Н.Г. Фурсей: «Соборность как основа нашей самоидентификации».
Сейчас человечество переживает серьезный системный кризис. Идеи, которые, казалось бы, обещали людям достойное и стабильное существование: частный капитал, экономика, основанная на частной собственности и в некоторой мере ограненная социальной заботой и, с другой стороны — идеи социалистические и коммунистические, базирующиеся на общей, а на самом деле — псевдогосударственной собственности — различные модификации социал-большевизма, практически себя дискредитировали и привели к тупиковому состоянию. Конечно же, в целом возросло богатство общества, особенно в наиболее развитых странах Европы и Америки. Неизмеримо увеличилась энерговооруженность человечества, накопились и продолжают накапливаться экспоненциально знания об окружающем мире, физиологической и биологической структуре человеческого тела. Фантастически, даже по отношению к ближайшему прошлому, развилась информационная сфера, человечество вышло в космос. Все это — несомненные цивилизационные успехи. Но, как это ни грустно констатировать, устойчивость жизни, устойчивость человечества при этом не только не возросла, но, скорее, значительно уменьшилась, поскольку появились новые вызовы, грозящие техногенными, экологическими катастрофами, локальными и глобальными военными конфликтами, угрожающими полным разрушением жизни на Земле и гибелью планеты. Во всем неуемном стремлении общества к благосостоянию и накопительству материальных ценностей в значительной мере утрачено понимание и ответственность за нравственное здоровье как отдельной личности, так и общества в целом.Предельный эгоцентризм, алчность, всевозможные излишества в наиболее богатой части общества распространяются, пропагандируются и искушают всех и каждого. Все более опасные тенденции проявляются в отравляющем воздействии средств массовой информации. С полным основанием можно утверждать, что очень серьезно нарушена «экология информационного пространства».
Либерализм, провозгласивший свободу без ответственности, и соответственно, без нравственного ограничения, практически пропагандирует вседозволенность. И поэтому, вновь и вновь люди, ответственные за жизнь, бьют тревогу и ищут пути и средства выхода из этого «наркотического состояния». И эти пути неоднократно указывались и раскрывались выдающимися представителями человечества. Они содержатся практически во всех мировых религиях. Если сформулировать это очень кратко, то можно сказать, что для того, чтобы следовать по пути восхождения абсолютно необходимо развиваться и двигаться в рамках фундаментальных нравственных законов. Эти законы так же непреложны, как и фундаментальные объективные законы материального мира (законы сохранения, симметрии и т.п.).
Эти законы практически открыты, проявлены выдающимися мыслителями и в великих религиях, и проблема, по сути, состоит в том, что человечество должно быстро и безоговорочно осознать необходимость их безусловного соблюдения.
«Только то, что нравственно, полезно обществу!»
Перефразируя этот тезис по отношению к экономике, которую совершенно ошибочно поставили во главу угла в современном мире, выдающийся экономист нашего времени Николай Шмелев заметил:
«Все, что безнравственно — неэкономично!», поскольку любые безнравственные накопления благ в конечном счете приводят к разрушению человека и общества.
См. Крупин В. Н. Братья староверы…
Особенно гипертрофированы эти проблемы в России, где социальные различия между богатыми и бедными, властью и народом, достигли фантастического масштаба. И поэтому именно в России, как в мощном вселенском котле, варятся сейчас идеи, позволяющие найти путь выхода из создавшейся критической ситуации. И вновь, на новом витке, мы возвращаемся к опыту забытого прошлого.
Поэтому сейчас, как никогда, чрезвычайно важно понять, как можно добиться успехов на пути восхождения, преодолевая эгоцентризм, понять, как можно осознанно добиться высокого уровня расположения друг к другу, творческого сотрудничества, радости созидания и способности к подвигу преодоления.
Необходимо понять, что нужно сделать для этого, и вспомнить забытые примеры удачных решений в прошлом.
16-го мая этого года прошла межрегиональная конференция движения «Народный Собор», на которой ставились основные задачи движения и вырабатывались пути преодоления социальных, экономических, экологических вызовов, которые стоят сейчас перед Россией. Возникновение такого движения, как «Народный Собор» для России в целом является чрезвычайно актуальным, и появление этого движения внушает надежду, что все наше общество получает возможность выразить свои устремления и предложить конструктивные идеи для выхода из кризисной ситуации — найти путь Спасения.
Для этого совершенно необходимо создание прямых каналов взаимодействия с властью, и, в первую очередь, — с Президентом страны. Эта идея в последние дни неоднократно подчеркивалась и самим Президентом. Для того, чтобы это могло быть реализовано, требуется прямое взаимодействие общественных организаций, мыслителей, ученых, писателей, выдающихся учителей с Президентом и властью, минуя чиновные преграды и волокиту. Таких каналов не должно быть очень много, но они должны быть действенными. И задача «Народного Собора» — создать их. Это могут быть великие личности современности, герои, совершившие выдающиеся подвиги, и им подобные. Мне кажется, что было бы очень здорово возродить в России некий институт высших духовных авторитетов — Институт Старчества. Необходимо иметь трибуну в СМИ для выражения своих идей великими гражданами нашей страны.
Одна из главных проблем — это осознание и утверждение человеческого достоинства замечательных людей, населяющих нашу страну. Возможно сейчас, как никогда, нам необходимо объединение, сложение наших интеллектуальных и нравственных усилий на пути возрождения. Именно то, что подразумевает под собой великий объединяющий тезис — Cоборность. Необходимо побудить чувство нравственной ответственности за настоящее и будущее.
Нам совершенно необходимо вернуться к великим общечеловеческим ценностям — духовности, единению всех наших сил, фундаментальным нравственным принципам, заложенным в христианстве, Православии, как главной составляющей христианства в России. Возможно, именно сейчас, нам необходимо обратиться к нашему глубинному религиозному чувству, к нашей душе и нравственным началам внутри нас. Нам необходимо объединить все наши общественные силы, все недостаточно востребованные возможности нашей интеллигенции, ученых, людей искусства, учителей, педагогов высшей школы, выдающихся просветителей нашей страны.
Важнейшей и принципиальнейшей задачей, стоящей перед общественными движениями, перед нашими СМИ и перед всеми институтами управления страны — является необходимость изменить парадигму наживы на парадигму соборности и духовности.
Важнейшей силой, которая может осуществить эту грандиозную задачу в нашей стране, является Православие, фундаментально содержащее в себе принцип соборности, собирание вокруг себя всех здоровых сил. Для того, чтобы это получилось, необходимо, чтобы в этом собирательном процессе присутствовала исключительная деликатность и уважение ко всем.
Говоря о Православии и христианстве, я имею в виду основополагающий принцип Общинности и Любви. Православие, с его близостью к истокам христианства и его чистотой принципа духовности, лишенного искушения наживы и твердо порицающего искажения (грех), извращения, убийства человеческого плода, служение наживе ради самой наживы (ростовщичество), может служить основой для единения всех вокруг нравственных основ.
В то же время Православие должно ежечасно показывать свою привлекательность, свою чистоту, свою действенность и реализовывать себя в Подвиге. Православные, как это часто бывает, не должны ни в коей мере провозглашать свою «избранность» — нам необходимо служить всем, и тем самым привлекать всех к тем высоким целям, которые провозглашаются Православием.
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.