История создания Великорусского оркестра им. В.В. Андреева. Мир узнает о балалайке
Вся история андреевского оркестра — это история медленного, зато верного и прочного распространения и закрепления на концертной эстраде русской народной музыки и старинных русских народных инструментов, неведомых дотоле широкой публике». «Ленинградская правда», 21 марта 1958 г.
В середине 80-х годов XIX века молодой человек аристократического происхождения показывал искусство исполнения на балалайке — инструменте, считавшимся тогда «низменным», недостойным внимания ценителей высокого искусства. «Василий Васильевич Андреев, столь эффектно появившийся в петербургских салонах и быстро завоевавший титул «великосветского льва», был поистине одержим любовью к народному искусству — песням, танцам и игре на музыкальных инструментах. С детских лет он испытывал неодолимое влечение к народу. Чувство это, по собственному его признанию, росло вместе с ним. И хотя родители дали мальчику вполне светское образование, обучали языкам, игре на фортепиано и скрипке, В. В. Андреев остался верен музыкальному искусству своего народа до последних дней».[1] Родиной В.В. Андреева является фамильное имение Марьино, неподалеку от Бежецка, где он наслаждался красотой русской природы и принимал участие в сельских праздниках. В один из таких летних вечеров он неожиданно «наткнулся» на балалайку.
Много лет спустя Андреев вспоминал об этом событии: «… с окончанием полевых работ все как-то сразу погружается в тишину сладкого отдыха, оберегаемого самой природой. Кажется, что деревья боятся пошевелить листьями, чтобы не нарушить необходимый покой много потрудившихся людей. В такой именно вечер… я вдруг услыхал неведомые для меня звуки. Я различил ясно, что играли на струнном инструменте. Игрок наигрывал плясовую песню, вначале довольно медленным темпом, а потом все быстрее и быстрее. Звуки разгорались все ярче, мелодия лилась полная ритма, неудержимо подталкивая к пляске… На ступенях крыльца сидел мой работник, крестьянин и играл на… балалайке! Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя струнами, может давать столько звуков! Присмотревшись внимательно, как играл Антип, и попросив его тут же показать некоторые приемы игры, я отобрал от него балалайку… Помню, что тогда же как каленым железом выжглась в мозгу мысль: играть самому и довести игру на балалайке до совершенства! Не знаю, что сильнее руководило мной — инстинкт или национальное чувство. Я думаю, что и то, и другое, а соединение дало мне ту силу, которая не знает на своем пути преград и не останавливается ни перед какими жертвами, чтобы довести дело до конца».[2]
Увлечение балалайкой захватило Андреева полностью. Сделав чертежи нового, улучшенного варианта инструмента, он поехал в Петербург. В Петербурге Андреев долго не мог найти мастера, который мог бы сделать новую балалайку, но потом все-таки нашел. Уже 23 декабря 1886 года, В. В. Андреев выступал с сольным инструментом, все были в восторге, даже в газетах писали, что под пальцами этого артиста простой инструмент заставляет забыть о своем низменном происхождении. Популярность В.В. Андреева в Петербурге ширилась с каждым его выступлением. Все чаще и чаще к «отцу балалайки» обращались с просьбами научить играть на этом национальном инструменте, столь ярко и точно выражающем характер русского народа. Но за невозможностью удовлетворить всех желающих, Андреев пришел к мысли о создании самоучителя, учебного пособия или школы. [1] Коннов А.П., Преображенский Г.Н. Оркестр имени В.В. Андреева — Л., 1987. — С. 6. [2] Коннов А.П., Преображенский Г.Н. Оркестр имени В.В. Андреева — Л., 1987. — С. 6. Школа игры на балалайке «Школа для балалайки… кажется, заставляет многих изменить мнение о нашем народном инструменте. Почти можно сказать. Что эта небольшая книжечка, вместе с превосходною игрою г. Андреева, воскресила балалайку, начинавшую вымирать».
Журнал «Правда», 7 февраля 1888 г. Первая в истории русской музыки «Школа для балалайки», составленная Андреевым совместно с известным петербургским музыкальным деятелем П.К. Селиверстовым, была опубликована в июне 1887 года. Однако количество учеников не уменьшилось, и вскоре в одном из помещений Соляного городка на Фонтанке Андреев открыл балалаечный класс. В процессе педагогической работы и совместной игры с учениками в сознании Андреева родилась новая идея, осуществление которой стало важнейшей вехой в истории исполнительского искусства на русских народных инструментах и привело к рождению нового жанра — жанра коллективной игры. «Безусловно, Андрееву и раньше было известно о том, что на Руси еще во времена скоморохов существовали различного рода инструментальные ансамбли из двух, трех и более «гудебных сосудов». Но именно здесь, в балалаечном классе, поручая своим ученикам разыгрывание простейших вариаций на одну и ту же русскую песню и вторя своей балалайкой то одному, то другому ученику на манер народных подголосков, Андреев на практике убедился в огромных возможностях инструментального ансамбля».[1] Однотипность инструментов мешала творческой инициативе учителя и учеников, тогда Андреев поручил Ф.С. Пасербскому изготовить квартет балалаек различного размера. На первых репетициях и любительских концертах раскрылись огромные возможности нового ансамбля.
Деятельность оригинального художественного коллектива привлекла внимание прессы. «Вчера мы имели случай, — писала газета «Новое время», — услышать игру на балалайках. Играл г. Андреев и несколько его учеников. Балалайки, на которых он играет, являются в четырех видах: маленькой (piccolo), обыкновенной (primo), балалайки-альта и балалайки-виолончели. Г. Андреев и его семеро товарищей достигают таких прелестных эффектов, звучность балалаек так оригинальна, что мы не сомневаемся в его полнейшем успехе». Этот успех состоялся на первом публичном концерте 20 марта 1888 года в зале Городского кредитного общества. На следующий день газеты писали: «Состоявшийся вчера концерт балалаечников сопровождался таким огромным успехом, какой выпадает на долю только великих виртуозов. После каждого номера, исполнительного кружком, поднимался невероятный рев, который был выражением восторга… вопрос о законности и пригодности балалайки практически решен утвердительно. Из сферы загнанности и забвения усовершенствованная балалайка вышла на музыкальную дорогу». 20 марта 1888 года вошло в историю отечественной музыкальной культуры как день рождения первого в России оркестра русских народных инструментов. Это было начало славного, поистине блистательного пути.
История Великорусского оркестра
Игра Великорусского оркестра производит на слушателя чарующее впечатление. Безукоризненное по технике, гармоничное, стройное, выдержанное и полное жизни исполнение доведено Андреевым до высокой степени художественного совершенства. Новизна и мягкость музыки, замечательная сыгранность оркестра, то лихие, то протяжные мотивы чисто русских песен доставляют высокохудожественное наслаждение и будят в душе что-то необычное, но глубоко родное». «Русские ведомости», 1898 г. Концерты балалаечного кружка в Петербурге, Туле, Москве и других городах дало благоприятную возможность Андрееву раскрыть свой талант: в качестве аранжировщика мелодий, преимущественно плясовых и в качестве композитора. Первые сочинения для балалайки соло — Марш и вальс «Балалайка» — не заинтересовали публику, а переложения русских народных песен «Во пиру была», «Во саду ли, в огороде», «По улице мостовой», «Барыня» были оценены по достоинству. В 1889 году «Кружок любителей игры на балалайках» выступали с концертами в Париже. Главный результат парижских гастролей состоял в том, что «Кружок любителей игры на балалайках» заставил заговорить о себе как о крупном художественном явлении в русской музыкальной культуре конца XIX века.
Расширение концертного репертуара привлекло внимание выдающихся музыкантов-профессионалов, ранее скептически относившихся к его делу. В. В. Андреев начал работать с профессиональным музыкантом, знатоком русской народной песни Н. П. Фоминым. Времена любительского музицирования, процветавшего в середине XIX века, уходило в прошлое. Укрепление профессиональных основ раскрыло перед андреевцами пути дальнейшего художественного совершенствования. Заметно вырос в качественном отношении репертуар, в создании которого принимал участие Н.П. Фомин. Изменился и сам состав «Кружка», в него влились талантливые молодые музыканты с консерваторским образованием. В середине 1892 года состоялись вторые гастроли «Кружка любителей игры на балалайках» во Франции. Андреев отобрал всего пять человек, но это были музыкантыпрофессионалы. В. В. Андреев очень волновался перед концертами, но напрасно, вместо одного дня во Франции они пробыли пять месяцев, давая концерты в разных городах. Кульминационным моментом этих гастролей было присуждение Андрееву почетного звания члена Французской академии изящных искусств «за введение нового элемента в музыку».
Новаторство Андреева, его вклад в русскую музыкальную культуру получили полное признание на родине и за рубежом. Французские гастроли завершили важный этап в истории оркестра — этап ансамблевого исполнительства на однотипных инструментах. Достигнув, казалось бы, зенита славы, Андреев, тем не менее, испытывал беспокойство в отношении будущего «Кружка» и перспектив дальнейшего развития. Конечно, на балалайках можно было воспроизвести всю шкалу динамических оттенков, от нежного шепота в протяжных лирических песнях до мощного фортиссимо, напоминающего звучания целого оркестра, в плясовых. Но это были одни балалайки и только балалайки! В конце 1895 — начале 1896 годов обстановка стала особенно сложной. Резко сократилось количество концертов, материальные дела «Кружка» ухудшились, Андреев решил расширить состав ансамбля. Ансамбль разросся до шестнадцати человек, но и это не помогло, звучание не улучшилось. Вскоре Андрееву и его товарищам стало ясно, что без введения новых красок, освежающего колористического элемента дальнейший художественный рост невозможен. Первыми народными инструментами, обогатившими звучание андреевского ансамбля, были домры различных размеров и щипковые гусли. Это уже был оркестр, состоящий из музыкальных инструментов, издавна бытовавших в русском народе, — Великорусский оркестр. Так и назвал его В.В. Андреев осенью 1896 года. Первый открытый концерт Великорусского оркестра состоялся 11 января 1897 года. Обогащение оркестрового звучания новыми красками и успех первого публичного выступления убедили Андреева, что его поиски идут по верному пути. Размышляя над возможностями обогащения оркестровых красок, изучая научную литературу, советуясь со специалистами, Андреев постепенно вводил в состав оркестра новые русские народные инструменты — духовые (жалейка, свирель) и ударные (накры, ложки, бубен), а несколько позже — столообразные гусли.
Часть инструментов усовершенствовались, а некоторые остались в первозданном виде. Теперь оркестр исполнял не только русскую народную музыку, но и классическую, как русских композиторов, так и зарубежных. Андреев столкнулся с рядом негодований, газеты писали: «… Там, где место настоящей музыке — не место балалайке». Но вскоре, выступив на Всемирной выставке в Париже в 1900 году оркестр имел успех и руководитель был награжден орденом Почетного легиона и Большой Золотой медалью Парижской выставки. В 1906 году специально для Великорусского оркестра А. К. Глазунов сочинил «Русскую фантазию», которая открыла новую важную страницу творческой жизни Великорусского оркестра: впервые в его концертный репертуар вошло оригинальное произведение, специально созданное крупным профессиональным композитором и рассчитанное на богатейшие исполнительские и колористические возможности оркестра.
К 20-ти летнему юбилею оркестра, сформировался состав, репертуар насчитывает около 100 произведений, по-прежнему занимали первое место русские народные песни, обработанные в различных формах и жанрах (попурри, вариации, фантазии, музыкальные картинки). Важное место занимали также переложения русской и зарубежной классики. Годы 1908 по 1912 — наиболее яркий и интересный период исполнительской деятельности Великорусского оркестра под руководством его основателя В. В. Андреева. Оркестр продолжал ездить в гастрольные туры по разным странам и городам России. Поездка на Уральский фронт была последней концертной поездкой В.В. Андреева. Обострившаяся в результате простуды болезнь потребовала срочной эвакуации в Петроград. Но врачи не смогли помочь, в ночь на 26 декабря 1918 года Андреева не стало. Со смертью В. В. Андреева закончился первый тридцатилетний период истории Великорусского оркестра, который с полным правом может быть назван «Андреевским». Это был период зарождения и формирования всех художественно-эстетических, этических и педагогических основ творческой жизни оркестра, период его блистательных успехов, как в России, так и за ее пределами. Идеи Андреева, воплощенные в деятельности прославленного коллектива и многочисленных оркестров и ансамблей народных инструментов в городах и селах советской России, продолжали жить и развиваться
Комментарии закрыты
Извините, но вы не можете оставить комментарий к этой записи.