Главная » Идеология » Борис Дверницкий. Православие и самоидентификация русских в XXI веке

 

Борис Дверницкий. Православие и самоидентификация русских в XXI веке

 

Доклад на конференции: «Православная Россия в условиях современных геополитических вызовов …

«Вопрос обретения и укрепления национальной идентичности носит для России фундаментальный характер».
(В.В.Путин. Из речи на Валдайском форуме 2013 г)

017_Садко_16

1.Говоря о самоидентификации русских, мы подразумеваем, что существует Русская Нация. И потому мы должны кратко, буквально одной фразой, ответить, что такое нация. Нация, есть элемент структуры рода человеческого. Нации не образуются, не конструируются, они существовали всегда, пусть до поры до времени в неполном виде племен, народов, языков. Об этом мы читаем в Священном Писании. На всем его протяжении, вплоть до Страшного Суда, когда будут судимы не только люди, но и народы говорится о них. Об этом же свидетельствует и история китайцев, эллинов и т.д.

2. Существование наций предполагает наличие национального чувства в каждом человеке. Мы ощущаем его, когда испытываем горечь от сокращения населения России или потери ею части своей территории (к примеру, Аляски, не входящей даже в Евразию). И, наоборот, мы испытываем глубокую радость от возвращения временно утраченных территорий. (Крым показал это всем нам). Мы гордились запуском первого спутника и первого космонавта в космос. Это чувство заставляет нас беречь памятники старины, сохранять былины, сказы, песни, традиции и многое другое. Но главное чувствовать свою ответственность за судьбу своего народа, своей Родины. Потому так глубоко запали в наши сердца строки Николая Рубцова: «Россия, Русь, храни себя, храни…».

3. Национальное чувство многие отождествляют с национализмом или с национальным инстинктом в человеке, считая его неотъемлемым свойством человека как такового. Это верно только отчасти. Это база, необходимая основа, но не более.

Чтобы национальное чувство не выродилось в шовинизм, (а такая опасность существует, ибо национальное чувство всегда разделяет людей, на своих и чужих), оно должно быть осознанным. Для этого должны быть выработаны некие принципы (положения), которые позволят возвысить и одухотворить национальное чувство в человеке. Необходимость в этом усиливается еще и тем, что в мире существует, а в последнее время буквально буйствует русофобия, которая отрицает само существование русских как таковых и которая проникла даже в среду православных христиан (т.н. уранополиты). И потому, необходимо выработать своего рода символ веры русского человека XXI века. Он должен содержать положения (пункты), которые можно назвать догматами, в том смысле, что они принимаются без обсуждения, на веру. Этот символ веры не заменяет Символа веры православного христианина. Наоборот он во многом связан с ним идейно.

Не только мы православные русские люди осознаем актуальность этой задачи. Русские националисты-язычники предлагают русским людям свои «простые истины». А.Севастьянов пишет: «Необходим общий поиск русской национальной религии на базе культа предков, вер отцов и лучшей части земной философии, в связи с чем, овладение философскими системами, в т.ч. неевропейскими (конфуцианство, даосизм, индуизм) приветствуется». (1 А. Севастьянов «О коллективной душе народа» День литературы N7, 2014, с.3). Я уже не говорю о либеральных, неокоммунистических и прочих идеологиях, которые окружают нас де факто, в СМИ, с экранов, в образовательных учреждениях. И лишь придерживаясь простых и ясных утверждений русской идентичности, мы не соблазнимся фальшивыми, и последуем своим русским путем в Царство Небесное, стоя на родной земле, в среде своего народа, в окружении своих соотечественников (соплеменников).

Ниже предлагаются для обсуждения эти положения, будем называть их догматами веры Русской Нации в Русскую Православную Церковь, Русскую Землю, Россию, Русский Народ, Родину, Отечество.

Догмат 1. Богоустановленность и структура Наций.

1.1. Структура рода человеческого.

Род человеческий имеет структуру. Это нации и её составляющие элементы: народы (этносы), племена и языки. Таким Творец создал человеческий мир.

1.2. Богоустановленность Наций.

Каждая Нация имеет свой логос. Логосы Наций созданы Творцом. Каждая Нация призвана раскрыть свой логос в истории. Это осуществляется Народным духом. Вера в Богоустановленность своей Нации есть национализм в самом первичном (онтологическом) значении этого слова.

1.2.1. Догмат утверждает Богоустановленность Нации и тем самым национализма. Значит, нация священна. Прот. В.В.Зеньковский пишет: «Если семья есть некая «малая церковь», то еще в большей степени это должно быть сказано о национальном единстве…Национальность священна, но не свята, она нуждается в просветлении и преображении. Нужно любить свой народ, ибо вне этого не дано личности раскрыть самое себя, но нужно разделить с народом его крест, нужно мужественно глядеть во все темное, что есть в народе, молиться о народе, скорбеть о его грехах, сознавать свою вину в этих грехах, — каяться в них. (2.В.В.Зеньковский Собр. Соч. Т.2.М., Русский путь. с. 323).

Русская Нация последовательно и неуклонно раскрывала свой логос в Истории. Стадии этого процесса — Киевская Русь, Московское Царство, Российская Империя, Российская Федерация. На первой стадии мы стали православными, на второй — государственниками, на третьей — державниками (имперскими людьми) и такими останемся навсегда, сейчас делаемся, точнее должны сделаться, в полноте русскими людьми. Эти качества не только сохраняли нас в истории, они утверждали и утверждают Правду Божию о роде человеческом.

1.2.2. Прот.В.В.Зеньковский пишет: «Только с того момента, когда мы сознаем себя связанным с нашим народом и чувствуем свою принадлежность к определенной «нации», в нас открывается в полноте личность, открывается возможность жить новой, глубокой жизнью, унаследовать все, что открывается в языке, обогатиться тем материалом, который история накопила и закрепила в языке. В момент рождения национального сознания рождается, однако, не только простое сознание национального бытия: поднявшемуся до национального сознания открывается священный смысл национальности…Поскольку душа непререкаемо ощущает «священное» в национальном бытии, она, конечно, не ошибается, но как часто — особенно в эпохи религиозных сумерек — это чувство заслоняет живое восприятие Бога, как часто чувство священного начала в национальности является последней и высшей ступенью духовной жизни! Именно здесь зарождается то обожествление своего народа, которое вливает в душу яд язычества, превращает и религию в некий атрибут народности, вообще искажает всю духовную перспективу…Если для многих весь смысл жизни в том, чтобы жить для родины, любить её, отдать свою жизнь за неё, то именно это отношение к родине требует того, что бы мы до конца поняли всё, что сокрыто в начале национальности, чтобы мы не уклонились от несения креста, связанного с самим существом национальности».(2. В.В.Зеньковский. Собр. Соч. т.2. М., Русский путь. 2008, С.321-322).

1.2.3. Пока нация будет верна самой себе — с ней будет Бог, и она устоит во всех «передрягах» истории. Это мы видим на примере нашей истории и что дает нам уверенность и силу преодолеть и настоящие трудности и испытания.

1.3. Структура Русской Нации. Триединство Русской Нации.

Русская Нация есть триединство русского этноса, русского племени и русской культуры.

Логос Наций создан по образу и подобию человека, т.е. триединым. Также как человек создан по образу и подобию Божиему. (подробно об этом 3. Дверницкий Б.Г. Шестоднев о человеке. С-Пб., 2008.). Личность, сущность и жизненность человека соответствуют этносу, племени и культуре Русской Нации.

Чтобы стать нацией:

— этнос (народ) должен построить государство, объединившее значительную часть народа;
— племя иметь единую самобытную религию характерную именно для этого племени (индуизм, конфуцианство и пр.);
— «язык» иметь единый язык и национальную культуру (искусство, словесность, философию).

Такая нация имеет возможность обрести духовный уровень бытия (существования), ибо такие нации становятся «званными» Богом.

При князе Владимире русские созрели для обретения себя как нации. У них было единое государство. У них была своя культура. Был общий пантеон богов, которых почитали все племена, входившие в Киевскую Русь. Но эти боги не были своими, а были общеславянскими. Не было, промыслительно, единой религиозной структуры, т.е. церкви. И попытка князя Владимира создать такую структуру не удалась. (Как потом и у Юлиана Отступника). Так князь Владимир созрел для принятия христианства. И дальше Промысел Божий привел к крещению сначала самого князя, а затем и русского народа. Так мы стали не только званными, но и избранными Богом. Нам были поставлены (отведены) цели и задачи в Божественном Домостроительстве. Дана роль в Драме Народов, написанной Творцом. И этим мы были вписаны в вечность, в историческую жизнь вплоть до Второго Пришествия Иисуса Христа. И потому все попытки уничтожить русских и Россию безнадежны, так как идут против Божественного Домостроительства.

2. Догматы двуединства.

2.1. Догмат о двуединстве Веры и Земли.

Каждая Нация имеет дух и плоть, то есть веру в Бога и родную Землю. Дух Русской Нации Православие, плоть — Русская Земля.

«Жизнь в Церкви, — пишет А.В.Карташев, есть явление богочеловеческого порядка. Здесь божественное сочетается с человеческим, абсолютное — с относительным без поглощения последнего. Его обожение лишь последняя цель, а пока — длительный процесс подвига и достижения. А потому надо находить в Церкви между двумя началами — божественным и человеческим — подобающую границу, не смешивая до неразличимости последнее с первым. Это было бы монофизитским кумиротворением в вопросе о форме церковного авторитета. (4. А.В.Карташев Русское христианство // Православие. PRO ET CONTRA. С-Пб.,2012, с.30). Не обретшие веру в Пресвятую Троицу это «национальные» несториане (ариане).

. Мы последний оплот Православия в мире. Помните, как начинается «Слово о погибели земли Русской»? «О, светло светлая и украсно украшена земля Руськая! И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми месточестьными, горами крутыми, холми высокыми, дубровами частыми, польми дивными, зверьми разноличьными, птицами бещислеными, городы великыми, селы дивными, винограды обителными, домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами — всего еси испольнена земля Руская, о прававерьная вера християньская!» Это же важнейшее произведение, начало нашей литературы, XIII век — и описание Русской земли венчает вера христианская.

2.2. Догмат о двуединстве Русской Земли.

2.2.1. Русская Земля двуедина, она имеет душу и тело. Тело Русской Земли — это Россия (Русь), душа Русской Земли — Русский Народ.

В более общем виде этот догмат сформулировал А.Ф.Лосев: «Душа всегда должна иметь тело. Или есть душа, есть и тело; или тела нет, тогда и никакой души» (5. Лосев А.Ф. Из ранних произведений М., 1990, с.522).

Двуединство Русской Земли говорит о том, что как не может быть России без Русского Народа, так не может быть Русского Народа без России. Россия имеет границы, потому это тело Русской Земли. Русские это душа Русской Земли, она «шире» тела. Русская Нация и Русский Народ не синонимы. Логос Нации первичен, его структуру или его часть являет Русский Народ.

Каждый русский человек чувствует свою ответственность за судьбу России. Об этом — строки Н.М.Рубцова: «Россия, Русь! Храни себя, храни…»

2.2.2. «Только имена и идеи действуют в жизни, ничто другое не действует. Имя есть сущность, хотя сущность не есть имя» (А.Ф.Лосев).

Русская Земля есть сущность, имя её есть Россия, идея — Русский человек.

2.3. Догмат о двуединстве России.

У России два Лика (Лица) — Родина и Отечество. Служение Отечеству всегда ярко, героично и даже трагично, можно сравнить его со служением апостолов. Служение Матери Родине проходит как бы в безвестности. Это служение аналогично служению жен мироносиц, о котором мы знаем несравненно меньше чем о деяниях апостольских.

Эту разницу хорошо передал М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Родина».

«Люблю Отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой,
Ни слава, купленная кровью,
Не полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья,
Но я люблю, за что не знаю сам —
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме сред желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков».
«Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя»
(Ф.И.Тютчев.1855).

А вот что писал прот. Сергий Булгаков в произведении «Моя Родина» (1938): «Родина есть священная тайна каждого человека, так же как и его рождение. Теми же таинственными и неисследимыми связями, которыми соединяется он чрез лоно матери со своими предками и прикрепляется ко всему человеческому древу, он связан чрез родину и матерью-землей — и со всем Божиими творением. Человек существует в человечестве и природе. И образ его существования дается в его рождении и родине. Каждый человек имеет свою индивидуальность и в ней неповторим, но равноценен каждый другой, это есть дар Божий. И она включает в себя не только лично-качественное Я, идущее от Бога, но и земную, тварную индивидуальность — родину и предков. И этот комплекс для каждого человека также равноценен, ибо он связан с его индивидуальностью. И как нельзя восхотеть изменить свою индивидуальность, так и своих предков и свою родину. Нужно особое проникновение и, может быть, наиболее трудное и глубокое, чтобы познать самого себя, в своей природной индивидуальности, уметь полюбить свое, род и родину, постигнуть в ней самого себя, узнать в ней свой образ Божий. Часто завидуют родившимся среди потрясающих красот природы, хотя в очах Божиих, в Софии Божественной все красоты одинаков потрясающи. Есть предустановленное для каждого откровение Софии в его рождении и в его родине. Чем я становлюсь старше, чем более расширяется и углубляется мой жизненный опыт, тем яснее становится для меня значение родины. Там я не только родился, но и зародился в зерне, самом своем существе, так, что вся дальнейшая моя такая ломаная и сложная жизнь есть только ряд побегов на этом корне. Все, все мое — оттуда. И умирая, возвращусь — туда же, одни и те врата — рождения и смерти».

Моя родина, носящее священное для меня имя Ливны, небольшой город Орловской губернии, — кажется, я умер бы от изнеможения блаженства, если бы сейчас увидел его — в нагорье реки Сосны, — не блещет никакими красотами, скорее даже закрыта некрасотами, серостью, одета не только в скромной, но и бедной и даже грязноватой одежде. Однако она не лишена того, чего не лишена почти всякая земля в нашей средней России: красоты лета и зимы, весны и осени, закатов и восходов, реки и деревьев. Но все это так тихо, просто, скромно, незаметно и — в неподвижности своей — прекрасно. То, ч то я любил и чти л больше всего в жизни своей — некричащую, благородную скромность и правду; высшую красоту и благородство целомудрия, — все это мне было дано в восприятии родины. И ей свойственна также такая тихость и ласковость, как матери» (6. Патриотизм: общероссийский и национальный. М., АКИРН, 1996, с.133-134). В наше время о жертвенной любви к Родине написал А.Ф.Лосев.: «Мы знаем весь тернистый путь нашей страны; мы знаем многие и томительные годы борьбы, недостатка, страданий. Но для сына своей Родины всё это своё, неотъемлимое своё, родное; он с этим живёт и с этим погибает; он и есть это самое, а это самое и есть он сам. Пусть в тебе, Родина- Мать, много слабого, больного, много немощного, неустроенного, безрадостного, но и рубища твои созерцаем как родные себе. И миллионы жизней готовы отдаться за тебя, хотя бы ты был и в рубищах… Я многие годы провёл в заточении, гонении, удушении, и я, может быть, так и умру, никем не признанный и никому не нужный. Это жертва. Вся жизнь, всякая жизнь, жизнь с начала до конца, от первого до последнего вздоха, на каждом шагу и в каждое мгновение, жизнь с её радостями и горем, с её счастьем и с её катастрофами есть жертва, жертва и жертва. Наша философия должна быть философией Родины и жертвы, а не какой-то там отвлечённой, головной и никому не нужной ″теорией познания″ или ″учением о бытии или материи″». В самом понятии и названии ″жертва″ слышится нечто возвышенное и волнующее, нечто облагораживающее и героическое. Это потому, что рождает нас не просто ″бытие″, не просто ″материя″, не просто ″действительность″ и ″жизнь″ — все это нечеловечно, надчеловечно, безлично и отвлеченно, — а рождает нас Родина, та мать и та семья, которые уже сами по себе достойны быть, достойны существования, которые уже сами по себе есть нечто великое и светлое, нечто святое и чистое. Веления этой Матери Родины непререкаемы. Жертвы для этой Матери Родины неотвратимы».

Святитель Григорий Нисский писал: «Почитать матерь — дело святое. Но у всякого своя матерь, а общая для всех матерь — Родина» (Письмо к Софронию 26.».

Об Отечестве.

Отечество — это «земля отцов».

«Для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф.3:14-15).

Слово «Отечество» входит в состав припева Гимна СССР и Гимна РФ. Термин выступает как обозначение российского государства в ряде других названий: День защитника Отечества, орден «За заслуги перед Отечеством«, школьный и университетский курс «История Отечества«.

[5]В период войн призыв к защите Отечества широко использовался многими государствами (лозунг «Отечество в опасности» времён Французских революционных войн, «За Веру, Царя и Отечество« в России до 1917 г., «Социалистическое Отечество в опасности!» времён Великой Отечественной войны, и др.)

Сами освободительные войны в историографии нередко получают названия, связанные с Отечеством — Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война.

Слово Отечество (как и Родина, Отчизна) часто пишется с прописной буквы, причём такая традиция восходит в России к XVIII веку. «Согласно ломоносовской традиции, слово Отечество пишется с прописной буквы всюду, за исключением трагедий и словосочетания Отец отечества«[5]

3. Догматы о русскости.

3.1. Русский это тот, кто «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» верит в Пресвятую Троицу и Русскую Землю. В народном сознании это выражается понятием «Святая Русь». Значит русский это тот, кто верит в Святую Русь и считает её своим идеалом.

«Русь Святая, храни веру православную,

в ней же тебе утверждение»

(Тропарь русским святым)

Третий догмат Русской Нации гласит: «Русский это тот, кто «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» верит в Пресвятую Троицу и Русскую Землю. В народном сознании это выражается понятием «Святая Русь». А. В. Карташев пишет: «древняя письменность, довольно богатая и церковно-патриотическими произведениями, вплоть до XIX века не знает термина «Святая Русь». Она плод низового, простонародного творчества. Он родился и хранился в неписаном народном предании». Митр. Илларион (Алфеев) отмечает: «Красота, забота о творении, общинность — это особенности не только русской духовной традиции, но и культуры в целом. В совокупности это позволяет говорить о феномене «Святой Руси». < > «Святая Русь» — это призвание русского народа, его цивилизационная самоидентификация, которая является основой для взаимообогащающегося диалога с иными культурами и народами» (7.Православная Беседа. 01/2014.С.10,11).

Святейший патриарх Кирилл считает, что Русь была названа Святою потому, «что жизненным идеалом народа была святость, весь народ стремился его достичь. Люди не устремлялись исключительно к богатству и к успеху, хотя и не чурались его. Но святость была национальным идеалом, и это сильно отразилось на всей нашей истории, это помогло и спастись от страшного атеистического разгрома…Святая Русь — это уникальный цивилизационный проект со своей миссией, он не должен быть ведомым, он должен генерировать идеи. У нас есть потенциал для развития подлинного диалога Востока и Запад. Не всадника с лошадью, а реальных равновеликих партнеров. И вот только такой диалог приведет к построению единой Европы… «Наше» — под этим словом я подразумеваю всех нас, принадлежащих к единой цивилизации древней Киевской Руси, которая развивалась и стала мощным фактором мировой цивилизации».

Прот.Василий (Зеньковский) писал о «Святой Руси» следующее: «Нам не дано прозревать будущее, — и это, конечно, к лучшему, так как в этом условие свободного проявления творческих сил. Нам не дано знать грядущие судьбы Православия, грядущие судьбы России, тем менее дано нам знать это, что Россия и Православие находятся в свободном союзе. Ничего метафизически или исторически принудительного в нем нет, и лишь свободное тяготение России к Православию обращает её в «святую Русь» (разрядка моя). Русская душа полюбила Православие, — и в отдельных представителях народа и интеллигенции сказалось такое глубокое понимание Православия, такой высокий духовный рост, обусловленный действенным усвоением Православия, — что мы имеем право верить, что русской душе по силам высокая задача явить миру Православие. Но рядом с этим духовная жизнь России в значительной части развивалась, — при наличии тайной связи с Православием — либо оторвано от Православия, либо в прямой враждебности к нему. В этом — трагедия России, в этом — источник её духовной инертности, отдающей нас в плен Западу. До сих пор у нас непостижимо уживалось рядом и вне-православное, и подлинно православное, и официально православное течения, — но уже близка пора исторического испытания, решительного разделения указанных течений» (2.С.62-63).

«Святая Русь», — писал академик Д.С.Лихачев, — это, прежде всего, святыни Русской Земли в их соборности, в их целом. Это её монастыри, церкви, священство, иконы, священные сосуды, праведники, святые события истории Руси. Все это как бы объединялось в понятии Святая Русь, освобождалось от всего греховного, выделялось в нечто неземное и очищенное, получало существование и внеземного, реального и было бессмертно».

«Святая Русь» это и состояние души русского человека, которое он выражал в устном народном творчестве, в частности, в пословицах». «Русский Бог велик», «Велик Бог русский и милосерд до нас», «Жив Бог, жива душа моя», «Жить — Богу служить», «Человек ходит — Бог водит», «Нужен путь — Бог правит», «Бог пути кажет», «Человек гадает, а Бог совершает», «Без Бога не до порога», «С Богом начинай и Богом кончай», «Утром Бог и вечером Бог, а в полдень да в полночь никто же кроме Него», «С верой нигде не пропадешь», «Вера спасает», «Вера животворит», «Вера и гору с места сдвинет», «Менять веру — менять и совесть». О русском Боге заговорил и Мамай. Потерпев поражение, он сказал: «велик русский Бог»

«Святая Русь» это и место нашего пребывания на небе, вместе со святыми Русской Православной Церкви. Это место всех прощенных русских людей на Страшном Суде. Заметим, национальные русские святые, подвижники русского Православия — все без исключения патриоты России. Отсюда в тропаре русским святым такие строки: «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение».

А вот что декларировал о русской идентичности XVIII ВРНС: «Русский — это человек считающий себя русским, не имеющий иных этнических предпочтений, говорящий и думающий на русском языке, признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа»

3.2. Догмат о русской идее.

Русская идея — выполнять цели и задачи определенные Божественным Домостроительством или исполнять роль, отведенную в Драме Народов написанной Творцом.

.3.2.1. В настоящее время Божественным Домостроительством нам определена роль (место) «удерживающего» от прихода антихриста, о котором писал ап. Павел во 2 послании к Солунянам: «Тайна беззакония уже в действии, только не свершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес.2:7). Святые отцы (Иоанн Златоуст, Кирилл Иерусалимский и др.) считали «удерживающим» Римское государство. Россия (Москва) является Третьим Римом и логично даже в такой постановке вопроса считать Россию «удерживающим» от прихода «беззаконника». «Два Рима падоша, а третий стоит, и четвертому не быти» — так писал игумен Спасо-Елеазарова Великопустынского монастыря Филофей. Значит Русской идеей XXI века в духовном плане быть «удерживающим» от прихода антихриста. На земном (плотском) уровне это верность традиционным семейным ценностям, исполнение 10 заповедей Ветхого Завета. На идеальном уровне — верность народному духу во всех проявлениях жизни: государственном, культурном, экономическом. Но об этом дальше (позже).

Однако мало кто даже из среды православных христиан готов воспринять истину, что Россия в настоящее время и есть тот «удерживающий» от прихода «беззаконника», о котором говорил апостол. Но это так! И поэтому мы должны признать, что в мире идет необъявленная война с армиями врага рода человеческого на разных уровнях бытия с разной интенсивностью, то ослабевая, то усиливаясь. И тогда мы говорим о возобновлении т.н. холодной войны, либо о разрядке или перезагрузке. Сейчас время обострения, которое пугает многих, доморощенных российских европейцев в особенности. Но слова ап. Павла не просто утешают нас, они утверждают, что мы стоим за правое дело и будем непобедимы, если останемся верными своей вере, ценностям, смыслам, принципам, которых мы придерживались и которые мы исповедывали в течение многих веков.

Что же помогает нам в этом противостоянии? Это, прежде всего, верность Русской Православной Церкви, её чистоте и полноте и верность своему Народу.

Итак, Россия есть «удерживающий» (2 Фес.2:7) от прихода антихриста. В свете этого десять гениальных слов старца Филофея: «Два Рима падоша, а третий стоит, и четвертому не быти» приобрели актуальнейшее значение. Рим является, по учению св.Андрея Кесарийского, городом, удерживающим мир от пришествия Антихриста, тем последним Царством, где найдет себе прибежище Церковь…Идея Третьего Рима не была магистральной на протяжении всей русской истории. Идея православного историософа превратить Российское царство в Ромейское не слишком импонировала Ивану Грозному. И патриарх Никон в XVII веке строил не Новый Рим, а Новый Иерусалим, не копию Храма Святого Петра, а копию Гроба Господня. Петр Первый строил Новый Рим, как бы иронически оппонируя идее, что «Третий стоит, а четвертому не бывать». Бывать! — и Петр строит четвертый Рим на невских болотах. Он создает град апостола Петра. Казанский собор в Петербурге — ремейк, уменьшенная копия Храма Святого Петра в Риме. Скорее можно находить архитектурные параллели между Питером и Римом, чем между Москвой и Римом.

И вот идея Третьего Рима возрождается именно в случае консервативного поворота Александра III, когда в Коронационной мессе, сочиненной П.И.Чайковским и Аполлоном Майковым, снова звучали эти слова: «Пали два Рима, третий стоит, а четвертому не быть».

И сейчас мы наблюдаем очередную актуализацию этих гениальных слов. И потому можно сказать что идеологема «Москва — Третий Рим» является исторической доминантой России или представляет раскрытие русского хронотопа.

Для тех, кто плохо знаком с идеей хронотопа привожу выписку из труда А.А.Ухтомского (8. А.А.Ухтомский «Заслуженный собеседник».Рыбинск, 1997). «Что значит: бытие определяет сознание, а не наоборот? Это значит что не закономерности, удовлетворяющие мой ум и его последовательность в себе, но закономерности, существующие независимо от меня и довлеющие надо мной определяют и то, что есть, и то, что отвечает правде бытия. Все вновь и вновь приходится мне отказываться от того, как на последней истине, еще и еще выглянуть за границы моего самоудовлетворения на свой лад и по своему разуму, чтобы увидеть более содержательную истину, более содержательные законы бытия и детерминации ею! Оказывается, что детерминируется бытие несравненно более остро и мощно, чем это предполагается в геометрии, в механике, в физике, в биологии, в социологии! Закон добра и зла, закон возмездия; а еще выше его — закон милосердия! Гораздо плотнее, безвыходнее, ответственнее и вместе страшнее детерминируется человек бытием, чем это хочется его самоутверждению» (8.С.222). «Вот секрет: когда человек подходит к вещам и другим людям с любовию, он приобретает силы посмотреть на них выше себя и независимо от своих недостатков. Когда же он смотрит на них более или менее совне чуждо и угрюмо, то уже наверное толкует и понимает их в меру своей глупости…Закон преступления и наказания и далее закон любви — ближайшие и конкретнейшие законы бытия, и деваться от них и обойти их некуда и невозможно. Это надлежащие законы реальной необходимости в отличие от абстрактных требований рассудка в алгебре и геометрии!…Именно в эмоциональном мышлении человек и творец и участник бытия. Здесь краешком ему приоткрыто быть одновременно и волевым, и интимно-чувствующим, и напряженно проникающим мыслью участником того участка бытия, с которым сейчас соприкасается его жизнь. Ведь воля, эмоция и мысль в их отдельности это только абстракция! Дело идет обыкновенно лишь о преобладании той или иной из этих сторон жизнедеятельности. Дон-Кихот, Петрарка и Кант берутся за крайние типы. Но, ни у одного из них нет исключительного действия только одного элемента пресловутой триады. В действительности они неразрывны!» (8.С.224). «И траектория электрона в атоме, и траектория Земли в отношении созвездия Геркулеса, и траектория белковой молекулы в серно-кислой среде до превращения её в уголь, и траектория человека через события его жизни до превращения в газы и растворы — всё это мировые линии, которые предстоит детерминировать науке!» (8.С.523-524). «Идея хронотопа в том, что событие не создается, не определяется сейчас пришедшими факторами, — последние приходят лишь затем, чтобы осуществить и выявить то, что начиналось и определялось в прошлом…Человеку странно и обидно думать, что это не он сейчас решает, что делать, но всматриваясь в ход событий, он начинает понимать все более, что то, что решается сейчас, в, действительности было предрешено задолго…Предрешенное прежними событиями, но требующее созревания и условий извне, чтобы сейчас открыться в действии и для всех выявиться, — вот хронотип в бытии и доминанта в нас» (8.С.524). «Сердце, интуиция и совесть — самое дальнозоркое, что есть в нас, это уже не наш личный опыт, но опыт поколений, донесенный до нас, во-первых, соматической наследственностью от наших предков, и, во-вторых, преданием слова и быта, передавшимся из веков в века, как копящийся опыт жизни, художества и совести народа и общества, в котором мы родились, живем и умрем. Ведь каждый из нас — только всплеск волны в великом океане, несущем воды из великого прошлого в великое будущее» (8.С.524).

И потому истина русского хронотопа — «Москва — III Рим» живет в душе, сердце и воле каждого русского человека и направляет его жизнь, как и историческое бытие России. И наша задача быть верными этому до конца, не взирая ни на какие трудности. Ибо тогда с нами Бог!

3.2.2. Сказанное относится к духовной сфере существования Русской Нации. На идеальном уровне мы должны руководствоваться народным духом, русской харизмой во всех проявлениях жизни: государственной, культурной, экономической. Другими словами, чтобы выполнить нашу духовную задачу мы должны иметь сильное независимое государство, великую самобытную культуру и самодостаточную экономику.

На земном (плотском) уровне быть русская идея сохранять верность традиционным семейным ценностям, исполнять 10 заповедей Ветхого Завета.

Выполнить все это можно только опираясь на Русский Народ, как на стержневой народ в истории России. Пока он не востребован властями всех уровней. И потому Россию ждут серьезные, а может быть и грозные испытания. В обществе сильна русофобия и русские «потихоньку» забывают о своей главенствующей роли в истории России.

3.3. Догмат о российской идее.

Идея России — единство и неповторимость её народов (соборность на её новом этапа — единство в многообразии). Русская неповторимость — быть стержневым народом России.

Вот как сказал об этом святейший патриарх Кирилл на XVIII ВРНС 11.11.2014 г. :

Говоря о духовных скрепах нашего единства, мы не имеем право забывать, что главным творцом отечественной культуры является русский народ. При всей открытости нашей культуры, при всей разумной готовности принять в наши ряды человека любого происхождения, нам следует всегда помнить, что без существования русского народа и без Православия наша отечественная культура не могла появиться на свет и не имеет перспектив в будущем. На осознании этого факта должна строиться культурная политика государства, стремящегося к сохранению своего единства.

Очень важным также является поддержка традиционных религий России и существующих в стране национальных меньшинств, представители которых вносят свой значительный вклад в общенародное дело — укрепления экономического, политического и культурного процветания нашей страны. Для всех народов России их страна — это их родной дом, другого нет. А потому каждый народ должен чувствовать себя по-настоящему дома, в безопасности, в доброжелательном окружении многонационального общества.

