Знаменитые русские сказочники
Хранителями русской старины, носителями исторической памяти народа были русские сказители (исполнители былин) и сказочники. Они доносили до слушателей своеобразие народной поэзии, были душой, источником светлых, бодрых настроений слушающего их человека. Каждый из них имел свою исполнительскую манеру. Каждый из них обладал своими индивидуальными особенностями. Среди сказителей встречаются богато одаренные поэтические натуры с огромной творческой изобразительностью. Некоторые народные сказители были склонны к фантастическим образам, другие – к бытовым образам, третьи – к шутке и балагурству. Приводим краткие сведения об отдельных исполнителях устного народного творчества.
Кривополенова Марья Дмитриевна (1843–1924)
Известна как исполнительница былин и сказок. Фольклористы отмечают «ее горячий темперамент», детскую веселость, «остроумие, увлечение всем тем, о чем сейчас грезит, изумительное владение языком». Впервые встретился с ней в 1900 году А.Д. Григорьев, записал от нее 13 былин и 5 духовных стихов, а через год еще одну былину. Однако записанные от нее тексты в ученом сборнике не изменили ее нищенскую судьбу, но вот в 1915 году ее «открывает» О.Э. Озаровская1, привозит в Москву, в Петроград… Начинаются многочисленные выступления, которые проходят с большим успехом, теперь ее ждут на родине как знаменитость. Со сказительницей встречаются художники, скульпторы. С.Т. Коненков создает скульптуру «Вещая старушка».
Позднее последовали поездки с Озаровской на Украину, на Кавказ. От Марьи Дмитриевны было записано много рекрутских песен, сказок. Знаменитый фольклорист Б.М. Соколов вспоминал о ее исполнении: «Она поет “небылицу”… и так властно приказывает всем подтягивать, что тысячная толпа, забыв свой возраст и положение, в это мгновение полна одним желанием: угодить лесной старушонке. Обаяние ее личности, твердой, светлой и радостной, выкованной дивным севером, отражается в ее исполнении, и так понятен возглас толпы, одинаковый во всех городах: «Спасибо, бабушка!» Так понятно желание тысячи человек пожать старую, сморщенную руку, всю жизнь горестно протягивавшуюся за подаянием, пожать с чувством любви и уважения к бабушке, как к образу нашего народа».
Винокурова Наталья Осиповна (1860–1930)
Впервые встретил и записал ее сказки М.К. Азадовский, который впоследствии основательно изучил творческую манеру сибирской сказочницы (изображение Верхнеленского края, сплавов, обозов, охоты, сцен найма и пр.). Ее сказки выдержанны, цельны, в них нет излишних подробностей. На первый план она выдвигает переживания героев, определяющие их поступки. Эпизоды разработаны правдиво и убедительно. Характерен и психологизм сказок, проявляющийся в стремительных напряженных диалогах, которые сопровождаются описанием жестов и мимики героев, значительную роль играют в сказках песни, пейзаж. Во всех сказках проявляется мягкость, незлобивость, деликатность. Сказки ее известны у нас и за рубежом.
Сороковников-Магай Егор Иванович (1868–1948)
Сказки Е.И. Сороковникова записывали, изучали многие фольклористы, неоднократно публиковались «Сказки Магая» со статьей Азадовского. Его сказки пронизаны чертами сибирского быта. В них много места отводится картинам природы: суровая тайга, величавые снежные гольцы, чарующие снежные долины, словом все, чем так щедра и богата его родина – Тункинская долина. А в облике основных героев сказок Сороковникова отчетливо проступают очертания его земляков. Предки Сороковникова – буряты, отсюда родовое имя Магай, прибавленное к его русской фамилии. Отец Егора Ивановича был знаменитым охотником и сказочником, знатоком русских и бурятских сказок. Неслучайно, что и Сороковников с детства начал рассказывать сказки: на работе, на мельнице, дома и у соседей. В сказках он обычно сохранял сказочную обрядность: его произведения богато украшены зачинами, концовками, переходными формулами, типа: «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», в них много сказочных деталей, бытовых подробностей.
Абрам Новопольцев (1820–1885)
В 1870-х годах от него Д.Н. Садовниковым было записано 72 сказки. Они составили основное содержание сборника Д.Н. Садовникова «Сказки и предания Самарского края». Абрам Новопольцев, по воспоминаниям современников, был старик высокого роста, широкий в плечах. Он был пастухом, жил бедно, имел четырех сыновей, любил выпить, балагурить и «сказки сказывать». Он мастерски рассказывал и волшебные сказки, и остроумные бытовые новеллы, и детские сказки о животных, и исторические предания, и веселые анекдоты. Преобладали в репертуаре Новопольцева волшебные сказки (25 текстов). Сказочник прекрасно владел всеми приемами классической волшебной сказки, используя общие места, повторы, сказочные формулы, постоянные эпитеты. Что бы ни рассказывал Новопольцев, он всегда стремился развеселить, насмешить свою аудиторию. Со скоморохами его роднит склонность к сатире, к иронии, широкое знание разнообразных фольклорных жанров. Сказочник неоднократно вводил в сказки песни, многочисленные пословицы и прибаутки. Значительное место в его репертуаре занимали сатирические антипоповские и антибарские сказки. Мастерство Новопольцева и в богатстве словарного состава его языка, а подчеркнутое просторечие повышает динамизм повествования, придает его сказкам необычайно напряженный темп.
Господарев Филипп Павлович (1865–1938)
Родом из Могилевской губернии, где в бедной деревеньке Забабье прошли его детские и юношеские годы. В детстве любил слушать мужиков, собравшихся вечером на завалинке дома дедушки Шевцова, их чудесные сказки, особенно «историйки», которые тот рассказывал. «Впервые, – вспоминал он, – “Солдатских сынов” слухал от Шевцова в праздничный день, на бревнах. Солнце не зашло – начал он рассказывать, и темно стало – старик не досказал. На другой день утром я нарочно пришел к нему: “Дедушка, доскажи сказку!” И дедушка досказал».
Из-за бедности родителей мальчик не мог посещать школу. Песни и сказки были единственным просветом в темной, голодной и мучительной жизни. В пятнадцать лет Филипп идет в люди, позднее работает у купца, принимает участие в восстании, заключен в тюрьму (в 1903 году). С 1917 года работает на заводе в Петрозаводске кузнецом, возчиком, сварщиком, штамповщиком, сторожем. На вопрос фольклориста Н.В. Новикова в 1937 году, много ли он знает сказок, ответил: «Знаю столько, что в мешке не унесешь. А если по три сказки в вечер записывать, так месяц сидеть, а то и больше». Записано от Господарева 106 сказок.
Он с успехом выступал со своими сказками в Ленинграде. Все сказки своего репертуара Ф.П. Господарев делил на четыре группы: сказки, «где все делается волшебством», сказки, «где все делается головкой», сказки «со зверями», сказки-«забадушки». Первое место в его репертуаре занимают волшебные сказки, на редкость долгие, в которых он объединяет несколько сюжетов. В этих сказках он ревностно соблюдает традиционные сказочные зачины, концовки, формулы, троекратные повторения, постоянные эпитеты и пр.
Коргуев Матвей Михайлович (1883–1943)
Родился в семье бедняка-помора в селе Кереть Архангельской губернии, рано осиротел, ходил по миру, а с девяти лет начал работать: был подпаском, пилил дрова, служил поваром на судне местного купца, потом стал рыбаком.
В 1936 году встретился с собирателем фольклора А.Н. Нечаевым. Дар слова к Коргуеву пришел по наследству: его мать и ее брат знали много сказок и пели карельские руны (песни). От Коргуева было записано 115 текстов, в 1939 году вышел двухтомник его сказок, в него вошло 78 сказок. Он рассказывает сказки всех видов, вплоть до анекдотов, особенно удавались ему волшебные и волшебно-героические. Рассказывая, Коргуев умело передавал переживания героев голосом, жестами, мимикой. Его сказки отличаются обилием подробностей, убедительностью, описанием условий труда и быта поморов, изображением морских бурь.
Ковалев Иван Федорович (1885–1966)
Почти всю жизнь прожил в деревне Шадрине Горьковской области, недалеко от озера Светлояр, в которое, по преданию, погрузился град Китеж. В детстве он слушал сказки бабушки и матери – прекрасных сказочниц. В семье не было девочек, и мальчику приходилось прясть с матерью – за сказки он опрядал лишние кудельки льна. Торгуя нехитрым товаром, он исходил много мест и всюду слушал и рассказывал сказки. Во время империалистической войны в плену в Германии слушал немецкие сказки и рассказывал русские. У себя в деревне развлекал сказками колхозников в обеденный перерыв и молодежь в избе-читальне.
В 1931 году познакомился с фольклористами, стал приезжать для записи в Москву, был принят в Союз писателей. Самый большой его сборник вышел в Москве в 1941 году. Ковалев подробно рисует портреты своих героев, пейзаж. Любовь – излюбленная тема его сказок. В его сказках изобилие эпитетов, сказочных формул, героям присуща забота о бедных и обездоленных.
Сказкин Михаил Ананьевич (1883–1967)
Жил в Горьковской области в деревне Климове, родился в селе Темта в семье батрака Анания Лебедева. Десятилетним мальчиком пошел работать на мельницу. В свободные от работы минуты слушал сказки. Мельник жестоко высмеивал увлечение мальчика сказками. Однажды мальчик предложил мельнику послушать сказку и получил ответ: «Ишь, как тебя на сказки-то манит; какой ты после этого Лебедев? Сказкин ты – Сказкиным и будь». Впоследствии это прозвище укоренилось за Михаилом Ананьевичем и заменило ему прежнюю фамилию.
В детстве он не только слушал сказки своих односельчан, но и жадно читал их. В его репертуаре – волшебные, авантюрные, бытовые, сатирические, сказки о животных.
Барышникова-Куприяниха Анна Куприяновна (1868– 1954)
Воронежская сказочница, занимающая одно из первых мест среди русских сказочников. Почти всю жизнь прожила в селе Верейка Землянского района Воронежской области. В детстве пасла скот, рано вышла замуж и, овдовев, осталась с четырьмя детьми. Пришлось непосильно работать и даже нищенствовать. Ее сказки записывались с 1925 года. Побывала Куприяниха и в Москве, где выступала со своими сказками. Была принята в Союз писателей. В ее сказках используются зачины, концовки, повторы, подробности, сатирические характеристики, иногда наблюдается ритм, рифма. Каждый раз она творит сказку.
Королькова Анна Николаевна
Уроженка села Старая Тойда Воронежской области. Родина ее богата песнями и сказками. Она прожила долгую и нелегкую жизнь. Дед ее, осиротев в шесть лет, стал поводырем слепого певца, от которого заучил много песен и стихов. Бабушка славилась как сказочница и выдающаяся песельница. С девяти лет Анюта пошла в люди – нянчила и укачивала ребят у снохи, потом нанялась в прислуги, укачивала чужих детей, вспоминала потешки и байки, которые слышала от бабушки и матери. Много сказок запомнила от пасечника Степана Ивановича Растрыгина, дожившего до 116 лет. В двадцать лет ее отдали замуж «десятой снохой» в большую семью. Жили трудно, муж работал конюхом, Анна Николаевна – кухаркой у купца. В тридцатом году переехали в Воронеж, где Анна Николаевна быстро приобрела известность благодаря сказкам, песням, частушкам. В. Тонков записал от нее 32 сказки, многие из которых вошли в книгу «Сказки А.Н. Корольковой», и сборник «Песни и сказки Воронежской области». В ее репертуаре – сказки о богатырях, об Еруслане Лазаревиче и пр. Разнообразны виды сказок, рассказанные ею с юмором. ( книге «Русские сказочники», сост. Э.В. Померанцева.)
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.