Левиафан в морях Русского мира.
Обитатели российского заповедника.
Заповедник — Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. Так в словаре Ожегова объясняют, что такое заповедник. Про культурные ценности в нем поминают, а их создателей нет. На таежных тропах стоят фоторегистраторы, считающие тигров и леопардов, биологи и государственные деятели учат летать журавлей -стерхов правильными маршрутами, успешно ловить болотных лягушек. Забота об исчезающих видах побуждает проводить компании по сбору средств, с пением и игрой на рояле для мировой элиты шоу-бизнеса. Борцы за рейтинг президента тщательно следят за работой своих коллег в других странах мира и добиваются определенных успехов. Когда случился вполне закономерно рост рейтинга от компании «Крымнаш», то зверей оставили в покое и озаботились расширением российского заповедника до бескрайних просторов Русского мира.
Раз в 10 лет проводится перепись населения, с целью посчитать самых заметных обитателей оберегаемого пространства. Тигров и стерхов мало. Их посчитали с точностью до десятка особей. С людьми оказалось все гораздо сложнее, хотя бы потому, что даже в МВД не знают, сколько людей у нас бесследно исчезает ежегодно. Принято считать число исчезнувших около 200 тысяч. Британская армия, включающая сухопутные силы, ВВС и ВМФ насчитывает примерно такое же количество. Представьте себе, как удивится их генштаб, если узнает, что куда-то пропали все 200 тысяч. И уж совсем расстроится при таких ежегодных исчезновениях. Наверняка кому-то придется уйти в отставку, а королеве для удержания рейтинга почаще проведывать воронов Тауэра и лебедей на Темзе. С подсчетом людского поголовья в России не все так плохо, так как половина пропавших рано или поздно находится. Живые, мертвые, сбежавшие незаметно с краденным за границу статистику заметно улучшают. Таким образом за десятилетие от переписи до переписи пропадает всего лишь по миллиону особей, что составляет не более 10% от общей убыли населения.
У России во владении находится всего лишь седьмая часть суши, а население около 150 миллионов. Нет никакой надобности заносить в Красную книгу исчезающих видов такое несметное скопище народу. Хотя большинство из них и является кормовой базой для более высокоорганизованных особей, нашедших свое место в государственной вертикали, но уж больно велики затраты на школы, больницы и всякие там компенсации при пожарах и наводнениях. Исчезающих бесследно можно считать менее затратной частью жителей страны. Навязанные извне правила жизни заповедника требуют регулярных выборов и всем уже надоевших разговоров о предстоящем улучшении жизни, об инновациях, и прочих достижениях в будущем. Тяжелым бременем для руководства остается забота о хлебе и зрелищах для большинства, отвлекая правящее меньшинство от любования величием Русского Мира и заметным усилением обороны.
Некоторые любознательные граждане иногда еще задаются вопросом: «Куда пропадают люди?». Уфологи радостно потирая руки, видят в этом явлении подтверждение историй про НЛО, похищающие людей. Работающие в сфере торговли недвижимостью все потери спишут на своих конкурентов – «черных риэлторов». Кто-то не поделил бизнес, кто-то участок сбора пустых алюминиевых банок. Кто-то решил поменять мужа или жену, а кто-то просто ушел «куда глаза глядят» или за сигаретами и не вернулся. Таких чаще находят живыми, как и тех, кто наворовал так много, что потребовалось уехать подальше. Это далеко не все причины таинственных исчезновений. Читая криминальную хронику, можно узнать еще очень много, но фильм Звягинцева «Левиафан» открыл нам еще одного обитателя нашего заповедника, на которого можно смело списать часть людских потерь.
Этот фильм многие настолько яростно осудили за клевету на наш строй, что даже не стали его смотреть. Скорее всего, это мудрое решение, потому как незачем тратиться на кино, когда этот самый незримый Левиафан не только живет среди нас, но нами же и питается. Библейское морское чудовище и государство у Гоббса слились в нашем времени в нечто единое и неотвратимое. Это самый главный и трудно описываемый зверь нашего заповедника. Мы надеемся, что он всего лишь один, хотя он то поджидает свои жертвы на рыболовецких сейнерах или нефтяной платформе в его любимом Охотском море, то с фантастической силой разносит машинный зал Саяно-Шушенской ГЭС. Совершенно неожиданно может перегородить собой небольшую речку и затопить поселок Крымск у Черного моря. Перед взрывами метана на шахтах он отключает контрольное оборудование. Возможно, через драные пожарные рукава он любит проникать в дома престарелых, где часто происходят пожары.
Можно сделать вывод, что Левиафан часто питается людьми, но зовет его на тот или иной пир человеческая жадность. Стремление власть имущих побольше украсть, а простых людей попытаться выжить любой ценой — его любимое блюдо. Библейская заповедь «Не убий» — это обращение не только к ставящим простых людей на грань выживания, но и к тем, кто готов рискнуть дарованной ему жизнью ради денег. Кто следующий? Этим вопросом Левиафан не задается. Ему все равно из кого бесстыжее государство приготовит очередную трапезу. Про стыд можно говорить лишь тогда, когда из трагедий делают надлежащие выводы, но как трудно их сделать, когда всякий раз все силы расходуются на поиски «стрелочников» и укрытие главных причин, приводящих к нашим бедам.
Дело о крушении «Кольской» направлено в суд.
Крушение буровой платформы «Кольская» стало очередным свидетельством того, что деньги могут быть дороже человеческой жизни. В этом убедились следователи, отчитавшиеся сегодня об окончании расследования уголовного дела по факту катастрофы.
«Кольская» затонула в Охотском море 18 декабря 2011 года во время буксировки на Сахалин от шельфа Камчатки, где были завершены работы по бурению скважины. Погибли 53 человека. Следователи винят в трагедии двоих бывших сотрудников мурманской компании-судовладельца «Арктикморнефтегазразведка».
Особенно циничным поступком со стороны обвиняемых, подчеркивают в СК, стало затягивание спасательной операции. Слишком накладно показалось сотрудникам фирмы нанимать вертолеты. Следователи утверждают, что о неминуемой гибели платформы обвиняемые знали еще за сутки (!) до трагедии, но ничего не предприняли. Более того, запрещали терпящему бедствие экипажу подавать SOS.
Вопреки запрету утром 18 декабря капитан «Кольской» запросил помощь. Первые спасатели смогли прибыть к месту происшествия только спустя шесть часов. Около часа дня по сахалинскому времени платформа опрокинулась и затонула на глубине более тысячи метров. Только 14 человек успели спасти.
Экономия в итоге обернулась для «Арктикморнефтегазразведки» огромными расходами. Только за уникальное обследование платформы с помощью аппарата «Тритон» компания заплатила более десяти миллионов рублей. Отдельной статьей расходов стало удовлетворение гражданских исков от потерпевших.
Всего по делу провели более 60 экспертиз. Одна из основных — технико-судоводительская. Согласно ей причиной катастрофы стала потеря плавучести платформы и затопление отсеков балластных танков.
Должностным лицам инкриминируют часть 3 статьи 263 УК РФ — нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Им грозит до семи лет лишения свободы.
Справка «РГ»
По этой же статье в апреле 2014 года суд приговорил к двум годам тюрьмы гендиректора компании, которой принадлежал сухогруз «Амурская». Теплоход, нагруженный золотосодержащей рудой, потерпел крушение в Охотском море в октябре 2012-го. Судовладелец отправил неприспособленную для перевозки навалочных грузов и значительно перегруженную «Амурскую» в штормовое море. На его совести гибель десяти человек — всего экипажа.
Платформа была застрахована в СОГАЗе. Лимит ответственности страховщика официально не раскрывался, но источник на страховом рынке говорил агентству «Прайм», что затонувшая «Кольская» стоила в районе 150-200 миллионов долларов.
А за Саяно-Шушенскую ГЭС ни один высокопоставленный ТУП-менеджер под статью не пошел. Так что про платформу просто молча забудут. Всё куплено и продано.»
«Дальневосточным следственным управлением на транспорте установлены все обстоятельства затопления в Охотском море в декабре 2011 года самоподъемной плавучей буровой установки «Кольская» и собраны достаточные доказательства для привлечения к уголовной ответственности двух высокопоставленных руководителей ОАО «Арктикморнефтегазразведка», — сказал Маркин. Эта компания являлась судовладельцем «Кольской».
В результате крушения буровой погибли 53 человека. «По версии следствия, к аварии привели бездействие и ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей и.о. главного инженера «Арктикморнефтегазразведка» Леонида Бордзиловского и и.о. заместителя генерального директора общества Бориса Лихвана. Сегодня Бордзиловскому предъявлено обвинение в нарушении правил движения и эксплуатации морского транспорта», — сказал Маркин.
Ранее такое же обвинение было предъявлено Лихвану.
