Главная » Культура » Концепция Русского культурного центра- Народный дом

 

Концепция Русского культурного центра- Народный дом

 

Текущая ситуация

 

Мы все в большей степени перестаем быть народом и превращаемся в лишенное ответственности перед предками и потомками население, которое изредка с учетом избирательных циклов различными манипуляциями доводят до состояния электората, с каждым годом все более равнодушного к своим избранникам. Они бессильны что-либо изменить и все чаше начинает звучать вопрос о большем участии народа в управлении страной. Одна беда — народа уже нет. Осталось лишь население. Если власть в очередной раз не лукавит, то найти способы преображения населения в народ становится важнейшей задачей.

Сокращение уроков русской литературы в школах, заформализованность патриотического воспитания, активная работа СМИ, направленная на создание общества потребителей, кинопрокат, оказавшийся в сетях зарубежных инвесторов, и многое другое ведет к недопустимой деградации общества.

Усилия Православной церкви, признающей, что всего лишь 2% горожан можно считать воцерковленными мало меняют небольшой процент людей, по поводу нравственного состояния которых можно не беспокоиться. Эти усилия дают больше зримых результатов в виде восстановленных храмов, напечатанных книг и журналов, более массовых крестных ходов, чем влияют на сознание большинства горожан.

В качестве символа краха коммунизма, обещавшего общество изобилия, принято показывать пустые прилавки магазинов конца горбачевской эпохи. В наше время прилавки заполнились, а души опустели. Уже слишком многие усердно избавляются от остатков совести и чести ( и это касается прежде всего тех, кто примеряет на себя название элита). Мертвые души со времен Н. Гоголя размножились в невероятном количестве. Об их пустоте убедительно свидетельствуют СМИ и наши личные наблюдения.

Стабильно тяжелое положение с наркоманией, СПИДом, количеством потребляемого алкоголя, со становящимся все более опасным для людей здравоохранением, правовой системой, воровством и коррупцией многие хотели бы исправить с помощью более строгих законов, но постепенно приходит понимание, что выход следует искать в другом.

Жители мегаполисов и малых городов погружаются во все более плотные информационные потоки, несущие потребительские соблазны глобального мира. Именно эти потоки отбирают свободное от работы время и заставляют подчиняться их ритмам. Золоченые купола церквей, их певучие колокола, красота богослужения уже не притягивают к себе внимания так, как мобильные телефоны. В этих маленьких коробочках уже с детства обучают людей хранить свои души вместе с играми для смартфонов, призывами: купи, зайди в наш ночной клуб, найди и приведи с собой друзей. Есть ли спасение от наваждений информационного мира?

Сытые страны Западной Европы оказались в таком же демографическом тупике, как и Россия имеющая не менее 20 млн нищих. Материнский капитал немного помог, будем надеяться, что помогут и другие виды материальной поддержки хоть немного изменить положение с демографий к лучшему. Однако знакомая всем статистика показывает, что детей много растет в семьях сумевших наследовать традиционные ценности в большей степени, чем соблазны цивилизации. Это мы видим на примере многодетных православных семей, и на Кавказе, и в далекой Африке.  Значит дело не столько в материальной поддержке, сколько в культуре дающей смысл жизни связанных между собой поколений. Наше разобщенное население особенно в больших городах нуждается в общественных пространствах для свободного общения людей. Без них  народ не появится, а продолжит вымирание бесцельно прозябающее население. Наркотики, алкоголь, табак – верные заменители культуры, также внесут  свою лепту в его уменьшение.

 

«Культура России является уникальным наследием многонационального народа. Она поддерживается и охраняется государством», — говорится в заявлении инициаторов дополнения к Конституции РФ, которое с высокой степенью вероятности будет включено в новый текст. В дополнении нет указания на способы, как это будет делаться, однако его появление даже в таком виде вполне своевременно, т.к. с культурой создающей нашу национальную идентичность большая беда. В 90-е годы распад страны удалось предотвратить не без помощи коррупционной вертикали и нарождения культа денег выполняющего цементирующую роль до сих пор. Хороводы вокруг Золотого тельца водят и те, кто много  для себя приватизировал и те силовики, что их охраняли, а потом и сами оказались в самом центральном круге, оттеснив других плясунов. Тонны денег у полковников, десятки тонн у генералов по квартирам и сараям стали ярким отражением воцарившейся у нас новой культуры. С дефицитом еды и товаров для большинства населения удалось побороться во многом благодаря теневой экономике, породившей свои культурные наслоения. Честь и совесть начали выходить из употребления, еще когда огромными буквами во всех городах страны было написано, что «Партия- ум, честь и совесть нашей эпохи». Перестройка подсказала главарям КПСС и КГБ, что пришло время, когда без сожаления можно сложить перед Золотым тельцом свои красные знамена и начинать эпоху в которой самые изворотливые умы быстрее всех избавились от остатков совести. Такой стала и та часть культуры, которую привычно называют искусством, телевидением, литературой и т.п. Все на продажу, предать – это умение предвидеть и прочие боевые вымпелы страшного нашествия погрузили в морок огромную страну. Россия, встающая с колен, все больше начинает осознавать, в каких же жалких лохмотьях ей предстоит явиться миру, размахивая вновь окрепшей дубиной. Как же быть с такими важными понятиями теснейшим образом связанными с культурой и необходимыми для появления народа, как честь и совесть? Есть ли у нас такие общественные пространства, где могут эти понятия становиться естественными для людей?

