Цена человека. Во что обходится нам эмиграция?
Развал СССР и последовавшая за ним деградация всех сфер жизни принесли нам такое понятие как «утечка мозгов». Само по себе это явление далеко в мире не новое. Однако до 1986-го года величина миграции из Советского Союза была сравнительно незначительна – и лишь в финале перестройки увеличилась более чем в 30 раз, превысив сто тысяч человек в год.
Термин «утечка мозгов» породил обывательское представление о некой лишь интеллектуальной потери от покидающих нас специалистов. Но это лишь поверхностное представление.
Чем бы ни стал заниматься эмигрант на своей новой родине – двигать науку, производство или ящики на складе – общество понесло финансовый ущерб сразу, как только он покинул взрастившее его государство. Ведь любой человек несет в себе некоторую величину вложенного в него общественного труда, имеющего свою денежную стоимость. Складывается она из затрат на образование, здравоохранение, безопасность и т.д.
Жизнь человека можно разделить на три периода, в которые он играет различные роли в жизни общества: период взросления, трудовой период и посттрудовой.
В течение первого периода он только потребляет труд воспитателей, учителей и врачей, являясь чистой нагрузкой для всех остальных. До самых последних пор социальные услуги у нас были по преимуществу бесплатными – то есть их стоимость раскладывалась через государство на все общество.
В течении второго, трудового периода человек превращается в кормильца общества, постепенно возвращая все «авансы юности».
Ну, и в третий, посттрудовой период он вновь становится «обузой общества», только теперь уже оно воздает ему за его общественно-полезный труд. Причем тут все траты на него куда ниже, чем в первый период.
И если кто-то покидает страну до пенсионного возраста, все общество, естественно, теряет вложенный в него капитал.
Попробуем оценить эту потерю всего по одной графе – образования. Оно у нас состоит из таких этапов: детский сад, школа, среднее профобразование (техникум, колледж), высшее образование (институт, университет).
Ежегодный расход на дошкольное образование по состоянию на 2013 год и в ценах того года составлял по данным Высшей школы экономики (ВШЭ) 95,2 тыс. руб. на одного ребенка. Ходил он в детский садик 3-4 года, то есть обходился обществу в 257-336 тыс. руб.
На школьное образование одного человека в том же 2013-м
государство выделяло 96,4 тыс. рублей в год. При продолжительности обучения в 8-10 лет выходит сумма в 622-725 тыс. руб.
Расходы на среднее профобразование: 116,8 тыс. руб. на человека; при трехлетнем сроке обучения – это всего 330 тыс. руб.
Расходы на высшее, наиболее затратное образование: до
296 тыс. руб. на человека в год. То есть за 5 лет обучения, с учетом всех колебаний и сокращения бюджетных мест, будет приблизительно 1300 тыс. руб.
Теперь, чтобы примерно оценить, во что обошлось образование «дорогого россиянина», можно просто сложить затраты на каждый из пройденных им этапов. Конечно, полученное «итого» будет весьма неточным в силу колебания затрат по названным статья в течение тех 10-15-и лет, сколько обучался средний индивид. Тем не менее для приблизительной оценки такой подход вполне сгодится. И по ней каждый гражданин России получил от государства в «период взросления» где-то от 50-и до 75-и тыс. долл. (это чтобы не путаться в изменчивых рублях).
На такие деньги можно купить небольшую квартиру в Нижнем Новгороде или пару больших внедорожников в Москве.
Тут еще стоит отметить, что государственные затраты на образование не ограничиваются выше приведенным. В них не вошли расходы на библиотеки, факультативы, спортивные слеты и прочие олимпиады. И кроме образования юный гражданин РФ пользовался бесплатной медициной, льготами на общественный транспорт и так далее. Еще не став трудовым населением, он потреблял те блага в долг, под перспективу последующей отдачи.
И при его бегстве за рубеж в уже плодотворном возрасте – задолженность эмигранта, говоря банковским языком, осталась непогашенной.
Какой отсюда вывод? Вырастить и выучить человека в России стоит весьма недешево. Это долгий и дорогостоящий процесс – и еще неизвестно, принесет ли он свои плоды. А вот готовый специалист-эмигрант для принимающей стороны – практически бесплатное сырье.
Большинство эмигрантов едет за более высокими зарплатами и лучшей социальной базой – увозя с собой свой неоплаченный кредит. И получается какой-то абсурд: страна с менее развитой или менее стабильной экономикой и социальной сферой готовит кадры для более успешных стран!
Тот факт, что трудоспособный российский эмигрант заключает в себе значительную долю общественного труда, превращает вопрос эмиграции из индивидуального в общественный. Это уже не личное дело отдельного человека – а вопрос всего российского бюджета.
При этом стоило б отметь, что с трудовыми мигрантами из Средней Азии, наводнившими сейчас Россию, все прямо наоборот. Их родины не тратили на их образование и лечение ни копья – зато они отсылают свои заработки по месту рождения, порой делая этим чуть не до половины дохода этих мест.
Как же мы могли бы решить эту проблему? Самый очевидный ответ – улучшением нашей внутренней жизни, созданием таких условий, чтобы собственные кадры не были заинтересованы в смене гражданства. Но до этого «прекрасного далека» еще очень далеко.
Вот более доступный вариант: обязательное распределение специалистов по окончанию высших и профессиональных учебных заведений. Получил образование за счет общества – отработай некий срок по специальности на общественно-полезной ниве.
Но и тут есть закавыка: безработица и сокращение в последнее время этих общественно-полезных нив. Требовать же от буржуазного государства победить безработицу – все равно что требовать от человека победить свою печень!
В итоге так и напрашивается то решение, к которому все более склоняется наша правящая верхушка. Она же видит ту долю лукавства, с которым иные граждане ратуют за бесплатное лечение, образование и т.д. Получить все это на халяву – и смазать лыжи за рубеж, где с удовольствием примут холеного, леченого и образованного специалиста. При этом бегство даже нескольких тысяч таких спецов оборачивается миллиардными казенными потерями.
Так вот: пусть все сами за свои детские сады, кружки и вузы платят – и потом бегут на все четыре стороны!
Правда, такой теневой «общественный договор» похож скорей на какую-то капитуляцию перед проблемой, а не на решение ее. Но ничего другого нашим премудрым пескарям из утерявшего идеи роста правительства породить пока не удалось.
http://publizist.ru/blogs/108265/13552/-(Дмитрий Семенычев)
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.