Александр Алябьев

 

алябьевалябьев2

Александр Александрович Алябьев — русский композитор-дилетант. Родился 4 августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851 года там же. Происходил из старинного дворянского рода. Отец Алябьева дал сыну хорошее домашнее воспитание. Свое образование Алябьев закончил в Московском университетском пансионе.

Во время походов 1812-1815 годов служил в гусарах. В 1823 году был уволен в отставку в звании подполковника. К этому времени относится появление его первых романсов: «Вечерком румяну зорю», «Соловей» на слова А. Дельвига. Еще раньше он написал, вместе с Маурером и Верстовским, музыку к водевилю «Новая шалость, или Театральное сражение». В 1822 году в большом театре в Петербурге впервые шла комическая опера Алябьева «Лунная ночь, или Домовые», в двух действиях. В репертуаре она не удержалась и издана не была. В 1823 году был исполнен водевиль «Польский», а в следующем году шел водевиль «Путешествующая танцовщица актриса, или Три сестры невесты» Алябьева. В 1824 году на московской императорской сцене были поставлены две одноактные оперы-водевиля, переделанные с французского А. И. Писаревым: «Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье» и «Хлопотун, или Дело мастера боится». Музыку к ним Алябьев написал в сотрудничестве с Верстовским. В 1825 году была поставлена опера-водевиль А. И. Писарева, «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки», с музыкой, написанной Алябьевым в сотрудничестве с Верстовским и Шольцем. В том же году Алябьев был арестован по делу о нанесении им побоев помещику Времеву у себя в доме во время азартной карточной игры, после чего через три дня Времев скоропостижно скончался — по заключению врачей, от насильственного разрыва селезенки. На суде не было доказано, что смерть Времева наступила от побоев, но факт азартной карточной игры и нанесения Времеву побоев был установлен. 1 декабря 1827 года Алябьев был лишен чинов, орденов, дворянства и некоторых прав и сослан на житье в Сибирь (Тобольск). В ссылке Алябьев занялся сочинением военной и церковной музыки, которая не была издана, как и другие сочинения Алябьева, кроме романсов. Через некоторое время Алябьев был помилован, но ему было запрещено въезжать в столицы. Выехал на Кавказ для лечения, благодаря впечатлениям от этой поездки, были написаны оперы «Аммалат-Бек» и «Кавказский пленник».

Запрещение на въезд в столицы удерживалось до 1840 года, но вскоре было снято. Возвратившись в Москву, Алябьев продолжал в Москве пользоваться большой известностью. К нему нередко обращались с просьбами принять участие в благотворительном вечере или написать по какому-нибудь случаю романс или хор.

Опера «Аммалат-Бек» на сюжет повести А. А. Марлинского вовсе не увидела света рампы. Опера «Кавказский пленник» также, по-видимому, относится к позднему периоду творчества Алябьева; она издана Юргенсоном в 1898 году, вместе с романсами Алябьева.

Значение Алябьева в истории русской музыки, главным образом, в его романсах. В своих романсах Алябьев обнаружил несомненный мелодический дар. Мелодии его красивы и задушевны. В романсах Алябьева отразился дух времени. Большая их часть написана в миноре.

Первое издание романсов Алябьева выпущено в Москве у Ю. Грессера в 1859 году в двух частях: в первой 58, во второй — 12 романсов. Второе издание П. Юргенсона (1898-1899, Москва) заключает в четырех томах 111 романсов, в том числе шесть малороссийских песен, вошедших в сборник, изданный еще в 1833 году (М. А. Максимович, «Голоса украинских песен», в аранжировке Алябьева, Москва) и оперу «Кавказский пленник». Популярность романсов Алябьева была очень велика. В изданный в Германии сборник русских романсов и песен под заглавием: «Sammlung Russischer Romanzen und Volkslieder» (изд. Шуберта, Гамбург) вошли романсы Алябьева: «Соловей», «Луч надежды», «Песнь бедняка», «Вечерком румяну зорю». «Соловей» распевался всюду. На него писались вариации, между прочим — Глинкой для фортепиано. Ф. Лист сделал на эту же мелодию транскрипцию.

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий