Николай Римский-Корсаков

 

rimsky_korsakov_wikicontent06

Николай Андреевич Римский-Корсаков — родился 18 марта 1844 года в небольшом городке Тихвине Новгородской губернии в старинной дворянской семье. В 1856 году поступает в петербургский Морской корпус и берет уроки у известного пианиста Ф. Канилле, который в 1861 году знакомит своего даровитого ученика с М. Балакиревым, главой кружка молодых музыкантов. Попав в профессиональную музыкальную среду, юный Римский-Корсаков осознает свое истинное признание. Однако по окончании Морского корпуса он получает назначение на клипер «Алмаз» и на три года покидает Россию.

Вернувшись в мае 1865 года в Петербург, Римский-Корсаков отдается сочинению музыки. В 1871 году он становится профессором Петербургской консерватории по классу инструментовки, теории музыки и сочинения. Годом позже Мариинский театр с успехом ставит его первую оперу «Псковитянка». В 1873 году Римский-Корсаков становится инспектором военно-морских оркестров, а в 1874 году сменяет Балакирева на посту директора Бесплатной музыкальной школы. 1878 год знаменует начало творческого подъема, а с 1881-го (создание «Снегурочки») он вступает в пору творческой зрелости. В 80-х годах Римский-Корсаков фактически возглавляет «новую русскую школу», которая родилась в 60-х годах в кружке Балакирева, а в 80-х продолжала развиваться в русле нового, «Беляевского кружка». С 1894 года по 1907 год он пишет тринадцать (!) опер.

Великий композитор, дирижер, музыкальный критик и общественный деятель, Римский-Корсаков был также замечательным педагогом и воспитателем. В 1905 году за поддержку требований студенчества он был временно уволен из консерватории. Среди его учеников — выдающиеся российские музыканты Александр Глазунов, Антон Аренский, Н. Мясковский, Анатолий Лядов, Сергей Прокофьев. Умер Римский-Корсаков 20 июня 1908 года в имении Любенск вблизи города Луги.

Николай Андреевич Римский-Корсаков [6(18).3.1844, Тихвин, — 8(21).6.1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Ленинградской области], русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный писатель. Из дворян. Получил образование в петербургском Морском корпусе, по окончании которого (1862) участвовал в плавании на клипере «Алмаз» (Европа, Северная и Южная Америка). В 1859-1860 годах брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле. В 1861 году стал членом музыкально-творческого содружества «Могучая кучка». Под руководством М. А. Балакирева, оказавшего на Римского-Корсакова большое творческое влияние, создал 1-ю симфонию (1862-1865; 2-я редакция 1874). В 1860-х годах написал ряд романсов (около 20), симфонических произведений, в том числе музыкальную картину «Садко» (1867, окончательная редакция 1892), 2-ю симфонию «Антар» (1868, позже названную сюитой, окончательная редакция 1897); оперу «Псковитянка» (по драме Л. А. Мея, 1872, окончательная редакция 1894). С 1870-х годов музыкальная деятельность Римского-Корсакова значительно расширилась: был профессором Петербургской консерватории (с 1871 года), инспектором духовых оркестров военно-морского ведомства (1873-1884), директором Бесплатной музыкальной школы (1874-1881), помощником управляющего Придворной певческой капеллы (1883-1894), возглавлял Беляевский кружок (с 1882 года), выступал в качестве дирижёра оперных спектаклей и симфонических концертов.

Направление творчества Римского-Корсакова тех лет во многом определялось его глубокой связью с прогрессивными идейно-художественными течениями 1860-х годов. Отсюда живой интерес композитора к русскому фольклору (особенно древнейшим его пластам). Он составил сборник «100 русских народных песен» (1876, изд. 1877, гармонизовал русские песни, собранные Т. И. Филипповым («40 песен», изд. 1882). Увлечение красотой и поэзией народных обрядов отразилось в операх «Майская ночь» (по Н. В. Гоголю, 1878) и особенно в «Снегурочке» (по А. Н. Островскому, 1881) — одном из наиболее вдохновенных и поэтических сочинений Римского-Корсакова, а также в написанных позднее операх «Млада» (1890), «Ночь перед рождеством» (по Гоголю, 1895). В 1880-е годы создано большинство симфонических произведений, в том числе «Сказка» (1880), «Симфониетта на русские темы» (1885), «Испанское каприччио» (1887), сюита «Шехеразада» (1888), увертюра «Светлый праздник» (1888). Во 2-й половине 1890-х годов творчество Римского-Корсакова приобрело исключительную интенсивность и разнообразие. После оперы-былины «Садко» (1896), с её красочным контрастом эпических картин новгородского быта и фантастических «подводных» сцен, Римский-Корсаков сосредоточивает внимание на внутреннем мире человека.

Стремление к углублённой лирической выразительности проявляется в романсах (1897-1898), операх «Моцарт и Сальери» (на текст А. С. Пушкина, 1897), «Боярыня Вера Шелога» (пролог к опере «Псковитянка», 1898) и наиболее полно раскрывается в опере «Царская невеста» (по Мею, 1898) — напряженно-экспрессивной драме на историко-бытовой основе. Опера «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину, 1900), с её подчёркнуто условной театральностью и элементами стилизации народного лубка, близка новым тенденциям в искусстве 20 века. Дыхание времени своеобразно проявилось и в величественной, патриотической опере-легенде «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904), поднимающей высокие нравственно-философские проблемы. Остросовременной социально-политической направленностью отмечены две оперы-сказки: «Кащей бессмертный» (1901), с её идеей освобождения от деспотического гнёта, и «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907) — беспощадная сатира на царское самодержавие.

Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем развивает классические традиции. Гармоничность мировосприятия, тонкий артистизм, совершенное мастерство и прочная опора на народную основу роднят его с М. И. Глинкой. Наиболее характерные черты творческого облика Римского-Корсакова выявляются в произведениях, связанных с миром сказочности, народной фантастики, с поэзией русской природы, красочными картинами народного быта. Здесь раскрываются его замечательный живописно-изобразительный дар, свежесть и особая чистота лирики, искренней, тёплой и несколько созерцательной. Стиль Римского-Корсакова ярко национален. Композитор использует в своих произведениях подлинные народные темы и органично претворяет песенные интонации в собственных мелодиях. Много нового вносит он в гармонию и инструментовку, значительно расширяя и обогащая их колористические возможности. Его ладо-гармоническая и оркестрово-тембровая палитра отличается богатством оттенков, красочностью и блеском.

Основная область творчества Римского-Корсакова — опера. 15 его опер представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений. Преобладает эпическая тенденция, связанная с обращением автора к жанрам народного искусства. Былина, сказка, легенда питают творчество Римского-Корсакова не только сюжетами, но и идеями, помогая композитору понять и передать мировоззрение и идеалы народа, его веру в торжество добра и справедливости. Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Тем не менее оркестру в операх отведена огромная роль: он выступает как важный, а иногда и главный носитель сквозного музыкально-драматургического развития. Нередко ему поручаются самостоятельные симфонические картины: например вступление «Океан-море синее» к опере «Садко», антракты «Три чуда» и «Сеча при Керженце» в операх-сказках «Сказка о царе Салтане» и «Сказание о невидимом граде Китеже».

Симфоническое творчество Римского-Корсакова представлено жанровыми произведениями, продолжающими традиции Глинки и связанными с разработкой народных тем («Сербская фантазия», «Испанское каприччио» и др.), а также характерными для «кучкистов» программными сочинениями преимущественно живописно-картинного или сказочного содержания («Садко», «Антар»). Большинство симфонических произведений основано на принципе контрастного сопоставления внутренне законченных образов. Отсюда преобладание таких музыкальных форм, как увертюра и сюита.

Творчество Римского-Корсакова — ярчайшая страница в истории русской культуры. Его воздействие на русскую и зарубежную музыку не исчерпывается созданными композитором произведениями. Огромную роль сыграла самоотверженная редакторская работа Римского-Корсакова, благодаря которой увидели свет и были исполнены многие шедевры русского искусства («Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского; он также подготовил к изданию совместно с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым оперные партитуры Глинки). Исключительное значение имела педагогическая деятельность Римского-Корсакова. Он был главой крупной школы, воспитал свыше 200 учеников, среди которых — А. К. Глазунов, А. К. Лядов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. С. Аренский, И. Я. Мясковский, Н. В. Лысенко. А. А. Спендиаров, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол и др. Частичным обобщением педагогического труда Римского-Корсакова явились его учебники гармонии и оркестровки. Автобиографическая книга «Летопись моей музыкальной жизни» (1909), освещающая важнейший период становления русской музыки, — ценный исторический документ.

В городе Тихвине в 1944 году в доме, где родился композитор, открыт музей (Дом-музей Римского-Корсакова).

Опера:

  • Псковитянка
  • Майская ночь
  • Снегурочка
  • Млада
  • Ночь перед Рождеством
  • Садко
  • Моцарт и Сальери
  • Боярыня Вера Шелога(пролог к опере «Псковитянка»)
  • Царская невеста
  • Сказка о царе Салтане
  • Сервилия
  • Кащей Бессмертный
  • Пан воевода
  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Золотой петушок

 

Симфонические произведения

  • Симфония № 1
  • Сказка (симфоническая пьеса)
  • Симфония №2
  • Симфониетта
  • Увертюра на темы трех русских песен
  • Антар
  • Симфония № 3
  • Шехеразада
  • Испанское каприччио(англ. Capriccio Espagnol)
  • Светлый праздник(увертюра)
  • Садко
  • Снегурочка (сюита)
  • Ночь перед Рождеством (сюита)
  • Концерт для фортепиано с оркестром

Вокальные сочинения

  • около 80 романсов
  • хоры
  • сборники русских народных песен для голоса с фортепиано (40 и 100 песен)

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий