Беседы с Олегом Платоновым. Из публикации «Народного Собора» Часть 1.
От этой беседы нас отделяет 4 года. Еще не было войны на Украине, не было присоединения Крыма. Политики еще не использовали словосочетание «Русский Мир». Однако отрицать существование русской цивилизации не смели даже самые оголтелые русофобы, поэтому идеи, высказанные главой Института Русской цивилизации в той или иной степени стали постепенно приживаться в правящей элите. До недавнего времени она еще сильно надеялась встроиться со своим наворованным у народа добром в сытый западный мир, но так получилось у немногих и то уже даже в Англии — большой любительнице прятать краденое, появилось желание провести оценку с конфискацией вывезенных состояний. Теперь, когда противостояние России с Западом приобретает все большую остроту, элите для самосохранения придется находить свое место в созидании Русского Мира. Даже у элиты из спецслужб не осталось иллюзий, что в случае если они в очередной раз предадут страну и допустят ее разделения на части, то их не возьмут на работу гауляйтерами на оккупированных территориях. Им не доверят даже сторожить концлагеря для недовольных, дабы не рисковать, что Россия снова начнет возрождаться из пепла.
Виллы в Средиземноморье и Майями, банковские счета в швейцарских банках– всё оказалось под большим вопросом. Даже дети, отправленные на учебу, и завоевание плацдармов в западной экономике могут стать серьёзным ограничением в чиновничьей карьере. Этих образованных деток при дальнейшем обострении противостояния будут обязательно использовать для шантажа. Многим придется перечитывать еще раз «Тараса Бульбу», чтобы найти в себе силы принять правильное решение. Многим такие решения принимать придется, потому что так воспитали своих детей. Не сумели передать им сокровенные истины, наполняющие содержанием понятие Русский Мир. В детстве вместо русских сказок читали детям про Карлсона или Мэри Поппинс, оставляли дома смотреть мультфильмы про Микки Мауса и бесконечные боевики, позже водили их на концерты импортной и такой же бездуховной местной попсы, соглашались с рассуждениями о ценности искусства, прославляемого ценителями, подобных Гельманам. Далеко не вся наша элита вышла из тюрем, наоборот, подавляющее число преуспевших в бизнесе и политике вышли из комсомола — кузницы советского человека, которому не положено было вспоминать про «всякое там русское». Прогрессивное человечество, к которому причисляли себя строители коммунизма, в их понимании благополучно обходилось без таких замшелых понятий как народная душа, православие и т. п.
На фотографях: славянофилы 19-го века, славянофилы и прочие 21-го века.
Этих комсомольцев при достижении определенного возраста и перечня карьерных заслуг, делали руководителями домов культуры. Точно такие же люди заняты управлением культурой до сих пор. Их отличает от руководителей советского времени только увлеченное отношение к распилу бюджетов и грантов, а роднит их с прежними полное безразличие к народной культуре. Коллективы традиционной культуры им нужны лишь для отчетных концертов и приема иностранных делегаций. Не возникает у таких управленцев даже мысли о том, что главная их задача- свои усилия направлять на сохранение национального своеобразия русской культуры и приобщения всех людей от мала до велика к её глубинной красоте. Ещё в комсомоле их воспитали, что русская культура – нечто второсортное. Так что же мы хотим спросить с таких убогих. Это совсем не новое явление. На протяжении многих веков русской истории на Россию накатывали волны забвения своих корней. О причинах этого предательства со стороны интеллигенции и аристократии рассказывает Олег Платонов. Его оптимизм связан с историческим опытом : волны забвения и презрения рано или поздно откатывали назад, так как в большой стране всегда не хватало последовательных русофобов. Спустя какое-то время приходили иные люди и начинался не только процесс духовного обновления, но и неизбежный в такие периоды подъем во всех сферах жизни. Возникает лишь опасение, что целый век подавления русского самосознания -слишком большой срок. Найдем ли мы в себе силы сделать жизненно важный вдох, когда откатит очередная мутная волна или же всё так безнадежно запущено и спасения уже нет? Возрождение Народных Домов -для нас это важнейшая задача. Создавая здоровое русское общество, можно вылечить и всё остальное. Путь долгий и тяжелый. Мало напоминающий шумные компании типа «Крымнаш», но только он приведет к возрождению Русского Мира в его незамутненной чистоте.
Садко Новгородцев.
Олег Анатольевич, вы — доктор экономических наук, известный ученый, возглавляете Институт Русской цивилизации. Что такое, по-вашему, русская цивилизация? Есть европейская цивилизация, есть христианская цивилизация, есть мусульманская цивилизация, и так далее. Мы — нечто особое? Иной тип цивилизации? Или же мы входим в общую европейскую христианскую цивилизацию?
Русская цивилизация является особым типом цивилизации. По всем своим параметрам она противостоит европейской, западной цивилизации. Любая цивилизация — это замкнутая духовная общность, развивающаяся по собственной шкале координат. Шкала координат у русской цивилизации — совершенно иная, чем у западной. Западная цивилизация построена на рационализме. Преобладание материального над духовным. Вера в то, что силой можно организовать и построить весь мир.
Русская цивилизация — прежде всего духовная. Парадигмой её является Православие. Православие как высшее достижение христианской веры.
Мыслитель Иван Киреевский говорил, что особый тип русского взгляда на мир предполагает такого человека, который духовно может переустроить весь мир. Другим народам этого не дано. Русский человек должен стать во главе духовного развития всей мировой цивилизации. И создать новое качество жизни. Русский народ выведет человечество из того тупика, в который его завела западная цивилизация.
Олег Анатольевич, а русская интеллигенция — часть русской цивилизации?
У меня отношение к интеллигенции более сложное. Считаю, что у нас существует как бы две интеллигенции. Одни интеллигенты всегда ориентировались на Запад и отрицали русскую цивилизацию. Определяли всё, происходящее в России по шкале ценностей западной цивилизации. Это всегда была наша пятая колонна, даже если это были люди добропорядочные и искренние. Это началось еще до Петра. Постоянно проходили на Русь новые веяния с Запада, то ересь жидовствующих, то напор католиков. Такая интеллигенция враждебна русскому народному бытию, русскому мировоззрению. Интеллектуалы, прозападные интеллигенты часто хотят унизить людей, национально мыслящих, переживающих за свой народ. Настоящий русский интеллигент — это человек национально мыслящий. Он стремится осмыслить с точки зрения русской цивилизации весь окружающий его мир, все явления, все мировые проблемы и частные особенности бытия.
Эти две интеллигенции никогда и никак не объединить. Они всегда смотрят в разные стороны.
Россия всегда была между молотом и наковальней. Между миром Востока и миром Запада. Мы поневоле создали независимую особую цивилизацию. И она создавала свою национальную интеллигенцию. Государство почти во все времена больше тянулось к прозападной интеллигенции, а народу русскому была ближе национально ориентированная интеллигенция. Эти две интеллигенции лишь усиливали пропасть между государством и народом.
Под давлением прозападной интеллигенции в правительственных кругах с давних времен сама русскость находится под подозрением. Раньше это называли дикостью, варваризацией, сейчас русскость приравнивают к русскому фашизму. Почему в Англии быть англичанином почетно, в Германии — быть немцем, во Франции — быть французом? Почему все партии в той же Франции, от правого Ле Пена до левого Жоржа Марше, с которыми я встречался, прежде всего защищают национальные интересы французов, и только потом свои партийные интересы, а в России даже называться не российским, а русским писателем уже неприлично? Написать книгу «Я — русский» — это значит признать себя экстремистом? Меняются идеологии на противоположные: царская империя, советская страна, нынче антисоветская, — а русскость у всех политических элит под подозрением. Во многих странах у власти находятся национальные партии, тот же Гоминьдан на Тайване, или же занимают прочные позиции в парламенте. Можете себе представить даже не у власти, а в Думе, русскую национальную партию? Русскость в России неприлична и недопустима. Почему?
В России с давних времен сложилось так, что наши политические элиты испытывают комплекс неполноценности из-за своего национального происхождения. Это относится, практически, ко всем партиям в той же Думе. Большинство по крови — русские, но комплекс неполноценности неистребим. Этот комплекс сложился с давних времен. Думаю, с конца XV века. Значительная часть западных феодалов, ранее находившихся под властью Польши, и принесла заразу презрения к собственной русскости. Политическая элита с тех пор во многом формировалась из людей прозападной культуры. Они вели себя свысока по отношению к собственному народу. Даже старались говорить на другом языке, неважно, французском, немецком, английском, даже польском, лишь бы не на русском. Они — иногда искренне — полагали, что поднимают Россию до уровня Европы. Они хотели европеизировать всю страну. Многие наши правители попадали под их влияние. Только сильные лидеры боролись с этим. Знаменитый конфликт Ивана Грозного с боярством связан с тем, что в окружении царя господствовали носители другой, чуждой русскому народу культуры. Этот конфликт прошел через всю нашу историю. Уже пять столетий длится. Продолжает существовать и сейчас. Для них русское — это нечто второсортное.
Не случайно и то, что даже в период «золотого века русской культуры» все наши аристократы, в том числе и все наши гении, говорили на французском языке. Даже о русскости своей спорили по-французски. Увы, но даже Пушкин писал письма на французском языке своим русским же друзьям. По-русски писать было не принято. Сейчас Франция не модна, переходим на английский язык. Со временем перейдем на китайский, а свой язык — лишь для кухни, для челяди, для лакейской. Посмотрите, с каким удовольствием тот же Путин говорит по-немецки. Любой язык хорош, чем больше языков знаешь, тем лучше. Но пусть в России иностранцы учат русский язык. В чем-то в свое время эстонцы были правы, живешь в Эстонии — знай эстонский язык. Имеешь дело с Россией — говори по-русски. Надо избавляться от чувства своей второсортности. От аристократов эта болезнь второсортности перешла и к большей части нашей интеллигенции.
Интеллигенция, как правило, обслуживает интересы правящей элиты. Потакает ей. И всё-таки, русская культура упорно развивалась, в том числе теми же офранцузившимися дворянами. Письма по-французски, а стихи, прозу — писали по-русски. Это уже веление Неба. И живопись, и музыка, даже заимствованная с Запада, со временем неизбежно русифицировалась, и лишь в русскости своей приобретала всемирное значение. Копии с французского Европу не интересовали, а русскость в культуре становилась интересна всему миру. Эти русские духовные ценности становились важны всем слоям общества: и князьям, и дворянам, и крестьянам, и служилому люду. Русские национальные духовные ценности объединяли все общество, всю страну, образовывали духовную цельность. Всё чужое, все заимствованные идеалы работали на раскол общества, приводили к бунтам и гражданским войнам. Так было и в Смуту, и в петровские времена, и после 1917 года, и в период перестройки.
Зачастую правящая элита, господствующая интеллигенция старательно разрушали основы русской цивилизации. Проходит какой-то период после, казалось бы, необратимых трагических событий, к примеру, эпоха Петра, Октябрьская революция. Национальная Россия должна исчезнуть. И вдруг внутри новой постпетровской элиты, внутри советской элиты, внутри послеперестроечной элиты разрастается русскость. Как феникс из пепла возрождается всё та же русская цивилизация. И правители вынуждены согласовывать с ней свои программы. Из абсолютно антинациональной большевистской программы выросла могучая русская советская держава. Именно на принципах русскости. Враги этого русского величия стали ярыми антисоветчиками и устроили перестройку. Обратите внимание: все гайдары, сванидзе и прочие — из лютых чекистских или комиссарских семейств. Но опять прорастает у всех на глазах русская цивилизация.
Нас спасает тот дух, тот русский менталитет, который заложен в русских людях. Эти ценности русской цивилизации изначально заложены в каждом русском человеке. Любая правительственная элита должна искать себе опору в стране. Можно захватить власть грубой силой. Но дальше надо опираться на тот же русский народ. Опираться на те ценности, которые заложены в народе. Яркий пример — Иосиф Сталин.
Он пришел к власти вместе с теми комиссарами, которые ненавидели саму русскость, залили Россию кровью, презирали русский народ. Троцкий, Каменев, Зиновьев, Ярославский и другие. Но постепенно к Сталину пришло понимание, что в России главная державная сила — русский народ и русская культура. Сталин сумел понять главные ценности именно русской цивилизации, и стал опираться в своем развитии именно на них. Он сумел сделать невозможное. Он сломал лучшую мире немецкую военную машину. Наши оппоненты любят вспоминать про ошибки, про отступления. Но те же Польша, Чехословакия, Франция сдались немцам почти без боя. Сломались бы и упорные англичане. Именно Сталин и русский народ разбили Гитлера. Сталин объединил в одно единое целое всю страну. Он объединил русский народ на русских началах. К основным русским ценностям обращались в трудную минуту и все другие удачные и неудачные властители.
Каковы были эти объединяющие духовные русские ценности?
Мой духовный учитель, владыка Иоанн, митрополит Петербургский и Ладожский, которому я обязан всем, призвал меня создать национальную русскую энциклопедию, призвал издать всех русских национальных мыслителей, которых намеренно, чуть ли не столетиями, замалчивали и в царское, и в советское, и в нынешнее время. В их книгах, которых уже вышло более тридцати, передается величие русского духа. Русский дух должен, наконец, вырваться на волю. Эти книги русских национальных мыслителей должны быть прочитаны. Им долго не давали хода те, кому дух русской цивилизации был противен. Чужаки понимали, что главный враг для них русская национальная мысль. В русском духе есть то, о чем писали Киреевский и Хомяков. В чем всемирная задача России? — спрашивал Хомяков. Вывести мир из тупика. Отказаться от одностороннего, ложного движения жизни, навязанного западным миром. Русская цивилизация и существует как противовес всем ценностям западного мира. Что такое русский народ? «Русь — это подножие престола Господня», — говорил мой духовный учитель. Русский человек — главный хранитель христианской веры. Парадигмой русской цивилизации стало Православие. И уже на основах Православия появилось понятие Святая Русь. Святая Русь — это особое благодатное свойство русского народа, делающее его хранителем христианской веры во всем мире. Служение православной вере и делало русский народ народом-богоносцем. Мы избраны быть главной силой в борьбе с мировым злом. Ложное направление мира в сторону вещизма и материального благополучия, гедонизма никогда не будет господствовать у нас в России.
На мой взгляд, главные основы русской цивилизации таковы.
Во-первых, духовная цельность. Неразрывность мира и жизни. Вне веры жизнь неполноценна.
Духовная цельность и отличает прежде всего русского человека от западного. Вне духовной цельности нет даже нормального развития любой науки в России. Любая наука пробует заявить о своей независимости от всего. Иные академики — физики, математики — безапелляционно пытаются судить о самых важных ценностях бытия. Настоящее познание мира возможно только при духовной цельности. Объединяются вера и наука, чувства и воля. Только в такой цельности возможно любое научное познание мира.
Во-вторых, любовь и добротолюбие. Главный критерий любой человеческой жизни. Для многих людей идеал любви и добротолюбия становился идеалом святости. Этим отличались все русские святые. Многие русские люди понимали, что не всегда идеал достижим. Тем не менее, стремились к нему. Для простых русских крестьян идеалом были русские святые. У каждого в избе висели иконки, и этих своих святых особо почитали. Перед ними исповедовались в грехах. Святые были главным примером в жизни. К примеру, в Америке совсем другая шкала ценностей. Там героями были пираты, удачливые бандиты — все, кто сумел достать мешок денег. Их оценивают не по их духовным качествам, а по тому, сколько у них появилось денег.
Следующий идеал и критерий русской цивилизации — нестяжательство. Преобладание духовно-нравственных форм жизни над материальными. Для Запада деньги — это олицетворение свободы. Для русского человека — свобода от денег, независимость от них являются критерием свободы личной. Деньги создают условие для греха.
Характерно, что даже русские купцы, русские богачи стремились вырваться из чисто денежной зависимости. Или уйти в шальной разгул, или строить храм, или создавать русскую культуру. Или погружаться в самую пучину всех грехов, или взлетать на вершины духа, но уходить от привязанности к своим денежным мешкам. Чисто западный тип — деньги делают деньги, в них весь смысл жизни. Они символ и свободы, и нравственности, и даже религиозности. Самый отвратительный и мерзкий русский богач стремился уйти куда-то в сторону от самих денег.
Этот принцип нестяжательства так или иначе существует в душе каждого русского человека. Не все его реализуют. Но чувство неудовлетворенности одними только деньгами сидит во всех. Вы правильно, Владимир Григорьевич, это отметили. Наши русские купцы построили большинство храмов на Руси. Вспомним Третьяковскую галерею, оперу Мамонтова, Большой театр Рябушинского, Абрамцево Саввы Морозова. И так во всех городах России. Они искали оправдания своим деньгам.
Четвертый принцип русской цивилизации — идеал соборности. Это христианское понятие. Растворение человека в православной церкви, в православном народе, в православном государстве. Человек становился частью одного духовного соборного целого. Он не лишался своей личностной свободы. Становился наиболее свободным, так как он жил в мире своей системы ценностей. Внутри этой системы ценностей он был абсолютно свободен. Это высший тип свободы. Соборность — необходимое условие развития русской цивилизации.
Конечно, следует отметить симфонию власти — светской и церковной. Никогда полного совпадения не было. Но необходимо приблизиться и к этому идеалу. У русского народа всегда существовал важный принцип. Существует и сегодня. Любое государство, если оно хоть в какой-то мере стремится к реализации идеалов Православия, неминуемо должно сблизиться с нашей церковью.
И, наконец, патриотизм. Шестой принцип, шестое чувство. Высшее выражение духовности русского человека. Любой русский человек всегда был патриотом своего Отечества. Это было естественное проявление чувств. Как сыновья любовь. Он не рассуждал о пользе или необходимости патриотизма, он просто был патриотом.
Русская цивилизация всегда постепенно при любом режиме берет верх ещё и потому, что не хватает чужаков на все должности. При любом режиме, даже Лжедмитрия или петровском, большевистском, перестроечном, нужны сотни тысяч служилых людей, а от Камчатки до Мурмана не завезешь сотни тысяч ни немцев, ни евреев, ни грузин. И какие бы сверху ни спускались приказы, один нелепее другого, внизу русский служивый люд (не всегда и благородный, не всегда праведный) всё делал по-своему, учитывая интересы общества. Именно таким путем и русифицировался любой идеологический режим. Кстати, не побоюсь сказать, когда-то так не то что русифицировалась, но очищалась от чужих наслоений и православная церковь, православная вера, приобретая чисто русский характер.
Это очень важно. Мы не просто взяли себе Православие из Византии. Мы пришли к Православию потому, что оно нашему народу было внутренне близко. Язычество, которое русские исповедовали, соблюдало те же принципы русской цивилизации. Русский путь не прерывался все тысячелетия существования нашего народа. Историки, изучавшие язычество, тот же Рыбаков, отмечали добротолюбие, нестяжательство, соборность и патриотизм. За свою общность древний славянин отдавал жизнь. Это были наши естественные природные чувства. Инстинкт русской цивилизации, заложенный в самые древние времена.
Думаю, русский народ был избран свыше для Православия. И формы нашей державности при всех сменах правления, при всех революциях приходили всё к тому же естественному русскому варианту. Недаром наши враги так хотят изменить именно русский менталитет.
Основы русской цивилизации, которые сплотило Православие, существовали, может быть, добрых 2000 лет до принятия христианства. Я начинаю свое исследование русской цивилизации со второго тысячелетия до принятия христианства.
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.