Судьба же русского народа, его благополучия, его целостность, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России. Пренебрегать этим сегодня — значит разрушать государство, закладывать под него мину замедленного действия.

Между тем, именно это происходило в сфере национальной политики в 1990-е годы, когда группой ученых и политиков постулировалось искусственное противопоставление «русского» и «российского». В то время чиновники получали неафишируемые указания не использовать в публичных выступлениях и официальных документах слово «русский», как якобы ослабляющее единство нации.

И сегодня, к сожалению, можно слышать заявления о том, что русский народ неоднороден, что его единство является фикцией, а также о существовании новых, не известных ранее наций, таких, к примеру, как «поморская», «казачья» или «сибирская».

За попытками исключить употребление слова «русский» просматриваются идеи, которые уже давно показали свою безжизненность на Западе, где все сильнее звучат голоса, призывающие отказаться от мультикультурализма и теории «»плавильного котла». Напротив, необходимо утверждать право народов и религиозных общин на свою идентичность. Таким правом, безусловно, обладает и русский народ, вокруг которого формируется российская нация, российская цивилизационная общность. При этом все народы страны должны иметь возможность раскрывать свою самобытность и мирно договариваться о правилах совместной жизни в рамках общей многонациональной русской цивилизации.

Наш великий мыслитель Николай Яковлевич Данилевский, основатель цивилизационного подхода к изучению истории, писал: «Народности, национальности суть органы человечества, посредством которых заключающаяся в нем идея достигает в пространстве и во времени возможного разнообразия, возможной многосторонности существования». Необходимо еще раз ясно и четко обозначить принципиальный момент: для того, чтобы граждане России жили в мире и согласии друг с другом, они вовсе не должны отказываться от своей национальной памяти.

Но и на пути сохранения этой памяти могут возникать и, к сожалению, возникают достаточно болезненные и опасные явления. К таковым относятся попытки конструировать псевдорусские языческие верования. С одной стороны, это крайне низкая оценка религиозного выбора русских людей, тысячу лет живущих в лоне Православной Церкви, а также исторического пути, пройденного православной Русью. С другой стороны, это убежденность в своем личном и узкогрупповом превосходстве над собственным народом. Это очень опасное заблуждение, потому что человек, подчинившийся гордыне, готовит себе личную трагедию. Вместе с тем мы должны понимать, что корни описанного явления произрастают не только из внутренних особенностей отдельных личностей, но имеют общественные причины.

В этом случае приносит свои печальные плоды тенденция игнорирования значения русского народа, ревизия русской истории, пик которой пришелся на те же самые 90-е годы прошлого века, и которая сумела если не подорвать окончательно, то серьезно расшатать веру в свой народ и в свою страну у многих соотечественников. Эти люди были вынуждены искать новое мировоззренческое пристанище: либо за границей, либо в фантастических мирах, связанной с заново выдуманной национальной или религиозной группой. Насколько надорвано должно было быть национальное сознание, в каких пещерах мысли и духа оно должно было оказаться, чтобы кто-то, считая себя носителем русской национальной идеи, отказался от святых и героев родной истории, от подвига своих предков, и сделал своими кумирами нацистов и их приспешников?

Хотелось бы, чтобы такие подходы вошли в повседневную практику центральных органов власти, региональных и муниципальных администраций, стали позицией СМИ. Чтобы люди, отвечающие за вопросы национальной политики, осознали: русский народ является не то, что полноправным, но важнейшим субъектом национальных отношений в России, и его национальные интересы должны не игнорироваться, а с максимальным вниманием учитываться для достижения гармонии с интересами других национальных общин. Очень важно, чтобы в элитах возникло понимание того, что подлинное русское национальное самосознание, основанное на нашей культурной и религиозной традиции, не угрожает целостности России и межнациональному миру в ней, а наоборот — выступает главным гарантом единства страны и дружбы между ее народами.

Справедливости ради нужно отметить, что ситуация в сфере межнациональных отношений за последние годы значительно улучшилась.

Важные перемены, открывающие возможность русского возрождения, восстановления национального самосознания и достоинства, происходят как благодаря ответственной позиции руководства страны, так и благодаря долгим усилиям миллионов людей, хранивших верность нашему историческому выбору и отстаивавших право наследования ему.

Сказанное, однако, не означает, что проблемы уже преодолены. Нашей стране, всем ее народам и, в первую очередь, русскому предстоит предпринять немалые усилия, чтобы проторить достойный путь в будущее. И я надеюсь, что Всемирный Русский Народный Собор внесет в это свой вклад, способствуя единению всех русских людей и выражая их подлинные чаяния и убеждения».

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий