Галина Лаптева. НАРОДНЫЕ ДОМА. ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Автором обозначены проблемы сокращения централизованных дотаций в сфере культуры и, как следствие, необходимость поиска нетрадиционных источников финансирования и нетрадиционных ресурсов. Для решения обозначенных проблем предлагается проанализировать и адаптировать к современным условиям опыт создания и
функционирования в XIX – XX в. народных домов – самоуправляемых организаций некоммерческого характера. Представлены исторические материалы об организации и деятельности народных домов в России и за рубежом.
Идея народного дома привлекательна тем, что фундаментом его создания
служили:
благотворительность;
ставка на частную инициативу;
общедоступность;
демократизм;
поощрение и поддержка любых творческих проявлений, инициатив населения, организаций и предприятий;
содействие воспитанию детей через активную деятельность;
ориентация на группы особого внимания (социально незащищённые и «напряжённые» категории населения).
Первым народным домом в России принято считать Лиговский народный дом в Санкт-Петербурге, открытый в 1903 году на средства графини Паниной. Идея его нашла последователей. Появились в том числе народные дома Харьковского и Киевского обществ грамотности;
12 городских народных домов
7 народных домов попечительства о народной трезвости в Москве;
Вологодский народный дом общества «Помощь»;
Тифлисский народный дом, сооружённый на средства частного жертвователя Зубалова;
Народный дом им. Н. Гоголя в Томске и Гоголевский в Полтаве;
Радищевский народный дом в Саратове;
Пушкинские в Кишинёве и Самаре;
народный дом им. Аксакова в Уфе;
народные дома императора Николая II и Нобеля в Санкт-Петербурге;
народный дом им. Петра I в г. Архангельске;
народные дома в гг. Елец, Нытва Пермской губернии, Нижний Новгород, Псков, Майкоп, Баку, Кременчуг;
народный дом в Мезени
В 1906 году при рыбопромышленном музее Архангельска была открыта народная аудитория, здание для которой выделено бесплатно.
К 1918 году в Северо-Двинской губернии насчитывалось 98 народных домов.
В Яренском уезде, например, входившем в губернию, было 19 народных домов со штатом 15 человек, в Сольвычегодском – 18 со штатом 18 человек.
Народные дома существовали как общественно-государственные формирования. Их организация находилась в руках распорядительных комитетов. Управителем был коллегиальный орган. Как строились и создавались народные дома, можно проследить на примерах
некоторых из них, типичных для остальных. так, инициатива постройки Елецкого народного дома принадлежала предводителю дворянства А.А.Стаховичу. В создании же принимали участие городское управление, уездное земство, губернское и уездное попечительства о народной трезвости. От казны было получено 13,5 тыс. рублей. Заведование сооружением дома приняло на себя Елецкое уездное земство.
Харьковский народный дом был открыт усилиями общества грамотности и попечительства о народных чайных при материальной поддержке в 80 тыс. рублей Министерства финансов. Интересным было решение вопроса о создании народного дома в Перми. Вопрос о пособии на его постройку из средств губернского земства обсуждался губернским земским собранием. Посчитали, что «не дело» губернского земства оказывать пособия на устройство народных домов. Однако было высказано мнение «о желательности образования губернского фонда для постройки народных домов, так как для уездных земств это важное дело является непосильным».
Губернское земское собрание постановило отклонить ходатайство о пособии их средств губернского земства на строительство народного дома в Перми и, «не предрешая вопроса о помощи из средств губернского земства на устройство народных домов, поручить губернской управе разработать вопрос о содействии земства в данном деле».
Можно отметить, что государственные органы власти выступали гарантами становления народных домов: либо им принадлежала инициатива постройки дома и поиск партнёров и меценатов для этого (например, Псковский народный дом
был устроен городским управлением), либо они морально и материально поддерживали уже проявленную инициативу (так, Нижегородская городская дума постановила 19 октября 1905 года «принять содержание народного дома в Нижнем Новгороде на счёт города»), либо они выступали посредником в поисках возможных содержателей домов. К примеру, Томская городская дума передала в аренду местному союзу русского народа народный дом, построенный на частные средства.
