Главная » История Русского мира » Александр Никитин. Варяги- соль Земли Русской

 

Александр Никитин. Варяги- соль Земли Русской

 

255_01_.Русский-мир (1)

Если бы мы были профессиональными историками, работали на какой-нибудь исторической кафедре и захотели бы внести свой вклад в многовековую битву антинорманистов с норманистами, то непременно написали бы научную статью со всеми ее атрибутами: цитаты из источников, ссылки на авторитеты, список использованной, но зачастую нечитанной литературы. Разумеется, нам понадобилось бы уловить направление политического ветра, кто сильнее дует: либералы или государственники, учесть мнение заведующего кафедрой, в зависимости от ожидаемого срока его выхода на пенсию. Но так как мы являемся дилетантами, то можем позволить себе пойти путем древних алхимиков. Берем колбу побольше, сливаем туда содержимое -30-40 статей по варяжской проблеме, даем отстояться, сливаем то, что не вступает в реакцию с подсыпанными туда же источниками, процеживаем сквозь фильтр результатов археологических раскопок; на медленном огне теории этногенеза Л.Н.Гумилева выпариваем до получения кристаллического осадка. После изучения попробуем сделать вывод о полученных результатах. Постараемся как можно короче его сформулировать.

255_01_.Русский-мир (5)

255_01_.Русский-мир (2)

255_01_.Русский-мир (3)

255_01_.Русский-мир (4)

255_01_.Русский-мир (7)

Наши дни

255_01_.Русский-мир НД (1)

255_01_.Русский-мир НД (5)

255_01_.Русский-мир НД (6)

255_01_.Русский-мир НД (7)

255_01_.Русский-мир НД (3)

255_01_.Русский-мир НД (4)

Повесть временных лет однозначно указывает, что варяги имели различное этническое происхождение. «Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти».   Когда встал вопрос о наведении порядка на землях соприкосновения разных племен селившихся около озера Ильмень, то призвали варягов не скандинавских, а тех, кто назывались русью. «Сказали руси, чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. Именно русь предложила для княжения Рюрика со своим родом. «И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене» Этническое происхождение самого Рюрика нам не кажется принципиально важным. Согласно легенде он был внуком Гостомысла-старейшины от нескольких поселений, из которых в дальнейшем сложился Великий Новгород. Те кто пришел с ним помимо его ближайших родственников были представители знатных родов из Русы- так называлась группа поселений южного приильменья. Пришли они из-за моря. Это море называлось Словенским или озером Ильмень. Ни о каком Балтийском море речи не могло и быть, так как «пришли они горою», то есть по берегу, а не по воде. Разумеется, есть и иные доказательства невозможности активного участия скандинавов в те далекие времена. Свита Ярослава Мудрого была частично скандинавской, но это обычная практика при женитьбе на иностранке.

Норманны, занимаясь грабежами в Западной Европе, оставили свеям юго-восточное пространство. Норманны и варяги из Руси впервые встретились друг с другом в качестве наемников- варангов при византийских правителях только в 12 веке. Эти же варяги в качестве купцов и участников военных походов оказались в тех местах на несколько столетий раньше. Если для норманнов было совершенно необходимо массовое переселение из-за того, что скудные ресурсы Норвегии тех времен не позволяли устойчивое развитие, то у свеев (будущих шведов) такой острой необходимости не было, что вовсе не исключает естественного взаимопроникновения двух соседних этносов свеев и славян. Это хорошо видно по результатам раскопок у Старой Ладоги и Новгороде.. Очень скромное поселение скандинавов просуществовало в течение 10 лет в середине 8го века. В раскопках, того слоя не обнаружено ни одного предмета, связанного с Востоком, что свидетельствует об отсутствии до того времени пути «из варяг в греки» через Волхов и Ладогу. Следующие девяносто лет в Старой Ладоге находилось славянское поселение. Именно к этому периоду относятся предметы восточного происхождения, есть находки, говорящие о стекольном производстве на импортном сырье и некоторых других производствах. Лишь в 850 году после сильного пожара, который мог быть связан с появлением каких-то захватчиков или просто выяснением отношений между торговцами, появляются отдельные сооружения, имеющие все скандинавские признаки. Однако вновь отстроенное поселение в подавляющем количестве построек выглядит как вполне славянское. Как раз именно на это время приходятся летописные упоминания о призвании и изгнании варягов. Следует учесть, что «Повесть временных лет»- это в определенном смысле запоздалый взгляд на те давние события из Киева. Всякое упоминание о варягах заключено в короткий промежуток времени с середины 9 и до середины 12 века. Что же это был за народ такой удивительный? И народ ли?

Слово «русский» — прилагательное, что-то уточняющее. Русскими могли называть себя племена имеющие разные этнические корни, но принявшие от варягов, становившимися с возрастом русскими, обычаи, мифологию, помогающие выживать новые технологии   и    таким образом отделяли себя от тех, кто пока еще не попал в эту культурную экспансию.  Слово «славяне» происходит не от «Слави», а от значения самого  слова, как инструмента что-то рассказать. Оно в большей степени, чем слово русский указывает на определенную этническую общность, но поскольку оно всего лишь отделяло те племена, которые говорят на понятном языке от тех, кого наделяли общим словом «немец», также не может указывать на строгую этническую обособленность. Владеешь понятным словом, то ты — славянин, не владеешь и, по-сути, являешься немым, то ты — немец, несмотря на очень сходные фенотипы носителей разных языков. Разумеется, были различия в одежде, оружии, постройках, обычаях, но и они всегда были  динамично размываемы при переселении людей на новые места проживания и соединения в браках. Сам термин славяне, касательно прошлого интересует больше искателей своей исключительности и этнографов изучающих племена по орнаментам на откопанной керамике.
Вопросы обособления своего  рода по признакам кровного родства, очень важные для кочевых племен, имеют гораздо меньшее значение, для народов занимающих определенную территорию, где «свой-чужой» в большей степени зависит от принятие пришлыми уклада жизни и веры укоренившихся в данной местности. Русское дворянство при императорах часто воспринималось, как другой народ с другим языком и культурой и за два века подвело к черте, когда от него большинству народа надо было освободиться, как от опасной плесени.
Современные нацисты могут опираться лишь на признание себя носителями какой-то особой генетической преемственности, дающей право быть вершителями судеб для остальных, божественной избранности за счет принятия общей мифологии и ее героев, часто далеко уводящей от реальной истории. Все это давно прописано в книгах Библии для евреев, что оставляет всем прочим последователям теорий национальной избранности лишь роли жалких подражателей, каких бы новых кумиров они не превозносили. Новый Завет предложил людям всей земли новую этику и она все больше нуждается в защите от  сатанинских сил лишающих людей права оставаться людьми, то есть лишающих права каждого становиться челом века сего.

Из летописи можно сделать вывод, что варяги и приильменские руссы- какой-то взаимоперетекающий друг в друга единый этнический материал. Мы делаем вывод, что варяги- это скорее образ жизни, чем какой-то народ, характерные признаки которого археологи могут выявить по найденной керамике. Ятвяги, Чудь, Словены непременно владели землей.. Стихией и хозяйственной вотчиной варягов была вода: морская, речная озерная. Как только варяг обзаводился семьей и хозяйством, он переставал быть варягом и становился руссом. Индо-европейское « вар»-вода уцелело не только в названии города Карловы-Вары, но и в наших кастрюлях. Одна из версий происхождения слова варяг, может быть увязана с древнейшим словом «вар» и словом «ятвяги» названием племени владевшего лесами по берегам Западной Двины. По аналогии варягами так могли назвать властителей воды. Такое название давало право владеть всеми реками, через чьи бы земли они не протекали. Право владения в те давние времена было священным и всегда нуждалось в закреплении с помощью названий.

Следует обратить внимание на Южное Приильменье как место, где были не только хорошие возможности для увеличения плотности населения: много рыбы, заливные луга, но и наличие соляных ключей , дававших соль для огромной территории вокруг. Известно, что в ганзейскую эпоху, Новгород торговал солью с западными странами, а еще позже Петр Первый дважды навещал Старую Руссу по соляным вопросам, что говорит о важном значении солеварения в тех местах. Тогда соль была единственным консервантом. С ее помощью сохраняли мясо, рыбу, выделывали шкуры. То есть у руссов осевших еще в 7 веке в Южном Приильменье, была возможность мирной ассимиляции соседних племен через привнесение им новых технологий, связанных с солью. В те былинные времена, в тех болотистых и лесных краях плохих дорог не было. Их не было вообще. Всякое перемещение грузов и людей происходило исключительно по рекам. Летом на ладьях, зимой на санях. Если представить себе семейный клан южного Приильменья, то напрашивается вывод о том, что младшие сыновья не всегда могли получить наделы земли или соляные источники. Поэтому для них естественным было связать свою жизнь с водой. Можно представить себе и возраст тех, кого потом назовут варягами. Основной их массе было от 15 до 25 лет. Оседая в поселениях на путях своих путешествий, обзаводясь хозяйством и детьми, варяг, став руссом, должен был успеть вырастить хотя бы старшего сына. Поэтому верхняя граница возраста варяга обусловлена именно тем, что, закончив походы в 25, он хотя бы к 45 годам мог вырастить и обучить надежного помощника в семье. Такая семья могла выжить и продолжить свой род.

Пушкинские «33 богатыря и с ними дядька Черномор» намекают на состав экипажа ладьи того времени: 8 весел по левому борту, 8 по правому, рулевой на корме ; дядька Черномор- бывалый, варяг- капитан ладьи, ходивший по волнам Черного моря. Капитаны могли быть людьми и постарше. Бывали ладьи и поменьше. «Тридцать витязей прекрасных и с ними дядька их морской». Эти ладьи не так уж и похожи на норманнские дракары. Они были шире и короче, имели малую осадку, то есть были более приспособлены для перемещения по верховьям рек, преодолению порогов и волока. В отличие от дракаров у них были уключины на низких бортах. Летопись упоминает о попытке получить дань с византийцев во время одного из походов именно на каждую уключину, а не по числу отверстий в борту. Договорились в качестве отступных давать столько -то серебра по числу уключин, так как людей считать было гораздо сложнее. Путь из Варягов в Греки существовал, но обходился он без скандинавов.

Особенно сложным было преодоление днепровских порогов. Византийские источники преодоление порогов описывают так: из ладей вынимали самое ценное. Большая часть команды шла пешком, а несколько человек, управляя шестами, спускали ладьи вниз по течению. Обратно по воде эти ладьи возвращаться уже не могли. Может быть была возможность перетаскивать их обратно по зимнему льду. Длинным дракарам такие перемещения через пороги и многокилометровые волоки среди лесов и болот были совершенно недоступны. В сети можно посмотреть старую кинохронику о прохождении порогов до постройки Днепрогэса. Дракарам в таком бурлящем потоке плыть только до первой каменной гряды.

Варяги, как самая подвижная и максимально вовлеченная в торговлю и военные походы часть населения , были объединяющей силой для племен, населявших Древнюю Русь. Им не нужно было грабить. Скорее всего они могли позволить себе даже кредитовать поселения, расположенные вдоль рек, своим бесценным добром-солью, и лишь потом собирать «дань» шкурами, мехами, медом. Именно этот товар они потом могли продать за тысячи километров от дома. Насколько могли быть в это вовлечены скандинавы? Разумеется, могли и участвовали. Торговля и в те времена была делом интернациональным. Разумеется, грузы сопровождали вооруженные люди. Но свеи не могли подобно норманнам грабить и вывозить награбленное домой. Всякое перемещение по рекам среди плотно расположенных поселений, обязывало вести себя дружелюбно или пробиваться большими силами. Однако, даже о попытках такого военного вторжения не свидетельствуют ни скандинавские, ни русские источники.

Кроме того следует учесть, что естественным делом были «международные» браки, они помимо всего прочего выполняли важную функцию стабилизации торговых отношений. Переженившиеся дети выполняли еще и роль заложников в случае осложнения отношений. Бесконечный спор о том, был ли Рюрик с его братьями славянских кровей или нет, нам не представляется слишком важным. Скорее всего, с точки зрения новгородцев, было очень полезно, чтобы они имели хотя бы наполовину скандинавское происхождение и то, что их было трое братьев- так удобнее было навести порядок на большой территории новгородских земель, уладить торговые отношения всех, вовлеченных в это соседей, включая свеев. Скорее всего, они происходили из рода ободритов, славянского народа обитавшего на Южном берегу Балтийского моря.

До сих пор не найдены остатки каких-нибудь поселений скандинавов от Старой Ладоги до Киева. Так называемое Рюриково городище под Новгородом было резиденцией князя. Именно там, не мешая жить горожанам, он контролировал главный торговый путь- реку Волхов. Заметное количество скандинавских находок в раскопках городища говорит лишь о так или иначе отлаженных отношениях с заморскими свеями, а не о каком –либо завоевании.

Так как главные хозяева важнейшего товара — соли жили на другом берегу озера Ильмень (Словенского моря), то вполне логично было пригласить их перебраться в Новгород и дать им право подкрепляемое силой навести порядок в Новгороде состоящим из поселений разных племен. Бывшие знатные обитатели Русы составили костяк княжеской дружины Рюрика. , Достойное вооружение могли себе позволить в основном выходцы из Русы, по существу, главного хозяйственного центра того периода. Их младшие дети были в числе варягов, контролировавших водные пути на всем их протяжении от Белого моря до Черного. Разумеется, среди конных дружинников и варягов были и скандинавы их могли нанимать, могли включать в торговые и военные экспедиции, как дольщиков в будущих доходах. Они не могли составлять основу правящей верхушки. Отсутствие следов воздействия скандинавского языка на язык древних славян некоторым образом подтверждает это предположение. Археологические находки скандинавской принадлежности могут свидетельствать лишь о развитой торговле и том, что скандинавы могли составлять какую-то часть варягов и княжеских дружинников.



В своих дальних походах варяги, принявшие христианство, клялись выполнять договорные обязательства в храме, а варяги язычники клялись Перуном. Скандинавских богов летопись не поминает. Первыми христианами из древних руссов, скорее всего, были именно варяги. В Киеве и до них бывали греческие миссионеры, они тоже кого-то крестили, но более заметным христианство в Киеве стало благодаря варягам. Первые русские святые — мученики, варяги Федор и Иоанн, погибли в Киеве от рук язычников. Когда позже Владимир начал Крещение Руси, он мог уверенно опираться на свою дружину, в которой служили пересевшие на коней варяги.

«Высоль земли.» (Матф. 5:13). Подобно библейским апостолам варяги выполнили очень важную задачу в установлении единой веры. Возникло объединенное одной религией и главным политическим центром в Киеве Древнерусское Государство. Без их поддержки Владимир крестивший Русь многого бы не добился. Единственные коммуникации древней Руси- многочисленные реки принадлежали только варягам.

Летописи свидетельствуют, что варяги могли предоставлять флот в количестве двух тысяч ладей. Если их количество умножить на 30-40 человек команды, то получим внушительную боевую силу. Именно они уняли претензии Хазарского каганата на русские земли. Первый раз, когда дружинники Рюрика Аскольд и Дир, избавили киевлян от хазарской дани, и позже, когда варяги завершили разгром Хазарии походами в Тамань и Итиль. Очень важно различать варягов времен Рюрика и скандинавов-дружинников более позднего периода Киевской Руси.

Варяги никогда не были генетически единообразным сообществом людей. Кто-то из варягов оставался в новых поселениях, кто-то из молодежи этих же поселений уходил в дальний поход. Места гребцов всегда нужно было кем-то занимать. Вполне естественно, что попасть в варяжские дружины было заманчиво для многих молодых людей: и вятичам, и кривичам, и чуди. Таким образом, очень удачно и естественно решался вопрос генетической замкнутости племен, ведущих оседлый образ жизни. В ту пору люди жили без документов, соответственно без графы национальность, стать полноценным варягом можно было за несколько недель похода. Ландшафтные условия, наличие запасов соли, ценимой в те не столь извращенные времена больше, чем золото сформировали специфический стереотип поведения, позволивший очень быструю и эффективную колонизацию в сочетании с необходимым и вполне достаточным генетическим перемешиванием.

Это была большей частью мирная экспансия с включением множества других племен в новую общую судьбу без превращения их в рабов или людей второго сорта. Скандинавы никогда в чем-либо подобном замечены не были. Создавая колонии, где уцелевшие местные жители становились рабами, они преуспели лишь в Исландии и Гренландии. Все их европейские колонии были со временем растворены в местных этносах.

Во времена Ярослава Мудрого варягами называли уже только скандинавов. К тому времени Вагры и Ободриты, жившие на берегах юго-западной Балтики уже были вытеснены или ассимилированы принявшими христианство германцами, а местные варяги – руссы встроились в более оседлую жизнь Киевской Руси.

Куда же делись варяги? Когда князья в12 веке поделили не только земли, но и реки, варяги смогли сохраниться только в мирных профессиях торговцев, рыбаков, или пополняли княжеские дружины. Не все захотели стать примерными земледельцами и скотоводами: кто-то уходил далеко на север добывать морских зверей на Новой Земле, кто-то на юг. Какое-то недолгое время они назывались новгородцами. Ушедшие на юг и восток вольные люди, смешиваясь с местными жителями составили костяк того самого казачества, которое после распада Золотой орды освоило огромные пространства, включая Аляску.

Такой успех мы объясняем их необычайными способностями к колонизации, которые они унаследовали от своих далеких предков — варягов. И помог им в этом особый стреотип поведения сложившийся еще задолго до Рюрика. Принятый от варяжских предков стереотип поведения совсем не скандинавский. Он еще много столетий позволял России стремительное приращение земель. Здесь важно отметить, что дети рожденные от казаков и местных «ясырок» становились полноправными членами общества, чего почти никогда не было у других великих народов-колонизаторов: англичан, испанцев, французов. Скорее всего, так было и у варягов, когда они, как самый подвижный и пассионарный слой населения вовлекали самые разные племена в свой расширяющийся мир, освященный зарей новой веры. Так начинался и продолжается несколько столетий поминаемый теперь все чаще Русский Мир. Теперь нам становится понятно, что русские, как и большинство других народов, никогда не обладали генетическим единообразием. Совсем не стоит удивляться, что для названия народа использовано прилагательное. Русские- это те, кто принял законы, обычаи, язык, мифологию от варягов-руссов, большинство из которых были славянами и постепенно стали неотъемлемой частью Русского Мира. Само слово славяне следует толковать как владеющие общими словами в отличие от немцев, кого понять было сложно.

Хотим напомнить, что варяги – это еще и первая морская пехота России. Многие сухопутные и морские державы начинали создание своих вооруженных сил с пехоты, конницы, боевых кораблей, а вот Древняя Русь начинала с морской пехоты.

Эта заметка написана к празднованию 230 -летнего юбилея начала бесконечной и для кого-то хлебной борьбы норманистов с антинорманистами.

.

Мы, современные варяги, высадились из ладьи реальной, а не кабинетной жизни и разожгли костер на поляне, принадлежащей историкам. Скорее всего, нас никто не заметит, однако, мы будем рады критике со стороны людей, готовых испробовать наш «алхимический» подход, Хотелось бы отметить, что для нас не очень познавательно мнение тех, кто бесконечно долго крутит всего лишь несколько своих самых любимых стекляшек из огромного, но давно растерянного, или, скорее, до времени скрытого витража изображающего жизнь творцов нашей древней истории — варягов.

Варяг-сказитель Никитин А.И. 08 08 2009

Садко Новгородцев.       Эта статья написана много лет назад. С тех пор появилось много новых трудов по этой теме. Даже Б. Акунина включили в процесс написания книг по русской истории. Он предлагает к рассмотрению две трактовки, но его писательская и одновременно «болотная» душа на стороне норманистов. Да и может ли быть иначе у прозападного либерала? Поэтому предлагаем смотреть фильм Михаила Задорнова «Забытая Русь»

 

6 комментариев

  1. Подход, изложенный А.И. Никитиным, к обоснованию происхождения русской нации представляется вполне реалистичным и имеет право на существование не меньшее, чем у западнистов.

Оставить Комментарий