Виктор Васильевич Филатов
Виктор Васильевич родился в Москве в 1918 году, и был шестым ребенком в семье владельца фабрики жестяных изделий в Москве Василия Ивановича Филатова. После национализации фабрики с 1928 по 1937 г.г. отец занимался изготовлением восковых свечей и прочей церковной утвари. В 1937 году был арестован, судим и расстрелян вместе с группой православных священников на Бутовском полигоне.
Виктор Васильевич с 1937 по 1941 год обучался на художественном факультете Московского текстильного института, который закончил с дипломом художника-технолога по ткацким изделиям. С января 1942 года по октябрь 1945 он был участником Великой Отечественной войны.
С 1945 — зачислен младшим реставратором в отдел древнерусской живописи Государственной Центральной реставрационной мастерской (ГЦХРМ). С начала 1946 г. работал под руководством определенного ему в наставники Н. А. Баранова, сотрудничал с Н. Е. Мневой, В. О. Кириковым, Д. М. Тюлиным, Ф. А. Модоровым — столпами закрытой в 30-е годы Центральной Государственной реставрационной мастерской.
Виктор Васильевич — исследователь, знаток техники и технологии древнерусской живописи, реставратор монументальной и станковой темперной живописи, кандидат искусствоведческих наук, профессор кафедры реставрации и технологии живописи, заслуженный деятель искусств РФ.
После обучения на художественном факультете Московского текстильного института (1937 — 1941гг.) участвовал в Великой Отечественной войне (январь 1942 — октябрь 1945 г.). После войны Виктор Васильевич стал прекрасным художником-реставратором, реставрировал древнерусскую живопись, иконы. С 1945 зачислен младшим реставратором в отдел древнерусской живописи Государственной Центральной реставрационной мастерской (ГЦХРМ), где сотрудничал со столпами закрытой в 30-е годы ЦГРМ. Усилиями этих людей была создана школа отечественной реставрации. С 1948 г. — заведующий Отделом реставрации древнерусской живописи в ГЦХРМ. С 1954 по 1974 гг. преподавал технологию живописи (русской и западноевропейской) в МГУ. В 1961 году защитил кандидатскую диссертацию на кафедре искусствоведения МГУ под руководством В.Н. Лазарева по теме «Русская станковая темперная живопись, техника и реставрация».
Позже В. В. Филатов работал в институте «Спецпроектреставрация» объединения «Росреставрация» главным художником, вел активную преподавательскую работу. Инициатор создания факультета реставрации живописи в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества (1992 г.), он долгие годы возглавлял профессиональную подготовку студентов, обучающихся в Академии реставрации живописи. С 1991 г. В. В. Филатов читал курс «История реставрации» при Свято-Тихоновском институте (ныне ПСТГУ). Будучи деятельным профессионалом, он возглавлял комиссии по охране и реставрации памятников, являлся членом и председателем реставрационных комиссий, секций, Ученых советов ГЦХРМ, ВЦНИЛКР, ГММК, ГИМ. Параллельно занимался практической реставрационной работой по иконописи и настенной живописи в соборах Москвы, Владимира и Звенигорода. Почти все результаты технологических и исторических исследований В. В. Филатова, а их было около сотни, сопровождались научными публикациями. Кроме того, был издан его учебник по технологии реставрации икон, опубликованы пособия по реставрации настенной фресковой и масляной живописи и пособие для иконописцев «Словарь изографа», а также справочник для иконописцев «Наименования и надписи на иконных изображениях».
В Троице-Сергиевой Лавре в 70-е годы вместе с монахиней Иулианией (М.Н. Соколовой) В. В. Филатов вел работу по реставрации иконостаса преподобного Андрея Рублева в Троицком соборе .
На юбилейном вечере в честь 100-летия монахини Иулиании Виктор Васильевич вспоминал: «директор подала письмо от музея (Загорского музея-заповедника), в котором говорилось, что иконы Рублева в иконостасе Троицкого собора гибнут оттого, что там плохой режим, что необходимо эти иконы из церкви забрать. Мы все это переживали каждый по-своему. И вот как Бог дал. 20 ноября 1969 года … назначили комиссию по судьбе икон иконостаса Троицкого собора. Туда собрались ведущие искусствоведы и реставраторы из Москвы. Присутствовали Наталья Алексеевна Демина из Рублевского музея и Василий Осипович Кириков (он был первым учителем Марии Николаевны по реставрации, хотя мы об этом тогда не знали). Назначили комиссию почему-то на вечер. В соборе темно, страшно напряженное состояние. Стоят искусствоведы, поклонники русского искусства Рублева, в душе все православные, и два представителя от музея. Министерство назначило меня председателем этой комиссии.
Я с переносной лампочкой полез на большую лестницу, которую держал наместник архимандрит Платон, и смотрел одну икону за другой. Душой не кривил, но говорил, что иконы находятся в сносном состоянии, разрушений, о каких писали в письме в министерство, на них нет. Иконы имеют некоторые повреждения, связанные с их тяжелым бытованием, так как во время войны и до войны собор не отапливался. Я сказал, что иконы изымать нет никакого смысла, и вся комиссия, конечно, меня поддержала. Вынесли решение, что их нужно срочно реставрировать.
Благодаря решению комиссии иконы Рублева остались в Троицком соборе Лавры и были отреставрированы М. Н. Соколовой (в постриге — мон. Иулиания), под руководством В. О. Кирикова и при живом участии В. В. Филатова. Впоследствии он работал в комиссии по реставрации Московской Духовной Академии после пожара 1986 года, активно участвовал в реставрационных комиссиях в Троице-Сергиевой Лавре.
Труды В.В. Филатова отмечены многими государственными и церковными наградами. За участие в Великой Отечественной войне он был награжден орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны II степени». За труды на благо Православной Церкви он был награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени, медалями.
20 декабря 2009 года в храме Рождества Христова в Измайлове было совершено отпевание В.В. Филатова. Похоронен В. В. Филатов на Измайловском кладбище г. Москвы.
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.