По данным следствия, в ходе перегона «Кольской» от западного шельфа Камчатки к Сахалину в начале декабря 2011 года из-за штормовой погоды ответственным за буксировку лицом было принято решение об увеличении скорости движения буксирного каравана до 5 узлов, что превышало максимально допустимую при подобных погодных условиях.
«Кроме того, от биения волны в носовую опорную колонну произошла деформация наружной обшивки корпуса буровой установки, вода стала поступать в балластные танки, что привело к образованию крена», — рассказал Маркин. Следствие считает, что «Бордзиловский и Лихван самонадеянно проигнорировали эту тревожную информацию и не приняли организационных мер, чтобы исправить ситуацию, своевременно не пресекли нарушение правил морской буксировки и не дали указание о незамедлительном спуске опорных колонн платформы для улучшения ее устойчивости и переходе «Кольской» в режим дрейфования».
«Бездействие указанных должностных лиц, их пренебрежение своими служебными обязанностями привело к наступлению трагических последствий. Поступившее впоследствии от названных руководителей указание о спуске колонн было явно запоздалым, поскольку из-за нахождения воды в танках механизм опор к тому моменту оказался уже неработоспособным. Под воздействием шквалистого ветра, достигавшего 25 м/с, и волн высотой 4-5 метра произошло увеличение крена платформы и, как следствие, ее необратимое затопление», — подчеркнул Маркин.
Более того, Бордзиловский, зная, что на «Кольскую» поступает вода и насосы не справляются с ее откачкой, запретил команде без его ведома подавать сигнал SOS.
Вертолет в район бедствия вылетел уже после затопления. «Несомненно, прояви обвиняемые должную ответственность и заботу о судьбе людей, этого времени было бы достаточно для спасения всех находящихся на борту «Кольской», — уверен представитель СК.
Также следствие полагает, что именно по прямому распоряжению Бордзиловского на борту «Кольской» находилось необоснованно большое число людей. «28 человек — вахтовые рабочие, обслуживающий персонал, которым из-за экономии денежных средств Бордзиловский просто не позволил выехать на других судах, не были задействованы в самой буксировочной операции, но разделили общую судьбу с членами экипажа», — сказал Маркин.
В ходе спасательной операции спасены 14 человек из 67 находившихся на «Кольской». Из воды извлечены тела 17 погибших. Умершими по решению суда признаны 36 человек. Найти и опознать удалось только 9 тел, которые похоронены на мурманском городском кладбище.
Почему суд по делу о крушении в Охотском море буровой платформы «Кольская» загнали в недосягаемую глушь
Изначально заседания планировалось проводить в городском суде Поронайска на Сахалине. Какое отношение имеет этот маленький городок с населением 15 тысяч жителей к резонансной трагедии — массовой гибели моряков и нефтяников? Давайте вспомним: буровая платформа «Кольская», на которой находились 67 человек, затонула 18 декабря 2011 года во время буксировки в Охотском море. Спасти удалось 14 человек. Среди погибших моряков — 36 из Мурманской области в Поронайске не жил. Ни один из тех, кого в уголовном деле официально называют «потерпевшими» и «свидетелями», там тоже не живет. Где находится этот город? Почти в 300 км на север от Южно-Сахалинска. Из Поронайска раз в день ходит поезд. На машине туда и обратно за день не обернешься. Так почему — Поронайск?
— Формально это самый близкий к месту трагедии населенный пункт, а неформально — явный намек: все должны понять, что это событие местного значения, и его будет рассматривать соответствующего уровня суд, — говорит Елена Богуш, вдова старшего механика по буровому оборудованию платформы «Кольская» Ильи Карташева. — Больше никому это не интересно, страна может спать спокойно.
В ст. 32 п. 3 УПК говорится: «Если преступления совершены в разных местах, то уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них».
«Кольская» утонула в Охотском море, но руководство операцией по спасению платформы осуществлялось оперативным штабом судовладельца АМНГР (ОАО «Арктикморнефтегазразведка») из Мурманска. Там же планировалась и сама зимняя буксировка, которая, по мнению всех независимых экспертов, и привела к трагедии. На фотографиях, запечатлевших крушение, видно, что огромная платформа перевернулась мгновенно, все 67 человек просто не успели отплыть от образовавшейся воронки. Но на платформе в тот момент должны были находиться максимум 15 человек: перегон — дело моряков, а не бурильщиков и геологов. Во всех более или менее цивилизованных странах мира специалистов отправляют вертолетом, на всех платформах есть для них площадки. Это быстрее, удобнее, но… дороже.
