Александр Бородин
Бородин Александр Порфирьевич (1833–1887), русский композитор.
Родился 31 октября (12 ноября) 1833 в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой.
По обычаю того времени ребенок получил фамилию одного из крепостных отца. Мальчик учился дома языкам – немецкому, французскому, английскому (позже овладел также итальянским). Он рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать уроки игры на флейте, а затем – на фортепиано и виолончели, в девять – сочинил польку для фортепиано в 4 руки и уже в четырнадцать лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля.
Однако более всего Бородина привлекала не музыка, а химия, которая и стала его профессией. С 1850 по 1856 он являлся вольнослушателем петербургской Медико-хирургической академии, по окончании был оставлен там преподавателем и в 1858 получил степень доктора медицины. Затем Бородин был направлен в научную командировку в Западную Европу (1859–1862). За границей он встретился с молодой московской пианисткой-любительницей Екатериной Сергеевной Протопоповой, музицируя с которой открыл для себя мир романтической музыки Шопена, Листа, Шумана. Вскоре они поженились.
По возвращении в Россию он был избран адъюнкт-профессором по кафедре химии Медико-хирургической академии, а в 1864 – ординарным профессором (впоследствии заведующим) той же кафедры.
Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки: в этот период им созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и другие камерные произведения.
Решающим в его музыкальной биографии стал 1862, когда Бородин познакомился и подружился с композитором Милием Балакиревым и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или «Могучей кучки»), состоявшим из Цезаря Кюи, Николая Римского-Корсакова и Модеста Мусоргского; под их влиянием Бородин начал работу над симфонией ми-бемоль мажор.
Ее окончание затянулось ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью (Бородин преподавал на Женских врачебных курсах, редактировал научный журнал «Знание» и т.д.), однако в 1867 симфония была все-таки закончена, а в 1869 – исполнена под управлением Балакирева. К 1867–1868 годам относится работа Бородина над оперой-фарсом Богатыри (пародия на распространенный в то время жанр романтической оперы на русскую историческую тему, с использованием мелодий Ж.Оффенбаха, Дж.Мейербера, А.Серова, русских песен и т.п.); в то же время он написал несколько романсов, являющихся шедеврами русской вокальной лирики.
Успех Первой симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869 возникает замысел симфонии си-бемоль минор, однако вскоре композитор оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса Слово о полку Игореве. Вскоре опера тоже была оставлена; часть сочиненной для нее музыки вошла во Вторую симфонию, окончание работы над которой относится к 1875. Примерно с 1874 Бородин возвращается к своему оперному замыслу и продолжает время от времени работать над отдельными сценами Князя Игоря. Однако к моменту смерти композитора опера осталась незавершенной.
В этот период Бородиным написаны также два струнных квартета (1879 и 1885), две части Третьей симфонии ля минор, музыкальная картина для оркестра В Средней Азии (1880), ряд романсов и фортепианных пьес. Его музыка начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Франца Листа, с которым Бородин поддерживал личное знакомство. По собственному признанию в письме к жене, ему приходилось быть «одновременно ученым, антрепренером, артистом, государственным чиновником, филантропом, врачом и больным». Умер Бородин в Петербурге 15 (27) февраля 1887.
Опера Князь Игорь, несомненно, является крупнейшим творческим достижением Бородина. Она была закончена и инструментована после смерти композитора его друзьями – Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890. Вторая и незавершенная Третья симфонии, а также картина В Средней Азии по образному строю близки опере: здесь тот же мир героического прошлого России, который вызвал к жизни музыку замечательной силы, необычайного своеобразия и яркого колорита, порой отмеченную редким чувством юмора.
Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира.
Оперы
- Богатыри (1868)
- Млада (совместно с другими композиторами, 1872)
- Князь Игорь(1869—1887)
- Царская невеста (1867—1868, наброски, утрачены)
Произведения для оркестра
- Симфония № 1 Es-dur (1866)
- Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1875)
- Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)
- Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880)
Камерно-инструментальные ансамбли
- струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55)
- струнное трио (Большое, G-dur, до 1862)
- фортепианное трио (D-dur, до 1862)
- струнный квинтет (f-moll, до 1862)
- струнный секстет (d-moll, 1860-61)
- фортепианный квинтет (c-moll, 1862)
- 2 струнных квартета (A-dur, 1879; D-dur, 1881)
- Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)
Произведения для фортепиано:
В две руки
- Патетическое адажио (As-dur, 1849)
- Маленькая сюита (1885)
- Скерцо (As-dur, 1885)
В три руки
- Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, 1878) и это всё с помощью Бородина.
В четыре руки
- Скерцо (E-dur, 1861)
- Тарантелла (D-dur, 1862)
Произведения для голоса и фортепиано
- Разлюбила красна девица (50-е годы)
- Слушайте, подруженьки, песенку мою (50-е годы)
- Что ты рано, зоренька(50-е годы)
- Красавица-рыбачка(слова Г. Гейне, 1854-55) (для голоса, виолончели и фортепиано)
- Отравой полны мои песни(слова Г. Гейне, перевод Л. А. Мея, 1868)
- Из слез моих(слова Г. Гейне, перевод Л. А. Мея, 1871)
- У людей-то в дому (словаН. А. Некрасова, 1881)
- Для берегов отчизны дальней(слова А. С. Пушкина, 1881)
- Спесь(слова А. К. Толстого, 1884-85)
- Чудный сад (Septain G., 1885)
На слова Бородина
- Морская царевна (1868)
- Спящая княжна(1867)
- Фальшивая нота. Романс (1868)
- Песня тёмного леса (1868)
- Море. Баллада (1870)
- Арабская мелодия (1881
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.