 

 


Поиски возможного решения

 

Власть разного уровня давно озвучивает эту проблему и даже радуется, когда вместо пустой болтовни о сохранении Русского мира, русского языка, необходимости духовных скреп, сохранения традиционных ценностей и народных промыслов появляется нечто вполне живое. Принята Стратегия национальной безопасности, в которой не забыли и про культуру. Вместо проводимых чиновниками уже надоевших своим однообразием праздников и фестивалей, будто из -под укатанного асфальта рождается «Бессмертный полк», горожане хотя бы на Масленицу пытаются вспомнить свои народные песни. Однако большинство из городских праздников лишь усиливают информационные потоки гламурной пошлости вместо обращения к душам людей. Это вполне объяснимо. Слишком много мертвых душ из менеджеров, чиновников, коммерсантов пытаются извлечь максимум материальной выгоды и прикрыться лозунгами о патриотическом воспитании наряду с необходимостью понравиться молодежи, исходя из того, что она уже основательно пропитана «эстетикой» Дома-2. Вся эта псевдокультура продолжает закапывать честь и совесть в глубокую яму.

Лозунг в клюве орла на гербе США: “E PLURIBUS UNUM” навязывает всему миру глобализацию, которая недостижима при хоть каком-то сохранении национальных культур. Нагловатые парни с авианосцами и беспредельными финансовыми возможностями упорно трудятся, чтобы переформатировать под себя все человечество. Доллар должен стать единственным мерилом и судьей – кому будет позволено остаться в «золотом миллиарде», кому прозябать, а кому исчезнуть бесследно. Для воплощения в жизнь этого иллюминатского лозунга, который переводится с латыни, как «из разного – единое» собраны большие силы. Разговоры о новых натовских базах – это всего лишь отвлекающие маневры, цель которых сделать культурную оккупацию нашей страны менее заметной и более эффективной под анестезией толерантности.

В советские времена в тысячах домов культуры партийный официоз многое вытравил из народной души, но многое и сберег. Теперь же подавляющее большинство из уцелевших ДК превратилось в торговые точки и места по оказанию культурных услуг населению. Танцы живота, индийские танцы и тому подобное вытеснили культуру русского народа в маргинальное пространство. Не стоит обольщаться, что на городских праздниках со сцены иногда поют казаки, а девицы в кокошниках пляшут нечто русско-ресторанное. В пятимиллионном городе можно лишь с большим трудом искусство наследующее народные традиции.

При таком отношении к подвижникам, сберегающим русскую культуру, почему-то никому не стыдно рассуждать о необходимости продвижения идей Русского мира и необходимости духовных скреп. Даже если вопреки интересам культурных оккупантов у нас появятся национально ориентированные телеканалы и радиостанции, то многое исправить уже не получится. Население, воспитанное на гламурной попсе, отвергнет культуру своих предков как напрасно навязываемое занудство.

Согласно городской статистике, русскими, белорусами, украинцами считаются около 95%, но более 50 культурных центров сохраняют культуру других диаспор. Это, разумеется, необходимо для того, чтобы лозунгу глобалистов «из разного –единое» противопоставить нечто более созвучное Русскому Миру «Из разного – гармония». Абсолютно во всех национальных диаспорах понимают, что ни татарская, ни армянская, ни еврейская культура не смогут создать единое, гармоничное и объединяющее целое для всех жителей города. Это можно сделать только с помощью русской культуры, что во все века нашей истории происходило с тем или иным успехом. У потенциальных носителей русской культуры нет ни одного городского культурного центра. Как только русские люди пытаются объединиться, так немедленно раздаются крики о нацистах -фашистах и даже о том, что русского народа нет как такового, что призванные на княжение скандинавы когда-то слепили нечто из диких племен, до сих пор пребывающих в прежнем состоянии маловразумительного перемешивания. Такой риторикой часто увлекаются лица либеральной национальности, выполняющие свою работу по окончательной дебилизации населения в ожидании новых варягов для наведения своих порядков на нашей  земле. Стоит ли удивляться постоянным попыткам переписать всю историю нашей страны? Школьникам еще можно попытаться написать правильные учебники, но что делать с теми, кого каждый день атакуют другие оценки истории через СМИ и интернет.

У горожан невольно закрадывается подозрение, что власть тоже включилась в проект глобализации и только туда вкладывает деньги.  Можно ли говорить о патриотической воспитательной роли российского футбола, основанного на запредельно дорогих игроках, нанимаемых по всему свету, как гладиаторов в эпоху упадка Рима, вместо более серьезных усилий готовить своих. Попытки встроить патриотизм в футбол, пропитанный деньгами, вырождаются в непотребный мордобой на трибунах и жалкий спортивный результат на международных турнирах. Почти полная противоположность футболу и подобное ему по количеству почитателей классическое искусство тоже осваивает большие деньги. Известно, что классической музыкой интересуется 1% населения. Эта статистика одинакова для всех стран мира. Что касается футбола, то у нас самая низкая в Европе посещаемость матчей и составляет всего 0,25%. Тратить десятки миллиардов на очень малую часть населения вполне возможно и даже полезно, когда некуда девать деньги, но когда их на многое не хватает, то следует сосредоточиться на задачах жизненно важных и позаботиться об остальных 98% горожан. То, что можно назвать патриотизмом в камуфляже, нацеленном на массовое военнизированное воспитание молодежи, вызывает понятное отторжение. Нет ответа на вопрос, почему надо воевать за интересы олигархов и чиновников, чьи семьи давно прижились на Западе. Американцы за двадцать лет настойчивой работы сумели расколоть Русский мир и создать русофобское общество на Украине. Это наше величайшее стратегическое поражение и преступление алчных олигархов, делавших вид, что они собирают Русский мир на шампуре газовой трубы. На то, чтобы реальной работой сберегать наше единство с помощью нашей общей культуры не хватило ни денег, ни ума, ни политической воли.


Предлагаемое решение

 

Возрождение народных домов по всей России сможет изменить печальное положение вещей. Возможно, есть другие пути, но их пока никто не называет, а если и называют, то быстро спохватываются, что ведут они в очередной тупик.

В Российской империи народные дома всегда выполняли задачу сохранения и развития русской культуры. Император Александр Третий увидел в этом движении начавшемся в Томске попытку наполнения смыслом слова народность в знаменитой уваровской триаде Православие, Самодержавие, Народность. На эту народную инициативу возлагали надежды не меньше, чем на толковых губернаторов в сохранении единого управляемого пространства на всей территории огромной многонациональной страны и противостоянии террору Народной Воли. Нет необходимости изобретать очередные велосипеды. Нам достаточно внимательно всмотреться в наше прошлое, учесть недостатки, проявившиеся в советских домах культуры, и начать настойчивое движение в будущее, четко осознавая, что главное богатство страны не в росте ВВП, не в ее недрах, а в духовном здоровье народа, что безопасность нашей страны основана не столько на ракетах, самолетах, спецслужбах, сколько на силе духа и единстве.

Для изменения вырожденческой картины уже давно было необходимо создать русский культурный центр, предназначенный для сохранения и развития русской, украинской и белоруской культуры, где следовало бы всеми видами искусства убедительно доказывать, что мы не братские народы, а единый народ, разделенный политиканами для своих преступных целей. Несмотря на разные диалекты у нас гораздо больше общих слов и понятий об окружающем мире, чем различающихся.

С точки зрения освоения с максимальными откатами денег более удобны фестивали и городские праздники. Спели, сплясали, деньги списали — можно готовиться к новому распилу. Политические причины тоже всем понятны и лишний раз нас убеждают, что культурная оккупация- это планомерный процесс, реализуемый зарубежными хозяевами денег. Генри Киссинджер убедительно заявлял: «Если они держат деньги у нас в стране, то это еще неизвестно чья эта элита». Следует признать, что такая элита может позволить смердам из аборигенов согревать души футболом, пивом, пепси, попсой, голливудом, оставляя себе Вагнера и даже Чайковского, но не позволит собирать население в сильный духом народ с помощью вызревавшей веками национальной культуры.

А. Зюганов напоминал о миллионах молодых людей уезжающих из России после получения образования. Это, скорее всего, хорошо, что они уезжают приобщаться к новым технологиям, а не устраиваются продавцами запчастей. Ужасно другое, что  не все возвращаются. Зачем человеку Родина, утратившая свою культуру, свои песни, а вместе с ними и свою душу. Во многих странах можно найти безбедное существование. Не будет и сожаления об усыхающей душе, обезвоженной еще в школьные годы. Экономя на воспитании в ценностях национальной культуры подрастающего поколения, мы будем обречены тратить миллиарды на покупку новых технологий. Покинувшая страну талантливая молодежь продолжит усиливать наших конкурентов в борьбе цивилизаций, а мы будем считать Газпром нашим все и вывозить ресурсы, грабя следующие поколения. Пороки нашего школьного образования сказываются и на элите. Невозможно создать особые условия для особой группы. Общее загнивание настигает всех. Не следует забывать, что само слово «образование» имеет значение более широкое, чем обучение профессиональным навыкам. По образу и подобию Своему сотворенный Всевышним человек нуждается в образовании для творчества, а не потребления. Предлагаю свое определение слова культура в дополнение к десяткам существующих. Культура-это все то, что Всевышний доверил доделать человеку после шести Дней Творения. Такое толкование позволяет включение многих направлений человеческой деятельности и одновременно отсекает попытки насаждения терминов: наркокультура, гейкультура и т.п., потому как такое человеку не доверяли.

Для возрождения русской культуры не нужны какие-то слишком большие деньги. Нужна прежде всего решимость власти для того, чтобы сократить выделение ресурсов на ту культуру, которая пагубна для души. Этих мутных омутов в нашем городе и по всей стране необычайно много. Сколько фильмов, спектаклей, фестивалей, журналов финансируется без попытки оценивать результаты того что стало с теми людьми, которые пришли, прочитали, посмотрели? Художественную критику оккупировали такие же вырожденцы от постмодерна, как и авторы, режиссеры, издатели. «Мир никогда не будет избавлен от соблазнов, но будут прокляты те, через кого они приходят» -так напоминает нам Евангелие. Хлопотно чиновникам отбиваться от настырных бесов, несущих соблазны и экономически не выгодно. Имя им Легион, зовущих вместе поплясать вокруг Золотого тельца.

Если мы не сумеем народную эстетику внедрить в 21 век, то вся затея сбережения аутентичного фольклора превратится в нечто унылое и забавное лишь для иностранцев, отчаявшихся найти на улицах города настоящих медведей и щи подаваемые в лаптях. Русская музыка, литература, изобразительное искусство всегда развивались, перерабатывая достижения других народов. Никогда не стояло на месте народное творчество, постоянно перерабатывая и одновременно сохраняя традиции. Заоблачные выси открывались лишь мастерам, забывавшим обо всем, кроме поиска истины и духовной красоты. Все, что помогало спасению человеческой души, принималось и начинало дышать по- новому. Поэтому русская культура понятие не этническое, а всемирное. Это обязывает всех нас беречь ее здоровый стержень, соединяющий многие поколения русских людей, далеко не всегда русского происхождения, какими были и Куинджи, и Левитан.

Мысли о сохранении народной культуры вызревают давно и безрезультатно. Торговля сувенирами по всему миру китайского происхождения стала привычной. Изделия местных мастеров продаются с 300% наценкой, заставляя самих художников гнать поток, чтобы экономически выживать. В таких условиях о творческом развитии говорить не приходится. Вместо того, чтобы на память о России увезти домой маленький кусочек ее красоты, увозят ее китайскую имитацию. Экономическая выгода подавляет то, что могло бы стать «мягкой силой» в конкурентной борьбе нашей цивилизации с другими. Русская музыка для иностранцев (даже ресторанная) стала еще большей экзотикой, чем сувениры местного производства. Даже уличные музыканты все чаще поют свой репертуар на английском.

Задачу преображения нашего общества возможно решить только с помощью русской культуры. Ни политические партии, ни народные фронты, ни шумные политкомпании КРЫМНАШ не способны собрать воедино наш народ. Даже Православная церковь, на которую справедливо возлагают большие надежды, претендует лишь на то, чтобы воздействовать на очень узкий круг прихожан. Сколько же людей других традиционных религий, сектантов всех видов, язычников, атеистов остается в стороне! В русской культуре есть обращение и к страждущим правды и к тем, кто отчаялся ее найти. «Песня — божественный дар русского народа. Через песню наш народ соединяется с могучими источниками силы, с источниками таинственных древних знаний. Эти песни и делали нас народом» — очень точные слова А. Проханова. Посмотрите лучшие советские фильмы, почитайте русскую литературу, послушайте музыку, всмотритесь в портреты художников и тогда каждый из нас любой национальности найдет отклик в своей душе, способный выразиться в поисках той дороги к храму, по которой он по каким-либо причинам раньше не шел. В качестве примера проявления русской культуры, сильно озадачившего комментаторов в других странах, оказалось новое дыхание празднования дня победы в России. Их президенты, на военном кладбище в Нормандии возлагающие цветы на фоне выстроенных солдат, эффектные картинки с пролетающими самолетами в трансляциях по мировым каналам ТВ, – это все, что могли выдумать иные культурные нации, вспоминая самую страшную войну. Бессмертный полк как чистый родник благодарной памяти нашего народа пробился и засверкал на солнце. Живая река народного шествия хотя бы раз в году превращает население в народ. Мертводушие чиновников отступает, так что даже им открываются доселе неведомые истины раскрываемые чудом Бессмертного полка.

Первый народный дом появился в 1882 году в Томске и первое шествие «Бессмертного полка» прошло в том же городе всего 4 года назад. В далеком сибирском краю все еще живут настоящие русские люди, способные понять, что такое Россия и берегущий ее народ. Его пробуждение неизбежно и форма этого пробуждения, дважды обретенная в Томске, вселяет надежду на наше общее исцеление.

Последнее светлое упование для всего нашего многонационального народа — «Бессмертный полк»- проходит всего лишь раз в году. Души наших предков, отдавших многое за нашу свободу, напоминают нам, что если политическая, экономическая, финансовая оккупации могут быть нам посланы для вразумления и в большей степени являются заботой властей, то за культурную оккупацию каждый из нас несет личную ответственность. Наша личная свобода определяется тем, что мы смотрим, слушаем, читаем. «Бессмертный полк» своей все нарастающей массовостью доказывает, что нам есть еще что спасать и люди жаждут этого спасения, чтобы не петь своим детям на день рождения «хепи бёзды ту ю». Это очень важное шествие для превращения населения в народ, но еще более необходима постоянная системная работа по возрождению народных домов, как самой непротиворечивой формы не только для русских, но и для иных этнокультурных центров.


История вопроса и наша реальность

 

При Александре III начали появляться первые народные дома, при последнем императоре их стало уже около тысячи. В разных городах империи на деньги от государства, от земств, от обществ трезвости, частных пожертвователей начали появляться очаги русской культуры, где не было ни этнических, ни сословных разграничений. Это было поддержанное всеми слоями общества общенародное дело, которого нам теперь так не хватает вместо пустой болтовни о духовных скрепах. Для их проявления и создания синергетического эффекта необходимо в одном пространстве собрать как можно больше направлений творческих устремлений молодежи. Это самая сложная часть вопроса. При умелой организации, наличии общих пространств, разные стили в музыке: в литературе, театре, кино, изобразительных искусствах начнут обогащать и вдохновлять друг дуга. Для того, чтобы не скатиться к космополитизму центров новой культуры, необходимо создать внутреннее наполнение с оглядкой на русскую архитектуру и живопись, создать объединения краеведов. Из этих рассуждений следует, что русский культурный центр должен иметь интерьеры и наполнение, пробуждающие нашу родовую память. В это полезное дело можно вовлечь выпускников и студентов мастерской исторической и церковной живописи института им. Репина. Похожее видение было у Николая Второго, в последние годы правления которого в Царском Селе всего за три года построили Русский Городок. Из опасения употреблять слово «русский» в советское время его переименовали в Федоровский, с этим именем в полуразрухе он живет уже 90 лет. Там при императоре предполагали готовить для народных домов всей России мастеров и наставников, наследующих русскую традицию в отличие от училища Штиглица, где больше уделялось внимание западноевропейскому стилю. Возрождение народных домов могло бы примирить белых и красных, люди разных этносов, политических и религиозных предпочтений могут преобразиться из населения в народ, участвуя в святом деле возрождения русской культуры.

В русском культурном центре должна быть русская православная основа, но далеко не сразу получится большинство его посетителей сделать людьми православными, вместо потребительских устремлений пробудить заботу о собственных душах. Культурный центр должен быть светским учреждением, но воспитывать чувство уважения к предкам, выходившим на смерть как за Христа, так и за Родину, возводившим обращенные к памяти потомков прекрасные храмы, мучительно искавшим смысл бытия и пути спасения человеческой души во всех видах творчества. Это должно стать самым главным в его деятельности. Только единое культурное пространство способно мобилизовать для решения этой задачи ветеранов войны и военных реконструкторов, миссионеров из Православной церкви и новаторов- педагогов, поэтов и музыкантов, художников и режиссеров. Только близкие по мировоззрению люди сумеют добиться успеха и вымостить своими трудами дороги к храму, так как иные ведут в лучшем случае в пустоту.

Народные дома Российской империи были тем, что современные бюрократы из министерства культуры назвали многофункциональными культурными центрами и освоили на разработке их концепции 2 млрд рублей. Еще при президенте Медведеве программу их строительства одобрили в количестве 5 штук на всю страну, но все деньги ушли на концепцию, которая по мнению председателя общественного совета при Минкульте Николая Бурляева оказалась вредительской, так как предполагала некую смесь культуры от Марата Гельмана с интерактивными шоу и роботами. Современная жизнь народных домов должна наследовать их многофункциональность из давних времен. Они обязаны стать не наборов кружков, как в советских ДК, а стать местами семейного общения и воспитывать не потребителей культуры, а ее носителей и продолжателей. Воспитывать патриотов, начиная с лагерей типа знаменитого «Селигера» не безнадежно, но немного поздновато. В народных домах должно быть место для тех, кто интересуется русским взглядом на историю, экономику, философию, идеологию. Поиск национальный идеи должен быть общенародным делом, а не изыском академических институтов. Только вызревшая из народного творчества идея найдет действенный отклик и будет способна повести за собой.


С чего начинается Родина.?

Она должна начинаться не с букваря, а гораздо раньше. Еще только собираясь забеременеть, будущая мать должна научиться петь народные песни. Наука доказала или скоро обязательно докажет, как важны для ребенка ритмы раскачиваемой колыбели соединенные с ритмом колыбельной песни. Не под бездуховную и часто истеричную попсу должна будущая мать вынашивать свое чадо. В прежние времена все это было важной частью народной культуры. Советское лихолетье, сменившееся еще более губительным либеральным, разрушило традиционную семью. Теперь важнейшей задачей народных домов должно стать ее возрождение. Секций семейного воспитания не было в дореволюционных народных домах, но сейчас как никогда важно их создать, ибо стало не у кого теперь в семьях черпать здоровую традицию. Не следует думать, что в русском культурном центре не должно быть спектаклей для детей по сказкам Андерсена или Шарля Перро. Их обязательно покажут гости центра, но свои постановки должны быть на основе русского фольклора. Только так можно отстоять свою культуру от суперменов и микимаусов. Это же касается мультфильмов и музыки. Звучать должен не только фольклор, но и профессиональные композиторы: Римский-Корсаков, Чайковский, Свиридов, Рахманинов, Прокофьев и т.д. Без современной музыки тоже не следует обходиться, но в ней придется тщательно отбирать образцы, наследующие русские традиции. С учетом их многообразия мы сможем создать гармоничное единство из нового и давно освоенного. Без наведения мостов между прошлым и будущим успеха у народного дома не будет. Необычайно сложным может оказаться труд создания такого дома. Он обречен на множество ошибок, но если ничего не делать, то самыми популярными в мире русскими мелодиями так и останутся «Калинка» и «Катюша», сочиненные много десятилетий назад. В современных информационных войнах, все больше вовлекающих человечество в борьбу цивилизаций, музыка имеет цену больше сверкающих броней танковых дивизий.

