Главная » Наши статьи и заметки » Поп-механика перемен

 

Поп-механика перемен

 

.557_001-Русский-мир

Посмотреть другие фотографии

 «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Это вполне можно сказать и про удивительно светлого человека, виртуозного музыканта, оставившего свой заметный след в современной культуре — Сергея Курехина. Памятник  рукотворный соорудила его жена и сподвижница с хорошим русским именем Настя. Центр современного искусства его имени – это самое лучшее, что можно придумать вместо обсиженного голубями бронзового изваяния.  Ленинградский рок-клуб созданный усилиями КГБ наряду с другими течениями так называемого андеграунда уже в самом начале своего существования делил его соучредителей и участников на наших и не наших. Аквариумные  музыканты сторонились своих коллег из «Россиян», «Землян», «Кронверка» «Зеркала».  Те же очень часто не ладили и между собой. Организаторы подпольных концертов зарабатывали на музыкантах и подставляли друг друга, что не редко заканчивалось милицейскими облавами.  Тогда доставалось всем.  Андеграундные художники, писатели, музыканты легко наследовали повадки своих собратьев из официальных творческих союзов, где давно было принято делить на своих и чужих. Редким людям удавалось вознестись над суетой разделившихся группировок. Сергея Курехина уважали все. Самые преданные  почитатели его таланта все-таки иногда жарко спорили. Одни говорили, что он играет так же виртуозно как Рик Вэйкман, другие утверждали, что композиции у Сергея круче и техника здесь не причем.

Революции, отменяющие прежнюю жизнь, всегда требуют нового искусства способного оправдать кровавое или  малокровное буйство перемен. На обломках старого сложно вспоминать о духовной цельности человека и его предназначении. Многим творцам хочется поймать энергию распада и внести свой вклад в сокрушении устоявшегося «До основания, а затем…» Новый мир с надеждой воспетый в «Интернационале» строят уже другие. Разрушители и созидатели –это все-таки слишком разные профессии. Разрушителям  старого всегда приходится бороться за лидерство среди себе подобных. Малевичам  всегда необходимо доказывать, что их квадрат самый черный, потому что первый, а «шершавый язык плакатов» заставляет поэтов шагать в ногу с новой идеологией и даже слегка забегать вперед, чтобы первыми добежать до кормушки от новых властей. Тектонические сдвиги земной коры рождают гул землетрясений, социальные сдвиги не обходятся без воплей, душераздирающей музыки и повышенной экзальтации. Революционное время требует своих героев, чтобы насытится их порывами и вознести над благодарной толпой бронзовыми монументами. Прежде чем возводить массово  монументы во славу своей власти всегда поощряется более мелкое кумиротворение. Памятники Ленину,  Ельцину, Гайдару нуждались в памятниках  пророкам и предтечам их разрушительных идей. Пролеткульт увлекавший массы в водоворот истории проложил дорогу и его последователям. Рокеры конца 80 х собирали на концерты огромные стадионы. «Поп-механика» одним своим названием взывала к массам желающим перемен ради премен.

Творчество Сергея Курехина питалось этим временем. Из под его рук рождалась чарующая своей новизной музыка. Чтобы выглядеть современными, приписанные к творческому союзу, обученные в консерваториях композиторы вымученно запихивали побольше диссонансов в свои замысловатые сочинения. Сочинять музыку, помогающую в спасении души, им воспитанным на атеизме и диамате  было не под силу. Композиторы -песенники уверенно пришли к трем аккордам, двум притопам и пяти нотам, чтобы слиться в упрощении до «Ласкового Мая» для миллионов. Глобальный мир, будь он под флагом Третьего Интернационала или под полосатыми флагами империй   Ротшильдов и Рокфеллеров действуют удивительно похоже. Быдло сгоняют в многомиллионные стада массовым искусством,  подпевающих власти  творцов собирают вокруг кормушек творческих союзов или кормят грантами. Всем прочим предлагают найти свое место в тесных щелях социальных сетей и копошиться в своих едва зримых достижениях.

Для меня Сергей Курехин, с которым мне даже довелось пару раз сотрудничать –яркая комета. Кометы появляются на небе, очень часто предвещая самые разнообразные бедствия. В рассекающих стробоскопами движения исполнителей рока, в потугах не умеющих рисовать художников разодрать в уродливые клочья надоевший от болтовни с высоких трибун лживый мир, отчетливо виделся  грядущий и неизбежный распад страны. Так в конвульсиях андеграунда 80х затряслась и вскоре рухнула вся пропитанная сознанием угнетающей неправды вся Советская империя. Исследование  Курехиным  Ленина с точки зрения грибоведения – талантливая игра в бисер с пародией на науку. «Поп-механика» отзывалась в душах молодых людей не обремененных общением с музыкой кроме рока и попсы. Движения и позы «Поп-механики» отодвигали музыку на второй план. Может быть в этом и было уклонение от несомненного музыкального дара. Когда — нибудь наука докажет, что многие наши болезни рождаются  в нас для нашего возвращения на правильный путь. Не все вразумляемые успевают своевременно расслышать. Иногда слишком сильно мешают трубы и фанфары.

Всегда хочется представить, что делал бы спустя годы рано ушедший от нас поэт или музыкант. После распада страны Сергею особенно захотелось что-то возглавить и повести за собой. Многолюдье на сцене, как и свита играющая королеву по законам театра, требовала своего генерала. Стало совсем не до клавиш и не до музыки. Душа жаждала триумфов перформанса. Управляемые музыканты все больше превращались в звучащих статистов, а  дирижерскую палочку хотелось поменять на маршальский жезл. Китель, погоны, аксельбанты, ордена — это не просто сценический образ, а подсознательный поиск своего танка или броневика в качестве трибуны  вождя. Душа алкала, чтобы вокруг были медные трубы и революционные массы музыкантов маршировали  колоннами. Куда их вести, ему так и не открылось. Просматривался лишь  путь в очередной тупик человеческой гордыни. Музыкант впадающий в гордыню часто теряет дарованный ему талант. Очень жаль, что рядом с великим музыкантом не нашлось людей, напоминающих об этом, как это бывало во время триумфальных шествий римских императоров. Толпа приближенных даже самым великим полководцам напоминала о главном. «Мементо мори» звучало гораздо тише фанфар, но отрезвляло каждого.

Часто можно слышать, что всякий разумный человек в юные годы должен быть революционером, а в более поздние — консерватором. Что –то подобное душеспасительно и для музыкантов. У каждого своя дорога. Итальянская попса и Битлз мне грели душу в школьные годы. Несколько позже Бах, Бетховен, Вивальди и прочие классики пали под натиском энергии рока  разрывающей вяло текущее время  доперестроечного застоя.   Электронная музыка уносящая в вершины мироздания обнажила для меня примитив сочинений огромного большинства рокеров и рок отошел на второй план.   Несколько позже сверкающие на солнце реки индийской классической музыки заменили холод  фантастических тембров и космической полифонии синтезаторов.  Однако с каждым циклом музыкальных предпочтений, через нечто вселенское все сильнее проступало желание обрести в музыке свои корни. Красоты звуковой чужбины все больше пробуждали тоску по Родине. Русская народная песня, Римский-Корсаков, Свиридов, Гаврилин  оказались той родной гаванью, куда следовало прибыть после долгих скитаний в космосе и по земле. Вспоминая Сергея Курехина, очень хочется и его представить не в странном эпатирующем кителе, а с запыленной сумой на плечах в позе блудного и прощенного сына своей земли. Обратить данный Богом дар для спасения людских душ величайшее предназначение таланта. Жаль, что не всем отпущен необходимый для этого срок.

Садко Новгородцев

 

Фотографии

Курехин-(17)

Курехин-(15)

Курехин-(18)

Курехин-(20)

Курехин-(16)

Курехин-(11)

Курехин-(6)

Курехин-(7)

Курехин-(9)

Поп-механика разрухи в головах.

 

 В 1965–1970 гг. в Ленинграде было построено 11 широкоформатных кинотеатров . Один из них на Васильевском острове  назвали «Прибой».  Большие залы  единого на всех проекта радовали возможностью попасть на киносеанс, простояв длинную очередь за билетами. Советская культура в широком формате предлагала насладится самым важным из искусств – кино. Стеклянные фасады вместо витрин пустоватых магазинов звали посетителей приобщиться к культуре. С помощью кино воспитывали, бичевали отдельные недостатки и внушали, что социализм скоро победит общество безумного потребления и благодаря почитанию подвигов войны мы все сплотимся в единый советский народ. Видеомагнитофоны времен перестройки очень быстро добили советскую киноиндустрию с эскадрами широкоформатных кинотеатров. Теперь пришло время прощания с целой эпохой. Руководители Центра им. Курехина прощание превратили в перформанс. Воздвигли две трибуны со стульями для зрителей, поставили прожектора и проекторы. Действие началось в 9 вечера. Сначала троица в длинных плащах била камнями стекла. Когда целых уже не осталось, двинулась техника с ковшами и клещами. Музыка Сергея Курехина звучала совсем негромко, не мешая насладится звуками разбивающегося стекла и скрежета вырываемых оконных блоков.  Получилось впечатляюще и весьма символично. Ломали старое советское пропитанное надеждой воспитать нового человека. В свете прожекторов приступили к разрушению до основания, чтобы на обломках старого мира пышно зацвело новое искусство зовущее к сомнительным ценностям той Европы, которые Президент страны в своих речах  решительно осуждает.

Для рождения своего и созидательного всегда следует обращаться к памяти ушедших поколений, Разрушители национального самосознания — не строители. Им за народные деньги построят культурный центр и они снова заполнят его тем, чем умели заполнять раньше, а именно перепевами чужого и хотя бы поэтому не нового, а немножко второй свежести. Мы для современных культуртрегеров всего лишь оккупированная чужой культурой колония. Нам вполне сойдут и объедки с чужого стола.  На этот пир духа городская власть еще год назад была готова выделить 832 миллиона рублей. Это все, что можно потратить из денег города выделяемых на культуру помимо зарплат и текущих расходов. Вот как возмущался на своей странице в Facebook петербургский журналист, главный редактор журнала «Шум» Павел Смоляк: «Оказывается, в Петербурге очень любят Курехина, поэтому власти выделили более 800 миллионов рублей на реконструкцию здания Центра имени Курехина.  На 800 миллионов можно, например, 100 лет издавать журнал «Звезда» или 50 лет издавать журналы «Звезда» и «Нева». Можно сделать так, чтобы вход в Летний сад не был платным еще 24 года. Можно помочь книжным магазинам с арендой, и тогда книги не будут стоить по 500-600 рублей. Можно много чего, но будут реставрировать Центр имени Курехина».

За выделение сотен миллионов для Центра Курехина,  ратовал глава городского комитета по финансам Алексей Корабельников. «На БФК депутаты удивились цифре, но Корабельников сказал, что центр — важный культурный объект города», — свидетельствует Смоляк. Председатель комитета по культуре Константин Сухенко говорил, что территория Центра будет существенно увеличена: с 3,8 тысячи квадратных метров до 5,5 тысячи. «В кинотеатре „Прибой“, где располагается Центр имени Курёхина, будет фактически достроен ещё один этаж с террасами, — отмечал Сухенко. — Город хочет видеть оборудованный по последнему слову техники центр искусства, культуры, трансформируемую площадку, где можно будет проводить мероприятия разного формата и разной направленности в русле именно современного искусства». В Петербурге уже и так много центров современного искусства, но федеральные и городские власти все чаще  говорят о насущной необходимости сохранения традиционных ценностей и важности патриотического воспитания. Для таких центров деньги и здания выделять не торопятся. В медицине подобному раздвоению сознания выставляется диагноз – шизофрения. Принимаемые в городе решения с таким раздвоением  в мыслях –принято трактовать как психическую норму.

 Итоги конкурса на реконструкцию «Центра современного искусства имени Сергея Курехина» в конце 2015 года пересмотрены. Согласно сообщению на сайте комитета по госзаказу Смольного победителем признана компания «ЛСР-Строй» (входит в группу ЛСР, которая контролируется экс-сенатором Андреем Молчановым).

«Победитель определен в соответствии с решением и предписанием комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга от 04.12.2015 с учетом сохранения «принципа добросовестной неценовой конкуренции между участниками закупок». Победителем признано ООО «ЛСР Строй», — говорится в сообщении на сайте комитета.

В конце ноября победителем конкурса на реконструкцию центра была признана строительная компания «ЭТС», которая принадлежит Алексею Морозову и Николаю Загускину. Компания предложила выполнить работы за 830 млн рублей (ЛСР предлагала построить центр за 843,2 млн рублей). Начальная цена контакта составляла 887,6 млн рублей.  Как видите по причине инфляции цена игры в поп-механику современного искусства  за год  немного подросла. Напрасно пожадничали на салюте, который мог бы стать украшением перформанса и поводом еще немного увеличить смету расходов на реконструкцию.

Георгий Садков с недоумением.

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий