Гусли. История инструмента и современный проект «Гусли через века»
Зазвенела тетива,
Вспорхнула стрела…
Гусли — древнейший музыкальный инструмент. Тысячелетия истории человечества скрыли от нас и возраст и место их рождения. В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному. У славян же, название этого инструмента, как мне думается, связан со звучанием тетивы. Той самой тетивы, которая натягивалась на лук.
В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе — «гусла». Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый сосуд — получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание — основной принцип этого щипкового инструмента.
В древнерусской рукописи, «Повести о белоризце человеке и монашестве», миниатюрист изобразил в буквице «Д» фигуру царя (возможно псалмопевца Давида), играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. Это, так называемые «шлемовидные» гусли. Форма их корпуса действительно, напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, — изменилась и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные.
Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен «Явор» особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей — «Яровчатые»./ А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми».
Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Мастера — умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Но часто народные певцы нелестно пели о властях.
…О волюшке, о долюшке былинник запоет,
И сердце к вольной волюшке покличет, позовет.
Великой злобой дыбились вельможи да цари,
Чтоб на руси повывелись бродяги гусляры.
Но пели гусли звонкие, и был их лад суров,
И шли бунты жестокие от песен гусляров.
И. Кобзев
Эти гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово), или , как их пренебрежительно стали называть гусляров — сослужили недобрую службу в судьбе инструмента. Интерес к его совершенствованию не был таким, каким он был в судьбе скрипки. Но время изменяло этот древний инструмент. Его конструкция, форма корпуса, технология обработки дерева, лаки, декоративная отделка — все это уже давно вывело гусли из разряда архаичного, чисто народнго инструмента, превратив его в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.
Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые — столовидные и гусли клавишнве. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.
В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры — сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли. Наряду с щипковыми гуслями трех видов, основным приемом игры на которых является щипок и брцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывет струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях как на аккомпонирующем инструменте.
К большому сожалению, при желании приобрести инструмнт, приходится говорить о маленьких мастерских в России где отдельными экземплярами очень редко делаются гусли. В целом мире, как мне кажется, нет ни единой фабрики, где выпускался бы этот уникальный инструмент. Деньги идут на что угодно: на буйные развлечения, войны, удовольствия… Отвлечение средств по изготовлению хотя-бы одной боевой ракеты класса «земля — воздух», с лихвой хватило бы на строительство маленькой музыкальной фабрики. Как все это печально и больно осознавать сегодня. Но… гусли звучат и будут звучать вечно!
Лавров Геннадий Иванович
Проекта «ГУСЛИ ЧЕРЕЗ ВЕКА» — организации Центра гусельной культуры.
Проект разработан в 2015 году, в этом же году началась его реализация – привлечение участников, подготовка разных направлений проекта, реализация части программы.
Вызовы времени ставят перед человеком необходимость возвращения к многовековым ценностям культуры, черпать в них силу для современной деятельности. Одним из первых музыкальных инструментов на Земле были гусли. А для России – это символ нашего Отечества, символ гармони мира и Бытия.
Взгляните на конструкцию этого инструмента. Как многому можно научиться – они воплощение Закона Единого Мира: все струны имеют единое начало, как каждый человек и все народы Земли имеют начало в Творце. Все струны имеют разную длину и толщину, звучат на своей высоте. Каждая призвана петь свою песнь Бытия. Но сделать это может только в согласии с другими. Только через гармонию общего можно узнать – фальшива ли струна, и одна фальшивая струна может испортить гармонию Общего. Среди всех струн нет главной, но все важны! Это ли не модель разнообразия и Единства мира!
Каждый народ адаптировал в своей культуре этот гениальный инструмент, создав такое разнообразие воплощений этой идеи.
Краткое содержание проекта
В ходе подготовки и реализации данного культурно-образо
кафедры струнных инструментов факультета русских народных инструментов, отделения этномузыкологии и Фольклорно-этног
Проект призван обобщить огромную многолетнюю работу многих поколений исследователей и исполнителей, дать новый импульс развития гусельной культуры в России.
Этапами этой работы станут:
— Проведение фестиваля, социально ориентированного
— Проведение научно-практичес
— Проведение сводной выставки гуслей из музейных хранилищ и частных коллекций Санкт-Петербурга и выставки-ярмарки инструментов современных музыкальных мастеров-гусельн
— Опубликование сводного каталога «Гусли России». Это, по сути — «красная книга», памятник национальной культуры.
— Ремонт и реставрация всех уже имеющихся инструментов в городе, находящихся в ужасающем состоянии и производство новых на основе опыта экспериментально
А.Н.Тепловым.
Для успешного и продуктивного осуществления поставленных задач необходима широкая популяризация всей полноты отечественной гусельной культуры как национального достояния необходимо осуществить:
— в первую очередь, издание и презентацию всех источников (самих инструментов, экспедиционных записей «живой» народной традиции, антологии современного исполнительства)
Без организации процесса изготовления инструментов эта программа не осуществима. Поэтому одной из главных задач Центра является
— объединение существующих мастеров, обмен опытом и обеспечение их сводным каталогом «Гусли России», как необходимого источника для квалифицированно
Проект полностью соответствует целям и задачам федеральной целевой программы «Культура России», а именно:
сохранение культурного наследия Российской Федерации;
формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан;
создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации;
развитие международного сотрудничества, укрепление мировых культурных связей;
Организатор проекта: …………………………..
Руководитель проекта: …………………………….
Введение.
Гусли на Руси существуют более десяти веков. История инструмента, традиции, все, что связано с ним в культуре нашей страны — является богатейшим национальным культурным достоянием России. Русский Северо-Запад всегда был исконной территорией распространения бытования гуслей.
Во многих странах существуют государственные программы сохранения и развития национальных инструментов. Например, в Финляндии по кантеле, в Норвегии по хардингфелле (национальной скрипке), на Украине по бандуре и т.д.
Отечественные мастера не только могут обеспечить существующий спрос, но и активно влиять на него, предлагая множество исторически сложившихся конструкций гуслей, качественно изготовленных с учётом индивидуальных пожеланий исполнителей.
Сегодня, благодаря успешной деятельности учёных-археолого
Санкт-Петербург по праву считается мировой столицей гусельной культуры. Здесь живы исполнительские многовековые традиции, педагогическая школа, сохраняющая преемственность поколений в воспитании одарённых музыкантов, умножающих славу отечественной культуры, побеждающих на многих международных конкурсах. Музеи и научные архивы хранят основные фонды инструментов и музыкальных записей по истории гусельной культуры. Изучению этих коллекций посвящены фундаментальные научно-исследова
Место, время и содержание Проекта «Гусли через века», — уникально, востребовано временем и состоянием развития гусельного искусства сегодня и благоприятно для успешного проведения. Центр должен (в каждой своей составляющей: концертной программе – музыкальном фестивале, научной программе – конференции, познавательной программе – выставке, лекциях) обобщают и продолжают труды многих предшественников
Мастер Александр Николаевич Теплов вот уже 30 лет реставрирует и делает гусли. За это время «периода экспериментально
Проблема.
Инструмент вырван из естественной среды и форм бытования, поэтому гусли в настоящее время существует в основном на сцене, тем самым, выполнят только одну из своих традиционных функций – эстетическую. (Но зачастую очень низкое качество звучания инструмента, не высокий уровень исполнительства и репертуара не способствуют популяризации гуслей у слушателей и наблюдается постепенное угасание интереса к ним.)
Между тем, синкретичность гуслей, связанная смысловым содержанием с различными видами искусства выполняла множество функций в культуре.
Современный гусляр должен уметь играть на различных по конструкции гуслях (от 5-ти струнных до 60-ти хроматических), в полноте владеть их красочной звуковой политрой, владеть стилями и характерными для различных традиций приёмами игры. Должен уметь и сказывать, и петь, и плясать. Очень важно знать и уметь создавать ту среду, в которой инструмент выполняет в полноте свои функции, помимо овладения техникой игры на нём. Этому тоже надо учить.
Нашей стране есть чем гордиться – зафиксирована живая культура, гусли для нас не реликт. Они символ души народа, национальный символ.
Проблема состоит в том, что бы широкая пропаганда осуществлялась с уважением и бережным отношением к культурному наследию. На наш взгляд проведения Проекта способно привлечь внимание к инструменту, и контексту его бытования.
Музыкальное гусельное наследие прошлого свидетельствует о том, что гусли бытовали и в народной среде и в аристократически
Сегодня к игре на гуслях обращаются исполнители различных направлений: фольклорного, академического, бардовского, джаза и пр. Слушатель получит возможность
услышать всю полноту исторического и современного репертуара.
Идея проекта:
Создать Центр, как единую структуру, призваннную объединить производство, выставку исторических образцов, концертную площадку (стать базой презентации новых проектов для музыкантов), образовательную деятельность (мастер-классы обучения игре и изготовлению инструмента), фонд звуко-видео записей и методической литературы. Центр может и должен заниматься организацией просветительских фестивалей по стране и за рубежом. Центр должен консолидировать мастеров страны, стать площадкой для проведения ежегодных Ярмарок традиционных музыкальных инструментов.
Способствовать изданию Каталога «ГУСЛИ РОССИИ», который, с одной стороны, является «красной книгой», фиксирующей сохранившиеся экземпляры, с другой стороны, это подспорье для мастеров в деле возрождения производства инструментов.
Цели и направления деятельности по проекту
Предоставление доступа к материалам по истории инструмента, к нотному материалу, к программам обучения, к записям выдающихся исполнителей всем заинтересованным лицам – мастерам, исследователям, музыкантам, учащимся.
Работа будет проведена поэтапно:
Объединение творческих усилий музыкантов и исследователей.
Подготовка каталога к изданию.
Проведение фестиваля, выставок.
Организация мастерских.
Разработка и оснащение «ИСТОРИЧЕСКИХ ГУСЕЛЬНЫХ КЛАССОВ».
В связи с большим объемом запланированных работ и поэтапным включением в проект музыкальных учреждений и музеев, возрождению мастерских, мастеров, классов, Проект имеет долгосрочную перспективу развития.
Деятельность Центра будет вестись по нескольким направлениям: научный, исполнительский, учебный, производство и реставрация инструментов.
Главная цель – возвращение традиционной исполнительской культуры игры на гуслях, возвращение традиционного инструмента, воспитание музыкантов, любителей, мастеров.
Федеральная значимость проекта.
Значимость проекта очевидна как для страны в целом, так и для каждого её человека в отдельности. Древняя гусельная культура всегда несла мир, красоту в души, соединяла людей на делание добра, соединяла народы и поколения, соединяла с человека с Богом. Для нашего государства особенно это важно, ведь первое упоминание о русских в летописях VI века связано именно с гуслями. Гусли на Руси были всегда. Это национальный символ. Человеку, услышавшему гусли не нужно уже говорить о нравственном, взывать к патриотизму! Гусельная культура – это Слава России, её достояние! Это свидетельство всему миру о великой культуре великой страны! И отношение государства к гуслям тоже должно быть государственным.
Региональная значимость проекта – Центр гусельной культуры.
Северо-запад России – (Новгород, Псков, Карелия) – это исконный заповедник гусельной культуры. 80 % всего гусельного наследия – архивы, коллекции исторических инструментов, традиции исполнительского мастерства, исследователи, традиции изготовления и опыт современной реконструкции в полном объёме сосредоточен в Санкт-Петербурге – культурной столице России.
Но это лишь пассивный капитал.
Привлечение внимания к нему властей, специалистов и широкой общественности — активное использование его в различных сферах образования и культуры принесёт и региону и стране неоценимые «дивиденты» в сердцах каждого человека, кто к ним с любовью и ответственностью прикоснётся.
Создание Комитета из авторитетных специалистов деятелей культуры, способного согласованно решать насущные вопросы возрождения гусельной культуры на Северо-западе России и создание Центра гусельной культуры, занимающегося просветительской
Социальная значимость
Основными задачами Центра и Ассамблей – культурной среды, обеспечивающей возможность широкого доступа и приобщения к традиционным ценностям отечественной культуры, доступность освоения ремесла изготовления инструмента и возможности обучения на нем детям и каждому человеку, желающему «гусли в каждый дом».
Возрождение производства всего разнообразия инструментов, может дать рабочие места, привлечь молодёжь.
Возрождение традиций игры на гуслях и использование произведений музыкальной культуры в деле нравственного, патриотического и духовного воспитания.
Пропаганда новых сочинений отечественных композиторов.
Ожидаемые результаты
Возрождение, внедрение комплексной программы обучения в музыкальные и общеобразователь
Перспективы проекта долговременны, но Ассамблеи станут необходимым толчком для достижения результата. Увеличение количества инструментов, пробуждение интереса к инструменту, создание новых сочинений, введение программ обучения на гуслях в школах, музыкальных школах, возрождение традиций сотрудничества различных направлений искусства и культуры, различных исполнительских школ. Широкая пропаганда Центра гусельной культуры в России и за рубежом с целью объединения людей вокруг культурных и духовных ценностей, пропаганды наследия отечественной культуры.
Состав участников проекта:
-Санкт-Петербург
-Русский национальный культурный центр- Народный дом;
-Фольклорно-этно
-Санкт-Петербург
-Санкт-Петербург
— «Русское музыкальное общество»;
-Российский этнографический музей;
-Свято-Духовский центр Александро-Невск
-«Петербургский клуб гусляров»;
-Музыкальные мастерские «ИП Теплов Александр Николевич»;
Проект составил гусельный мастер, организатор Международных Ассамблей «Гусли через века» — Теплов Александр Николаевич.
02 июля 2015г.
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.