ПОЛЯРНАЯ ОДИССЕЯ АЛЕКСАНДРА КОЛЧАКА. (К 140-летию со дня рождения)
Статья В.Г.Смирнова, доктора исторических наук, зав. сектором истории Академии наук и научных учреждений Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Инициатором подготовки Русской полярной экспедиции Императорской Академии наук и ее руководителем был известный полярный исследователь барон Э.В. Толль (1858–1902).
17 апреля 1898 г., выступая в Императорском Русском географическом обществе (ИРГО), он изложил план организации экспедиции для открытия «Земли Санникова», которую, как уверял Толль, он наблюдал с северо-западного мыса острова Котельный (Новосибирские острова) в августе 1886 г. На этом заседании присутствовали известные русские ученые П.П. Семенов (вице-председатель ИРГО), Ф.Б. Шмидт, А.И. Воейков, М.А. Рыкачев, Ф.Н. Чернышев, вице-адмирал С.О. Макаров и выдающийся норвежский полярный путешественник Ф. Нансен. Э.В. Толль полагал, что «Земля Санникова» расположена примерно в 150 км к северу от острова Котельный. Позднее его проект был опубликован. В нем Толль, в частности, отмечал: «Девятнадцатое столетие приходит к концу и оставляет нам многое еще сделать для довершения работ в области научных завоеваний на Русском Севере, давшихся рядом тяжелых жертв со стороны первых русских исследователей. Кому, как не русским, приличествует выполнить эту задачу?.. Я уверен, что, если мы возьмемся за дело, не пройдет и 2–3 лет, как отнято будет от нас последнее поле действия на севере от сибирского берега – Земля Санникова».
Нансен высоко оценил план Толля и дал ему несколько важных рекомендаций. Он, в частности, советовал Толлю приобрести для экспедиции небольшое судно, а в ходе ее стать на зимовку на острове Беннетта, чтобы иметь возможность изучения прилегающих районов Северного Ледовитого океана.
Подготовка Русской полярной экспедиции Академии наук
Вскоре после заседания П.П. Семенов направил в Императорскую Академию наук письмо с предложением организовать экспедицию для поисков «Земли Санникова». Однако лишь 16 декабря 1898 г. проект Э.В. Толля был обнародован в заседании Физико-математического отделения Академии наук, а впоследствии им заинтересовался ее президент, великий князь Константин Константинович. По указанию великого князя, в марте 1899 г. была образована Комиссия для обсуждения проекта Толля, которую возглавил академик Ф.Б. Шмидт. 23 декабря 1899 г. император Николай II, по представлению министра народного просвещения, в ведении которого состояла Академия наук, повелел назначить барона Толля начальником снаряжаемой Академией наук экспедиции для исследования Земли Санникова и других островов, расположенных за Ново-Сибирским архипелагом, и учредить особую Комиссию для распоряжения этой экспедицией под председательством академика Шмидта. В нее вошли академики О.А. Баклунд, А.П. Карпинский, В.В. Заленский, С.И. Коржинский, М.А. Рыкачев, князь Б.Б. Голицын, Ф.Н. Чернышев, младший зоолог Зоологического музея Н.М. Книпович, начальник Военно-топографического отдела Главного штаба генерал-лейтенант О.Э. Штубендорф, директор Главного гидрографического управления генерал-лейтенант К.И. Михайлов, флигель-адъютант граф А.Ф. Гейден, бароны Э.В. Толль, Ф.Ф. Врангель и шталмейстер Двора великого князя П.А. Рауш-фон-Траубенберг.
По представлению министра народного просвещения Государственный совет утвердил смету расходов для организации экспедиции в сумме 180 000 рублей. Кроме того, 60 000 рублей было выделено на покупку подходящего судна. На эти деньги Толль купил в Норвегии, по рекомендации Ф. Нансена, деревянную парусно-паровую шхуну «Гаральд Харфагер». Она имела следующие характеристики: водоизмещение – 1082 т, длина – 43, 9 м, ширина – 10,1 м, осадка – до 5, 2 м, скорость на чистой воде – 6–8 уз.
В состав экспедиционного отряда вошли зоолог А.А. Бялыницкий–Бируля, астроном и магнитолог Ф.Г. Зееберг, бактериолог Г.Э. Вальтер. Командиром «Зари» был назначен лейтенант Н.Н. Коломейцев, старшим офицером – лейтенант Ф.А. Матисен. Вторым помощником командира судна стал лейтенант А.В. Колчак. Всего экспедиция насчитывала (вместе с командой судна) 20 человек.
В экспедиции, на яхте «Заря»
Александр Колчак оказался в составе экспедиции благодаря своей настойчивости и честолюбию. В 1895–1896 гг. мичман Колчак служил на броненосном крейсере «Рюрик», который совершил переход с Балтийского моря на Дальний Восток через Суэцкий канал и вошел в состав тихоокеанской эскадры. В конце 1896 г. он перешел на крейсер «Крейсер», на котором плавал в водах Тихого океана до 1899 г. «…Во время моего первого плавания главная задача была чисто строевая на корабле, но, кроме того, я специально работал по океанографии и гидрологии. С этого времени я начал заниматься научными работами. Я готовился к южно-полярной экспедиции, но занимался этим в свободное время; писал записки, изучал южно-полярные страны. У меня была мечта найти южный полюс…», – вспоминал впоследствии Колчак.
Подробнее — переход по ссылке <<здесь>>
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.