Сергей Танеев
С.В. Танеев родился 13/25 ноября во Владимире. Отец его, Иван Ильич, служил чиновником, очень любил музыку, играл на нескольких инструментах. Мать, Варвара Павловна, уделяла большое внимание воспитанию своих детей. Помимо Сергея в семье было еще 2-е детей, Владимир и Павел. Особое влияние на Сергея Ивановича оказал старший брат Владимир. Детство Сергея Ивановича протекало среди литературных и художественных кругов. В доме Танеевых часто собирались музыканты-любители. С 5-ти лет Танеев начал заниматься фортепиано у Полянской. В 1866 году родители Танеева переехали в Москву и отдали Сергея в Московскую консерваторию. По классу ф-но Танеев был у Лангера, в 1869 г. поступает в класс композиции к П.И. Чайковскому. Впоследствии, Танеев очень сдружился с Чайковским, он воспринял некоторые стороны его музыкального языка, однако творчески пошел своим путем. Танеев воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов (в педагогике Танеев явился продолжателем традиций Н.Г.Рубинштейна). Среди его учеников: С.В.Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, Р.М. Глиэр, К.Н. Игумнов, Г.Э. Конюс, Б.Л. Яворский.
Сочинения:
Опера «Орестея» (музыкальная трилогия) — 1894 г. (первое исполнение состоялось в Мариинском театре в 1895 году). Кантаты: «Слава Н.Г. Рубинштейну» (сл. И.В. Самарина, сочинение для солистов, хора и оркестра., 1874 г.); «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (сл. А.С. Пушкина, сочинение для хора и оркестра, 1880 г.); «Иоанн Дамаскин» (сл. А.К. Толстого, сочинение для хора и оркестра, 1884 г., opus N1); «По прочтении псалма» (сл. А.С. Хомякова, сочинение для солистов, хора и оркестра, 1915 г., opus N36).
Оркестровые сочинения: симфония N1 (е-moll), 1874 г.; симфония N2 (В-dur), 1877-78 г.г., не оконченная, завершена В.М. Блоком; симфония N3 (d-moll), 1884 г.; симфония N4 (с-moll), opus12, 1898 г.; Увертюры, в т.ч. «Орестея»; увертюра на русскую тему; Adagio C-dur, 1874 г.
А также концерт для ф-но с оркестром Es-dur (1875-76 г.г., не завершен); Канцона для кларнета со струнным оркестром, 1883 г.); концертная сюита для скрипки (opus 28 1909 г.). Камерно-струнные ансамбли, струнные квартеты, ф-н квартет E-dur ( opus 2, 1906г.), квинтеты и т.д.; романсы, обработки народных песен.
Хоры a capella:
Оp. 8 «Восход солнца» (4-х голосный, смешанный), сл. Тютчева, посвящено Русскому Хоровому Обществу а Москве.
Op. 10 «Из края в край» (2-х-хорный), сл. Тютчева, посвящен хору Императорской оперы в Петербурге (1898).
Оp.15 1900 г., «Звезды», сл. Хомякова, посвящен Московскому Синодальному хору, «Альпы», сл. Тютчева, посвящен И.А. Мельникову.
Оp.23 «Ночи»: «Сонет Микеланджело», «Рим ночью», «Тихой ночью», три терцета для сопрано, альта, тенора (1907 г.).
Оп.24 Два квартета для 2-х сопрано, альта и тенора (сл. А.С. Пушкина): «Монастырь на Казбеке», «Адет» 1907 г.
Оp.27 Двенадцать хоров a capella для смешанного состава, на сл. Я. Полонского, посвящен хору Московских Пречистенских курсов для рабочих: «На могиле», «Вечер», «Развалину башни», «Посмотри какая мгла» — 4-х голосные хоры; «На корабле», «Молитва», «Из вечности музыка вдруг раздалась», «Прометей» — 5-ти голосные хоры; «Увидал из-за тучи утес», «Звезды», «По горам две хмурых тучи», «В дни когда над сонным морем» — 6-8-ми голосные хоры.
Оp.35 16 хоров для мужских голосов, сл. К. Бальмонта: «Тишина», «Призраки», «Сфинкс», «Заря», «Молитва», «В пространствах эфира», «И сон и смерть», «Небесная роса», «Мертвые корабли», «Звуки прибоя», «Морское дно», «Морская песня», «Тишина», «Гибель», «Белый лебедь», «Лебедь» — 1914 г.
Хоры без обозначения опуса: «Венеция ночью» (сл. Фета), «Ноктюрн» (сл. Фета), «Веселый час» (сл. Кольцова), «Песня короля Регнера» (сл. Языкова), «Вечерняя песня» (сл. Хомякова), — 1882 г., «Сосна» (сл. Лермонтова). Книга: «Подвижной контрапункт строгого письма».
Хорам Танеева свойственны: мелодическая выразительность языка, красочность и насыщенность гармоний, полифоническое мастерство, монументальность формы, знание вокальных возможностей голосов, совершенство голосоведения, принцип — хору подвластно все. Танеев — один из первых композиторов, который начал создавать русскую полифоническую музыку. Он объединял русскую песенность, музыкальность с западными структурами — фуга, канон, и т.д.
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.