Государство декларировало обязательство материальной защиты народных домов и контролировало адекватность содержания их работы требованиям, которые выдвигались при их финансировании. Одновременно с этим огромную роль в создании и работе народных домов играли благотворительные акции частных лиц и общественных организаций. Так, в Петербурге был открыт упомянутый уже Лиговский народный дом. Меценатами выступали и общественные организации:
попечительства о народной трезвости, о народных чайных, общества народных развлечений, грамотности и другие.
Любопытным и, возможно, небесполезным может показаться предложение гласного Саратовской городской думы А.Нессельроде, внесённое в проект народного дома: «На осуществление народного дома потребуются очень большие средства, но нет особой надобности при обсуждении проекта заботу о средствах ставить в первую голову. Пусть идея без отношения к средствам станет сама по себе
перед сознанием общества. Город найдёт средства для осуществления идеи, которая становится плотью и кровью нашей. Как осуществить народный дом, так и поддержать его поможет городу само общество. Кроме того, можно с уверенностью сказать, что губернское и уездное земства, городские управления других городов, мещанские и купеческие общества и т.п. не откажутся оказать посильную
помощь. Не откажутся помочь и частные лица»
.
Народный дом по Нессельроде должен был иметь 3 отдела:
1). Внешкольного образования:
— Общедоступный театр – центральное учреждение отдела.
— Лекционный зал – аудитория для чтений, бесед, докладов, рефератов, лекций по общеобразовательным предметам.
— Подвижной педагогический музей с отделами прикладных знаний, при которых имелась бы постоянная ремесленная выставка по отдельным ремёслам и
музей для улучшения быта рабочих с наглядными пособиями по технике безопасности.
— Библиотека и читальный зал.
— Гостиная – зал для музыкальных и литературных вечеров.
— Курсы по образовательным и специальным предметам.
1 Ежегодник внешкольного образования. – Изд. товарищества «Знание», С.-Петербург, 1910.
2). Отдел здоровых развлечений:
— Гимнастический зал.
— Кегельбан.
— Зал для игр в шашки и шахматы.
— Детский зал для игр, чтения, пения.
3). Отдел трудовой помощи и благотворительности:
— Мастерские по различным специальностям для мужчин и женщин, «которые по каким-либо причинам вышли из обычной колеи, очутились на улице и
принуждены кормиться милостынею».
— Образцовый ремесленный детский приют для 20 мальчиков и 20 девочек
(своеобразный детский дом для «брошенных» детей).
— Справочное бюро по разным отраслям труда, «чтобы нуждающийся человек
имел возможность получать в народном доме сведения, какой имеется в городе
спрос на прислугу, на труд чернорабочего, на труд конторский, какой имеется
спрос на рабочие руки в других местах России».
— Мелкий кредит (нечто вроде кассы взаимопомощи).
— Юридическая помощь.
— Дежурство врачей.
— Образцовая поликлиника.
— Операционный зал и соответствующие помещения для больных.
— Образцовая дешёвая аптека.
— «Убежище для хроников».
— Городская бактериологическая станция и зал для анализа пищевых продуктов.
— Образцовая дешёвая столовая и чайная.
Кроме 3-х отделов народный дом должен был иметь помещение, предназначенное специально для сдачи в наём различным обществам.
Комиссия по вопросу о чествовании 50-летней годовщины освобождения
крестьян от крепостного права, в честь которой строился народный дом в Нижнем Новгороде, критически отнеслась к проекту, усмотрев в нём излишества и
необходимость больших денежных средств.
Наверное, нельзя не согласиться с поправками комиссии, которые гласили:
1). Исключить из проекта народный театр, так как он, наверное, будет выстроен особо.
2). Аудиторию на 1000 человек и зал для народных вечеров и концертов соединить в один зал.
3). Библиотеку исключить, кроме специальной при музее и общеобразовательных курсах.
4). Вместо зала для игр в шахматы и кегельбан решено отвести один зал под
разумные физические развлечения.
5). Благотворительные мастерские на 500 человек заменить показательными мастерскими при курсах, где будет на практике показываться что, как и из чего делается.
6). Мелкий кредит признан не подходящим к делам народного дома, точно
так же, как медицинские и лечебные учреждения и приюты.
При новой смете стоимость народного дома определилась в 248 тыс. рублей
(по подсчётам Нессельроде – от 500 до 580 тыс. рублей).
В основу деятельности Лиговского народного дома, имеющего несколько отделов, легли следующие позиции :
1. В качестве устроителей и исполнителей на некоторых литературных вечерах, самостоятельно организуемых учениками, учащиеся принимают участие в
общей работе сотрудников народного дома.
2. Обсерватория преследует только популяризацию астрономических знаний
и служит дополнением к лекциям и другим образовательным учреждениям дома.
3. Работает бесплатная библиотека.
4. В 1907 году в народном доме устроена выставка картин и скульптур. Входная
плата 5 коп. Учащиеся начальных училищ и приютов допускались бесплатно.
5. Руководители театра пришли к признанию 3-х признаков, определяющих
пригодность произведений для «народного» репертуара: литературность, идейность и общепонятность психологии действующих лиц.
6. Чтения с туманными картинами ведутся круглый год по воскресеньям.
Вход бесплатный, и бывает на них поэтому «вся улица».
7. Демонстрация кинофильмов.
8. Для ознакомления с лучшими русскими музыкальными композиторами
устраивались концерты и ставились иногда отрывки из опер.
9. С 1907 года начались уроки хорового пения.
10. Из среды посетителей образовался оркестр балалаечников, принимавших
участие в воскресных развлечениях.
11. Чайная (просторное и светлое помещение) предлагает посетителям газеты, иллюстрированные журналы, альбомы, стереоскопы.
12. Ремесленные классы для подростков (мальчиков). Их цель: избавить детей от тяжёлых условий ученичества в мастерских и дать необходимые знания в
изучении столярного и слесарного мастерства.
13. Детские собрания.
Цель: дать возможность беднейшим школьникам проводить внеклассное
время в хорошей обстановке и под разумным руководством.
В детских собраниях было 3 группы:
1. Дошкольного возраста.
2. Школьники.
3. Не учащиеся, те, кто окончил курс начальной школы либо не прошёл его.
Формы занятий:
— Переплётное мастерство для подростков.
— Игры в саду и другие занятия в помещениях.
— Лекции по естествознанию и географии для всех.
— Праздники и развлечения.
В структуру народного дома входили отделы, выполняющие рекреационную,
просветительскую функции и функцию социального обеспечения (отдел здоровых развлечений, внешкольного образования, благотворительности), деятельность которых носила некоммерческий характер; библиотека-читальня, дешёвая
столовая или чайная. Иногда при библиотечках открывались пункты продажи
книг и книжный склад.
Материальная база: театральный зал, фойе, читальня-библиотека на 200 человек и чайная-столовая на 200 мест, предлагающие кроме дешёвых кушаний и чая граммофон, журналы, газеты, шашки; картинная галерея, склад и продажа
книг для народа.
Управление народными домами осуществлялось на основе местного самоуправления. Учредительным органом выступали общественные организации, сельские общества, кооперативы. Законодательным являлось общее собрание членов общества. Управление осуществлял коллегиальный орган (комитет) из представителей земства и общественных организаций.
Например, в основе проекта Пермского и некоторых других земств было привлечение к управлению народным домом самих посетителей, предполагая образование при каждом доме особого «общества народного дома».
Для управления (заведования) Харьковским народным домом был избран правлением общества грамотности и попечительства о народных чайных комитет, в состав которого вошли
— 6 членов, избираемых из членов общества грамотности и утверждённых
общим собранием с обновлением в первые 2 года по жребию, а далее по старшинству избрания, по 2 члена в год;
— по 1 представителю от учреждений общества;
— представители от городского общественного управления и от городского комитета попечительства о народной трезвости по одному от каждого учреждения;
— 1 из членов правления общества грамотности по назначению правления;
— 6 рабочих, избираемых представителями всех существующих в Харькове
профессиональных рабочих организаций.
Комитет обязан был заботиться о том, чтобы в народном доме устраивались
чтения со световыми картинами, литературно-музыкальные утра и вечера, концерты, драматические представления, популярные чтения по научным предметам, прикладным знаниям, общеобразовательные курсы, выставки;
— был организован народный хор и оркестр под управлением приглашённого
за установленное вознаграждение капельмейстера или регента.
Репертуар и программы всех народных развлечений должны были утверждаться комитетом (цена билета не превышала 20-25 копеек).
Комитет имел право каждый раз с согласия правления общества грамотности
сдавать в аренду помещения организациям и обществам (например, ремесленников и приказчиков); по своему усмотрению приглашать на заседания с правом совещательного голоса посторонних лиц; избирать председателя, его товарища,
секретаря и казначея.
Председатель утверждался общим собранием членов общества грамотности и мог состоять членом его правления.
В проекте Саратовского народного дома было записано, что совет (орган управления народным домом) состоит наполовину из гласных, избираемых думой, и из заведующих народным домом и разными его отделами, избираемых общим собранием членов народного дома. Совет находится под председательством городского головы.
В уставе Елецкого народного дома отмечалось следующее:
Инструкция (устав) пользования народным домом утверждается уездным
земским собранием. Заведование народным домом представляется исполнительному органу, избранному Елецким земским собранием. Обязательными членами
исполнительного органа состоят председатель комитета попечительства о народной трезвости и представитель Министерства финансов в этом комитете.
Народные дома были самоуправляемыми организациями некоммерческого
характера.
Их задачи были таковыми:
— «Народный дом должен “обнять” всю деятельность частной инициативы в
деле просветительной и экономической помощи народу».
— «Народный дом должен быть открыт для всякого неимущего, который мог
бы провести в нём с пользой час другой и за чтением хорошей книги, и за изучением того или другого общеобразовательного предмета, мог бы отдохнуть душой,
слушая музыку, декламацию, игру артистов, мог бы серьёзно поучиться и получить даже возможность познакомиться с каким-нибудь ремеслом или искусством,
мог бы в случае нужды найти помощь юриста».
— Народный дом специально должен был иметь помещения в наём для различных обществ, имеющих по своим задачам некоторое соприкосновение с задачами народного дома. «Город должен дать помещение для частных обществ, работающих с научной, общеобразовательной и благотворительной целью в интересах населения. Это составляет нравственную обязанность для него».
Особый комитет, заведуя домом, должен был предоставлять помещения в
пользование обществам и частным лицам как для учреждений, преследующих
просветительные цели, так и для устройства «разумных развлечений» для народа,
бюро даровой юридической помощи, справочное бюро по ремесленно техническим, сельскохозяйственным и другим вопросам.
Источник финансирования определялись
— правительственными субсидиями;
— пожертвованиями общественных организаций, частных лиц;
— членскими взносами «общества» (членов) народного дома, которое делилось на почётных, действительных членов, соревнователей, корреспондентов,
благотворителей.
Мероприятия были либо бесплатными, либо взималась дифференцированная плата (минимальная для приоритетных категорий). Не давали доходов столовые и чайные. Поступления денежных средств (доходы) осуществлялись за счёт устройства потребительских лавок, сельскохозяйственных складов, агрономических пунктов, аренды помещений, мелкого кредита. Ставки на благотворительность частных и групповых пожертвований, общественную инициативу были в основе уставов народных домов, которые, отвечая насущным нуждам населения, вместе с тем являлись связующим звеном между городским управлением и местным «частным почином».
Сегодня трудно привести в движение слабо развитые общественные формы самоуправления, мобилизовать готовность к действиям людей, реализовать их стремление к самоорганизации, найти меценатов, готовых и способных вкладывать средства.
Реформы в России ведут к сокращению централизованных дотаций в сфере культуры, что заставляет искать нетрадиционные источники финансирования и нетрадиционные ресурсы. С точки зрения опыта народных домов это может быть
— расширение в рекреационной сфере тех видов культурно-досуговой деятельности, которые могли бы быть популярны у населения и приносить доход;
— создание в сфере инфраструктуры вспомогательных производств, обеспечивающих учреждения культуры необходимыми техническими средствами и дающих
дополнительные финансовые средства при аренде их другими организациями или
частными лицами; вступление в деловые отношения с предприятиями, общественными организациями с целью расширения границ деятельности. Вспомним, что народные дома сдавали помещения в аренду на льготных началах тем организациям,
обществам и лицам, деятельность которых не противоречила их идее. Тем самым
поощрялась общественная и частная инициатива в сфере культуры;
— привлечение личного имущества граждан, технических средств, находящихся в личной собственности населения;
— повышение роли хозяйственных предприятий в финансировании культуры
на основе расширения участия в культурной деятельности на местном уровне;
— пропаганда пожертвований на конкретные категории населения, виды деятельности и программы с обсуждением их населением;
— вторичная занятость;
— использование индивидуальной трудовой деятельности.
Однако перечисленное может быть реализовано при условии изменения целевой ориентации учреждений культуры, в результате которой должен осуществляться переход от опеки населения к защите его интересов как субъекта деятельности; поддержка определённых социальных и возрастных групп.
