Неонилла Пасичник и профессор Виктор Михайлович Чернышев. Славянофилы и Достоевский
Виктор Михайлович, представляется ли жизнеспособным Союз Славянских народов, объединенных Православием? Желали ли этого наши сограждане на «евромайдане», захватившие власть в нашей стране? Не о подобных ли проявлениях состояния душ человеческих Достоевский написал роман «Бесы»?
Профессор Виктор Михайлович Чернышев:
Развивая мысли о Славянском Союзе, хочется напомнить, что славянофильская идея заключается в том, что всех соединить в Истине может только тот, кто владеет ее полнотой. Поэтому славянская идея, по Достоевскому, это: «Великая идея Христа, выше нет. Встретимся с Европой во Христе». Сам Спаситель сказал: «Вы — свет миру; вы — соль земли. Если соль потеряет силу, чем сделаешь ее соленою…» Такой все осоляющей солью в записи мыслей Достоевского является именно идея Православия. Он пишет: «Наше назначение быть другом народов. Служить им, тем самым мы наиболее русские… Несем Православие Европе».
Также см. Георгий Садков Бесы пляшут до упада.
Достаточно вспомнить вклад русской эмиграции в дело православной миссии, которое связано с именами прот.Иоанна Мейендорфа, Георгия Флоровского, Сергия Булгакова, Василия Зеньковского, Владимира Лосского, И.Ильина, Н.Бердяева .
«Славянофилы ведут к истинной свободе, примиряя. Всечеловечность русская — вот наша идея», — записывает в своем дневнике Достоевский. И сущность свободы — не бунт против Бога, ведь первым революционером был дьявол, восставший против Бога; подобным же образом протест против монаршего мироустрой ства поднял и Толстой, став в одночасье «зеркалом русской революции». Тогда как о Достоевском следует заметить, что Евангелие открыло ему тайну человека, открыло, что человек не обезьяна и не святой ангел, но образ Божий, который по своей изначальной богозданной природе добр, чист и прекрасен, однако в силу греха глубоко исказился, и земля сердца его стала произращать «тернии и волчцы». Поэтому-то состояние человека, которое называется теперь естественным, в действительности — больное, искаженное, в нем одновременно присутствуют и перемешаны между собой семена добра и плевелы зла. Не случайно все творчество Достоевского — о страдании. Все его творчество — теодицея: оправдание Бога перед лицом зла. Именно страдания выжигают плевелы зла в человеке: «Большими скорбями надлежит войти в Царствие Небесное»; «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие пойдут ими… Стремитесь войти тесными вратами — ибо тесные врата и узок путь ведут в жизнь вечную» — свидетельствует Писание.
Безбожное стремление к счастью есть несчастье и гибель души. Ведь подлинное счастье — это стремление научиться делать счастливыми других: «Мы ничего не имеем, но всех обогащаем» — утверждает апостол. А ты говоришь, что «…богат, разбогател и ни в чем не имеешь нужды; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и наг, и нищ, и слеп…» (Откр. 3:17).
У коммунистических идеологов, приход которых по сути и санкционировал Толстой, понятие свободы коренится не слове Евангелия, а в повествовании о грехопадении человека (роман «Бесы»), который срывает плоды с запретного дерева, чтобы «самому стать Богом». Свободе как послушанию Божьей воле гордец противопоставляет свободу революционного почина (безбожный Интернационал). Борьба этих двух свобод представляет собой основную проблему всего человечества: «Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца человеческие» (Достоевский).
Писатель через без-образие революционных идей стремится прозреть горнюю Истину, которая спасет мир. Осмысление Красоты и самой идеи спасения мира Красотою невозможно вне раскрытия природы этой Красоты. Русский философ Николай Бердяев писал: «Через всю жизнь свою Достоевский пронес исключительное, единственное чувство Христа, какую-то иступленную любовь к Его Лику. Во имя Христа, из бесконечной любви к Христу порвал Достоевский с тем гуманистическим миром, пророком которого был Белинский. Вера Достоевского во Христа прошла через горнило сомнений и закалена в огне».
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.