21 век не уйдет с порога. Спираль времени закручивается все стремительнее. В народных домах прошлого его посетителей приобщали к научным знаниям. В некоторых устанавливали даже телескопы. Без освоения информационных технологий, без наполнения современного народного дома высокотехнологичными тренажерами не обойтись.

С точки зрения гармонизации межнациональных отношений русский культурный центр также необходим. За его создание на конференции, проведенной в Доме Национальностей под эгидой международного культурного форума, высказывались люди из различных этносов. Артистам из многочисленных диаспор города приходится зачастую выступать перед малочисленной публикой на праздниках какой-либо из диаспор. Нет Русского дома, куда бы они могли приходить и показывать свои достижения. Нет возможности приезжим приобщаться к русским традициям, в живом общении учиться русскому языку, изучать русскую культуру и принимать участие в ее развитии. РНКЦ- народный дом должен стать центром притягательным не только для горожан, но и для приезжих. Все это нужно жителям нашего города и его гостям. Так можно решить вопрос о туристической привлекательности нашего города не только в белые ночи.Такой центр станет притягательным для иностранцев пытающимся понять русскую душу. В разгуле ночных клубов, в тишине музеев очень трудно искать ее проявления.

Развитие внутреннего туризма, способного оживить вымирающие просторы северо-запада России, останется в виде прожектов на бумаге без возрождения очагов культуры на этой огромной территории. Народные дома в нашей стране и сильно распространившиеся в кемалисткой Турции, помимо множества разных видов деятельности, уделяли много внимания краеведению. В народных домах без больших материальных затрат создавались народные коллекции домашней утвари, инструментов, коллективы народного творчества собирали исчезающие сокровища музыкальной культуры. Без этого народного движения русская глубинка никогда не станет привлекательной. Народный дом в Петербурге мог бы стать важным методическим центром, оказывающим поддержку этой работе и площадкой для выставок, выступлений творческих коллективов, давая им стимул для развития и одновременно обогащаясь привезенными достижениями.

В народных домах прошлого большое внимание уделяли физкультуре. Не спорту, а именно физкультуре, как важной части человеческой культуры. Тело как храм для души обязан быть крепким и без плесени. Требуется уточнение, чем спорт отличается от физкультуры.

Спорт — это когда что-то делается ради результата, и часто в ущерб здоровью. Без допинга или того, что скоро назовут допингом не обойтись, если хочешь победить конкурентов, которые всем этим пользуются.

Физкультура — это когда что-то делается ради здоровья, без особой заботы о результате. Спортивная медицина советского периода устами специалистов  заявляла, что все спортивные результаты выше «первого спортивного разряда» вредны для здоровья человека. Физкультурники — не пьют, не курят, делают утренние пробежки трусцой, занимаются закаливанием, ведут здоровый образ жизни.

Спортсмены — пьют, курят, хронически отлынивают от утренних зарядок, закаливанием не занимаются принципиально (поскольку, чем выше спортивная форма, тем слабее сопротивляемость организма к заболеваниям), ведут (не все конечно, но зачастую) аморальный образ жизни. При этом за счёт интенсивных тренировок «на износ» (плюс допинг) показывают выдающиеся результаты. До поры…

Физкультура в народных домах не должна уподобляться аэробике под иностранную музыку. Надо смиренно учиться у китайцев, которые делают упражнения с элементами своих единоборств, национальных танцев, не забывают и о национальной одежде. Поэтому в Китае вопрос патриотического воспитания не стоит так остро как у нас. Все члены китайских диаспор за границей помнят про свой большой улей, куда они рано или поздно понесут собранный нектар.

Россотрудничество – это наша армия мягкой силы за рубежом. Не будем себя расстраивать тем, что она окопалась настолько глубоко, что ее теперь не видно и не слышно. Не будем сетовать, что в российских культурных центрах за рубежом о русской культуре вспоминают в последнюю очередь. Там сидят служивые люди дисциплинированные и тихие, сколько денег дадут настолько и спляшут, о чем сверху прикажут о том и споют. У них другие задачи, а культура для них – лишь некий камуфляж. Огромный потенциал русской культуры требует иных подходов и других людей. Армия мягкой силы, чтобы не потерпеть поражение, никогда не должна отдыхать. Ее удел- постоянное наступление и превращение вчерашних врагов в сподвижников. Для постоянного наступления требуется беспрерывное снабжение. В качестве организации, помогающей продвижению Русского мира вне России может стать русский культурный центр в Петербурге, где много талантливых людей не могут найти себе полезного применения.

Было время, когда важнейшим из искусств считалось кино. Теперь это в большей степени аттракцион для ищущих острых ощущений подростков. Взрослые люди в кино ходить перестают, все чаще переключаясь на телесериалы. Однако на кинематограф тратятся большие бюджетные деньги в надежде на то, что когда- нибудь появятся душеспасительные фильмы и народ потянется к кинотеатрам. Мало кто у нас из-за информационной блокады знает о ежегодном фестивале Золотой Витязь, уже более 20 лет проводимом Н.Бурляевым. За эти годы накопилось более 7500 фильмов самых различных жанров. Это огромный пласт русской культуры, выведенный из обращения. Их не показывают по телевизору, для них нет прокатной сети. Небольшие бюджеты этих фильмов и направленность на сбережение духовных ценностей не дают надежды их создателям, что набегут западные кинопрокатчики. Н. Бурляев пообещал мне, что как только у народного дома появятся реальные стены, он передаст для просмотров все свои запасы. Очень важно на этих фильмах воспитывать внимательное и любящее отношение к нашей тяжело больной стране. В народном доме необходимо создать свою хотя бы небольшую киностудию, для оздоровления окружающего кинопространства, воспитания кинокритиков, имеющих русский взгляд на искусство.

Много направлений деятельности будущего культурного центра требуют подробного описания, их прообраз уже зарождается на сайте Фонда возрождения исторических и культурных традиций – Народный дом. Появление реального пространства в существенной степени будет редактировать первоначальные планы. В качестве краткого резюме, можно предложить размещенные на сайте 20 пунктов, дающие основные представления о проекте:

  • Согласно официальной статистике русских вместе с украинцами и белорусами проживает в СПБ 95%.
  • Порядка пятидесяти культурных центров различных диаспор в СПБ созданы для 5% процентов населения города и поддерживаются налогами всех горожан. У русских нет ни одного национального культурного центра.
  • Современные ДК и Молодежные центры СПб по большей части космополитичны (особенно последние). С индийскими, ирландскими, восточными и прочими танцами или попсой для подготовки к ресторанной и клубной жизни.
  • ДК, где до сих пор еще сохраняются русские музыкальные коллективы, в полной мере наследуют традиции советского отношения к культуре, когда главным было отчитаться числом участников и грамотами за выступления, где никто не заботился о том, чтобы традиционная культура становилась частью народной жизни. Из-за этого мы теряем (а в больших городах уже потеряли) национальную идентичность.
  • Народная музыка полностью исчезла из СМИ. Появляющиеся на ТВ ансамбли Бабкиной скорее пригодны для корпоративов, чем для пробуждения интереса к русской песне. Подобное опопсовление происходит во всей культуре. Всех интересует не душа, а деньги при освоении бюджетов, выделенных на культуру.
  • Через народную культуру современные люди выражают свое отношение к поколениям, покинувшим этот мир. Приобщение людей к культуре предков поможет и обращению людей к церкви. Навязываемая либералами так называемая современная культура, от храмов уводит достаточно далеко. Самая большая угроза для нашей церкви заключена именно в ней.
  • Культурный центр в большом пространстве позволил бы выбраться из своих тесных пещер в социальных сетях и стать востребованными обществом: поэтам, философам, музыкантам, художникам и т.д.. Русскому атомизированному населению надо возвращаться к полноценной жизни. Примеры такой жизни: книжные и прочие ярмарки, «Царскосельская вечерина», когда приходит много заинтересованных людей. Можно пообщаться с писателями и политиками в «Буквоеде», послушать поэзию и музыкантов. Такие праздники бывают эпизодически, а русский центр обязательно должен работать ежедневно.
  • Под одной крышей желательно собрать как можно больше направлений: объединение краеведов, детский центр, военно- историческое общество, музей современного русского прикладного искусства, площадки для выступлений: музыкантов, поэтов, просветителей во всех сферах. Там может быть: чайная и столовая с русской кухней, театр русской сказки, зал для русской свадьбы, русский театр и рукопашный бой, русская баня с оздоровительным центром и кинозал. Перечень можно продолжать еще долго. Благодаря такому объединению разных направлений русской культуры, место будет всегда многолюдным. Очень скоро там будет гораздо многолюднее, чем в торгово-развлекательных центрах. В народном доме горожане и гости города будут знакомиться с русской культурой во всём её многообразии, прислушиваться к голосам предков, оставившим нам свои труды с надеждой, что мы их сохраним и приумножим. Такого никогда не было в домах культуры советского периода. Наш культурный центр также будет способствовать бережному отношению людей к своему досугу и здоровью. Курение, спиртное, ненормативная лексика должны быть строго запрещены, а нарушителей накажут длительным отлучением от работы дома.
  • Современные горожане проводят время в торгово-развлекательных центрах типа Меги, Галереи и проводят там целый день среди иностранных брендов с товарами и едой. Такой досуг окончательно превращает народ в население, нацеленное на потребление, а не на творчество.
  • В новом русском пространстве можно ожидать синергетическое усиление от взаимодействия творцов из разных сфер, когда 2+2 равняется не 4 и не 5, а 25. Главная задача культурного центра — создать условия для появления русского общества, которого никогда не было в нашей истории. Дворянское, купеческое, географическое, советское было, а русского не было. Попытка царского правительства его создать с помощью народных домов запоздала и была отвергнута частью интеллигенции, как революционной, так и либеральной. В народных домах после их возрождения должно возникнуть самоуправление, как прообраз земской власти на местах вместо сомнительных во всех смыслах муниципалитетов. Для этого будут востребованы знания экономистов, юристов, историков. У нас уже давно не осталось надежды на политические партии, народные фронты, общественные палаты, создаваемые сверху для решения совсем других задач.
  • В РНКЦ- Народный дом должно сформироваться глубоко уважительное отношение к ветеранам войн и оружейникам, писателям и ученым, настоящим музыкантам и хранителям традиционного искусства. Именно эти люди должны быть признаны элитой общества, а не персонажи из «дома-2» или бесконечные звезды шоубизнеса.
  • Народный дом должен приобщать национальные диаспоры к русской культуре, помогать в изучении русского языка. Не может общество, лишенное своей традиционной культуры, кого-либо к чему-либо приобщать, о чем все чаще говорят власти, сталкиваясь со всё более сложными межнациональными отношениями в больших и малых городах.
  • Важной частью Народного дома была бы библиотека с книгами, оберегающими русскую культуру, фильмотека с российскими фильмами, имеющими тяжелую прокатную судьбу в кинозалах с попкорном и пепси-колой.
  • Соединение людей разных направлений творчества позволит создать свой телевизионный канал, охватывающий более широкий пласт русской культуры, чем тот который охвачен вниманием каналов «Союз» или «Спас». Давние страдания православной интеллигенции по телевизионной трибуне между рекламой духов и памперсов следует заменить на требование своего культурного канала и радиостанции на ФМ диапазоне, которые могли бы также найти свое место в культурном центре.
  • Вопрос финансирования культуры в условиях суверенной России должен решаться по -новому. Вместо фестивалей для распила бюджета и дорогостоящих праздников, не оставляющих заметного следа в душах людей властям необходимо оказывать финансовую поддержку культурному пространству, занимающемуся патриотическим воспитанием, обращенным к родовой памяти поколений. Не под крики «крымнаш» или «зенит-чемпион» с флагами и барабанами рождается нация готовая не только к шумным митингам, но и к тяжелым испытаниям. Нация способная к развитию и созиданию может сложиться из творческих людей воспитанных пространствами Народных домов.
  • Наш сайт Фонда возрождения исторических и культурных традиций- Народный дом не должен стать всего лишь очередным информационным ресурсом. Наша задача способствовать осуществлению всей вышеизложенной программы. Те, кому дорога русская культура, могут присоединяться к нашему проекту и считать его своим. Двери нашего народного дома открыты для всех. Мы ждем сподвижников из разных городов России, где также придет время возрождения народных домов.
  • Музей современного русского искусства в составе народного дома мог бы помогать мастерам повышать свой уровень с оглядкой на лучшие образцы народного творчества, собранные со всей России, и быть местом притяжения для туристов, интересующихся настоящими работами русских мастеров. Его основой могли бы стать работы мастеров «Высшей школы народных искусств»
  • Большое значение для воспитательной работы мог бы иметь музей русских оружейников от создателя царь-пушки до нынешних уже рассекреченных создателей передовой военной техники. Не поп-звезды должны становиться образцом для подражания, а честные труженики, заслужившие своим упорством и талантами права считаться настоящей элитой страны. Музей может быть виртуальным на небольшой площади, а материалы для него смогут присылать все жители нашей страны и потомки тех, кто уехал после революции. Пришло время собирать камни Русского мира и следует начинать с наших бриллиантов.


Что может помешать реализации?

 

Прежде всего это отсутствие политической воли у чиновников, их страх быть замеченными в поддержке национальных интересов большинства горожан, что кто-то попытается когда-нибудь назвать их действия не толерантными. Само слово «русский» для некоторой части общества звучит все еще страшно не толерантно, поэтому очень нужна политическая воля, чтобы своевременно подавлять происки разрушителей Русского мира. Вторая сложность это кадры, которые решают все. Для начала в народном доме придется ввести запрет на трудоустройство на административные должности людей, получивших образование или работавших в области культуры в последние годы. Придется озадачить Институт культуры подготовкой молодежи нацеленной на служение народу. Общепринятые коррупционные схемы и отсутствие идеологии у государства растлили многие души. Кроме того, народный дом не может быть прибежищем для эстетствующих космополитов и тех, кто поднаторел в менеджменте по оказанию культурных услуг населению. Первый этап работы должен начаться в скромном по размерам здании и не откладываться на далекие времена.

Очень важно учесть, что народный дом не желательно располагать в какой-либо современной коробке, подобной тем, где обустраиваются современные торгово-развлекательные центры. Почти все народные дома императорской России строились с элементами русской архитектуры. Советское время началось с увлечения нагромождением бессмысленных объемов под видом конструктивизма, продолжилось более созвучным необходимости воспитания советского человека сталинским ампиром и закончилось закономерным приближением к современным гигантским ларькам. Об этом сказано в нашем фильме «Народные дома –надежда России» размещенном на нашем сайте.

Здоровое ядро единомышленников для первого этапа уже есть. По мере развития русского культурного центра для разных направлений понадобится много патриотичной талантливой молодежи. Здоровое ядро, способное к самоочищению, сможет собрать на свои орбиты таких людей, чтобы развитие народного дома не смогли остановить никакие внешние силы. В ту пору, когда на Русь надвигались нашествия, в монастыри уносили скрижали, рукописи, иконы, спасая их от пожаров и набегов. Народные дома современной России должны стать оплотами против нашествия глобалистов. Найти силы выстоять и победить. Иначе нам снова будет грозить распад России, к которому все настойчивее подталкивают наши политические конкуренты.

 

Александр Иванович Никитин
Исполнительный директор РНКЦ-народный дом. 08. 07. 2016

 

 

Комментарии закрыты

Извините, но вы не можете оставить комментарий к этой записи.