В условиях неразвитой инфраструктуры и необходимости поиска дополнительных возможностей улучшения метериально-технической базы, досуговые учреждения могут стать организаторами любой социально-культурной деятельности, ставя перед собой задачу «заполнения вакуума».
Это не противоречит идее народного дома. Если обратиться к его истории,
можно сделать вывод, что в нём была заложена идея синтеза. Это было многофункциональное учреждение, которое, расширяя сферу услуг, брало на себя
функцию социального попечения (помощи).
Отсюда и виды деятельности, которые могли бы найти современное воплощение:
— Воскресные детские сады, которые открывались при отделах здоровых развлечений, «куда приносили детей на несколько часов те матери, которым необходимо
уйти на работу, а детей оставить дома не на кого», могли бы помочь решить проблему «где заработать денег» подросткам, привлекаемым в качестве воспитателей.
— Большинство проектов народных домов предполагало создание бирж труда
для малообеспеченных, которые занимались бы тем, «чем занимаются частные
рекомендательные конторы, нередко эксплуатирующие доверчивых клиентов»,
бирж труда, посреднических бюро для социально незащищённых слоёв, изучающих спрос и предложения (уход за детьми и престарелыми, помощь «отстающим» по тем или иным учебным предметам и т.д.), привлечение пенсионеров к
участию в деятельности учреждений культуры.
— Предложение в проекте устава Саратовского народного дома о создании
бюро сведений обо всех действующих в России воскресных школах, педагогических музеях, имеющихся фабриках, заводах, технических конторах могло бы найти отражение в современном информационном центре по всем интересующим
людей вопросам.
Ключевым вопросом повышения эффективности использования финансовых
возможностей является создание многоцелевых комплексных учреждений. Возможные направления их деятельности:
— просветительство (объединение функций библиотеки, музея, лекционного
зала, пункта продажи книг, юридической консультации);
— рекреационная деятельность (создание игровой комнаты или игротеки,
спортзала или спортивной площадки, кафе и т.д.);
— социальная защита (благотворительные акции, создание фондов под приоритеты, поиск «финансистов» программ и мероприятий и др.).
Вариантами комплексных учреждений можно считать такие центры социально-культурного обслуживания, как читальня-библиотека, пункт бытового обслуживания, клубы-столовые и т.п.
Приложение 1
Народные дома – учреждения, объединяющие в своих стенах просветительные мероприятия и доставление здоровых развлечений широким кругам населения. Движение в пользу устройства таких учреждений зародилось в Англии во
второй половине 19 века. Наиболее замечательные плоды его – лондонский народный дворец (Открыт в 1887 г.) и так называемые «политехникумы» (название случайного происхождения); образцом их послужил существующий поныне политехникум на Режентстрит, основанный в 1882 году; ныне число их около 15, бюджет – около 2 милл. р., покрываемый путём частной и общественной благотворительности, субсидий со стороны местного самоуправления и правительства и членских взносов посетителей; последних – около 40 тыс. чел.
Заведения эти удовлетворяют многообразнейшим потребностям трудящегося люда, нуждающегося в гигиенических условиях отдыха и в разумных морально доброкачественных способах времяпрепровождения. Посетителям предлагается дешёвый ресторан, ванны, бассейн для плаванья, гимнастические залы и площадки для физических игр; в стенах «политехникума» процветают всевозможные
спортивные кружки, биллиард, шахматы и т.д., даются концерты и драматические представления, организуются литературно-художественные, научные и другие общества и клубы; для посетителей устраиваются экскурсии (не исключая заграничных), имеются читальни и библиотеки. Не менее многосторонняя образовательная деятельность «политехникумов».
Наряду с чтением отдельных лекций ведутся систематические занятия (главным образом вечерние), приноровленные к потребностям лиц разных возрастов и разных степеней подготовки. Детям сообщается образование, дополнительное к курсу начальной школы; взрослые обучаются практически и теоретически различным ремёслам, изучают иностранные языки, проходят курсы по всем отраслям наук прикладных и отвлечённых – физико-математических, естественных и гуманитарных; наряду с элементарным преподаванием организуются высшие курсы, вплоть до самостоятельных научных исследований, производимых лицами, готовящимися к соисканию учёной степени или назначенной каким-либо учёным обществом премии. Наконец, при «политехникумах» устраиваются общества
взаимопомощи, конторы по приисканию занятий, сберегательные кассы, юридические консультации. В провинциальных городах и местечках аналогичные учреждения образуются при церквях.
Особым характером отмечено создавшееся под влиянием идей Рескина, Грина, Карлейла движение в пользу так называемых сеттлементов (поселения) – своего рода «хождения в народ» в целях социально-филантропической деятельности.
В беднейших кварталах города основываются поселения образованной молодёжи, ставящей своею задачей путём личного общения с представителями общественных низов содействовать облагораживанию нравов и просвещению тёмных слоёв населения. Вокруг «поселенцев», отдающих сеттлементу год или больше своей жизни и составляющих его ядро, группируются сотрудники, проживающие вне
учреждения. Привлекая окрестное рабочее население всевозможными развлечениями, сеттлемент развивает разнообразную просветительную деятельность и принимает на себя различные функции социального попечения (выдача молока
для грудных младенцев, ясли, школьные завтраки, содействие улучшению условий труда, посредничество в приискании работы, больничные кассы, борьба с алкоголизмом и т.п.). Постоянный приток свежих сил из университетской молодёжи, обновляющий состав «поселенцев», поддерживает действительную связь движения с университетами (впрочем, наряду с сеттлементами, основанными
университетами или отдельными колледжами, имеются и не связанные с университетами «социальные сеттлементы», а также примыкающие к церкви.
Деятельность «поселений» утилизируется с обществом распространения университетского образования. Старейшее учреждение этого рода – Тойнби-Холл в мрачном Лондонском Уайтчепеле, основанном в 1884 году в память Арнольда Тойнби, одного из первых представителей идеи сеттлементов. В 1905 году в Англии и Шотландии было 87 сеттлементов, в Соединённых Штатах – 226.
В Германии Н.д. возникли в Дрездене стараниями местного общества, образовавшегося в 1888 году в связи с противоалкогольным движением.
Прекрасный Н.д. сооружён в 1904 году в Йене на средства оптического заведения Карла Цейса, в 1906 году – в Фюрте. Под влиянием идей английских сеттлементов создался Н.д. в Гамбурге (открыт в 1905 г.), а также многочисленные Н.д. в Голландии. Грандиозными народными дворцами обладают Париж, Броссель и др. города.
В России интерес к Н.д. появляется со времени введения винной монополии. Идея устройства Н.д. приобрела особенную популярность в кругах местного самоуправления со времени общеземского съезда по народному образованию в 1911 году, а запрещение продажи вина в 1914 году выдвинуло вопрос о Н.д. на уровень проблемы первостепенной важности: приучение народа к разумному использованию досуга признано незаменимым условием укрепления трезвости. Передовые земские деятели склоняются к созданию сети Н.д. – губернских,
уездных, районных, а также для отдельных сёл как центров всего внешкольного образования для соответствующей территории; Н.д. должны устраиваться при участии местных организаций – сельского общества, кооперативов и управляться
коллегиальным органом из представителей земства и этих организаций.
Н.д. сосредотачивает наряду с просветительными учреждениями и устройством разумных развлечений также экономические мероприятия, как лавка потребителей, сел.-хоз. склад, агрономический пункт и т.д., а равно представляет свои
помещения местным организациям: потребительскому обществу, кредитному товариществу и пр. Словом, Н.д. должен стать центром культурной и общественной
жизни местного населения, воспитателем по самодеятельности и гражданственности. Разработкой проекта повсеместного устройства Н.д. занялось и министерство внутренних дел.
Народный дом Имп. Николая II в Петрограде – одно из учреждений петроградского городского попечительства о народной трезвости – открыт в 1900 году; содержит театры, устраивает концерты, различные народные развлечения, духовные беседы, общеобразовательные чтения. При Н.д. библиотека-читальня, обсерватория, ведутся гимнастические упражнения, классы хорового пения и народной музыки,
детские игры и занятия огородничеством; в состоящей при Н.д. амбулатории для алкоголиков читаются 2 – 3 раза в год курсы терапии алкоголизма (для приезжих врачей); в 1908 году открыт музей по алкоголизму, со специальной библиотекою; имеются столовые-чайные; озонная станция.
Посетили Н.д. со времени открытия по 1915 год 38290680 человек.
Комментарии закрыты
Извините, но вы не можете оставить комментарий к этой записи.