Главная » Киноклуб » Смерть и обыденность: «Артдокфест»

 

Смерть и обыденность: «Артдокфест»

 

036_f02_russkiy__mir_

Открывшийся 1 декабря в Москве, Петербурге и Екатеринбурге главный отечественный фестиваль документального кино «Артдокфест» подошел к своему экватору. Заметка об одном из фильмов, который советует посмотреть  ИА REGNUM.

«Аустерлиц» Сергея Лозницы

036_f01_russkiy__mir_

Селфи в музее концлагеря

Фильм Сергея Лозницы о разочаровании, но более глобальном и более жестоком, чем в «Хрониках неслучившейся революции» Константина Селина.

Солнечный летний день. Пройдя по аллее, туристы выходят к воротам, на которых висит табличка со словами Arbeit macht frei («Труд освобождает»). Печально известный призыв никак не портит настрой экскурсантов — они с энтузиазмом фотографируются у ворот, с праздным любопытством заглядывают в бараки, газовые камеры, делают селфи во дворе, у столбов, где казнили заключенных. Людей привозят сюда, словно бы это Лувр, Нойшванштайн или Дрезденская галерея.

Съемки фильма проходили на территории Дахау, Берген-Бельзен, Равенсбрюк, Заксенхаузен и Дора-Миттельбау. Концлагерь — пространство не только тотальной физической смерти, но и то место, где становится отчетливо ясно: именно здесь люди не просто подошли к краю бездны, а шагнули в нее. Это место, которое заставляет не забыть о самых мрачных сторонах человеческой натуры и самом страшном периоде в истории ХХ века. Однако время делает свое дело — чувствительность к некогда произошедшему очевидно утрачена. И бесстрастные камеры снимают и снимают толпы людей, праздно разглядывающих печи, в которых уничтожали не только имущество узников концлагеря, детей, беспечно бегающих по баракам и т п. Название фильма Сергея Лозницы напоминает о романе Винфрида Зеебальда, герои которого не обременяют себя знанием как истории вообще, так и истории своей семьи. Люди постепенно научились жить с травматичным опытом прошлого, длительный период его переживания и осмысления кажется подошел к определенному пределу, переход которого вероятно выведет на новый уровень рефлексии. Пока же понятно: чем дальше мы исторически отодвигаемся от тех событий (что неизбежно), тем сложнее становится воспринимать их как реальные и действительно имевшие место быть.

Источник -https://regnum.ru/news/cultura/2214020.html-(Наталья Эфендиева)

 

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий