Прощай, Ташкент!
За сутки до Дня независимости Узбекистана, который официально отмечается 1 сентября, интрига, связанная с состоянием здоровья президента страны Ислама Каримова по-прежнему сохраняется. Его младшая дочь Лола Каримова-Тилляева поздравила соотечественников с приближающимся праздником и поблагодарила их за «слова поддержки и пожелания скорейшего выздоровления» своему отцу. «Это очень много значит для нас, и я уверена, что эта огромная сила добра, исходящая из самой глубины ваших сердец, помогает в его исцелении!» — говорится в сообщении, опубликованном ей в Instagram на русском, узбекском и английском языках. Таким образом, дочь президента косвенно опровергла информацию о его смерти.
О том, что Ислам Каримов умер после перенесенного инсульта, первым сообщило информационное агентство «Фергана». По данным его источников, смерть наступила еще 29 августа в 15−16 часов по ташкентскому времени, однако в аппарате узбекского лидера опровергли эту информацию. При этом факт кровоизлияния в мозг был подтвержден родственниками главы государства, а запланированные на 1 сентября официальные праздничные мероприятия были отменены. Обычно это происходит, если в стране объявляется траур. Так или иначе, Каримов уже не сможет исполнять в дальнейшем свои обязанности политического лидера Узбекистана, а значит, в стране неизбежно произойдет транзит власти. Одной из пострадавших сторон этого процесса могут стать проживающие здесь русские.
По данным Комитета по статистике Узбекистана на минувший, 2015 год, в стране проживало около 650 тысяч русских. Это около 1,8 процента от всего населения республики. Абсолютное большинство живет в крупных городах, в первую очередь в Ташкенте. И это «остатки былой роскоши». За постсоветский период численность русской диаспоры уменьшилась на 1 млн человек. Так, по данным последней, 1989 года, Всесоюзной переписи населения, русских было 1,6 млн, что составляло почти десятую часть населения республики. Изменение пропорции объясняется тем, что общая численность населения Узбекистана за это время удвоилась и поэтому доля русских упала не только из-за их переезда в Россию, но и в силу местных демографических особенностей.
Еще сильнее упало влияние местных русских на ситуацию в Узбекистане. Если в советские времена они были посланцами большой страны и вносили вклад в развитие республики прежде всего в качестве технических специалистов, то с началом строительства здесь национального государства приоритеты сменились. Гордостью страны стали не столько ее развитие, достижения, сколько история, реальная или мнимая. На смену Ленину пришел Тамерлан. Именно эта фигура стала национальным символом Узбекистана. Ясно, что русским эта новая реальность не сулила ничего хорошего. Они не видели здесь полноценного будущего ни для себя, ни для своих детей. Тем более что погруженная во внутренние проблемы Россия не торопилась оказывать поддержку своим соотечественникам. Те, кто мог уехать, уехал.
Упрекать Ислама Каримова в каком-то намеренном отторжении русских, наверное, неправильно. Управлявший Узбекистаном весь постсоветский период, он оказался заложником ситуации, связанной с распадом СССР и национальным возрождением не только в республиках, но и в самой России. Вспомним, ведь именно Россия поспешила первой сбросить с себя груз ответственности за национальные окраины, проголосовав за «независимость» от них еще 12 июня 1990 года. Позже Ельцин и его сторонники торопились скорее получить власть, и судьба 27 миллионов русских, остающихся за пределами России, их также мало волновала. Кстати, будучи на момент референдума о сохранении СССР партийным лидером Узбекистана, Каримов вовсю отстаивал единство страны. За это проголосовало 93,7 процентов жителей республики!
Тому были свои причины. Каримов все-таки был «советский» человек и руководитель. Выходец из семьи служащих он, окончил политехнический институт, трудился сначала инженером-механиком, а затем инженером-конструктором на ташкентских заводах, в том числе авиационном им. Чкалова. Принадлежал, таким образом, к технической интеллигенции. Кроме того, у Каримов на половину русская жена и он очень хорошо говорил на русском языке, за что, очевидно, и был замечен. На фоне проворовавшегося (знаменитое «хлопковое» дело) прежнего руководства Узбекистана он, наверняка, выглядел выигрышно. И, как уже отмечено, был вполне лоялен русской цивилизации в форме СССР. Однако русская цивилизация устала от своей цивилизаторской миссии и предпочла сбросить лишнее бремя. Лишь тогда, оказавшийся у руля республики Каримов взялся строить независимое государство. У него просто не было выхода.
И нельзя сказать, что для оставшихся в Узбекистане русских он был худшим вариантом. Скорее наоборот. Не дал, например, скатиться Узбекистану в жестокую гражданскую войну, которая принесла столько бед соседнему Таджикистану. Свернул шею криминалу, пусть и брутальными методами — предоставив милиции право стрелять в подозрительных лиц без предупреждения. Защитил, таким образом, «мирное» население и русских в том числе. Жестко репрессировал все эти годы своих главных политических врагов — исламистов, сохранив светский статус государства. В результате даже бороды в Узбекистане можно носить без опаски только седым старикам. Да, это далеко от европейской политической практики, однако с появлением ИГИЛ* многие нормы уже пересматриваются. А ведь, победи в свое время в Узбекистане Партия исламского возрождения, местным русским пришлось бы совсем туго.
Неблагоприятная для русских среда обитания в Узбекистане объяснялась до сих пор не столько позицией властей, сколько другими причинами. Во-первых, бытовым национализмом, который никто не отменял. Численное превосходство местных над русскими, выросшее вне русского мира новое поколение узбеков, имеющих иной культурный код, неизбежно составляет недружественную среду. Особенно в бедной стране, где ресурсы ограничены. Во-вторых, полным равнодушием России к своим соотечественникам. Отказом деятельно участвовать в их судьбе. Что делал все эти годы российский посол в Ташкенте? То же, что и Зурабов на Украине — ничего. Причем поддержки не было как в вопросе существования, жизни, внутри Узбекистана, так и в организации переезда на Родину. Русские оказались не нужны прежде всего своей стране. Вот, что важно понимать.
Вот почему предстоящий или уже случившийся уход Каримова — проблема для них. С исчезновением его железной руки приход к власти радикалов, более молодых и не связанных «советским» наследием, почти неизбежен. Враждебная к русским среда, до сих пор сдерживаемая политическим патриархом, станет еще более враждебной. Недаром в социальных сетях русские уже бьют тревогу и массово желают Каримову поскорее поправиться. Однако, даже если случится невероятное и он вновь возьмет управление страной в свои руки, русский вопрос никуда не денется и будет лишь отложен до худших времен. Так не пора ли России форсировать события и не начать готовить эвакуацию соотечественников из опасной зоны? Если русских Донбасса Кремль решил сделать своеобразным тараном для контратаки на всю Украину, то в Узбекистане так действовать не получится. Разумнее вывезти людей с чужой уже для них территории на Родину.
Естественно, это невероятной сложности спецоперация. Потребуется решить проблему жилья, трудоустройства, экстренно дать людям российское гражданство и т. п. Однако подобный шаг, проявление солидарности со своими, даст огромный сплачивающий эффект, поднимет дух нации, вернет ей гордость и самоуважение, как это случилось в случае с Крымом. И станет, как знать, примером для будущего. Последствия «крупнейшей геополитической катастрофы», когда миллионы соотечественников остались на территории чужих стран с враждебными порой режимами, должна быть исправлена. В Узбекистане, на Украине, в Казахстане, Прибалтике, везде.
————————————————————
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года признано террористической организацией и её деятельность в России запрещена.
Источник –С/П (Сергей Аксенов)
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.