Память. 1 октября 1912 года родился великий русский ученый Лев Николаевич Гумилев
«БЛАЖЕН, КТО ПОСЕТИЛ СЕЙ МИР В ЕГО МИНУТЫ РОКОВЫЕ…»
Лев Гумилев жил в катастрофическую эпоху для России. На его глазах не только рушились судьбы империи, весь ее старый уклад, но и возникали новые. Не только судьбой сына расстрелянного большевиками офицера ощутил духовный и культурный кризис XX века, он отразил его в своих научных (ссылка 1) и поэтических трудах (ссылка 2).
Ребенком он видел цесаревича Алексея и вырос среди поэзии людей Серебряного века, дворцовых парков и старинных провинциальных усадеб… Ураганный ветер времени принес 1917-ый, — как он говорил, «косматый неживой, неоконченный год». Лев Гумилев увидел, как «век-лиходей» сломал судьбы «бывших», и он с горечью видел их трансформации, приспособленчество и измены. Шло становление нового, социалистического. На долю историка-философа, родившегося в дворянской семье поэтов России (Н. Гумилева и А. Ахматовой), выпали тюрьмы и ссылки (на севере, юге и на востоке страны).. Жизнь зека — «лагерной пыли», не стоила ломаного гроша, — но он не только выжил, в условиях лагерных условиях создал концепцию пассионарного этногенеза (ПТЭ) (ссылка 3).
Пройдя Норильскую Голгофу, стал добровольцем. Вместе со всем советским народом, как простой русский солдат — артиллерист Лев Гумилев прошел фронт Великой Отечественной войны и участвовал в штурме Берлина (ссылка 4). Но потом были снова лагеря и ссылки (ссылка 5). О печальных событиях жизни не говорил, — считал, что «вспоминать нужно только хорошее». На всех горьких этапах своей судьбы был занят не ею, а мировой историей (ссылка 6).
Его не печатали. Потом, то, что выходило со скрипом, — замалчивали и присваивали… Он упрямо трудился, писал в стол. Ждал, верил, надеялся. Русский патриот, он практически был изгоем в своей стране и мучительно переживал страшную войну, ведущуюся не один век против России. Стал читать факультативные лекции, — к нему стекались толпы вольнослушателей…(ссылка 7). К концу жизни увидел все свои труды напечатанными. Но настоящий триумф наступил после смерти (ссылка 8). Годами, один против всех, без компромиссов защищал он татар от клеветы, в том, что не было «ига», а был военный союз русских и татар. Теперь Лев Гумилев в бронзе стоит на главной улице Казани (ссылка 9). Но самое главное, он «живет в словах чужого дня».
Ведь, к чему стремился Лев Николаевич Гумилев? – Так же как и его отец, к тому, чтобы звучало и работало Слово. Еще в 1987 году на лекции с радостью сообщил, что «его статьи стали печатать в таких журналах, которые он сам не увидит. Но в дело-то они пойдут!»… Вот ныне судят да рядят о пассионарности, — кто это такие, да и что это за люди? — Так вот же он, — своей жизнью доказавший открытый им феномен. Ведь пассионарии не всегда бывают вождями и разрушителями (ссылка 10). Но в этих дискуссиях и дискурсах как-то «забывают» про не менее яркий феномен, яростно доказывающий миру актуальность своими террористическими методами (ссылка 11). А ведь именно борьбе с ним ученый посвятил дело своей жизни, трактат «Этногенез и биосфера земли», — «великому делу охраны природной среды от антисистем» (ссылка 12). Еще Л. Н. Гумилев мечтал, чтобы его фантастические поэмы — сказки были поставлены на театральной сцене. Ведь в них «намек, добрым молодцам урок», в иносказательной форме, это поучительный рассказ об ушедшем, времени (ссылка 13).
Хотя как этнолог, Лев Гумилев предвидел судьбу СССР — «колосса на глиняных ногах», но развал государства стал для него личной трагедией. К этому привела политика обезличивания и стремления к «слиянию в единую общность» и атеизм. Изучая историю кочевников Евразии, он показал, как стремились они попасть под власть белого царя, ибо «скрепляла народы в империю веротерпимая православная вера» (ссылка 14). Ученый писал, что после этнического поражения обязательно будет выход из зигзага истории на путь естественного российского этногенеза (ссылка 15) и что у великой многонациональной России многое впереди. Она «была всем нам завещана» (ссылка 16), и ее будущее зависит от каждого. «Россия будет спасена только как Евразийская держава» (ссылка 17). «Будем надеяться, — писал Лев Гумилев, — что российское правительство сможет увидеть очевидное и сумеет считаться с реальностью. А уж на все остальное — воля Божья» (ссылка 18). Ретроспективно он показал, кто из соседей из века в век были друзьями Российского суперэтноса, и думал о будущем мира, — одной из последних статей Льва Гумилева стала статья о возрождении Ирана (ссылка 19).
«Льва Николаевича Гумилева многие называют великим евразийцем нашего времени. Он и историк, и этнограф, поэт, человек энциклопедических знаний. Лев Николаевич обо всем судил по высокому счету истории. Его научные труды стали ярким вкладом не только в развитие исторической мысли, но и в утверждение идей вековой общности, взаимосвязанности народов, населяющих огромные пространства Евразии: от Балтики и Карпат до Тихого океана. Инструктивный заряд, который несут в себе евразийские идеи, особенно важен сегодня, когда мы выстраиваем подлинно равноправные отношения между странами Содружества Независимых Государств» (В.В. Путин, Президент РФ, из выступления в Университете имени Льва Гумилева
(г. Астана, Казахстан, 10 октября 2000 г.).
Через все испытания Лев Гумилев пронес веру, которая сохранила его и не дала погибнуть в лихолетье. Мировые события показывают насколько сегодня актуально творчество Льва Гумилева, и именно его вероучительная направленность, его призыв к христианский ценностям, к Надежде, Вере и Любви.
Новикова О. Г., 30 сентября 2015 г.
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.