Береста и лозоплетение
Берестяное барокко
Береста — это верхний слой березовой коры, белый снаружи и золотисто-желтый изнутри. Береста — это удивительно пластичный и теплый материал. Недаром на Руси она была незаменима при изготовлении разных хозяйственно-бытовых предметов. Из бересты наши предки делали крыши домов, легкие летние жилища и лодки, поплавки для сетей, предметы бытовой утвари (туеса, короба, корзины, кошели), лапти, игрушки Для детей. Использовали ее и как бумагу, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные в большом количестве в Новгороде среди древних вещей из бересты.
Названий самой бересты, заготовок из нее и особенно изделий в России великое множество. Эти названия отражают как местные особенности, где они возникли, так и самобытность, влияние друг на друга разных российских народов — вепсов, карелов, коми, манси, нанайцев, русских, ульчей, финнов, хакасов, якутов и многих других
История берестяного ремесла уходит корнями в далекое прошлое. Уникальные свойства березы ставят ее в ряд исключительных. В первую очередь красивый внешний вид. Береза привлекала своей ослепительно белой корой — берестой и зеленью. Лекарственные свойства березового сока, листвы, бересты тоже были известны человеку с древности. Ну а практическое применение березы настолько широко, что стоит остановиться только на бересте, которую относят к области древнейшего способа первобытного использования дерева для домашних надобностей.
Береста легко снимается со ствола, обрабатывается с помощью простейшего инструмента. Она легкая, прочная, водонепроницаемая. Прекрасный подсобный строительный материал, подобного которому трудно найти в тайге.
Археологические раскопки принесли немало находок, которые проливают свет на то, как использовали бересту. Эпоха мезолита в далеком прошлом (6-8 тыс. лет до н. э.) явилась временем повсеместного освоения человеком северных территорий. К памятникам этого времени относится поселение Веретье, которое находится в нынешнем Каргопольском районе Архангельской области на берегу р. Кинемы. Торф хорошо сохранил остатки жилища, мастерской, ямы-хранилища. Внутри строений обнаружены очаги, устроенные из камней или на песчаной подсыпке. Прослежены остатки полов, выстеленных берестой или сосновой щепой. Сверху конструкцию могли покрывать корой, берестой, плетеными из трап или камыша матами… На поселение Веретье обнаружены ямы-хранилища, вырытые в песчаной почве около холодных ключей у леса. Они были выложены деревянными плашками и берестой, в них находились остатки рыбы. У берега на специальных площадках обрабатывали древесину, а мастерская по обработке камней обнаружена около одного из жилищ, у выхода к лесу. Здесь у стены дома стояла наковальня из зеленого валуна, на которой делали каменные орудия, и рядом берестяная емкость или туес, внутри которого было 23 кремневых предмета. Туес состоял из полого листа бересты, концы сворачивались вверху, как крышка… Интересны грузила для сетей или ловушек, сделанные из камней или нуклеусов и обернутые берестой… Резцы бобра вместе с челюстной частью использовались в качестве резака, при этом удаляли острые отростки кости и сохранившуюся часть обертывали полосой бересты, превращая в рукоять. Как видим, с далекого прошлого человек использовал бересту для покрытия крыш, полов, стен, изготовления простой утвари и как подсобный материал для связывания, обертывания.
На поселении Берендеево, что находится недалеко от Переславля, археологи нашли интересное погребение, относящееся к 3 тыс. до н. э. Древний человек был захоронен, завернутым в бересту, точнее в широком берестяном цилиндре из 3-х слоев. Береста очень хорошо сохранилась во влажной почве. Благодаря этому качеству мы можем заглянуть в жизнь наших далеких предков. Порой непонятно, как использовался тот или иной предмет из бересты, но ясно, что пользу она им приносила.
