Главная » Русская Музыка » Гусли. История инструмента и современный проект «Гусли через века»

 

Гусли. История инструмента и современный проект «Гусли через века»

 

Зазвенела тетива,
Вспорхнула стрела…

 
гусли 2гусли

Гусли — древнейший музыкальный инструмент. Тысячелетия истории человечества скрыли от нас и возраст и место их рождения. В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному. У славян же, название этого инструмента, как мне думается, связан со звучанием тетивы. Той самой тетивы, которая натягивалась на лук.
В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе — «гусла». Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый сосуд — получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание — основной принцип этого щипкового инструмента.
В древнерусской рукописи, «Повести о белоризце человеке и монашестве», миниатюрист изобразил в буквице «Д» фигуру царя (возможно псалмопевца Давида), играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. Это, так называемые «шлемовидные» гусли. Форма их корпуса действительно, напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, — изменилась и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные.
Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен «Явор» особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей — «Яровчатые»./ А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми».
Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Мастера — умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Но часто народные певцы нелестно пели о властях.

 
…О волюшке, о долюшке былинник запоет,
И сердце к вольной волюшке покличет, позовет.
Великой злобой дыбились вельможи да цари,
Чтоб на руси повывелись бродяги гусляры.
Но пели гусли звонкие, и был их лад суров,
И шли бунты жестокие от песен гусляров.
И. Кобзев

 
Эти гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово), или , как их пренебрежительно стали называть гусляров — сослужили недобрую службу в судьбе инструмента. Интерес к его совершенствованию не был таким, каким он был в судьбе скрипки. Но время изменяло этот древний инструмент. Его конструкция, форма корпуса, технология обработки дерева, лаки, декоративная отделка — все это уже давно вывело гусли из разряда архаичного, чисто народнго инструмента, превратив его в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.
Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые — столовидные и гусли клавишнве. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.
В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры — сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли. Наряду с щипковыми гуслями трех видов, основным приемом игры на которых является щипок и брцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывет струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях как на аккомпонирующем инструменте.
К большому сожалению, при желании приобрести инструмнт, приходится говорить о маленьких мастерских в России где отдельными экземплярами очень редко делаются гусли. В целом мире, как мне кажется, нет ни единой фабрики, где выпускался бы этот уникальный инструмент. Деньги идут на что угодно: на буйные развлечения, войны, удовольствия… Отвлечение средств по изготовлению хотя-бы одной боевой ракеты класса «земля — воздух», с лихвой хватило бы на строительство маленькой музыкальной фабрики. Как все это печально и больно осознавать сегодня. Но… гусли звучат и будут звучать вечно!

Лавров Геннадий Иванович

 

 

Проекта «ГУСЛИ ЧЕРЕЗ ВЕКА» — организации Центра гусельной культуры.

Проект разработан в 2015 году, в этом же году началась его реализация – привлечение участников, подготовка разных направлений проекта, реализация части программы.

Вызовы времени ставят перед человеком необходимость возвращения к многовековым ценностям культуры, черпать в них силу для современной деятельности. Одним из первых музыкальных инструментов на Земле были гусли. А для России – это символ нашего Отечества, символ гармони мира и Бытия.

Взгляните на конструкцию этого инструмента. Как многому можно научиться – они воплощение Закона Единого Мира: все струны имеют единое начало, как каждый человек и все народы Земли имеют начало в Творце. Все струны имеют разную длину и толщину, звучат на своей высоте. Каждая призвана петь свою песнь Бытия. Но сделать это может только в согласии с другими. Только через гармонию общего можно узнать – фальшива ли струна, и одна фальшивая струна может испортить гармонию Общего. Среди всех струн нет главной, но все важны! Это ли не модель разнообразия и Единства мира!

Каждый народ адаптировал в своей культуре этот гениальный инструмент, создав такое разнообразие воплощений этой идеи.

Краткое содержание проекта

В ходе подготовки и реализации данного культурно-образовательного проекта при государственной и спонсорской финансовой поддержке участниками:

кафедры струнных инструментов факультета русских народных инструментов, отделения этномузыкологии и Фольклорно-этнографического центра Санкт-Петербургской государственной консерватории, музея Музыки в Шереметьевском дворце, Российского этнографисечкого музея, Государственной Академической Капеллы Санкт-Петербурга, Фонограммархива ИРЛИ (Пушкинского дома), Музыкальных мастерских «ИП Теплов Александр Николаевич», «Петербургского клуба гусляров» и других государственных культурных, научных, учебных и общественных организаций, имеющих отношение к традициям гусельной культуры, — будет проводиться долгосрочная, систематическая совместная скоординированная работа по пропаганде и освоению всей полноты гусельной культуры в России.

Проект призван обобщить огромную многолетнюю работу многих поколений исследователей и исполнителей, дать новый импульс развития гусельной культуры в России.

Этапами этой работы станут:

— Проведение фестиваля, социально ориентированного, способного привлечь внимание и интерес широкого круга слушателей к этому уникальному инструменту, как части «корневой» многовековой отечественной культуры.

— Проведение научно-практической конференции по актуальным вопросам истории инструмента, традиций его бытования в прошлом и опыта его освоения в различных направлениях нашего времени, вопросам археологии, этнографии, реконструкции и музыкально-конструктивного развития в современной исполнительской практике. Поставить, обсудить и наметить пути комплексной реализации насущных задач популяризации и широкого освоения гуслей. Создания авторитетного Комитета и «Фонда возрождения гусельной культуры в России».

— Проведение сводной выставки гуслей из музейных хранилищ и частных коллекций Санкт-Петербурга и выставки-ярмарки инструментов современных музыкальных мастеров-гусельников.

— Опубликование сводного каталога «Гусли России». Это, по сути — «красная книга», памятник национальной культуры.

— Ремонт и реставрация всех уже имеющихся инструментов в городе, находящихся в ужасающем состоянии и производство новых на основе опыта экспериментальной реконструкции всех исторических моделей гуслей, проведённой петербургским мастером

А.Н.Тепловым.

Для успешного и продуктивного осуществления поставленных задач необходима широкая популяризация всей полноты отечественной гусельной культуры как национального достояния необходимо осуществить:

— в первую очередь, издание и презентацию всех источников (самих инструментов, экспедиционных записей «живой» народной традиции, антологии современного исполнительства). Систематическое проведение различных жанрово-исторических концертов; организация и полное обеспечение учебных исторических гусельных классов везде, где осуществляется обучение игре на гуслях; издание программ и методик обучения; переиздание существующих и публикация новых научных трудов, репертуара.

Без организации процесса изготовления инструментов эта программа не осуществима. Поэтому одной из главных задач Центра является

— объединение существующих мастеров, обмен опытом и обеспечение их сводным каталогом «Гусли России», как необходимого источника для квалифицированной работы мастерских на местах по всей России. Необходимо привлечение государственной поддержки в налаживании подобных форм производственной деятельности.

Проект полностью соответствует целям и задачам федеральной целевой программы «Культура России», а именно:

 сохранение культурного наследия Российской Федерации;

 формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан;

 создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации;

 развитие международного сотрудничества, укрепление мировых культурных связей;

Организатор проекта: …………………………..

Руководитель проекта: …………………………….

Введение.

Гусли на Руси существуют более десяти веков. История инструмента, традиции, все, что связано с ним в культуре нашей страны — является богатейшим национальным культурным достоянием России. Русский Северо-Запад всегда был исконной территорией распространения бытования гуслей.

Во многих странах существуют государственные программы сохранения и развития национальных инструментов. Например, в Финляндии по кантеле, в Норвегии по хардингфелле (национальной скрипке), на Украине по бандуре и т.д.

Отечественные мастера не только могут обеспечить существующий спрос, но и активно влиять на него, предлагая множество исторически сложившихся конструкций гуслей, качественно изготовленных с учётом индивидуальных пожеланий исполнителей.

Сегодня, благодаря успешной деятельности учёных-археологов, фольклористов, изготовителей гуслей, талантливых педагогов, исполнителей, композиторов и менеджеров-организаторов в различных городах России пробуждается интерес к гуслям.

Санкт-Петербург по праву считается мировой столицей гусельной культуры. Здесь живы исполнительские многовековые традиции, педагогическая школа, сохраняющая преемственность поколений в воспитании одарённых музыкантов, умножающих славу отечественной культуры, побеждающих на многих международных конкурсах. Музеи и научные архивы хранят основные фонды инструментов и музыкальных записей по истории гусельной культуры. Изучению этих коллекций посвящены фундаментальные научно-исследовательские труды многих поколений петербургских ученых. Ведётся огромная работа по подготовке к изданию Всероссийского КАТАЛОГА русских гуслей. В Санкт-Петербурге уже сейчас накоплен исключительный экспериментальный опыт производства и реставрации всех конструкций гуслей, существовавших в России (от 5-струнных до 60 струнных хроматических), которые активно и успешно осваиваются по всей стране и за её пределами. Этот опыт может стать основой современного отечественного производства гуслей, востребованного обществом.

Место, время и содержание Проекта «Гусли через века», — уникально, востребовано временем и состоянием развития гусельного искусства сегодня и благоприятно для успешного проведения. Центр должен (в каждой своей составляющей: концертной программе – музыкальном фестивале, научной программе – конференции, познавательной программе – выставке, лекциях) обобщают и продолжают труды многих предшественников, посвятивших жизнь этому чудному инструменту. Его деятельность призвана стать сильным импульсом для качественно нового этапа продуктивного развития гусельного искусства в России — стать частью для государственного национального культурного и образовательного проекта «Возвращение гуслей» или «Гусли в каждый дом».

Мастер Александр Николаевич Теплов вот уже 30 лет реставрирует и делает гусли. За это время «периода экспериментальной реконструкции» изготовлены сотни инструментов практически всех конструктивных видов, бытовавших в России на протяжении 10 столетий. Звучание многих из них вошло в звучащую Антологию мастера «Гусли России» и «Гусли через века». На сегодняшний день на его инструментах играют многие известные гусляры и любители России различных творческих направлений. Опытом проделанной работы мастер планирует поделиться с мастерами-гусельниками России и всеми желающими в рамках проведения Ассамблей.

Проблема.

Инструмент вырван из естественной среды и форм бытования, поэтому гусли в настоящее время существует в основном на сцене, тем самым, выполнят только одну из своих традиционных функций – эстетическую. (Но зачастую очень низкое качество звучания инструмента, не высокий уровень исполнительства и репертуара не способствуют популяризации гуслей у слушателей и наблюдается постепенное угасание интереса к ним.)

Между тем, синкретичность гуслей, связанная смысловым содержанием с различными видами искусства выполняла множество функций в культуре.

Современный гусляр должен уметь играть на различных по конструкции гуслях (от 5-ти струнных до 60-ти хроматических), в полноте владеть их красочной звуковой политрой, владеть стилями и характерными для различных традиций приёмами игры. Должен уметь и сказывать, и петь, и плясать. Очень важно знать и уметь создавать ту среду, в которой инструмент выполняет в полноте свои функции, помимо овладения техникой игры на нём. Этому тоже надо учить.

Нашей стране есть чем гордиться – зафиксирована живая культура, гусли для нас не реликт. Они символ души народа, национальный символ.

Проблема состоит в том, что бы широкая пропаганда осуществлялась с уважением и бережным отношением к культурному наследию. На наш взгляд проведения Проекта способно привлечь внимание к инструменту, и контексту его бытования.

Музыкальное гусельное наследие прошлого свидетельствует о том, что гусли бытовали и в народной среде и в аристократических салонах, во всех слоях населения. Этот инструмент, который доступен каждому. Их можно было сделать любому столяру, а играть любому ребёнку. Поэтому на основании старых инструментов нужно разработать общедоступные методики их изготовления.

Сегодня к игре на гуслях обращаются исполнители различных направлений: фольклорного, академического, бардовского, джаза и пр. Слушатель получит возможность

услышать всю полноту исторического и современного репертуара.

Идея проекта:

Создать Центр, как единую структуру, призваннную объединить производство, выставку исторических образцов, концертную площадку (стать базой презентации новых проектов для музыкантов), образовательную деятельность (мастер-классы обучения игре и изготовлению инструмента), фонд звуко-видео записей и методической литературы. Центр может и должен заниматься организацией просветительских фестивалей по стране и за рубежом. Центр должен консолидировать мастеров страны, стать площадкой для проведения ежегодных Ярмарок традиционных музыкальных инструментов.

Способствовать изданию Каталога «ГУСЛИ РОССИИ», который, с одной стороны, является «красной книгой», фиксирующей сохранившиеся экземпляры, с другой стороны, это подспорье для мастеров в деле возрождения производства инструментов.

Цели и направления деятельности по проекту

Предоставление доступа к материалам по истории инструмента, к нотному материалу, к программам обучения, к записям выдающихся исполнителей всем заинтересованным лицам – мастерам, исследователям, музыкантам, учащимся.

Работа будет проведена поэтапно:

Объединение творческих усилий музыкантов и исследователей.

Подготовка каталога к изданию.

Проведение фестиваля, выставок.

Организация мастерских.

Разработка и оснащение «ИСТОРИЧЕСКИХ ГУСЕЛЬНЫХ КЛАССОВ».

В связи с большим объемом запланированных работ и поэтапным включением в проект музыкальных учреждений и музеев, возрождению мастерских, мастеров, классов, Проект имеет долгосрочную перспективу развития.

Деятельность Центра будет вестись по нескольким направлениям: научный, исполнительский, учебный, производство и реставрация инструментов.

Главная цель – возвращение традиционной исполнительской культуры игры на гуслях, возвращение традиционного инструмента, воспитание музыкантов, любителей, мастеров.

Федеральная значимость проекта.

Значимость проекта очевидна как для страны в целом, так и для каждого её человека в отдельности. Древняя гусельная культура всегда несла мир, красоту в души, соединяла людей на делание добра, соединяла народы и поколения, соединяла с человека с Богом. Для нашего государства особенно это важно, ведь первое упоминание о русских в летописях VI века связано именно с гуслями. Гусли на Руси были всегда. Это национальный символ. Человеку, услышавшему гусли не нужно уже говорить о нравственном, взывать к патриотизму! Гусельная культура – это Слава России, её достояние! Это свидетельство всему миру о великой культуре великой страны! И отношение государства к гуслям тоже должно быть государственным.

Региональная значимость проекта – Центр гусельной культуры.

Северо-запад России – (Новгород, Псков, Карелия) – это исконный заповедник гусельной культуры. 80 % всего гусельного наследия – архивы, коллекции исторических инструментов, традиции исполнительского мастерства, исследователи, традиции изготовления и опыт современной реконструкции в полном объёме сосредоточен в Санкт-Петербурге – культурной столице России.

Но это лишь пассивный капитал.

Привлечение внимания к нему властей, специалистов и широкой общественности — активное использование его в различных сферах образования и культуры принесёт и региону и стране неоценимые «дивиденты» в сердцах каждого человека, кто к ним с любовью и ответственностью прикоснётся.

Создание Комитета из авторитетных специалистов деятелей культуры, способного согласованно решать насущные вопросы возрождения гусельной культуры на Северо-западе России и создание Центра гусельной культуры, занимающегося просветительской, образовательной и производственной деятельностью, создающего благоприятную среду для репродуктивной функции традиций гусельной культуры.

Социальная значимость

Основными задачами Центра и Ассамблей – культурной среды, обеспечивающей возможность широкого доступа и приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры, доступность освоения ремесла изготовления инструмента и возможности обучения на нем детям и каждому человеку, желающему «гусли в каждый дом».

Возрождение производства всего разнообразия инструментов, может дать рабочие места, привлечь молодёжь.

Возрождение традиций игры на гуслях и использование произведений музыкальной культуры в деле нравственного, патриотического и духовного воспитания.

Пропаганда новых сочинений отечественных композиторов.

Ожидаемые результаты

Возрождение, внедрение комплексной программы обучения в музыкальные и общеобразовательные школы, издание уникального Каталога, пробуждение интереса к инструменту, к традициям музыкальной культуры России, к истории. Воспитание патриотизма. Организация российского производства гуслей, и российского союза мастеров-гусельников с ежегодной выставкой-ярмаркой инструментов в Санкт-Петербурге.

Перспективы проекта долговременны, но Ассамблеи станут необходимым толчком для достижения результата. Увеличение количества инструментов, пробуждение интереса к инструменту, создание новых сочинений, введение программ обучения на гуслях в школах, музыкальных школах, возрождение традиций сотрудничества различных направлений искусства и культуры, различных исполнительских школ. Широкая пропаганда Центра гусельной культуры в России и за рубежом с целью объединения людей вокруг культурных и духовных ценностей, пропаганды наследия отечественной культуры.

Состав участников проекта:

-Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова;

-Русский национальный культурный центр- Народный дом;

-Фольклорно-этнографический центр Санкт-Петербургской консерватории;

-Санкт-Петербургская государственная академическая Капелла им. М.И. Глинки;

-Санкт-Петербургский музей музыки в Шереметьевском дворце;

— «Русское музыкальное общество»;

-Российский этнографический музей;

-Свято-Духовский центр Александро-Невской Лавры;

-«Петербургский клуб гусляров»;

-Музыкальные мастерские «ИП Теплов Александр Николевич»;

Проект составил гусельный мастер, организатор Международных Ассамблей «Гусли через века» — Теплов Александр Николаевич.

02 июля 2015г.

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий