Главная » Идеология » О национальной идее и монархических мечтаниях

 

О национальной идее и монархических мечтаниях

 

 

Совершенно безрезультатно завершились попытки правителей современной России сформулировать внятную идеологию и приладить к ней лозунг, способный зажигать и вести за собой народные массы. Много денег потратили на прокорм сотен политологов и философов, а результат нулевой. Чем же можно объяснить столь печальный результат? Вроде бы и философы у нас самые умные и политологи наши умеют не хуже западных держать нос по ветру, предугадывая изволения начальства, тем не менее, с национальной идеей на радость современным либералам так ничего и не получилось. Все вернулись к привычному пониманию, что Россия должна найти достойное место среди прочих народов, встраиваясь в международное разделение труда. Уставшие жить народы Западной Европы вполне довольствуются таким подходом и постепенно вымирают, оставляя свои территории другим этносам. Даже осознающие пагубность такого подхода признали, что ничего другого не надо, кроме модернизации и цементации вертикали власти с возможным переходом к монархии, если уж не наследственной, то хотя бы приемнической. Все мы знаем, что если Бог хочет сдержать чьи – либо чрезмерно опасные порывы, то лишает их носителей разума. Трудно себе представить, что понаделали бы с атомной бомбой люди, довольствующиеся этикой средневековья. Бог дает людям лишь те знания, до которых человечество дозрело. Национальная идея может быть не менее разрушительной, чем тысячи термоядерных зарядов. Мировая история знает такие примеры. Богоборческая идеология коммунизма стала нашим искушением, испытанием, разрушением старого и созиданием нового на очень зыбком песке.

Двадцать лет жизни без всяких высоких идей оказались не менее разрушительными, но достойны ли мы спасения? Омерзительные этические принципы, восторжествовавшие в современной России, не смогут быть преодолены даже самой распрекрасной идеей. Скорее наоборот, такие принципы извратят и ее, доведя до собственного гнусноватого подобия. Именно поэтому национальная идея будет скрыта от нас, а обретение ее скорее всего будет подобно обретению чудотворных икон. Их часто находили простые люди, а не церковные иерархи. Именно такие иконы становились важной частью духовной жизни народа. Так и с национальной идеей. Она вызреет в народном сердце и ее обязательно кто- нибудь услышит, подберет простые, точные слова для ее выражения. Я уверен, что это будут не философы и тем более не политологи. Чем же заняться православной интеллигенции, часто претендующей на роль поводыря для малообразованного и пока-что не очень-то воцерковленного народа? На вечный русский вопрос «Что делать?», есть не менее русский, обломовский ответ- «Ничего». Именно с национальной идеей не надо делать- «Ни-че-го». Вот придет время сакрального откровения, и вы , господа, насытитесь, пережевывая его плоды вдоль и поперек, а пока терпите. Истина рождается в тишине. Не смущайте правителей и простой народ вавилонскими башнями различных теорий на тему поиска национальной идеи. Вожделенная православная монархическая империя, несмотря на ее внешнюю красоту, совсем недоступна нашему взору. Империя в ее прежнем понимании, с полосатыми черно- белыми будками часовых на бескрайних границах и государем во дворце уже невозможна. Границ теперь нет, ни для денег, ни для информации. Невидимые отряды хакеров могут наносить ущерб сопоставимый с ущербом от боевых действий больших армий. Биржевые спекулянты могут разваливать за несколько часов экономики не самых отсталых стран. Своевременно и точно вброшенная информация способна рождать революции и менять даже самые крепкие правительства. Значит и монархия, и империя должны встраиваться в информационный мир. Иные пути ведут в тупик. Опереточные монархии, подобно шведской, датской, бельгийской, давно встроились в глобальный финансовый порядок. Благодаря этому и уцелели. Разумеется, это совсем не наш путь. Нравственная, сберегающая народ от разложения монархия, может быть сначала построена в информационном пространстве и лишь только потом она сумеет приобрести видимые черты в реальной жизни.

Потуги создать электронное правительство могут не только приближать власть Антихриста, но и. наоборот, сократить коррупцию и воровство, сделать нашу власть менее бесстыжей и компрадорской. Подобно электронному правительству, одна и та же национальная идея может быть направлена и за, и против народа. Помогать отделять полезные семена от плевел -это и есть важнейшая задача для православной интеллигенции. Очень наивно надеяться, что кто-то вышьет такое знамя, которое одним своим несравненным сиянием очистит души и поведет за собой к счастливой монархической благодати. Попробуем подумать лишь о делах совершенно необходимых для приближения времени обретения спасительной идеи. .

Притча о заплутавшем витязе.

После долгих странствий видит витязь на своем пути большой камень, а на нем три надписи: «Прямо пойдешь- попадешь на Рублевку. Там у всех джакузи мраморные, унитазы золоченые». «Налево пойдешь- там Сколково. Получишь меч лазерный и доспехи титановые. Сможешь всех врагов по сортирам мочить ». « Направо пойдешь -эта дорога тебя в Киев приведет…» Дальше витязь и читать не стал. Уж больно притомился в своих скитаниях, поехал к джакузи мраморным. Решил, что после помывки обязательно за мечом поедет. Поехал, да так и заплутал в тумане. Говорят, до сих пор все куда-то едет. Напрасно он поленился про дорогу в Киев дочитать. А там дальше было сказано, что могила его матери осталась в разорении. Восстановив ее, обретешь духовное зрение. Не знал витязь, что иногда более длинная дорога быстрее ведет к цели. С духовным зрением и туманы не страшны. Как положено, притча требует толкования. Про витязя скажем, что это та часть народа, которая хоть куда-то еще может двигаться, а не разлеглась у помоек или на Рублевских лужайках. Обе эти крайности бытия одинаково печальны и по большому счету никакого отношения к слову народ не имеют. Про две дороги прельстившие витязя тоже все понятно. А вот дорога в Киев требует подробного пояснения.

В 996 году, когда не только в Киеве, но и в соседних лесах никаких украинцев еще не было, а везде были русские люди, Великий князь Владимир построил Десятинную церковь успения Пресвятой Богородицы. Эта первая каменная церковь стала великим чудом своего времени и матерью церквей русских. Ее образом вдохновлялись все строители храмов по всем городам нашего древнего Отечества. Общая вера начала собирать будущий великий народ в единое целое. Мудрый князь построил Десятинную церковь не где- нибудь, а на месте убийства язычниками первых русских святых-мучениках Федора и Иоанна. Еще несколько лет назад Владимир сам был язычником. Варяги, Федор и его сын Иоанн, были христианами. Они воспротивились языческому обычаю, установленному самим князем, и были убиты. Для князя этот храм стал и его личным покаянием за тяжкий грех убийства русских христиан, принявшим новую веру раньше других. Теперь на месте этого храма остались лишь каменные ряды, условно отображающие линии фундамента здания, — это все что осталось от главного символа первой русской державы. На космической карте хорошо виден контур фундамента. И нам не стыдно. Больше того мы об этом даже и помнить не хотим. Нет ли глубочайшей связи между нашим небрежением к матери церквей русских и нашим бестолковым, безвекторным блужданием среди разных идеологических «измов»? А еще от наглости беспредельной национальную идею возжелать изволим.

Те, кто понимает значение подобных символов, делают все, чтобы эту церковь никогда не восстановили. Здесь им и ЮНЕСКО в помощь, и еще найдут с десяток других международных контор. Даже храм построенный в 19 веке на месте древней церкви большевики разрушили самым первым, скорее всего, не случайно. Несколько лет тому назад подсказали бывшему президенту Украины Ющенко, что церковь построить можно как главный храм украинской независимой от Москвы церкви. Ющенко издал указ и выделил на строительство двадцать миллионов гривен. Про деньги, разумеется, ничего неизвестно, а вот указ этот никто не отменял, хотя теперь бывший президент утверждает, что разрешал строить по соседству, а не на том самом месте. Деятели из ЮНЕСКО и те кто охраняет древние соружения запрещают реставрацию. Все дружно говорят, что восстановленный храм сильно испортит хороший вид на Софийский собор. Кем-то организованное столь упорное сопротивление- это ли не верный признак того, насколько важен для нас этот символ именно в восстановленном состоянии? Разговоры о том, что реставрация невозможна, так как уцелел только фундамент, безусловно, справедливы. Точная реставрация на строгой научной основе- это игры для архитекторов. Поэтому термин реставрация лучше не использовать, а заменить на слово- «возрождение». Возрожденному храму не обязательно быть архитектурным наследником, того древнего, хотя и желательно было бы сохранить черты византийской архитектуры. Гораздо важнее идея, которая наполнит сам процесс возрождения. Это должно стать спасительным делом для всех православных людей от Бреста до Чукотки, от Аргентины до Канады. Только такая благая цель может помочь объединению православного мира. Если в каждом православном приходе поставить кружку для пожертвований и объяснить прихожанам, что мать всех православных приходов нуждается в возрождении, то денег соберется более чем достаточно. Это же покинутая и забытая мать! И в этом небрежении к ее памяти один из наших смертных грехов.

В «Повести временных лет» Нестор Летописец записал. Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: „Господи Боже! Взгляни с неба и воззри. И посети сад свой. И сверши то, что насадила десница твоя, – новых людей этих, сердце которых ты обратил к истине познать тебя, Бога истинного. Взгляни на церковь твою, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившей тебя матери Приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы». И, помолившись Богу, сказал он так: „Даю церкви этой святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». И уставил так, написав заклятие в церкви этой, сказав: „Если кто отменит это, – да будет проклят». Вполне возможно проклятие лежит на всех нас. Разруха в головах от этого проклятия не даст даже самой заботливой и просвещенной власти навести порядок. Возрождение древнего храма будет важной частью нашего соборного покаяния и важным шагом к обретению национальной идеи. Ее знамя будет даровано только чистым рукам. Наши власти, особенно кремлевские, не должны вмешиваться в это дело. Их обязательно упрекнут и достаточно справедливо в желании сэкономить на политологах, копающих в украинском и белорусском направлениях. Люди и без них догадаются и окончательно уверуют, что мы единый народ с общей историей и судьбой. В те или иные времена наша общая столица меняла свое географическое положение, но так было и у других народов. Лично я хотел бы видеть теперь столицу наших народов в Минске. Там, говорят, воруют гораздо меньше, чем в Москве.

В «Повести временных лет» упоминается и Херсонес и Русский Мир. Эти два слова впервые соединились в одно очень близкое нам понятие в 1036 году при повторном освящении Десятинной церкви. В том послании поминались и главный святой Климент Римский казненный на каторге в каменоломне на территории современного Севастополя и значение Десятинной церкви для объединения русских земель. Древние сакральные символы русской цивилизации: Киев, Херсонес, Десятинная церковь должны пробуждать в людях некий исторический код, помогать очередному преображению вымирающего духовно и физически населения в прозревший свое предназначение народ. Мы обязательно должны найти наши общие корни в нашей давней истории, а не только в последних войнах. Для этого нужно обязательно вспомнить тех, кто начал собирать Древнюю Русь. Варяги, еще будучи язычниками, начали этот нелегкий труд. Очень важно осознавать, что варяги это не этнос, а военные и торговые люди, не имеющие во владении поля и леса. Однако, только им принадлежали реки, озера и моря-главные коммуникации того времени, поэтому их этническую принадлежность нельзя опознать по археологическим горшкам. Оружие и транспортные средства они имели самые передовые на всем северо-западе, позже они могли представлять реальную угрозу главной империи того времени Византии. Именно в походах на богатый Константинополь многие варяги становились христианами. Это была первая морская пехота почти забытого мира.

Никакого свободного пути для шведов или норманнов через реки и волоки среди славянских племен не существовало, что совершенно не исключает их незначительное присутствие в качестве простых наемников и даже командиров среди варяжских дружин. Если учесть, что в походы собиралось до 2х тысяч ладей, а в каждой по 40 человек экипажа, то получаем 80ти тысячное войско, что совершенно не похоже на возможности скандинавов собрать такие человеческие ресурсы. Есть все основания предполагать, что варяги-русы вышли из южного Приильменья с центром в нынешней Старой Руссе. Именно там находились соляные источники, дававшие им необходимую экономическую мощь. В отличии от золота соль, как единственный консервант того времени, служила самой надежной валютой. Поэтому варяги были достаточно богаты. Им не надо было грабить и завоевывать соседние племена, они включали их в торговлю и приносили новые для них промыслы. Появление варягов среди других племен позволяло гораздо большему числу людей кормиться с той же территории. У монопольных хозяев коммуникаций того времени- варягов сложился стереотип поведения, предполагающий включение разных этносов в общую хозяйственную жизнь. Другие талантливые колонизаторские народы: англичане, испанцы, французы предпочитали местных жителей превращать в рабов или уничтожать. Унаследовавшие от варягов тот же стереотип поведения, более поздние казаки расширили Россию на несколько часовых поясов. Дети от казаков и их жен из местных племен получали равные права с остальными. Такого не было у колонизаторов из других народов. Поляне, древляне, словены, меря, чудь почти мирно сливались в один народ благодаря варягам. Варяги, принявшие христианство, еще в Византии уже в составе княжеской дружины князя Владимира крестили языческую Русь.

Мы сейчас тоже выходим из недавнего языческого прошлого, над нами висит угроза еще большего распада, чем тот, который уже произошел, и нам совершенно необходимы новые варяги –хозяева современных коммуникаций. Они могут иметь различные этнические корни. Важна их пассионарность, направленная на собирание русского православного мира в новое единое целое, без привычных границ во времени и пространстве. Они должны быть способны повторить созидательный труд древних варягов, собрать новое государство на основе общей веры, выдавить язычников и сатанистов из информационной среды. Наверно совсем неслучайно слово «варяг» дожило до наших дней, хотя последние поминания варягов в летописях относятся к 12 веку. Может быть, в этом слове живет созидательная энергетика и готовность послужить еще раз в один из самых трудных периодов нашей истории. «Варягами» называли русские боевые корабли в течении последних двух столетий. Последний «Варяг» России служит флагманом Тихоокеанского флота. Никому кроме кабинетных историков или прикормленных на деньги Сороса журналистов не приходило в голову считать всех варягов скандинавами. Читайте внимательно «Повесть временных лет». Там всё понятно написано, что варяги были у разных народов, включая норманов, свеев и даже англичан. «Врагу не сдается наш гордый «Варяг» — самая почитаемая на флоте песня, но доставшийся по наследству от СССР авианосец «Варяг» украинские шаромыжники первые годы достраивали, а затем продали Китаю по цене металлолома. Русское слово «варяг» к варангам- наемникам из Византии отношения не имеет.

Современное значение слова «варяг» предполагает, что это кто-то чужой по отношению к нашему устоявшемуся междусобойчику, но имеющий на вторжение к нам кем-то данное ему право. Для не имеющих такого права, кого можно просто послать подальше, сгодятся и более привычные слова: «чужаки» или «понаехавшие тут». Уповая на мудрость русского языка, сохранившего слово варяг почти в первозданном смысле, задумаемся, откуда же им взяться в наше компьютерное время. Речь, разумеется, идет не о ряженных варягах похожих на ряженных казаков или дворян. Как когда-то новгородцы утомленные раздорами, призвали варягов-руссов править, так и в наше время вполне возможно их призвание. Это должны быть люди совсем чужие по отношению к нынешней вороватой чиновничьей камарилье. С коммунистических времен в политических партиях более успешно работает отрицательный отбор. Теперь эффективными управленцами, часто оказываются люди, надежно вплетенные в коррупционную вертикаль, на которых есть возможность давления через накопленный на них компромат. Пока так и живем. Иных людей может помочь найти интернет, но для этого нужно в нем начать полезные для православного мира дела. Когда конкретные действия выйдут за пределы виртуального пространства, то выявятся и лидеры способные такие дела возглавить. Для начала этого процесса необходимо создать окормляющее его средство массовой информации или найти способ встраивания в уже имеющееся, с постепенным наполнением новым содержанием, включающим реализацию идеи возрождения Десятинной церкви. В самом деле, таких задач достаточно много. О них можно рассказать немного позже.

Всякая теория, предлагающая национальную идею на основе того, что когда- то работало хорошо, построенная на правильных логических конструкциях, в нашем стремительно меняющемся, а потому плохо прогнозируемом мире, будет всегда похожа на железобетонный монумент. Может и тем, кто не равнодушен к судьбе России стоит в большей степени уподобиться садовникам, поливающим полезные семена, помогая прорасти живой, откликающейся в душах людей идеологии. Нам нужно вырастить живое дерево с крепкими корнями, уходящими в национальную почву, с ветвями, устремленными в облака сетевых технологий, с плодами.

 

А.И.Никитин

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий