Зарождение золотой хохломы

 

Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.

Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера — кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с «Хохломой».

Искусство хохломской росписи родилось очень давно. Вы, наверное, понимаете и сами, почему так трудно сказать, когда, в каком именно столетии это произошло, ведь дерево — недолговечный материал.

Мастера расписывали бытовые предметы — мебель, посуду, домашнюю утварь. Никто не относился к ним как к произведениям искусства, хотя всегда ценились их красота и нарядность.

Состарившаяся утварь заменялась новой, поэтому до нашего времени дошло очень мало старинной «хохломы» и она бережно хранится в государственных музеях — художественных, исторических, краеведческих. Самым древним из них — около двухсот лет.

Создатели этих предметов — крестьяне заволжских деревень Нижегородской губернии, селившиеся среди густых лесов по берегам Керженца, Ветлуги и других небольших притоков Волги.

Волжские крестьяне — и те, что жили на «горах» — на высоком правом берегу, и те, что в «лесах»,-издавна занимались разными ремёслами. Волга исстари была главной торговой рекой России, она соединяет северные и южные районы страны.

На многолюдные и богатые волжские ярмарки привозили товары по реке купцы со всех концов Русской земли, приезжали иноземные гости. И поэтому волжане промышляли, то есть делали вещи на продажу, которые легко можно было сбыть на базарах и ярмарках.

Постепенно рукоделие, ремесло становилось основным занятием крестьян многих сел, они уже не занимались хлебопашеством, а работали с утра до вечера в мастерских — токарнях, красильных, ложкарнях.

Крестьяне нынешнего Городецкого района расписывали деревянные игрушки и утварь, набивали узорами ткани, делали печатные пряники; крестьяне нынешнего Ковернинского района прославились своей деревянной посудой. В одних сёлах посуду вытачивали на токарных станках, а в других — расписывали.

Поначалу крестьяне сами продавали свои изделия, но это отнимало драгоценное время, поэтому вскоре скупать их стали скупщики: нерасписанные, «белые» изделия они перепродавали красильщикам, готовые предметы свозили на склады, а затем — на продажу в торговые сёла и городки. Хохлома — большое старинное торговое село в бывшей Нижегородской губернии.

В Хохломе были красильни, склады и торговые ряды, в которых продавали привезенный на подводах в красивых плетёных из луба коробах-плетюхах «хохломской товар» — нарядные золотистые миски, ложки, поставцы, бурлацкие чаши и братины — шаровидные сосуды с широко раскрытым венчиком-горлышком.

Это село, как вы уже догадались, дало название всему промыслу.

Хохломские изделия продавали и на базарах Городца, и на самой многолюдной ярмарке России — Макарьевской, располагавшейся у стен Макарьевского монастыря близ Нижнего Новгорода. В конце XIX века Макарьевская ярмарка была переведена в этот город и стала называться Нижегородской.

Многоголосая пёстрая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами торгующихся, музыкой и песнями цыганских хоров. Крутились карусели, а в балаганах с яркими вывесками выступали артисты. Вечерами на украшенных цветами и лентами лодках, в сопровождении одетых в красные рубахи гребцов купцы катались по Волге. У пристаней пестрели разноцветными парусами и флагами волжские суда, которые потом сменили пароходы с цветными и разноголосыми трубами.

Отсюда вниз и вверх по Волге развозилась «хохлома» по деревням, сёлам и городам России, добиралась до Средней Азии, Ирана, Турции, Индии, заходила в Европу. В конце XIX и начале XX века хохломской промысел заслужил всемирную славу. Изделия русских мастеров покупали в Румынии, Болгарии, Норвегии, Франции, доплывали они и до берегов Америки, Африки, Австралии.

Хохломские предметы, нарядные и дешёвые, можно было встретить и в крестьянской избе, и в жилище ремесленника и торговца средней руки, и в нехитром скарбе солдат и бурлаков. Красоту этих простых изделий оценили художники, ученые, их стали покупать горожане.

В специально устроенных магазинах продавали для горожан детские миски, хлебные чаши, кружки, бокалы, солоницы, сахарницы, совки для муки, вазы, а также табуретки, кресла, шкафы и целые наборы мебели. Эти изделия показывали на всероссийских и всемирных художественно-промышленных выставках, мастеров награждали почётными дипломами, медалями и подарками.

Н. Бедник, «Хохлома»