Главная » Философский пароход » Александр Швырков. О духовной крепости русского народа

 

Александр Швырков. О духовной крепости русского народа

 

0_bc59e_dc7ae364_XL

Последние годы все чаще слышны голоса тех, кто говорит о деградации, духовном вырождении русского народа – вкупе с деградацией экономической, социальной систем России. Нет сомнения, что многие из тех, кто так говорит – истинные патриоты, душой болеющие за свой народ и свою страну. Изборский клуб – одно из прибежищ для таких людей, площадок, где такого рода беспокойство может быть открыто высказано, где предлагаются рецепты для выхода из того нравственного, экономического и политического штопора, в который Россия вошла в начале 90-х.

Ни в коей мере не преуменьшая значение стоящих перед Россией и ее народом проблем, а так же меры упадка его нравственности, я, тем не менее, хочу обратить внимание на момент, который, возможно, существенно уменьшит тревоги патриотов. По крайней мере, внушит надежду на то, что не все еще потеряно.

швырков

Речь вот о чем.

Несмотря на почти 30 лет «обработки» русского народа, несмотря на все попытки разрушить его духовные, нравственные основы, русский народ не пал, не разбежался как многие европейские (а теперь уже и украинский) народы на заработки по другим странам. Как показывают массовые патриотические акции, значительное число россиян сохранили в себе историческую память, трепетное отношение к прошлому, Великой Победе (причем еще не известно, насколько в последнем велика роль государственной пропаганды – вполне вероятно, что она ничтожна). Сохранили способность любить, веру в честь, совесть, в Россию, наконец. Короче говоря, остались русскими в самом лучшем значении этого слова.

Кто-то может заметить, что таковы в основном представители старшего поколения, отчасти – поколения 40-летних (то есть тех, кто еще застал Советский Союз). Что касается молодежи, то есть людей, родившихся в 90-х и позже, то она, возможно, вовсе не такова.

Хотя доля правды в этом утверждении есть, я все-таки не могу с ним полностью согласиться. Я долгое время работал преподавателем, и имел дело с самыми разными «контингентами» постсоветских учащихся – школьниками, студентами стационара младших и старших курсов, заочниками. Так вот, должен сказать, что не все так печально, как принято считать. Если не зацикливаться на внешней «вестернизированности» молодых людей, их очевидной (но, как мне кажется, поверхностной) «пораженности» современной массовой псевдокультурой, позднем взрослении и т.п., то следует признать, что молодежь в массе своей вполне сохранила стремление, я бы даже сказал, тоску по высокому, духовному, горнему. Многих молодых людей – так же как и их «советских» родителей в их молодые годы – волнует в чем смысл жизни, каково их место в ней, каково предназначение. Они, как и прежние поколения русских людей, способны на чистую, всепоглощающую любовь. Другое дело, что современная социальная и экономическая система почти не поддерживает в них этих устремлений, способностей и потребностей. Скорее наоборот.

Будучи ученым, я, естественно, не могу свои субъективные наблюдения считать единственным или даже главным материалов для сколько-нибудь далеко идущих выводов. Поэтому для более строгого обоснования сформулированных выше предположений предлагаю провести специальное социологическое исследование.

Думаю, прежде всего нас должна интересовать «русская глубинка», то есть та «настоящая», «подлинная» Россия, которая от века служила источником русской силы, старинные русские города типа Брянска, Орла, Курска, Смоленска.

Среди молодежи нас в первую очередь должно интересовать студенчество. Это не удивительно, поскольку сегодняшние студенты рано или поздно займут ключевые посты в экономике, политике и проч.

Таким образом, я хочу предложить средствами социологии исследовать духовные ценности студенческой молодежи российской глубинки, ее нравственные ориентиры, моральные устои, вообще, то, насколько она, эта молодежь, является (или остается) русской.

По сути, нам следует определить, есть ли у современной русской молодежи некое устойчивое нравственное и национальное ядро, которое гарантирует устойчивость русского народа и устойчивость государства.

Как я уже заметил выше, важно не поддаваться первому впечатлению. Сегодня, в век глобализации, большинство молодых людей в разных странах слушают одну и туже музыку (преимущественно американскую), смотрят одни и те же фильмы (так же в основном американские), восхищаются и подражают одними и теми же героями (…). Часто на словах разделяют одни и те же, навязываемые глобальными СМИ, псевдоценности. Однако то, что я предлагаю исследовать – не лежит на поверхности. Те свойства души, которые нас должны интересовать, не всегда коррелируют с некими внешними проявлениями – будь то одежда, поведение, манера говорить и т.д. Как раз в этом-то и сложность данного предприятия – выделить среди массы случайного, наносного, «глобального» русское, национальное, глубинное, устойчивое.

Следует отметить, что я неспроста рассматриваю нравственность и национальность (в широком смысле) как единое взаимообусловленное целое. Я глубоко убежден – и в этом убеждении меня укрепляют труды таких великих русских мыслителей, как Ф. Достоевский, Л. Толстой, И. Ильин, Н. Бердяев – что национальные особенности русского народа, особенности, позволявшие ему выстоять против множества напастей, преследовавших его на протяжении всей его истории, и его моральные устои (уходящие корнями в православие) неразрывно связаны.

Полагаю, что если предложенное исследование будет поддержано Изборским клубом и проведено, его результаты смогут дать материал для широких научных и философских обобщений, а так же задать некоторые важные ориентиры в пропагандистской и агитационной работе клуба.

Материал подготовлен к круглому столу Изборского клуба на тему: «Историческая и метафизическая миссия России как хранительница традиционных ценностей»

Александр Швырков

кандидат философских наук, г. Брянск

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий