Художественная обработка металла

 

 Великоустюжская чернь

северная чернь

Русский народный художественный промысел, особенность которого заключается в украшении черненёнными рисунками различных серебряных изделий (например, портсигаров, подстаканников, столовых и посудных наборов). Как известно, чернение по серебру «живет» в русском искусстве со времен Киевской Руси. Из трех исторически сложившихся центров черневого искусства — Москвы, Дагестана и Великого Устюга — последний отличается высочайшим уровнем исполнения и утонченной изысканностью изделий. Изготовление украшений и изделий из серебра в  городе известно с древнейших времён. Секреты ремесла передавались из поколения в поколение. Подробнее

Финифть (Ростовская и Вологодская)

финифть2

Изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства. Стеклянное покрытие является долгоживущим и не выцветает с течением времени, а изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок.
Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться.  Подробнее

 

Жостовский промысел

жостовский поднос3

История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосков- ных сел и деревень бывшей Троицкой волости ( ныне Мытищинский район Московской области) – Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п. Подробнее

 

Филигрань

филигрань2Филигрань- ювелирная техника, использующая ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т. д. проволоки, также изделия, выполненные в такой технике. Большого расцвета художественная обработка металла на Руси достигла в XIV—XVII вв. Но наиболее широкое распространение в России обработка металла получила в конце XVIII— начале XIX в. Филигрань (скань — от греческого слова, означающего сучить, свивать) — один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий. Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из проволоки выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий. Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудоемок. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом. Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов. Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань — самостоятельный способ получения различных художественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д. Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора. Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань — способ отделки художественных изделий из металла.

Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.

Филигрань —один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки.

Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.

 История

В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.

На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.

В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.

филигрань1В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности . Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.
Филигрань: искусство легкости.
Кружева, тончайшие нити, нежнейшие переплетения, напоминающие тонкий иней на окнах… И все это – из металла! Разве такое возможно, спросите вы, и будете несказанно удивлены, потому что да, такое возможно. И это вовсе не волшебство, а просто филигрань! Филигранное искусство на Руси славилось издавна, ведь оно позволяло получить самые яркие и высокохудожественные изделия. И сегодня «кружева из металла» производят не менее охотно, чем в древности, хотя, безусловно, техники их производства значительно усовершенствовались.
Секреты зерна и нити.

Изготавливать высокохудожественную филигрань можно из нескольких видов металлов и сплавов, хотя преимущественно используется серебро и мельхиор. При помощи филигранных техник можно изготовить любое изделие, однако чаще всего таким способом производят тончайшие ювелирные украшения. И основной секрет таких украшений – особая техника исполнения, которая позволяет отличить одного мастера от другого.

Ассортимент филигранных украшений чрезвычайно широк – от простых колец и серег до замысловатых браслетов и колье. Изготавливаются они из гладкой или витой проволоки, которую мастера замысловато изгибают для получения различных узоров. Далее филигрань соединяют тонкой пайкой, и несмотря на кажущуюся простоту работы, этот процесс очень трудоемок: мало того, что все узоры делаются вручную, так в процессе обязательно применяется еще и высокая температура. Но в результате полученное изделие выглядит невероятно тонким, что, собственно, и подразумевает само слово «филигрань», образованное от итальянских слов «нитка» и «зерно».
Металлический «иней»

Нежность и тонкость филигранных узоров объясняются не только особенностями материала, но и спецификой применяемых орнаментов и рисунков. Безусловно, у каждого мастера свои секреты, однако можно выделить некоторые общие тенденции, которыми издавна отличалась филигрань в различных техниках исполнения.

Во-первых, филигранные украшения могут быть ажурными и накладными: первый вид предполагает последовательную спайку отдельных деталей узора, а второй – накладывание тончайших элементов на серебряное, медное или золотое покрытие.

Во-вторых же, филигрань особенно прекрасна в классических орнаментах, среди которых выделяются волны, зигзаги, круги, полукружия и различные сложные фигуры. Помимо геометрического рисунка может применяться также растительный (причудливые цветы с нежными лепестками и листьями), а также «завивка» — ажурные моточки проволоки, выложенные в виде необычных завитков. В результате, даже если в разных украшениях повторяется один и тот же орнамент, каждый раз он выглядит неповторимо и оригинально, отличаясь необыкновенным великолепием. И в любом случае филигранное изделие кажется истинным произведением искусства, которое заслуживает того, чтобы им любовались бесконечно.

 

 Великоустюжская чернь

устюжская чернь2Чернь как вид обработки металла известна на Руси с Х века. Археологические материалы дают богатейшиеколлекции произведений из серебра и золота, украшенных тонкими изящными орнаментами, наведенными по гравировке или чеканке чернью. Технология черни состоит в том, что черный сплав серебра, меди, свинца и серы вплавляют в основной металл — серебро или золото, чтобы достичь цветового контраста. В основном металле должны быть сделаны небольшие углубления методом гравировки, чеканки или травления.

Существует несколько вариантов технологического приготовления, наложения и оплавления черни. Наиболее древний и эффективный из них, сохранен и применяется мастерами Великого Устюга.

В ХVII — начале ХVIII веков широкое развитие получило искусство черни в Москве.
Активное строительство культовых сооружений и дворцовых ансамблей дало толчок развитию различных художественных ремесел, в том числе и искусству чернения. В Москву были приглашены лучшие мастера — серебряники из Пскова, Новгорода, Ярославля и других городов.

Для ХVII века характерно значительное влияние на русское искусство произведений из западноевропейских мастерских, привезенных иностранными послами в Москву. Мастера Оружейной и Золотой палат Кремля быстро трансформировали барочные мотивы орнаментики Запада. Пышные узоры из букетов или гирлянд плодов и заморских цветов стали украшать большие серебряные блюда, кубки, и оклады икон.

Но основным центром черневого искусства во второй половине ХVII века стал город на Севере — Великий Устюг. Со второй половины ХVI века и особенно в ХVII веке Великий Устюг входит в число крупнейших торгово-ремесленных центров Руси. В середине ХVII века ремеслом здесь было занято около 500 жителей городского посада, владевших 55 специальностями.

Город оказался на торговом пути, связывавшем Европейскую часть России с Сибирью. Это повлекло за собой бурное развитие ремесел, в том числе и черневого искусства.
Благодаря талантливым мастерам устюгская чернь обрела свое лицо отличное от искусства других художественных центров. В их работахособое значение обрела сюжетная гравюра, очень насыщенная, значительно более густая по цвету, нежели московская или петербургская. Фон прорабатывался штрихами, образуя своего рода сетку. Черневая композиция всегда очень четко увязывалась с золоченным, слегка углубленным фоном. Общее решение дополнялось резными или чеканными деталями.
Для Великого Устюга ХVIII век явился периодом наибольшего расцвета черневого искусства.

Великий Устюг — город с богатыми традициями художественной обработки металла. Он является центром одного из наиболее известных художественных промыслов — северной черни.

Первое официальное упоминание об устюжской черни относится к середине 18 века, когда в столицу вызывают Михаила Климшина для обучения черновому искусству «московских жителей от купечества». Этот факт подтверждает, что промысел чернового дела в это время в В-Устюге процветает. Искусство наводить черновые узоры на серебряные изделия восходит к 17 в.

Устюжская чернь по серебру ценилась благодаря высокому художественному совершенству и необычайной прочности сцепления чернового состава с серебром. Изделия мастеров 18 в. — табакерки, коробочки, потиры, оклады евангелий и икон и т.д. — отличаются изящными и разнообразными формами. В работах сочетается матовый фон серебра с золотом и глубоким бархатистым черновым рисунком. Изображения силуэтны и лишены мелкой детализации, гравировка их сочная и мягкая. Развитию чернового искусства способствовало и открытие в 1762 г. фабрики братьев Поповых, которая просуществовала 15 лет. Влияние устюжской черни сказалось на развитии всех художественных центров Севера — Вологды, Архангельска. Вятки. К 19 в. город оказался не в состоянии конкурировать с крупными столичными производствами, но секрет устюжской «черни» вечной прочности был сохранен.

В 1932 г. образуется артель «Северная чернь». К созданию новых рисунков были привлечены профессиональныехудожники. С 1936 г. артель возглавил выпускник Петербургской Академии художников Шильниковский Е.П. Великолепный рисовальщик, график он обращается к литературным произведениям и создает целые серии по произведениям Пушкина, Гоголя, Крылова. Искусство черни в Великом Устюге вновь было поднято на небывалую высоту. В 1937 г. на выставке в Париже велико-устюгское черновое серебро было награждено золотой медалью и дипломом.

В 1961 г. артель переименована в фабрику, затем завод «Северная чернь». Ведущие современные художники промысла: Тропина Е.Ф., Бобылева Л.М., Шорохов В.П., Меньшикова Л.С. обращаются к традициям древнерусского прикладного искусства. Ювелирные украшения, чарки, братины, стопки, столовые комплекты ложек, вилок и ножей украшаются крупными растительными узорами с введением в них изображений птиц, сказочных зверей, мифологических существ.

Мастера серебряного дела стали обучать своему ремеслу не только в северных ремеслянных мастерских, но и серебряников Москвы.
В Московском архиве сохранились документы, которые указывают, что в 1744 году в Москву был вызван из Великого Устюга мастер Михаил Климушкин «для обучения оного мастерства московских жителей из купечества».

В середине ХVIII века и на северных мастеров оказал влияние широко распространенный в Западной Европе стиль «барокко». Сложные сюжетные композиции стали завершаться пышными рамками. В центре изображались охотничьи сцены, пасторальные сюжеты. Влияние Западноевропейской сюжетики сказывалось и на исполнении основной части композиции на табакерках, коробочках, флаконах.
В 1780-х г.г. роккальные и барочные мотивы в северной черни все чаще начинают вытесняться сюжетами нового стиля — строгого классицизма. Переход к классицизму ознаменовался отказом от излишней пышности декора, от торжественной театральности сюжетов. К концу ХVIII — началу XIX в.в. относятся работы мастера Жилина, в которых он применил новый технический прием — вместо лучеобразно расходящихся линий, он вводит сплошной узор из черневых звездочек и миниатюрных букетов.

усюжская чернь1С середины XIX века черневое дело переживает полосу постепенного упадка. Мастера не в силах бороться с проникновением капиталистическихотношений и промышленной продукции. Конкуренция относительно дешевых серебряных изделий с простыми орнаментами вынуждает их к сокращению производства и превращению крупного центра черневого искусства в провинциальные мастерские, оторванные от крупных рынков.
Для того, чтобы возродить это искусство в советский период потребовалось немало усилий. Технология черни требует опыта и особых навыков мастеров. Возрождение народного художественного промысла «Северная чернь» связывается с именем потомственного мастера М.П.Чиркова.

Под его руководством молодые мастера освоили технику черневого дела. Объединившись в артель «Северная чернь», они наладили выпуск подстаканников, портсигаров, ложек и других простых в производстве изделий с незатейливым цветочным орнаментом.
Для совершенствования художественного качества изделий Чирков привлек художника Е.П.Шильниковского — выпускника Петербургской Академии художеств. Изучив особенности старого черневого искусства, художник сумел выявить и восстановить прерванные традиции. Е.П.Шильниковский вводит в сюжетику новые темы, в частности, из русских сказок.

Первая наиболее крупная партия серебряных изделий с его рисунками на тему произведений А.С.Пушкина получила на Парижской Всемирной выставке в 1937 году Большую Серебряную медаль и Диплом.
С тех пор завод принимал большое участие в различных выставках и конкурсах, как в нашей стране, так и за рубежом. Изделия «Северной черни» побывали на Всемирных выставках в Брюсселе и Монреале Нью-Йорке и Осаке.

 

 

 

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий