Народный дом, как часть проекта.

 

 

 

Народные дома

Народные дома в дореволюционной России создавались как общедоступные культурно-просветительские учреждения. Россия была первой страной в мире, где начали строиться подобные дома для народа. Последние императоры России озаботились сплочением нации с помощью русской культуры, но не успели в решении этой задачи. Проворнее оказались большевики с простым и понятным «все отобрать и поделить». Первый народный дом возник в 1882 году в Томске. В Петербурге первый Народный дом открылся в 1883 году. И только годами позже Народные дома стали популярными в Англии, Шотландии, странах Скандинавии, Турции и некоторых других европейских государствах. Большинство народных домов до 1914 г. были государственными (например, земские и муниципальные дома попечительства о народной трезвости), однако часто были и негосударственные народные дома, построенные и финансируемые частными благотворителями. После событий 1917 года они были частично переоборудованы в клубы и даже театры, но по большей части заняты советскими учреждениями или разрушены. Народные дома, где не удавалось заменить прежних наставников сторонниками агитпропа, закрывали гораздо раньше церквей. Большевикам нужен был лишенный национального самосознания пролетариат, в качестве пушечного мяса для мировой революции. Для этой же цели всерьез обсуждали планы перевести русскую грамоту на латиницу.

Новый человек должен был забыть свою историю, своих предков. Угроза новой большой войны заставила поменять планы коммунистических вождей. Срочно понадобилось снять фильм про классово чуждого националиста-церковника (термин из рапортов НКВД) Александра Невского заявившего с экрана, что «Не в силе Бог, а в правде». После войны стали по всей стране появляться новые дома культуры и почти в каждом из них положено было держать оркестр народных инструментов и хор девушек разного возраста в кокошниках. В этих домах время от времени хорошие музыканты, сберегающие народные традиции, как могли противостояли советскому официозу, хотя и вынуждены были частенько петь про то, что «партия наш рулевой», а «Ленин всегда живой». Так вырождалась традиционная культура, оставаясь по форме народной и становясь все более фальшивой по содержанию. Почти полной победой над народной душой партийные культработники проложили путь к разрухе культуры лихих 90х и еще более бездуховных двухтысячных.

Мы, жители Петербурга, называющие себя русскими, оказались без очагов поддержки национальной культуры. Это там за океаном в каждом мегаполисе и в каждом самом захудалом провинциальном городке есть хотя бы одна радиостанция, вещающая музыку кантри. Это в африканских странах или Австралии дают аборигенам поплясать свое народное перед туристами. У нас нет места русской народной музыке почти нигде. Эрмитаж, Петергоф, а вечером балет с лебедями: вот дежурный набор для интуриста в Питере. Летом положение немного лучше; для гостей города показывают фолкшоу в Николаевском дворце, где-то, случается, пляшут казаки. Хочется зацепиться за слова из жизнерадостной советской песни «я такой другой страны не знаю» и закончить их достаточно мрачно: «где бы была до такой степени вытоптана народная музыкальная культура». Либералы во все времена по отношению ко всем традиционным культурам ведут себя одинаково. Первым, кого лишило государственной поддержки Временное правительство Керенского, оказался оркестр народных инструментов Андреева. Набеги современных варваров — космополитов времен Гайдара и Швидкого оказались еще более опустошительными. По центральным и прочим телеканалам попсово — клюквенное шоу Бабкиной заменило всю русскую музыку. Теперь только нашему Президенту на лесной валдайской поляне вдали от Москвы дозволяют говорить правильные слова о значении традиционной культуры:

«Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнёрство, веру в Бога или веру в сатану. Эксцессы политкорректности доходят до того, что всерьёз говорится о регистрации партий, ставящих своей целью пропаганду педофилии. Люди во многих европейских странах стыдятся и боятся говорить о своей религиозной принадлежности. Праздники отменяют даже или называют их как то по- другому, стыдливо пряча саму суть этого праздника – нравственную основу этих праздников. И эту модель пытаются агрессивно навязывать всем, всему миру. Убеждён, это прямой путь к деградации и примитивизации, глубокому демографическому и нравственному кризису»

выступление В. В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», Новгородская область, 19.09.2013

Долгожданным словам Президента понимающе кивают чиновники разных уровней, часто цитируют, но все остается на своих местах.

 

Русский национальный культурный центр – Народный Дом должен объединить усилия людей всех национальностей, обеспокоенных судьбой русской культуры. Мы приглашаем писателей, музыкантов, художников, журналистов, издателей, театралов и т.д. к участию в нашем деле за возвращение русской культуре ее достойного места в душах людей. «Отступать нам некуда»: позади героев — Панфиловцев была Москва. У нас теперь нет за спиной даже Москвы. Демоны совсем иных культур там правят бал и водят хороводы вокруг своего кумира — «Золотого Тельца». Мы не станем замыкаться только в фольклоре. Мы помним, что жизнь не стоит на месте и русская культура должна наполнять души современных людей, живущих в больших городах с тяжелым трудовым ритмом.

Будем помнить, что самое большое отличие творцов русской культуры, от иных заключается в их стремлении помочь всем людям обрести свободу и право на достойную жизнь через постижение Божьей Правды. Наше затянувшееся во времени вставание с колен невозможно без свободных людей, почитающих усилия всех прежних поколений и любящих свое нынешнее Отечество в его победах и тяжких испытаниях. Об этом всегда заботилась спасающая даже падших и сострадающая любому правому делу русская культура. Постараемся быть ее достойны в полной мере. Терпеливо и с необходимым для большого дела смирением возьмемся за наш соборный труд. Народный Дом должен стать родным домом для творцов русской культуры. Мы будем помогать всем творцам Русского Мира, независимо от их этнической, религиозной и гражданской принадлежности.
«…Наше движение вперёд невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции»
выступление В. В. Путина на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», Новгородская область, 19.09.2013

Садко Новгородцев

 

 

Русское общество может начаться с Народных Домов?

Атомизация общества, насаждаемая «коварными глобалистами», зашла настолько далеко, что уже само словосочетание «русское общество» режет слух своим мифологизмом. Да и было ли оно когда-либо в русской истории? И в атомизации ли дело? Дворянское общество – это понятно. Оно состояло по большей части из русских людей, иногда проявлявших желание говорить между собой на французском, иногда впадавших в хроническую англоманию. У купцов и промышленников были свои профессиональные сообщества с газетами и журналами. Иногда они меценатствовали, иногда проводили время в ванных с шампанским. Только вот у миллионов простых людей ничего подобного не было. При последнем императоре по всей Российской империи начали открываться народные дома. С помощью развития народной культуры и образования Россия имела возможность сплотить простых горожан, уже начинавших отрываться от своей традиционной культуры, оставшейся в их родных деревнях и поселках, в единую нацию. Как всегда, медленно поспешая, опоздали. Большевики навязали народам России свой головокружительный по масштабам глобальный коминтерновский проект. Из их примитивной, рассчитанной на едва образованных людей газеты «Искра», разгорелось пламя страшной братоубийственной войны.

После победы Октябрьской революции обошлись без «паразитирующих» классов и попытались собрать новую общность советский народ. Советская общность, отвергая право всех русских на свою землю и национальную культуру, породила продолжение противостояния людей, даже когда шла война с фашистами. Власовцы верили в свою правду, что не мешало другим справедливо считать их предателями, потому что мы теперь знаем, что гитлеровцы их бы все равно надули. Ни земли, ни родных песен им бы не оставили. Партийные идеологи особенно последних времен СССР видели в подъеме русского национального самосознания угрозу марксистко – ленинской идеологии и покушение на незыблемость догматов научного атеизма. Баркашевцы и экстремисты из многотысячной «Памяти» сильно напугали партийную элиту и побудили ее, не без давления сил извне, предать все, что хоть как-то сопрягалось со словом русский.

Стоит ли удивляться появлению при демократах среди политической элиты столь откровенных русофобов в столь невероятном количестве, а потому, зачастую в убогом качестве. Стоит ли вспоминать почти анекдотичную Елену Боннер, шутливо шлепавшую по лысине академика Сахарова за то, что он иногда употреблял слово русский. Досталось и Президенту Ельцину. После полученного от нее внушения он пользовался исключительно словом «россиянин», а его премьер Черномырдин всех уверял, что говорит исключительно на «россиянском» языке и, скорее всего, был прав, учитывая выдаваемые им несравненные перлы. Куда ж было ей и г-же Новодворской до вождя мирового пролетариата — В. И.Ленина по части просвещенной русофобии. Ленинопад устроенный майдановцами на Украине можно рассматривать как справедливое воздаяние.
Русская интеллигенция более проявленное в различных описаниях явление, чем русское общество. Понимая всю пагубность использования сослагательного наклонения применительно к истории, хочу все-таки напомнить, что если бы отечественная интеллигенция не впала в ступор кокаинового декаданса Серебряного века, а занялась бы помощью в реализации императорской программы Народных домов для простых горожан, то крикливые большевистские агитаторы не сумели бы довести народ до буйства кровавой Гражданской войны. Кто-то назвал нашу интеллигенцию блудливой девкой, а Ленин дерьмом нации и в чем — то оказался прав.

Состояние нынешней интеллигенции производит еще более удручающее впечатление. Мучительно выживают лишь те, кто вписался в схемы государственной поддержки и грантопиления с почти неизбежными откатами и заносами. Поэты собирают на презентации своих непродаваемых альманахов таких же друзей поэтов. На открытии выставки какого–нибудь художника приходят, помимо завсегдатаев халявных фуршетов, коллеги из ближайшего круга. То же самое происходит и в Домах Композиторов, куда современным творцам удается заманить на свои творческие вечера самых преданных приятелей и не сумевших вовремя разболеться ближайших родственников. Совсем нельзя сказать, что «узок их круг и страшно далеки они от народа».

Дело совсем в другом. Так получилось от воздействия массовой культуры на народ через наши СМИ. Ему стали совсем неинтересны все эти армии поэтов с их выстраданными рифмами, дивизии художников, пытающихся забраться в бесформенную высь, батальоны композиторов, не уложившихся в своих сочинениях в привычные три аккорда. Кроме того, подрастает поколение воспитанное в современных кинозалах, пахнущих попкорном, куда приходят поржать или позамирать от ужаса как на диснеевских аттракционах. Для таких, в недалеком будущем в залах с поэтами и композиторами появятся массажные и щекочущие кресла. Иначе через десять минут зал опустеет.

Все мастера русской культуры, оставившие в ней заметный след, черпали темы и вдохновлялись народным творчеством. Где и что черпать нынешним творцам культуры? Разве что друг у друга, а всем вместе перепевать западный постмодерн. Народ безмолвствует, когда в нем не пробуждено архетипическое сознание. Когда утрачена связь между поколениями , рождавшими свои былины, сказки, песни, национальную одежду, строивших не только удобные, но и красивые дома. Занять у безмолствующего народа теперь нечего. Русская цивилизация перестала одаривать мир достижениями своих творцов культуры, даже если им дают звания заслуженных и народных.

Враги Русского Мира всегда знали, что когда все-таки народится русское общество охватывающее весь народ , а не только часть элиты, то оно сформируется в неодолимую силу. Именно поэтому всегда старались его направить не по дороге, ведущей к храму, а в очередной тупик. Совсем небольшая группа единомышленников решила объединить свои усилия в создании «Русского Национального Культурного Центра – Народный Дом». Мы видим своей главной задачей пробуждение народной памяти через традиционную культуру. Совсем не отрицая действенность компаний типа «Крымнаш» или призывов в очередной раз потеснее сплотиться вокруг национального лидера, нам хотелось бы наполнить разумным содержанием все чаще звучащие призывы обратиться к своим корням. Энтузиазм компаний «Крымнаш» рано или поздно заканчивается, а слишком тесно сплоченные вокруг лидера быстро теряют способность шевелить руками и головой.

В глобализируемом мировом сообществе все политические партии закономерно обречены на отмирание. Никому уже неинтересны ни их программы, ни предвыборные обещания их лидеров. Если вы чувствуете смрадный запах от правящей партии, то это вовсе не значит, что если на ее место придет какая-либо другая, то она будет пахнуть духами. Просто попробуйте дышать от нее подальше. К нынешней партии уже притерпелись, принюхались и слава Богу. Наше дальнейшее развитие совсем мало зависит от того, кто и что собрался модернизировать или нанонизировать. Все дальнейшее развитие нас как цивилизации под названием Русский мир будет, прежде всего, зависеть от возможности рождать поколения творцов, а не потребителей. Все остальное приложиться само собой. Ибо творческий человек подобен воде: он почти всегда найдет выход и применение своей энергии. Тогда дойдет дело и до чудес в электронике и во всех иных высокотехнологичных сферах.

Русскому обществу из эфемерной субстанции предстоит еще только родиться. Совсем не надо обольщаться, что у нас есть даже формальный признак, а, точнее сказать, всего лишь призрак, выразителя общественных интересов – Общественная Палата, хотя бы потому что людей, озабоченных возрождением русской культуры, опирающейся на народные традиции , там почти не видно и не слышно. Попробуем как можно дольше обойтись без чиновников от культуры разных уровней. Попробуем и без их заботы прорости не колючим чертополохом, а плодоносным деревом.

Царь Мидас из греческой мифологии по своей же глупости заболел страшной болезнью. Все, к чему он прикасался, превращалось в безжизненное золото. Наши чиновники способны любым прикосновением все, что не делает их богаче, обращать из живого в мертвое. Наберемся терпения, подождем когда и у них пробудится память о предках, когда они почувствуют себя частью народа, а не служивыми людьми на выпасе электората, в который время от времени они превращают доверенное им население.

От резного крыльца Русского культурного центра – Народный дом может начаться долгая и совсем непростая дорога. Постараемся, чтобы она стала дорогой к храму. Уважение к трудам ушедших поколений дает нам надежду, что мы на верном пути. На нем не может быть затхлых тупиков, куда всегда попадают, увлеченные политическим переустройством. RUSNARDOM.RU это сайт нашего Народного Дома. Ему пока что нет места на русской земле, но оно обязательно будет. Мы можем его уподобить невидимому с берега граду Китежу, готовящемуся под тихие колокольные звоны всплыть из глубин Беловодья. Тот город из древней легенды скрыт до времени от людей, упорно не признающих, что у народа должна быть прежде всего здоровой душа. Только она может избавить от пагубного буйства и бестолковой маяты укрепляемое их заботами тело. Колокола Китежа уже должны быть слышны тем, кто приблизился к нему в поисках Божьей правды, чьи души жаждут преображения от прикосновения к своим древним истокам.

Садко Новгородцев

Русский культурный центр, занимающийся возрождением разрушенной либералами русской культуры, в своих публикациях отмечает всю опасность сохранения этой разрухи для судьбы государства в целом и даже судеб чиновников, продолжающих свою разрушительную работу. Все они, возможно, надеются, что успеют вовремя сбежать и даже пристроиться на прокорм у своих хозяев, но история достаточно часто преподносит неожиданные повороты. Униженное национальное чувство сначала вырождается в простую формулу: «Все непохожие на нас -враги», а несколько позже приходит понимание кто настоящие враги всех народов.

Георгий Садков

 

Проблема обострения межнациональной неприязни, в том числе и на бытовом уровне.

Поножовщина в московском трамвае, свадебная стрельба на столичных улицах – жизнь все чаще подбрасывает поленья в этот костер.  Где корень этих проблем и что надо сделать, чтобы не дать пламени разгореться? Об этом наш разговор с известным историком и публицистом Натальей Нарочницкой, только что представившей читающей публике свою новую книгу «Русский код развития».

 

– Приведенные вами факты поведения кавказцев в русских регионах – это очень тревожный симптом, хотя понятно, что безобразно ведут себя не все, а лишь самые некультурные представители этих народов. Но это интуитивное желание показать, что «я здесь хозяин», режет глаз всем. А корень проблемы гораздо глубже: титульную нацию – русских – упорно отодвигают в сторону, ее как бы и нет. Но она есть. Властям РФ надо заниматься и проблемами русского народа, создавать русское гражданское общество. Нам все уши прожужжали этим «гражданским обществом». Но чем его сплотить? В войне 1812-го и князь, и крестьянин чувствовали себя единым целым народом. Сегодня такого чувства, боюсь, в России нет.

Возьмите, к примеру Францию – там ведь тоже немало разных народов проживает.

Но именно французская нация выработала и предложила такие модели социального поведения, которые стали общими для всех остальных. И несмотря на все трудности, укрепляет их. У нас страна с невероятными социальными и национальными перепадами: есть кланово-родовые отношения у горских народов, есть отношения между жителями больших городов, характерные для постиндустриального общества. Если люди приезжают в большие города, то и вести себя они должны так, как здесь принято. Лезгинка на горской свадьбе вызывает наше восхищение, но когда ее танцуют у Могилы Неизвестного Солдата, это кощунство.

– Наталия Алексеевна, а что вы ответите на предупреждения о наступлении «русского фашизма»?

– Витийствовать с трибун о том, что мы все – россияне, можно сколько угодно. Но если проблемы загоняются внутрь, начинается гниение. Национальное чувство, освященное высшими ценностями, свободное, не униженное – это побуждение к историческому творчеству. Когда мы сильны, нам хочется всех обнять и помочь. Малый народ всегда тянется к большому, в этом нет ничего удивительного. А если национальное чувство унижать, то оно деградирует до зоологического разделения «свой – чужой». А это никогда не было свойственно русскому народу. Василий Ключевский писал, что в дружине киевского князя еще до принятия христианства был целый интернационал.

– Русские и россияне – велика ли разница, «как вас теперь называть»?

– Русский народ – основатель и стержень российской государственности, и он, между прочим, все еще составляет 80% населения страны. Этот народ прошел от Буга до Тихого океана, призвал себе в соработники десятки других народов. И никто не подвергал сомнению его цементирующую роль. Ничего не имею против слова и понятия «россияне», но не запрещайте нам называть себя русскими. Нашим именем названа наша страна Россия, с ним жили наши предки. Каждый народ имеет право быть самим собой. Не надо, чтобы дагестанцы перестали быть дагестанцами. Но если русские перестанут быть русскими, то из них получатся плохие россияне. И никто в стране от этого не выиграет в исторической перспективе. В свое время десятки народов вошли в Россию именно потому, что увидели в нас народ с традициями и твердой верой. Будь Россия другой, они бы просто отшатнулись в ужасе от безрелигиозного «общечеловеческого» общества.

– Новых россиян сегодня лепят по ускоренной схеме, мотивируя тем, что не хватает рабочих рук…

– Любые проекты развития и модернизации будут мертвыми, если не учитывать интересы своего народа. Иначе это просто временное латание дыр. Но такую зыбкую плотину прорвет.

– В чем все-таки причины кризиса национальной идентичности, который переживает сегодня русский человек?

– В первую очередь причина экономическая. Чем занимался обычный русский человек, живущий в небольшом городе? Русские – это врачи, инженеры, квалифицированные рабочие, военные. Во время деиндустриализации 1990-х был уничтожен целый класс квалифицированного сознательного пролетариата, инженеров, техников. Спасались, возили в баулах шмотки… Но так не должно быть! Когда бывший инженер торгует носками, он чувствует себя униженным. И это для будущего страны так же опасно, как и уничтожение крестьянства в 1930-х. Сегодня в стране на первых ролях торговля, банковский сектор, а в этой сфере русский человек не конкурентоспособен, там традиционно царил Восток. Нынешний тип экономики сам по себе антирусский.

– Есть ли выход из этой ситуации?

– В стране началась тяжелая работа по восстановлению промышленности, а значит, пошло восстановление статуса русского народа. Пусть это тяжело, невыгодно на первых порах, но это делать надо. Государство – это вообще не бизнес-проект. У нас территории нерентабельны для рыночной экономики. Но там, где сегодня нерентабельно строить и развивать промышленность, через 30 лет будет рентабельно, когда люди начнут жить, рожать.

Кстати, сейчас активно рожает последнее советское поколения, появившееся под занавес СССР. А дальше… Именно об этом надо сегодня думать ,прежде всего.

Материал для статьи взят из газеты «Труд»

 

 

 

 

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий