История русского фарфора

 

Настоящей колыбелью  русского фарфора считается Гжельский регион. Именно его упомянул в завещании Иван Калита в 1320 году. Согласно этому документу XIV век считается датой основания гончарного промысла в нашем Отечестве, хотя он был известен еще раньше.

Почему же народное искусство, впоследствии развившееся до промышленных масштабов, сформировалось именно здесь? Причина тому – пласты глины, находящиеся на поверхности грунта, трудолюбивые и талантливые люди. Ландшафт и особенности местности не позволяли вести сельское хозяйство, но открывали широкие возможности для гончарного ремесла. Этим делом и занимались народные умельцы, которые даже были освобождены от крепостного права во времена, когда это было повсеместным явлением в нашей стране.

Краткий экскурс в историю

В Новое время преобладающей техникой изгоовления керамических изделий была майолика. Ее «золотой период» выпал на XVIII век. В росписи фарфора преобладало сочетание зеленого, желтого, синего, вишневого и коричневого оттенков, которые оживали в виде фантастических птиц, живописных городов и растений. Такие рисунки присутствовали на кувшинах, квасниках, блюдах, мисках, игрушках, столовых сервизах. 

русский фарфор

В конце XVIII – начале XIX века около деревни Минино была обнаружена светлая глина, из которой стали производить полуфаянс. Изделия из него имели серый оттенок, покрывались прозрачной или белой эмалью. Чаще всего это были кувшины. Роспись приобрела синий оттенок, наносилась под глазурь. В начале XIX столетия преобладали орнаменты растительного или геометрического характера.

Знаменательным в развитии русской керамики стал 1748 год. В это время выдающийся русский учёный Дмитрий Иванович Виноградов после четырёх лет исследований вывел оптимальную формулу для производства керамической посуды и создал особую краску для её росписи. Труды Виноградова в последующем создали основу для славной истории известного во всём мире сине-белого орнамента Гжели. После смерти Дмитрия Ивановича работу по развитию «порцелинового» (фарфорового) производства в России продолжил его ученик Никита Воинов. 

русский фарфор2

В 1818 г. открывается крупнейшее промышленное предприятие Якова Кузнецова по производству изделий из фарфора и фаянса. В это время Российская империя активнее использует плоды научно-технической революции и перестраивает свою экономику от средневековых мануфактур к современным промышленным фабрикам. Завод стал семейным делом, который с успехом продолжали потомки Якова Кузнецова. Развитие промышленности привело к открытию множества других предприятий на территории всей Российской империи. После революции они были национализированы и переживали упадок, однако смогли восстановиться и продолжить выпуск уникальной продукции, востребованной даже за границей уже после войны.

русский фарфор3

Наиболее крупными предприятиями на сегодняшний день считаются Гжельский фарфоровый завод в селе Речицы, Дулёвский завод в Московской области, Императорский в Санкт-Петербурге, Дмитровский в п. Вербилки.

По материалам АО «Гжельский фарфоровый завод»

farfor-gzhel.ru