Раскопки в древнем Новгороде принесли тысячи деревянных предметов, в том числе свыше 4000 фрагментов берестяных изделий, многие из которых были декорированы тиснением, резьбой, росписью. Берестой покрывали крыши, стены. Из нее делали утварь, обувь. Берестой обшивали лубяные короба. На бересте писали и рисовали. Доктор исторических наук Б. Колчин опубликовал изображения этих изделий. Академик Б. А. Рыбаков описал орнаменты, которыми покрывались берестяные изделия. Емкости для пищевых продуктов (туеса, коробьи) в древнем Новгороде орнаментировались архаичными символами плодородия в виде ромбов и квадратов засеянного поля, зачастую в сложной переработке. Другим элементом была плетенка. На крышках коробов иногда давалась космогоническая картина: центральная часть изображала землю, представленную усложненными знаками плодородия, земля вокруг омывалась водой, а все это вместе, земля и вода, было окружено солнечными знаками в виде косого креста (без кругов). Орнамент покрывал весь короб сверху донизу, что, очевидно, было связано с идеей полноты.
Интересные археологические находки, связанные с берестой, были обнаружены во многих регионах земного шара. Упомяну только две: берестяные изделия из гробницы Тутанхамона (14 в. до н. э.) и прорезная береста на колчанах скифских воинов в виде накладок (сложный растительный орнамент) — 2-е тысячел. до н. э.1
Накладки из бересты хранятся в Волгоградском областном краеведческом музее.
Шемогодский промысел берестяных изделий
Шемогодская прорезная береста, пожалуй, самый известный берестяной промысел в России. Знаменит он и за границей. Название свое промысел получил от речки Шемоксы, что впадает в Северную Двину ниже Великого Устюга.
К 1882 году в Шемогодской волости В. Устюжского уезда помыслом занимались 168 человек. Вот что писалось в Очерке кустарных промыслов Вологодской губернии: Лучшие бурачники в деревне Курово-Наволок. Они делают по заказу чрезвычайно изящные бураки. Имеются в виду изделия, украшенные прорезной берестой: туески, блюда, перчаточницы, пеналы, дорожные шкатулки и другие изделия. Изящный растительный орнамент, вырезанный мастером, украшал стенки и крышки изделий. Береста на темном или золотистом фоне выглядела как дорогой материал. Естественно, и изделия были привлекательны для покупателя.
Самым известным мастером этого промысла был И. А. Вепрев. Именно его изделия получили большую известность и принесли славу шемогодской бересте. Мастер имел десять медалей и дипломов различных выставок и ярмарок, в том числе и медаль Всемирной выставки 1900 г. в Париже. В 1882 г. на Всероссийской промышленной ярмарке его изделия были удостоены премии и полностью куплены императорским двором. Стоили они очень дорого: от 5 до 13 руб. за штуку, в то время как заработок крестьян, занимавшихся бурачным промыслом, по сведению Ф. Арсеньева, составлял 16 руб. за 6 зимних месяцев. В связи с большим спросом на изделия промысел постоянно расширялся. Работали не только мужчины, но и женщины, дети. 21 ноября 1908 г. в дер. Погорелово была открыта крестьянская ремесленная школа. Изделия с прорезной берестой в основном шли за границу. В США были модными шкатулки для перчаток, автоматы для папирос. Франция и Германия тоже пользовались изделиями с речки Шемоксы.
Революция 1917 г. мало повлияла на работу мастеров. Советской республике нужна была твердая валюта для подъема народного хозяйства. В 1918 г. кустари деревни Кирово-Наволок по инициативе мастера А. В. Вепрева объединились в Шемогодскую кооперативно-производственную артель. Перечень выпускаемых изделий был велик: платочницы, перчаточницы, табачницы, чайницы, рабочие ящики, коробки с выдвижными крышками, автоматы для папирос, коробки книгой, восьмиугольные и пирамидами.
В 1928 г. представительство Госторга предполагало реализовать в Германии берестяных изделий на 5000 рублей золотом. А в 1930 г. Всероссийский союз промысловой кооперации обязался поставить па экспорт Кустоэкспорту берестяных изделий на 10000 рублей золотом, С начала 30-х годов необходимость в золотой валюте падает благодаря подъему народного хозяйства страны. Экспортная деятельность художественных промыслов значительно сокращается, и они переключаются на работу для внутреннего рынка. Производство шемогодских берестяных изделий продолжалось до ликвидации промкооперации в 1960 г. Сейчас фабрика Великоустюжские узоры» продолжает работать с берестой.
Лозоплетение
Плетение из лозы как промысел появилось в России сравнительно недавно, лишь в конце XIX века. Это было своеобразное веяние европейской моды на плетеные изделия, в том числе и мебель. В то время искусство плетения из лозы на западе было уже на высоте, там существовали музеи и целые школы лозоплетения, были выпущены специальные учебные пособия, посвященные этому мастерству, а ивовые деревья специально засаживались на земельных участках.
В России же этот промысел только начал зарождаться. Тем не менее, привезенные с запада изделия из ивового прута, очень скоро стали популярны, как в светском, так и в крестьянском быту. Вскоре возник интерес в техникам плетения из лозы, при этом Вятские умельцы не были исключением. Проблем с сырьем у них не возникло, поскольку с давних времен ивовые деревья растут на Вятке в изобилии. К тому же, до возникновения этого нового промысла, на Вятке уже сложились определенные традиции плетения, правда, из других природных материалов.
Первые производимые мастерами-умельцами изделия из лозы, применялись в основном в крестьянском быту. Они изготавливали корзины и короба для переноски угля, снега и жита, а также специальные емкости для развоза водки и пива, изготавливали и рыболовные морды, которые в простонародье называли «верши». Кроме того, Вятские умельцы плели специальные кузова для саней, тарантасов и экипажей, которые служили защитой от зимних метелей и мороза. Во время базаров повышенным спросом пользовались плетеные кресла, стулья, дорожные корзины, бельевые и цветочные корзины, мелкая декоративная посуда и разнообразные ширмы.
Постепенно в своей работе Вятские мастера стали использовать в качестве материала и белые ивовые прутья. И сегодня на некоторых корзинах мы нередко можем замечать чередование коричневых и белых ивовых прутьев, благодаря игре которыми, мастеру удается создать оригинальный декоративный орнамент.
Первая мастерская по производству корзин была открыта на Вятке в 1893 году. В самой Вятской губернии насчитывалось в то время пять подобных мастерских. Первым крупным достижением Вятских мастеров плетения из лозы стало получение Большой серебряной медали на Международной выставке, которая проходила в 1909 году в городе Казани. Несколько позднее при Вятской корзиночно-мебельной мастерской была разработана трехгодичная программа обучения плетению из лозы.
До времен Великой Отечественной войны плетеные изделия из лозы пользовались у населения повышенным спросом. В военные годы для ремесленников, как, впрочем, и для самого ремесла настали трудные времена. За сохранение традиций лозоплетения отвечали лишь несколькие артели. Теперь немногие мастера занимались этим творческим ремеслом и изготавливали они в основном наипростейшие и наиболее необходимые изделия, такие как корзины и верши, весьма редко мастера плели мебель.
Важную роль в сохранении и возрождении промысла плетения из лозы сыграло известное в Кировской области предприятие «Умелец». Начиная с 1975 года, мастера-умельцы, работавшие здесь, занимались изготовлением комплектов для сервировки стола, сухарниц, конфетниц, корзинок, ажурных подносов, хлебниц, абажуров, плетеной мебели для дома и дачи.
Сегодня традиции лозоплетения продолжает развивать Кирово-Чепецкое предприятие по изготовлению художественных изделий из лозы ООО «Азимут» — один из ведущих производителей товаров народного потребления. Ассортимент выпускаемой продукции необычайно широк: от небольших сувенирных изделий до кресел-качалок. Плетеные короба для выкладки товаров уверенно занимают место на полках супермаркетов. Красивые и практичные домики из лозы и текстиля для содержания домашних любимцев стали привычной частью интерьера квартиры.
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.