Главная » Культура » Галина Иванкина. Хохлома

 

Галина Иванкина. Хохлома

 

 

Хохломская роспись – один из символов русской идентичности наравне с дымковской игрушкой, павлопосадскими платками, Палехом, Гжелью да Жостово. Мы говорим «Хохлома» и подразумеваем «Россия». Цветы и птицы, ягоды и листья – всё это сплетено в единый красочный узор. Нет, это настоящий вихрь эмоций, когда золотое созвучно с красным и тут же возникает волшебный ритм, уводящий в сказку.

Хохломская роспись, как феномен, возникла в XVII веке и её появление до конца не изучено искусствоведами – всё теряется в глубинах истории. Есть даже мнение, что первые опыты связаны со старообрядцами, укрывшимися в тех местах. Нижегородские края, Волга, просторы, от царей далече – к Богу ближе. Расписывали ковши и ложки не в самой Хохломе – в это село свозили готовый товар. Художества развивались в окрестных деревнях. Название далеко не всегда соответствует реалиям. Примечательно, что созвучие красного и золотого цветов на глубоком чёрном фоне, а также лихо закрученные виньетки стали основой для общеевропейского барокко, сформировавшегося в то же время. Человечество всегда мыслит в едином направлении! В XVIII – XIX столетиях искусство оттачивалось безвестными мастерами, переходя из поколения в поколение. Хохломские вещицы распространялись по стране, делаясь всё более знаменитыми. В 1853 году хохлому представили на Всероссийской промышленной выставке в Москве, а позднее в Петербурге и Нижнем Новгороде.

Однако подлинный триумф ждал те братины и блюда в 1889 году на Международной Выставке в Париже. Это было поистине грандиозное событие – все цивилизованные страны демонстрировали свою передовую технику, текстиль, изделия из драгоценных камней, образ жизни и – промыслы. С этого момента начался экспорт хохломских предметов в страны Европы и в США. Это совпало с возникновением неорусского стиля, когда особняки стали оформляться, как терема, а на аристократических балах дамы плыли лебёдушками в сарафанах и кокошниках. Всё старорусское почиталось модным.

Итак, в Музее декоративного искусства сейчас проходит интереснейшая выставка «Шик, блеск, Хохлома», дающая представление об этом промысле в XX-XXI веках. Как вырабатывалось творчество? Какими путями шло? Как изменялся орнамент под воздействием общественных вкусов? Также мы узнаём имена авторов – Семён Юзиков, Георгий Матвеев, Фёдор Бедин, Лидия Антонова и многие другие. Мы хорошо знаем фамилии живописцев и графиков, но редко задумываемся о тех, кто создавал и создаёт эскизы для народных шедевров.

Нас встречает инсталляция, посвящённая Всемирной Парижской выставке 1925 года. Собственно, это был смотр декоративного искусства и художественной промышленности. Советскую делегацию ждали с особым трепетом – всех заботило, что же привезут большевики. Одних волновал социальный эксперимент, проводившийся в России, другие – злопыхали, третьи – побаивались. Равнодушных не наблюдалось. Нашу экспозицию хохломы и других национальных промыслов оформлял Александр Родченко — выдающийся фотограф, художник и дизайнер помещений.

Специально для Парижа были созданы уникальные хохломские предметы – старинные формы плюс большевисткая символика. Таким образом, серп и молот, пятиконечная звезда, лозунги оказались искусно вписаны в «ягодные» узоры и растительный орнамент. В 1920-х годах было востребовано это направление – «пролетарский» фарфор с портретами вождей и надписями в духе: «Владыкой мира будет труд!», тканевые узоры с аэропланами и радиомачтами, прозодежда Варвары Степановой для труда и отдыха. Тогда мечталось о создании принципиально нового быта, слога, смысла, изобразительного искусства.

В инсталляции представлены те предметы с международной выставки, по большей части выполненные Семёном Юзиковым – ковши, вазы, подносы, туеса, ложки. Эмблемы и слоганы, оплетённые замысловатым орнаментом – это роскошно и это слегка шокирует. Синтез различных принципов декорирования дал ошеломительный результат — он привлек внимание публики и прессы к хохломскому стенду.

В 1930-х годах революционная символика уже не попадалась, так как резко поменялся вкус – был взят курс на традицию. Поэтому вещи, выполненные в предвоенном десятилетии – это типичная хохлома, изредка приправленная выдумкой. Так, невероятно эффектны ковши с ручками в виде змей. На одной из фотографий мы видим неизвестную мастерицу 1930-х, склонившуюся над росписью панно. Ускоренная электрификация вызвала появление современных форматов – так, на выставке представлены подставки под лампы, созданные в 1920-1930-х годах.

Отдельный стенд обращён к Георгию Матвееву, который был не только художником, но и организатором, деятелем, глашатаем. Учился в реальном училище Нижнего Новгорода. В юности работал каменщиком, плотником, чертёжником. Много рисовал, посещая художественное заведение. Был участником ярмарочного комитета – слава о Нижегородских ярмарках гремела по всей Европе. Как и многие трезвомыслящие юноши, Матвеев стал революционером и принимал активное участие в работе РСДРП (б). Параллельно с этим он основал в городке Семёнове школу хохломской росписи. Бурно жил товарищ Матвеев! После революции он сделался главным хранителем и гуру хохломы. На выставке представлены его эскизы цветов, птиц, виньеток, а кроме того фотография, где он запечатлён со своей талантливой ученицей Лидией Антоновой, чьи «рябины» и «калины» также явлены на стендах. Матвеев прожил очень долгую жизнь и скончался в начале 1960-х, до конца дней оставаясь верным хохломскому чуду.

С первых дней Великой Отечественной войны предприятия выпускали деревянную продукцию для фронта – лыжи, санки, лопаты, приклады к автоматам. Вместе с Победой пришли закономерные перемены – отныне актуален Большой Стиль, то есть триумфальный сплав ампира и барокко. Тогда всё оформлялось с невообразимой пышностью – дома, станции метрополитена, посуда, предметы быта. Эти тенденции коснулись и национальных промыслов. Например, Хохлома стала выпускать вазы, напоминающие ампирные произведения, с виньетками, близкими к барочной живописи.

В 1950-х вырабатывается прихотливый почерк, появляется склонность усложненной росписи, напоминающей парчовую ткань. Типовые мотивы соседствуют с восточными узорами и фантастическими образами. Хохломские орнаменты начинают проникать в другие материалы — керамику, фарфор, стекло. Этот период заложил основы для дальнейшего развития промысла, доказав его способность органично вбирать новые художественные веяния, сохраняя при этом свою исконность. В экспозиции явлены разнообразные эскизы чаш, ковшей и блюд – везде сложный, изобильный рисунок. Поражает блюдо Ольги Батуриной «Цветы» — чёткость прорисовки, праздничность, преизбыточная нарядность. Это «слишком» даже для хохломы.

Также вернулась агитационная программа. Вот – ваза, выполненная по эскизу Александры Савиновой – герб СССР, в цветочно-растительном обрамлении. Прекрасна ваза Фёдора Бедина «Салют Победы», где изображён Кремль, причём с той стороны, где храмы и колокольня Ивана Великого. И – положенные кресты. Сталинская пропаганда не шарахалась от русских символов.

В те годы предметы с хохломской росписью всё чаще используют в качестве представительских и посольских подарков, а интерес к нашим промыслам растёт во всём мире. Особенно это проявилось в ходе Фестиваля 1957 года, когда всё та же хохлома раскупалась иностранцами в память о волнующем событии. На рубеже 1950-1960-х годов произошло укрупнение артели и затем — превращение её в большую фабрику «Хохломская роспись». Это было общим направлением – тогда упразднялись артели и прочая «мелочь», дабы на их месте создавать модернизированные производства. Несмотря на то, что хохлому поставили на поток, она не утратила своих чудесных качеств.

Вторая половина 1950-х – в обществе наметилась очередная смена парадигмы. Все борются с архитектурно-художественными излишествами. Дома с лепниной, колонны и помпезная мозаика станций метро, витиеватые шрифты – всё подвергалось критике и осмеянию. С одной стороны, то была своеобразная месть Никиты Хрущёва, который ненавидел всё, что связано со сталинским наследием, а с другой — это совпало с общемировым трендом на минимализм.

Лаконичность, геометризм, простота – вот обязательные условия оттепельной манеры. Коснулось это и хохломских росписей. Перед нами – блюдо «Рыбки» работы Зои Архиповой. Никаких «бесполезных» деталей, а рыбки – всего лишь силуэт. Столь же лапидарно выполнено панно Екатерины Доспаловой – изящные красно-чёрные сполохи на золотом фоне.

В 1960-х хохломские изделия стали использовать для декорирования квартир – модерновая меблировка была безыскусной, поэтому требовались яркие детали. Началось производство детской мебели. Вот – столик и стул, созданные для малышей. Всё – в духе 1960-х – тонкие, конусообразные ножки, а столешница расписана цветами и травами.

В 1970-х опять изменились предпочтения. Футуризм космической эры уступил место ретро-тематике. Явилась целая плеяда писателей-деревенщиков, воспевавших дедовские обычаи. В моде – павлопосадские платки, блузы и платья в рустикальном стиле, дублёнки. В антикварных магазинах – спрос на старину, а народные промыслы, как никогда, популярны.

Хохлома усложняет роспись – буйные виньетки, россыпь потрясающих цветов, созвучие трав и листьев. Всё максимально закручено. Тому пример – панно «Птица», где хвост птицы больше напоминает веер. Здесь же тумбочка, расписанная так богато, что невозможно разглядеть отдельные фрагменты.

Упадок отрасли пришёлся на 1990-е годы, а потом — медленное возрождение. На выставке имеются и современные варианты, сработанные в коллаборации бренда «Хохлома» с модельером и дизайнером Алёной Ахмадуллиной. Она придумала удивительную коллекцию одежды, мебели, игрушек и ювелирных украшений. Ахмадуллина и до этого в своих произведениях использовала сказочные сюжеты и фольклорные мотивы. В союзе с хохломским производством ей удалось соединить травные орнаменты с современным прочтением. Так появилась линейка с выразительными узорами и по-новому поданными мотивами райских птиц, сказочных рыб, цветов и ягод.

Экспозиция – информативна, обширна и собрана с любовью. Каждый раздел сопровождают пояснительные стенды. Курс – на погружение в мир хохломской росписи. И всё тут сочно, весело, свежо. Чудо чудное – диво дивное. Неувядающая и вечно юная хохлома!

Комментарии закрыты

Извините, но вы не можете оставить комментарий к этой записи.