете нашего ровно наоборот – всего 20 процентов. И вместо пополнения налоговых отчислений Суперджет приносит сплошные убытки. Запрет же на ввоз импортного продовольствия ничем не помогает в перспективе нашему производителю, так как одних экспортёров сменяют другие, а чаще те же самые, только под другим названием. Ведь продовольствием торгуют мировые компании с филиалами во многих странах. Под «импортозамещением» правительство, похоже, понимает замещение одного импорта другим: к нынешним импортёрам добавятся новые игроки – больше импортёров, хороших и разных!
Попутно премьер Медведев говорит, что запрет ненадолго. Чехарда! На что рассчитывать нашим фермерам, нашим сельхозпредприятиям? Надо учитывать и то, что партнёры по Таможенному союзу, Белоруссия и Казахстан, не ввели у себя ограничения и имеют право поставлять в Россию продукцию, если предварительно её «переработают». Учитывая, что цены растут уже на одних только ожиданиях, так как торговцы и поставщики не хотят рисковать, сам рынок схлопывается, поскольку у населения денег всё меньше (рецессия), а значит, в натуральных единицах и продуктов требуется меньше. Кто же тогда из российских производителей решится наращивать производство или, упаси бог, начинать новое дело, если он в здравом уме? Вернее было бы сначала вырастить яблоки и откормить побольше своих коров, а потом запрещать импорт из-за рубежа. И так везде.
Правительство, как специально, использует все возможности, чтобы запутать любой вопрос. Им отложено решение многих серьёзных проблем, видимо, до момента разрешения международных конфликтов. Скажем, беды ЖКХ уже даже не обсуждаются – капремонт повесили на граждан, хотя это просто нереально. Навязываются бессмысленные дискуссии, где обе спорящие стороны неправы. Например, спорят социальный блок, который банально «ворует» пенсии, и Минфин, который хочет сохранить свою провалившуюся накопительную систему. В итоге в стране вообще нет внятной пенсионной системы. И это после нескольких лет обсуждения!
Или ставятся вопросы, на которые в принципе нет ответа, – например, о налогах. Спорят, какие налоги насколько повысить. Притом что правильный ответ: ни никакие и ни насколько. Вот так оказались и без чёткой налоговой системы. Похоже, никто не знает, какие вообще будут налоги. Это неприемлемо для экономики и бизнеса, особенно в период рецессии и геополитической напряжённости.
В итоге за полгода международного противостояния вокруг Украины при реализации своей экономической политики страна не сделала ни шажочка к суверенности и независимости, оставаясь полузависимой, да ещё более усилила либеральный крен (главный прогнозист МЭРа – из Института Гайдара). К тому же экономическая политика стала малопрогнозируемой и сумбурной, как будто чтобы доконать даже то, что ещё работает. Повторюсь: вместо импортозамещения – пиар, вместо новых подходов в денежно-кредитной практике – безумное повышение процентной ставки. Все крупнейшие госкорпорации и банки кинулись к государству за помощью. Внешэкономбанк просит 1,5–2 триллиона рублей, Роснефть – 1,5 триллиона, Газпром – столько же. А ещё есть ВТБ, Сбербанк, Россельхозбанк, РЖД, Газпромбанк… Востребованы сотни и сотни миллиардов! И это только краткосрочные потребности. Можно посчитать и заметить, что до конца года не только пенсионные накопления, но и Фонд национального благосостояния (а функция его также обеспечивать выплату пенсий при нехватке денег) могут испариться в многочисленных инвестиционных проектах, которые, заметим, носят бюджетный, т.е. невозвратный характер. Останется ли, если останется, Резервный фонд? А ведь есть и внутренний долг, который держался также на пенсионных деньгах. Что теперь будет с ним?
Не стоит забывать, что имеются также долгосрочные инвестиционные потребности, которые измеряются суммой от 100 до 150 триллионов. Это вырастает из простого суммирования стоимости целевых программ правительства по ЖКХ, Дальнему Востоку и другим регионам, энергетике, энергетической и транспортной инфраструктуре и ряду иных направлений. Крупнейшие банки не могут кредитовать, поскольку сами всё больше зависят от денег ЦБ. Никаких иностранных инвестиций – особенно в стратегические направления – точно не будет. Долги граждан перед банками растут, а вклады уменьшаются. Население превращается из кредитора банковской системы, каким было более десяти лет, в крупного должника. На кредиты банков меньшего размера – я уже не говорю о нарастающем отзыве лицензий – предприятиям, кроме самых крупных, рассчитывать вовсе не приходится. Малый же и средний бизнес в такой ситуации оказывается в наиболее аховом положении.
Очевидно, что нужны решительные и нестандартные действия. Запад вряд ли станет церемониться с Россией. Там наверняка готовят новые удары. Пока мы сами убеждаем себя, что нам от санкций будет только лучше, а они, мол, никуда не денутся, так как могут потерять деньги, наши соперники перестраиваются, прежде всего в главном – энергетическом секторе. Наращивают запасы в хранилищах, делают интерконнекторы, переходят, где можно, на уголь, возвращают атом. Не надо забывать, что в Европе в планах сокращение энергопотребления к 2020 году на двадцать процентов. Это, кстати, соответствует доле на их рынке нашего газа. Можно смело предположить, за счёт чего и кого теперь будет сокращаться потребление.
Америка разворачивает производство сланцевой нефти и газа и реально начнёт обеспечивать себя нефтью и экспортировать газ в Европу в достаточно сжатые сроки. То же самое – Канада. Поэтому Россия должна играть на опережение, а не ждать, что всё вернётся к «докрымскому уровню». Не вернётся! Не для того всё это затевалось! Если нас ждёт сокращение экспорта энергоносителей, то единственный путь – без промедления переходить к реальному импортозамещению на основе продажи нефти и газа по более низким ценам на внутреннем рынке для резкого подъёма смежных отраслей при одновременном изменении денежно-кредитной политики и выстраивании суверенного финансового рынка под другую структуру экономики и новые проекты. Это предполагает развитие мощного и массового национального бизнеса вместо ориентации на два десятка транснациональных корпораций.
Значит, нужны новые люди и в экономических ведомствах, и в бизнесе. А откуда их взять? Сейчас, я уверен, ни в Минфине, ни в ЦБ, ни в Минэкономразвития вы не сыщете ни одного человека, который готов всерьёз противостоять Западу и создавать новую экономику России с опорой на собственные силы. Разве те кадры, которые сформировались за 15–20 лет колониального правления, готовы менять политику? Нет. И потому, что не хотят – сделали карьеру, работая на компрадоров, зависят от них. И потому, что не могут – мозги не так заточены, поскольку нет понимания, что можно жить иначе. Поэтому нужны новая экономическая теория, другая парадигма развития и люди, обученные в ней работать. Это, на мой взгляд, возможно лишь при вдумчивой чистке верхушки экономической элиты – чистки не меньше чем на 80–90 процентов.
Увы, подобное видится в данный момент фантастикой. К сожалению, всё идёт в обратную сторону. В том числе, по сути, к несменяемости власти на самых разных уровнях – видим мелькание всё тех же персон в списках на предстоящих в сентябре выборах. Симптоматично, что при нехватке денег уже отписаны добавки к жалованью высших чиновников в общей сумме полтриллиона рублей, хотя они и так немало получали. Показательно, что едва ли не полностью свёрнута борьба с коррупцией. Где громкие реальные процессы? Они не последовали после заведения множества уголовных дел. Строго наказывают стрелочников (причём в буквальном смысле – как в московском метро) или руководителей турфирм, если они не сбегают за границу. Системной работы нет.
Вывод ясен. Все наши трудности – нехватка инвестиций, денежно-кредитная политика, сельское хозяйство, промышленность, отсутствие национального бизнеса – взаимосвязаны и не могут быть преодолены в рамках действующих подходов. Страна ввязалась в серьёзную заваруху в плохой экономической ситуации и продолжает по существу прежнюю внутреннюю политику, несмотря ни на что.
http://lgz.ru/article/-35-6477-10-09-2014/iz-pod-nadzora/
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.