На «Кольскую» погрузили всех. Выжившие писали на интернет-форумах, что им перед отъездом начали срочно придумывать судовые роли, бумажки какие-то рисовали — «для чего этот человек нужен на платформе». Люди на «Кольской» оказались в ледовой ловушке, им физически было из нее не выбраться. Платформа находилась в море, в десятках километров от берега! Ушло последнее судно, потому что в Магадане порт уже замерзал. Еще немного, и льды затерли бы платформу, надо было уходить. Профессионалы: бурильщики, инженеры и геологи — оказались в заложниках.
— Провести суд в максимально закрытом режиме, чтобы туда не смогло попасть большинство потерпевших, не доехали бы журналисты, — в этом я вижу объяснение тому, что суд решено было устроить буквально на краю света, — продолжает свой рассказ Елена Богуш. — Чтобы страна узнавала о происходящем лишь из официальных источников. Как это и случилось сейчас: все газеты и сайты просто перепечатали официальный пресс-релиз ДВСУТ (Дальневосточное следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ. — Г.М.) без каких-либо своих комментариев. И многие федеральные СМИ его просто не заметили.
А родственники погибших заметили. Вот что они говорят и пишут:
«В пресс-релизе ДВСУТ много внимания уделяется чисто техническим причинам гибели платформы — «превышение скорости, повреждения опорной колонны…» и пр. Вопрос о допустимости зимней буксировки следствие не рассматривало, очевидно, потому, что решение о ней принимали вовсе не те, кого назначили обвиняемыми».
Родственники задаются закономерными вопросами: что именно заставило людей работать уже после завершения сезона бурения? Почему они оказались там в декабре? Им известно имя человека, подписавшего приказ о зимней буксировке «Кольской». Это бывший и.о. гендиректора АМНГР Мелехов. Хотя в обвинительном заключении в качестве «исполняющего обязанности заместителя генерального директора по безопасности мореплавания» АМНГР назван совершенно другой человек — Б. Лихван.
«На самом деле Б. Лихван был назначен и.о. гендиректора АМНГР лишь на время буксировки платформы, — заявляют родственники. — Когда сам и.о. гендиректора и его заместитель по флоту отбыли в командировки, причем последнему ее продлили задним числом, уже после гибели платформы. Но такое удачное совпадение не вызвало никаких вопросов у следствия. До и после буксировки Лихван являлся заместителем начальника службы эксплуатации флота и безопасности мореплавания. Начальником службы был М. Терсин, которого отправили на «Кольскую» ответственным за буксировку, — подобной должности вообще не предусмотрено, по инструкции начальником буксировки назначается капитан одного из судов-буксировщиков. Вдумайтесь: в гибели платформы обвиняют заместителя ответственного за буксировку, руководившего ею с платформы, за то, что он, будучи временно назначен и.о. гендиректора, плохо руководил из Мурманска своим начальником, находящимся на борту «Кольской»! Абсурд…»
— О многом не говорится в пресс-релизе следственного управления, зато упомянуто «уникальное подводное обследование затонувшей буровой установки с применением глубоководного аппарата Triton, — говорит Елена Богуш. — Аппарат действительно прекрасный, нескольким родственникам погибших по приглашению следователя удалось увидеть эту операцию на месте затопления «Кольской». Жаль только, что она ничего не дала, да и не могла дать для установления причин трагедии. И нет в том вины участников обследования. Да и какая разница, «кувыркнулась» (как выразился один моряк на судне-буксировщике) платформа носом или левым бортом? Есть несколько томов подробного описания причин смерти так и не найденных тел. О причине догадываетесь? «Они утонули». Зачем мне читать о предполагаемых причинах смерти моего мужа, если я точно знаю, что он доплыл до буксира «Нефтегаз», но поднять на борт его не смогли? Люди на борту могли посмотреть на часы и точно сказать, когда это было. И почему. Я не буду подавать на них за это в суд, я просто хочу знать правду. А следствие мне вместо нее — экспертизу с предположениями…
Елена Богуш была первой из тех, кто возмутился рассмотрением дела «на краю света». Ее ходатайство о переносе дела пришло первым в Поронайский суд. Этого оказалось достаточно, чтобы председатель суда поставил вопрос о переносе суда в Мурманск перед Сахалинским областным судом: по закону принимать решение об изменении территориальной подсудности может только вышестоящий суд. А в Сахалинском суде ответили, что с учетом важности дела окончательное решение о подсудности будет принимать Верховный суд РФ.
Примеру Елены последовали мурманчане и потерпевшие из других городов Центральной России. Теперь они отправляют заявления в Сахалинский областной суд с просьбой направить уголовное дело для рассмотрения по существу в Мурманск.
Люди надеются…
Галина Мурсалиева
Охотское море
Наиболее вероятной причиной исчезновения траулера «Аметист» в Охотском море у западного побережья Камчатки «является потеря остойчивости, как следствие — опрокидывание судна и его затопление». К такому выводу пришла комиссия, расследовавшая причины происшествия, сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в администрации морского порта Петропавловска-Камчатского.
Связь с судном была потеряна 11 февраля, когда оно находилось в заливе Шелихова у берегов Камчатки, ожидая бункеровки топливом. На его борту находились 23 члена экипажа. Судно было оснащено аварийным радиобуем и средствами спасения людей.
«Потеря остойчивости («Аметиста») могла произойти в условиях жестокого зимнего шторма с аварийным запасом топлива, без жидкого балласта и расходных горюче-смазочных материалов в днищевых цистернах, а также вследствие интенсивного обледенения», — считают эксперты. По их оценкам, «СТР „Аметист“ мог опрокинуться в положении „лагом“ к волнению или „захвачен“ попутной волной. „Незаполнение пустых топливных цистерн забортной водой (предположительно) приводит к снижению маневренных качеств судна, а также к сильному обледенению и ухудшению показателей остойчивости“, — говорится в заключении комиссии. „Удержать СТР „Аметист“ на плаву можно было только путем приема жидкого балласта в пустые цистерны и сброса лишних грузов“, — считают специалисты.
Прямых виновников происшествия с „Аметистом“ комиссия не установила „из-за отсутствия достоверных фактов о том, что же на самом деле произошло с судном“. Между тем эксперты считают, что к „предполагаемому“ затоплению траулера могли привести действия его капитана, а также руководства Камчатского НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ФГУП „КамчатНИРО“), которому он принадлежит.
Сейнер-траулер рефрижераторный СТР „Аметист“ проекта 420 построен в городе Николаевск-на-Амуре в 1996 году. Валовая вместимость 489 тонн, мощность главного двигателя 589 кВт, район плавания неограниченный. После постройки судно было переоборудовано в порту Пусан (Республика Корея) в краболовно-перерабатывающее судно. 15 января „Аметист“ вышел в рейс в Охотоморскую экспедицию на промысел краба в Западно-Камчатской подзоне. Промысел происходил в сложных гидрометеорологических условиях при частых сильных ветрах, обледенении, среди полей битого льда толщиной от 10 см до одного метра и сплоченностью до 6-8 баллов. 11 февраля с судна перестали поступать суточные донесения. При этом аварийный радиобуй на его борту не срабатывал.
12 февраля начались активные поиски пропавшего траулера. В операции были задействованы 18 рыбопромысловых судов, пограничный сторожевой корабль „Анадырь“, самолет Ил-38 Тихоокеанского флота, самолет Ан-72 ФСБ, вертолеты Ми-8 МЧС России и компании „Камчатские авиалинии“. Обследован район площадью около 80 тысяч квадратных миль. Обнаружены лишь два спасательных плота и 8 рыболовных буев с пропавшего судна.
В настоящее время в районе исчезновения и вероятного затопления „Аметиста“ обследование морского дна с использованием специального оборудования ведет гидрографическое судно ГС-296 Тихоокеанского флота.
Всем родственникам членов экипажа „Аметиста“ из резервного фонда правительства Камчатского края выделено по 250 тысяч рублей. Кроме того, они получили по 25 тысяч рублей в рамках закона Камчатского края об оказании материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Также материальная помощь в размере 50 тысяч рублей на семью оказана ФГУП „КамчатНИРО“. В случае доказательства в суде факта гибели и признания членов экипажа погибшими, страховые выплаты их семьям составят по 550 тысяч рублей.
Совсем недавно затонул сейнер «Дальний Восток» и в этой трагедии всё та же человечекая жадность и государство, не способное контролировать выполнения своих же законов и правил. Ответ на вопрос о причинах слабости государства можно поискать во всех ветвях власти. Все три основные ветви власти и даже четверая, владеющая информацией, больше похожи на дряблые прогнившие щупальца Левиафана. Он больной и несчастный остается самым главным зверем нашего российского заповедника, с ним еще ни разу не фотографировался наш президент.
Георгий Садков
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.