Главная » История Русского мира » Пересвет Русской живописи. Светлой памяти П.В. Рыженко

 

Пересвет Русской живописи. Светлой памяти П.В. Рыженко

 

Источник —Неофициальное сообщество в поддержку Движения Игоря Стрелкова «Новороссия»

279_01_.Русский-мир

Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство? Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда — я буду счастлив выполненным долгом.
П.В. Рыженко

«Вот ты умрёшь завтра. Ты готов предстать перед Богом с этими своими работами? Готов увидеть святых — Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца, апостолов? А ты увидишь их! И о чём ты будешь говорить? О неисполненных задумках? О том, что мог бы, да не успел? Станешь искать оправдания? Судорожно начнёшь отговорки придумывать?»» — эти слова были сказаны Павлом Рыженко своему ученику Владимиру Кирееву. Сам мастер жил именно так – словно всякий день в его жизни был последним, всякий день предстояло ему дать отчёт в исполненном не перед кем-либо, но перед Высшим Судиёй, строго взыскующим с тех, кого оделил талантом.

Творчество Рыженко отличает поистине богатырский размах, с которым он год за годом, холст за холстом воскрешал перед нами события нашей истории, забытой и оболганной, восстанавливая порванную нить, что связывает день сегодняшний с минувшим, без которого завтрашнего нам не видать. Своей кистью Павел Викторович возвращал нам тот прекрасный и героический мир, который потеряли мы в годы лихолетья, нашу Великую Родину. В ней черпал он вдохновение и через свои работы передавал его нам. В том и состояло главное призвание его – собирать камни, склеивать осколки разбитого прошлого и являть его нашим глазам уже целым, не изуродованным, но таким, каким оно было.

«Прежде чем Вашему вниманию будут представлены написанные мною работы, позвольте пояснить их смысл, — говорил художник, предваряя одну из своих выставок. — Чтобы не пересказывать обширную и доступную историографию всей массы событий, изображенных на холстах, хотелось бы вскрыть главный вопрос — зачем такие отдаленные во времени и пространстве события были соединены воедино на экспозиции? Для чего соседствуют III и XX век? Почему цари русские, древние мученики и князья вновь напоминают нам о своем жизненном подвиге? Как ответить на эти вопросы одной фразой? Едва ли это возможно, если не задаться вопросом о смысле жизни человека, современного и древнего. Итак, я пытаюсь ставить самому себе и невольно Вам, зритель, эти серьезные вопросы и искать на холсте и в себе ответы на них. Современность в лице средств массовой информации и популярной, мишурной антикультуры добивается от нас забвения главных вопросов бытия человека. Посредством различных пестрых и действующих на самые низменные инстинкты и наклонности шоу «мир» принуждает нас забыть о том, кто мы… Вспомним же вместе, дорогой зритель, о нашем древнем прошлом, о нашем убиенном отце — государе, сравним нашу теперешнюю жизнь с деятельной, созерцательно — величественной жизнью Государей наших, воинственных предков, простых детей и жен тех времен, о которых «мир» вспоминать не велит нам. Вспомним о них, подумаем о великой цене, которую заплатили они за нас и устыженные, но обнадеженные, взглянем на себя, на свою жизнь поглубже, построже. Вспомним о том, что мы — Великий христианский народ, а не стадо, массы, электорат…»

279_02_.Русский-мир

Дипломная работа Рыженко «Калка» была посвящена первой битве русских войск с монголо-татарскими, в которой последние одержали оглушительную победу, оттого, что русские князья, разъедаемые междоусобной враждой, не смогли объединиться перед лицом врага. И, вот, финал: посреди усеянного стрелами поля возлежит победитель – татарский хан, смеющийся в лицо взятому в полон русскому князю… Лицо связанного князя выражает боль, но он не сломлен. И голова его поднята высоко, и взор его, гневный и мужественный, устремлён прямо на победившего врага. Силён дух князя. Столь же сильны были и братья его, сложившие свои головы в этом бою. И лишь единства не было промеж ними… И оттого пришла беда на землю русскую. И на горизонте возвышаются горы тел, наших поверженных воинов. А синее русское небо застилает уже чёрный дым. Русь горит! Эта картина чрезвычайно актуальна сегодня. Ибо и сейчас все здоровые силы в обществе разобщены и борются друг с другом, и среди этой вековечной распри теряют самое главное – Родину. И приходит новая орда и подчиняет себе всё и вся, и сеет смуту, и бесчинствуют, а мы всё продолжаем сгорать в междоусобной бойне. Это-то и есть Калка, вечная Калка, которую переживаем мы время от времени. В 17-м веке, в 17-м году, сейчас…

279_03_.Русский-мир

Не менее трагически-актуальна картина «Смута». Пришёл враг на Русскую Землю, захватил само сердце её – Москву и бесчинствует в святынях её. На полу разгромленного храма лежит пронзённый стрелами русский воин, последний защитник святыни… Рука его ещё сжимает лук. Видно: он сражался до последнего вздоха. И даже сейчас, поверженный, он не побеждён. Рядом старик-священник, бледный и измождённый, держащий в руке крест. К нему жмётся рыдающий от страха мальчик. Ласково обнимает старец ребёнка, гладит его худой рукой по плечу, шепчет что-то успокаивающее. Нельзя сдаваться! Господь не оставит Русь на поругание! Молись, и придёт спасение! – так, быть может, говорит священник мальчику, среди разорённого храма… А рядом ещё горит ясным пламенем лампада, как символ непобеждённости и силы русского духа, и огонь её вселяет уверенность, что минует лихолетье, и восстанет Русь в прежней славе своей!

279_04_.Русский-мир

Много работ посвящено Рыженко лихолетью века ХХ. Старая барыня в своей опустевшей усадьбе, дворник, с диковинным для оголтелого 18-го года спокойствием метущий дорожки усадебного парка, где все ещё дышит прежним укладом, но самих хозяев уже нет, девочка, плачущая над телом убитой матери… В этих картинах нет ни пафоса, ни манифеста, но оттого особенно пронзительны они, оттого не ненавидеть заставляют, но размышлять, понимать свою историю и её трагедию и сердцем откликаться на неё.

279_05_.Русский-мир

Одно из самых известных произведений Павла Викторовича – триптих, посвящённый трагической судьбе Императора Николая II и его семьи, в который входят картины «Прощание Государя с войсками», «Заточение в Царском селе» и «Ипатьевский дом после убийства царской семьи». В «Прощании Государя…» художнику с удивительным психологизмом удалось передать всю трагичность момента. Ставка в Могилёве. Здесь ещё несколько дней назад Николай Романов был Самодержцем Всероссийским, правителем великой Империи. И, вот, он вернулся сюда, отрёкшись от престола, вернулся не Императором уже, а полковником Романовым, вернулся, чтобы проститься с дорогими своему сердцу войсками. Согбенный, идёт он вдоль их молчаливого ряда, заглядывая в глаза каждому, ища в них не то поддержки, не то прощения… А они в последний раз отдают честь своему Царю, которого не суждено им больше увидеть. На Россию движется страшная, непоправимая уже беда. Катит по ней роковое красное колесо… Молох запущен, и его не остановить уже. Россия шагнул в бездну, и скоро она поглотит и её, и Государя, и верные ему войска… И эту атмосферу надвигающейся, набирающей обороты катастрофы передаёт февральская вьюга, изображённая на картине. Словно дымом, укутано мглою небо, ветер гнёт деревья, полощет знамёна, поднимает хлопья снега и швыряет их в лица русских воинов и русского Царя, заметает их, слепит глаза… Отречение Государя окончательно распахнуло двери Империи для февральских оголтелых ветров, разгулявшихся теперь на её просторах. И ветра эти сдуют скоро с лица земли Великую Россию…

Особое место в творчестве Рыженко занимают работы, посвящённые Куликовской битве. В образе богатыря Пересвета угадываются черты самого художника. Он и ощущал себя Пересветом, ведущим непрерывную брань за родную землю – только не мечом в поле ратном, но кистью на холсте…

Мало кто знает, что свои монументальные работы Павел Викторович подчас вынужден был писать частями, а затем соединять эти части, ибо в отсутствии мастерской ему негде было разместить полотно необходимого размера.

В последние годы художником было создано сразу несколько значимых монументальных произведений, посвящённых ратным подвигам древней истории, Первой и Второй мировых войн… Он уже жаловался на недомогание (немели руки), но продолжал своё служение, торопясь успеть исполнить всё задуманное.

279_06_.Русский-мир

Последняя работа художника, диорама «Стояние на Угре», написанная для Тихоновой пустыни, кажется, стала подлинном пиком его творчества. Это не просто картина, глядя на которую, уносишься мыслями в представляемую эпоху. Это сама эпоха – ожившая и сошедшая с холста. Оказываясь перед этой диорамой, испытываешь странное чувство будто и нет никакого холста, а есть распахнутые настежь двери в прошлое, где всё живо – нужно лишь переступить порог и окажешься на Угре… И этот поражающий воображение эффект достигается одним лишь великим талантом, без всяких «3D».

279_07_.Русский-мир

К 100-летию начала Первой Мировой Павлом Викторовичем было создано сразу несколько замечательных работ, среди которых наиболее значимой стала картина «Стоход», посвящена трагическому сражению 1916 г., в котором погибла едва ли не большая часть кадрового состава гвардейских полков последнего набора. Консультантом художника в работе над этим полотном стал в ту пору ещё мало кому известный полковник запаса Игорь Стрелков. «Это было подлинное лицо русского офицера. Подчеркиваю, русского! Не советского и не россиянского, а русского!», — вспоминал Рыженко о первой встрече с ним. Это был сентябрь 2013 г. Полгода спустя Павел Викторович узнал своего консультанта в командире ополчения Славянска…

Само собой, война в Новороссии не могла не взволновать Пересвета русской живописи. «Вот уже три месяца как ведет войну Новороссия — форпост Великой России. Как я понимаю, лучшие люди России не на словах, а на деле исполненные мужества, доказывают всему миру, что чудо воскрешения Великой Святой Руси — это не миф… …Игорь Иванович Стрелков, Вы позволили мне иметь счастье быть с Вами знакомыми. Если Вы прикажете, я завтра же оставлю кисть и отправлюсь под Ваше командование в сражающийся Донбасс».

Помню, как прочитав эти, подумалось: нет-нет, не нужно гениальному художнику под пули бросаться, но долго жить и служить Богу и России ему одному вручённым оружием. Увы, пули не понадобилось, чтобы Россия лишилась своего великого сына… Через день после появления этой записи пришло горькое известие о его кончине.

279_08_.Русский-мир

«Александр Невский или Дмитрий Донской – вы только попытайтесь представить их жизнь. Александр Невский. Нет времени на сон нормальный, помолился, жену приехал повидать на несколько дней и опять – на войну. Вот и вся жизнь. Молитва и сеча. И раздумья – что делать? Надо взять дань, заставить Новгород заплатить, отвезти дань в Орду, но зато выживет Русь. Он тяжелый выбор каждый день делал. И он прожил свою жизнь так, что в 44 года его уже называли «солнцем земли русской». А мы? Мы – кто? Вот умирает сегодня человек, как его вспоминают обычно? «Ой, Господи, да как же так? Безвременно ушедший! Такой хороший товарищ… А сколько мы с ним выпили… А дача какая!» Я не хочу так. Каким примером я буду сыну своему, если буду жить по нынешним мерилам?», — говорил Рыженко. Ему суждено было уйти в лета Александра Невского – солнцем русской живописи.

Символично, что художник, преданно воспевавший Царскую Семью, ушёл в канун её убийства. «Об одном мечтаю, если мытарства пройду, хоть издали, одним глазком на ГОСУДАРЯ глянуть», — говорил Рыженко писателю Б.Г. Галенину. Видимо, молитва его была услышана.

Елена Владимировна Семёнова
Опубликовано в журнала «Русский Дом», №7

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий