Главная » Культура » Музей народного дома. Что такое тагильская роспись ?

 

Музей народного дома. Что такое тагильская роспись ?

 

Все, наверное, знают про гжельский фарфор, хохломскую и городецкую росписи и дымковские игрушки. А если речь заходит о росписи по жестяным подносам, то большинство убеждены: это традиция родом из подмосковного села Жостово. Однако у нее есть предшественник: культура художественной лаковой росписи подносов зародилась на Урале, в окрестностях современного Нижнего Тагила, за почти 80 лет до возникновения жостовского ремесла.

 

Тагильская роспись: история

Самая ранняя архивная информация о железных подносах, украшенных тагильской росписью, относится к 1746 году, который и считается датой основания этого промысла. Возник он в среде старообрядцев из окрестностей Нижнего Тагила, Верх-Нейвинска и Невьянска, среди которых было немало иконописцев.

Целые семейные артели художников расписывали металлические изделия: подносы, сундуки, шкатулки. В XVIII веке знаменитый заводчик Никита Демидов организовал при своих горных заводах школу тагильской росписи, которая первое время называлась горнозаводской. Там учились и дети крепостных. Гравюры, сюжеты которых переносили на подносы, везли из Италии. Изображали на тагильских подносах также сценки из городской жизни, исторические и мифологические картины, изящные цветочные или фруктово-ягодные орнаменты.

Краски были специальные — минеральные, из измельченных в пудру уральских камней, смешанных с маслом. Для лакировки изделий художники придумали особый рецепт из масла и смол, растворенных в скипидаре.

В раннесоветский период традиции тагильского письма практически были утрачены. Возрождение началось в 70-е, когда старейшая мастерица нижнетагильского завода «Эмальпосуда» Агрипина Афанасьева начала учить лаковой росписи по металлу учениц.

 

Как это сделано

Металлическая заготовка обезжиривается, покрывается грунтом и эмалью. Дальше заготовку берет в руки художник. Он использует «маховое» письмо: кончик кисти сразу подхватывает сразу две краски и в несколько взмахов создает объемное изображение.

После поднос дважды покрывается лаком. Полный цикл изготовления тагильского подноса может занимать от 11 до 20 дней, в зависимости от сложности росписи и формы и размера заготовки.

 

Где посмотреть в Москве

Подносы и шары, оформленные традиционной тагильской росписью в мастерской Андрея Васильева, стали главным убранством новогодней ели Свердловской области на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ. Всего для украшения символа уральского Нового года на главной аллее ВДНХ (там установили по ели от каждого региона России) использовали 51 поднос диаметром от 15 до 27 сантиметров и 32 шара диаметром до 10 сантиметров.

Также изделия уральских мастеров представлены на ярмарке на ВДНХ. Там можно приобрести и металлические подносы с традиционной тагильской росписью, и деревянные игрушки из семейной уральской мастерской Владимира Ошуркова из Верх-Нейвинска. Правда, в первые дни выставки «Россия» интерес превысил ожидания — сувениры распроданы, но новую партию товаров уже заказали.


 

История тагильского подносного промысла берет свое начало в XVIII веке. В это время многие старообрядцы занимались иконописью, украшали росписью дома и внутреннее убранство: сундуки, шкатулки, столики, подносы.

Расписной железный поднос родился в Нижнем Тагиле неслучайно. Именно на уральских заводах производился «плавкий и ковкий» металл высочайшего качества, известный во всем мире под маркой «Старый соболь».

В росписи подносов применялся невероятно стойкий и прозрачный лак. Изобретение «хрустального» лака приписывают А.С. Худоярову. Состав лака Худояровы надежно хранили и рецептуру передавали только по наследству.

Искусные изделия мастеров вывозились на ярмарки и промышленные выставки, экспортировались за границу, где они пользовались большой популярностью.

Расцвет подносного промысла пришелся на середину XIX века. При нижнетагильском заводе Демидовы открыли живописную школу, где обучали детей крепостных.

В Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых. Клиентами ведущих лакировальщиков были высокопоставленные чиновники, духовенство, знать.

Мастера выполняли копии картин европейских и русских художников, писали жанровые сцены, пейзажи, натюрморты. В тагильской лаковой живописи сформировалось два направления росписи: сюжетная и цветочная.

После революции жизнь промысла замерла. Приемы традиционного цветочного письма почти забыты.

Центром возрождения уральской лаковой росписи в 70-е годы XX столетия стал завод «Эмальпосуда». Особая заслуга по передаче секретов старинного уникального ремесла молодым художникам принадлежит Афанасьевой А.В.

Возрождена цветочная, ягодная, многослойная сюжетная роспись, трафаретный орнамент. И сегодня в XXI веке звучат на подносах «тагильские розаны», пламенеют гроздья красной рябины, красуются удивительные птицы.

Видео

Особенности тагильской росписи

Уникальность тагильской росписи по металлу состоит в использовании техники двухцветного мазка, т.е. при нанесении элементов живописи на изделие (лепестков цветов, травинок, листиков) художник на кисть набирает одновременно две разных краски.

Эта особая техника позволяет легко отличать тагильскую роспись от других лаковых промыслов.

Технология

Роспись подноса — это почти финальная стадия работы. До того, как попасть в руки мастера-художника, подносы проходят несколько этапов производства.

Заготовку для будущего подноса делают из листового металла методом штампования.После предания подносу формы металл обезжиривают. Затем поднос грунтуют. Грунт помогает защитить изделие от коррозии и механических повреждений.

Дальше подносы сушат в печи, шлифуют и покрывают эмалью. И только затем к работе приступает художник! Начинается роспись. Первый слой называется «подмалёвок». Мастера наносят на изделие разбелёной краской пятна цветов, листья и бутоны. Поверху, без просушки делается «чертёжка», далее роспись листьев, делается привязка — рисунок дополняется мелкими цветами и зеленью.

После этого борт подноса украшается кружевом орнамента. В конце поднос покрывают лаком и сушат. Процесс повторяется.

Цикл изготовления подноса может занимает от 15 до 30 дней в зависимости от сложности лаковой росписи и формы подноса.

И вот они: удивительной красоты, изящные, неповторимые, яркие подносы Тагила!

Подносы Тагила сегодня.

Подносы Тагила – это уникальные сувениры, расписанные вручную тагильскими мастерами.

Предприятие ООО «НХП Техно ателье» — это собственное производство полного цикла – от штамповки металлической заготовки подноса до готового расписного сувенира.

Участок изготовления и лаковой росписи подносов основан в 2016г. в составе цеха металлоизделий. За это время выпускаемые изделия многократно становились лауреатами и победителями федеральных и региональных конкурсов, заслужили признание на престижных выставках:

ХХХII Выставка ярмарка НХП России «Ладья. Зимняя сказка 2022».
Финалист VIII Всероссийского конкурса «Туристический сувенир» 2022 г.
Дипломант всероссийского конкурса программы «100 лучших товаров России» Победитель в номинации «Изделия народных художественных промыслов».
ХХIII городской конкурс им. Худояровых «Мастер по декоративно-прикладному искусству» в направлении «Лаковая роспись на металле». Лауреат конкурса в номинации «Мастерство исполнения» (Нижний Тагил, 2022).
Выставка-конкурс лаковой росписи по металлу «Наследие демидовских традиций» (Нижний Тагил, 2022).
Выставка-ярмарка «Фестиваль мастеров «Иван-да-Марья» (Екатеринбург, 2022).

Подносы Тагила – это зарегистрированный товарный знак. Выпускаемая продукция относится к изделиям народно-художественных промыслов, что подтверждается заключением Экспертного совета.

Вниманию потребителей предлагается широкий ассортимент подносов с цветочно-ягодными композициями (маховое письмо) и многослойной сюжетной росписью (пейзажи, натюрморты, архитектура, сцены охоты и мн.др.).

Ежегодно предприятие выполняет заказы по выпуску юбилейных и памятных подносов, корпоративных подарков для таких организаций как Законодательное Собрание Свердловской области, ОАО «РЖД», ОАО АК «Уральские авиалинии», тесно сотрудничает с Центром традиционной культуры Свердловской области, Центром развития туризма г. Екатеринбурга и мн.др.

Сохранение традиций

Произведения самобытного народного искусства прошли длинный и сложный путь развития. Меняются технологии, рождаются новые идеи и художественные образы, но сохраняются традиции тагильского расписного подноса. Сегодня, как и три столетия назад, главным мотивом цветочной композиции на зеркале подноса остается знаменитый тагильский розан.

275 лет подносному промыслу на Урале

Подносы с ручной росписью создаются талантливыми тагильскими мастерами с теплом и любовью.

История тагильского подноса уходит корнями в глубину веков, 40-е годы XVIII столетия. Но и сегодня ручной творческий труд – основа промысла. Методом штампования изготавливается форма подноса и покрывается грунтом, а затем черной эмалью. Наследующем этапе заготовка переходит в руки художника. После росписи изделие лакируется. Расписной поднос украсит интерьер, может использоваться в быту. Стильный аксессуар для сервировки праздничного стола, и отличная идея для подарка и сувенира.

 

Комментарии закрыты

Извините, но вы не можете оставить комментарий к этой записи.