Иларион Алфеев

 

алфеев2Митрополит Волоколамский Иларион (Григорий Валериевич Алфеев) родился 24 июля 1966 года в Москве. С 1973 по 1984 год обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции.
В 2006—2007 годах написал «Божественную Литургию» и «Всенощное бдение» для смешанного хора, «Страсти по Матфею» для солистов, хора и струнного оркестра, а также «Рождественскую ораторию» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра. Исполнения «Страстей по Матфею» и «Рождественской оратории» в Москве предварялись приветствием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Музыку епископа Илариона высоко оценили артисты, принимавшие участие в её исполнении: дирижеры Владимир Федосеев и Алексей Пузаков, певец Евгений Нестеренко.
В течение 2007—2008 годов «Страсти по Матфею» были исполнены в Москве и Риме, а также в Мельбурне и Торонто. По окончании всех концертов публика аплодировала стоя. В течение 2007—2012 оратория была исполнена 48 раз, в том числе в 14 городах России, а также в различных городах Украины, Молдавии, Греции, Венгрии, Австралии, Канады, Македонии, Сербии, Италии, Турции, Эстонии, Латвии, Литвы, Швейцарии, США.
Премьерное исполнение «Рождественской оратории» в Вашингтоне также завершилось стоячими овациями. С неменьшим успехом произведение было исполнено в Нью-Йорке, Бостоне и Москве, вызвав многочисленные отклики в прессе. Положительно о творчестве епископа Илариона отозвались, в частности, певец Евгений Нестеренко, заметивший, что «православный епископ выступил как композитор-новатор! Он первый, кто сумел использовать баховскую форму оратории и наполнить все 28 номеров православным каноническим духом», и дирижёр Владимир Федосеев, нашедший, что «это музыка, которая проникает в душу любого человека», а также ректор Московской консерватории Александр Соколов, по мнению которого «это не музыка для Литургии, но тем не менее она ведет человека к Богу через знание о Боге, к духовному через душевное.Это совершенно необыкновенное ощущение новой России. Это не просто новый жанр, а новое явление в культуре и духовности. В то же время музыкальный критик Пётр Поспелов уподобил музыку Илариона тому, «как деревенский певец перепевает на свой лад городской романс», а Борис Филановский утверждал: «Это поделка недоучки. Отчасти корявые стилизации под Баха или Моцарта — не потому, что они такие духовные, а просто что на слуху, под то и стилизуем. Отчасти честное богослужебное пение — в концертном зале, однако, звучащее как напыщенная паралитургическая вампука, лопающаяся от сознания собственной духовности…»
концертПостоянными исполнителями музыки митрополита Илариона являются крупнейшие российские дирижеры Владимир Федосеев, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Павел Коган, Дмитрий Китаенко, Валерий Халилов, Владислав Чернушенко, Алексей Пузаков, Владимир Беглецов. Музыку митрополита исполняют ведущие российские оркестровые и хоровые коллективы, в числе которых Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского, Государственный академический симфонический оркестр им. Е. Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Национальный филармонический оркестр России, Симфонический оркестр Мариинского театра, Центральный симфонический оркестр Министерства обороны Российской Федерации, Государственный академический хор им. А. В. Свешникова, Государственная Академическая Хоровая Капелла имени А. А. Юрлова, Хор Государственной Третьяковской галереи, Московский Синодальный хор, Хор Мариинского театра, Камерный хор Смольного собора Санкт-Петербурга, Патриарший Хор Храма Христа Спасителя, Хор Московского Сретенского монастыря, Хор Академии хорового искусства имени В. С. Попова, Хор Музыкального колледжа при Московской Государственной Консерватории.

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий