Главная » Идеология » Борис Дверницкий. Русские и россияне. О национализме и патриотизме

 

Борис Дверницкий. Русские и россияне. О национализме и патриотизме

 

017_Садко_16
 

 

 

 

 

 

 

«Только имена и идеи действуют в жизни, ничто другое не действует»
Алексей Лосев

 

1. Президент нашей страны В.В.Путин на Валдайском форуме 2013 года сказал следующее: «Для россиян, для России вопросы «кто мы?», «кем мы хотим быть?» звучат в нашем обществе всё громче и громче. Мы ушли от советской идеологии, вернуть её невозможно. Приверженцы фундаментального консерватизма, идеализирующие Россию до 1917 года, похоже далеки от реальности, как и сторонники западного ультралиберализма. Очевидно, что наше движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения… Вопрос обретения и укрепления национальной идентичности носит для России фундаментальный характер».

Значит каждый должен ответить на эти вопросы ясно и недвусмысленно со всей ответственность за свои слова и при этом обосновать свою позицию.

В самом деле, кто мы: русские, россияне, евразийцы, европейцы, славяне, имперский или государственный народ, многонациональный народ, а если всё вместе, то какова иерархия этих определений.

Что касается меня, то я исповедую себя православным националистом (т.е. русским человеком) и патриотом России. Если раньше мы провозглашали формулу: «Православие. Самодержавие. Народность», то в XXI веке эта триединая формула должна звучать так: «Православие. Россия. Нация» или вера, патриотизм, национализм. При этом если Православие и патриотизм признаются сейчас большинством русских людей как свои ценностные ориентиры, то к национализму отношение другое. Кого-то он пугает, ибо они не понимают разницы между национализмом, шовинизмом, а то и фашизмом, другие отождествляют его с принадлежностью к русской культуре и только, есть и открытые противники, которые видят в нём только сепаратизм. В то же время без национализма и православие, и патриотизм во многом теряют свою действенность, ибо нет Православной России без Русского Народа и Русского Народа без Православной России.

2. А.Ф.Лосев в книге «Бытие. Имя. Космос» пишет: «Только имена и идеи действуют в жизни, ничто другое не действует. Имя есть сущность, хотя сущность не есть имя. Имя – «самооткровение вещи, оно принадлежит вещи, а не говорящему», слова не сочиняются и не измышляются, но возникают одновременно, вместе со смыслом; слова живы, наделены подлинным бытием и вводят человека в область прямого соприкосновения с именуемым» (С. 552, 627).

Каждый человек имеет Родину или Отечество. Имя нашей Родины Россия, хотя Родина это не только Россия, это и Русский человек. Значит мало быть патриотом России, т.е. россиянином, надо еще быть русским националистом. И потому, отказывая нам вправе быть националистами, нас хотят лишить Родины. С другой стороны, отказываясь от патриотизма, т.е. верности России мы суживаем наш национализм до провинциализма, изменяем нашим предкам, построившим Российское Государство и создавшим великую русскую культуру. Националист должен быть и россиянином, т.е. патриотом, а значит хранить в своем сердце офицерскую молитву перед боем: «Нас много, а Россия одна. Смерти нет, всё пройдет, мы пройдем, а Россия останется». Из-за того, что Б.Н.Ельцин злоупотреблял словом россиянин, не надо отказываться от него. К нему широко прибегали в Российской Империи, в частности. М.И.Кутузов писал: «Пускай земледелец, обрабатывая вокруг военных укреплений мирное свое поле, не трогает их своим плугом; пускай и в более позднее время будут они для россиян священными памятниками мужества».

Типичные националисты без патриотизма это цыгане и евреи. Эти народы имеют свою национальную идею, позволявшую им существовать в течение тысячелетий среди других народов и внутри разных государств. Цыгане верят, что пока они («ромеи», т.е. последние жители Византии) существуют, будет существовать мир. Без них человечество исчезнет. О национальной идее евреев писал Ф.М.Достоевский. Что можно добавить. Еврей не имеет Родины в традиционном значении этого слова. Для него Россия место рождения, проживания, работы и только. (Я не имею в виду ассимилированных евреев). У некоторых есть виртуальная Родина – ветхозаветный Израиль. Те, кто уезжает в современный Израиль, надеются обрести там настоящую Родину, значит, есть такая жажда в каждом человеке. Есть и у нас индивидуумы покидающие Родину в поисках сытой и обеспеченной жизни, забывая пословицу: «Где родился, там и пригодился». По существу это выродки, ибо у них нет ни патриотизма, ни национализма, т.е. нет ни любви, ни привязанности, ни к России, ни к Русскому Народу. Конечно, есть исключения. Это политические изгнанники, как А.И.Солженицын, первая, и отчасти вторая русская эмиграция. У них пребывание на чужбине может даже обострить национальные и патриотические чувства, но может и превратить в яростных русофобов.

3. Если в предыдущие века мы были, прежде всего, православными, что подразумевало и нашу русскость, то теперь мы, прежде всего русские, а уже потом православные, государственники, имперцы. Да уже и в XIX веке известный славянофил говорил, что Православие живет в России, но Россия не живет Православием.

Богом первоначально был создан логос Русской Нации, который раскрывался в истории, последовательно и неуклонно. Я писал об этом многократно в предыдущих статьях, в том числе и на РНЛ, и скажу об этом только самое главное. На идеократическом этапе раскрытия нашего логоса мы приняли христианство. Православие вывело нас русских на богочеловеческую дорогу и определило не только наше избранничество, но и наше место в Драме Народов, написанной Творцом, а после падения Византии «назначило» нас на главную роль хранителя чистоты Православия, роль, которую мы пусть с потерями и срывами, но исполняем.

Отказ от русскости автоматически лишает нас всего этого, т.е. делает нас выродками своего народа, отщепенцами своей страны, изгоями человечества со всеми вытекающими отсюда последствиями для нас, для наших детей, внуков, правнуков. Мы становимся не просто этнографическим материалом для других народов (Н.Я.Данилевский), а страна колонией, мы превращаемся в ничто, в исторический мусор, которым брезгует даже враг рода человеческого. Да много такого мусора на поверхности политической, культурной, экономической жизни России. И это тоже новая реальность России XXI века, которую мы должны признать. При этом число таких людей растет во всем мире, т.е. это люди будущего, ибо, когда число таких людей достигнет некоего известного числа (количества), то и придет антихрист. Но в наших силах противодействовать этому. И это одна из тех задач, которые единят человечество, отодвигая страшное время власти антихриста на земле.

4. В сознании многих людей в наше время смешиваются два понятия – патриотизм и государственность, в то время как Россия и Российское Государство не одно и тоже. Верность России вечна для русского человека, а вот отношения с государством могут быть разными, хотя создание своего Государства было величайшим достижением Русского Народа. К сожалению, наступило время, когда, Русский народ перестал доверять своему Государству, Государству которое он строил в течение долгого времени для своей защиты и помощи в духовном преуспевании. Очень много верного и точного сказал о роли государства в жизни Русского Народа И.Р.Шафаревич: «Сейчас наш народ переживает глубочайший кризис, самое время нам попытаться осознать, какие же созданные историей силы есть в нашем распоряжении, на что мы можем опереться… Выработал ли русский народ исторические инструменты адаптации за свою длинную историю? Кажется, что да. Это создание своего национального государства, цель и оправдание которого – защита народа, причем не только его границ, но и его духовной, экономической и даже чисто биологической жизни. Конечно, национальное государство – это не специальное русское изобретение, но в России именно этот социальный фактор бывал спасительным. И особенно это ясно было в XIII – XIV веках, когда Россия под монгольским игом как бы провалилась в такую же глубокую историческую яму, как сейчас. Тогда в летописях задумывались о причинах того, что случилось с Россией, как задумываемся мы сейчас. И ответ был такой, что это кара Божия за распри князей, то есть, на современном языке, — за утрату общегосударственного чувства. И укрепление государства тогда дало выход из того положения, которое, казалось, было неизбежным.

И народ, видимо, осознавал эту роль государства как своего защитника и поэтому многое терпел: и закрепощение (пока эта была «крепость земле», а не превращение в частную собственность, в холопа), и другие тяготы суровой жизни. И в результате государство дало народу за два-три века вырасти так, что он потом смог после Смутного времени восстановить разрушившееся государство. Поэтому похоже, что и теперь у русских есть лишь одно средство, чтобы снова стать жизнеспособным народом, — это создание сильного русского государства, которого, конечно, опасаются все те, кто желал бы господствовать над русскими или чтобы русская сторона была слабее в мире.

Мне кажется самым существенным фактором то, что государство является только инструментом или средством для достижения вполне определенной цели – защиты народа. Но, конечно, любой инструмент, как бы совершенен он ни был, может действовать эффективно, а может действовать неэффективно, может даже быть кем-то использован для совсем непредусмотренных целей…

Глубинной причиной теперешнего кризиса является то, что мы лишены правящего слоя, который свою цель видел бы в защите народа. А как следствие – он не может, да и не хочет укрепления такого средства защиты, как государство… Народ в большей части живет в нищете. И государство не препятствует этому. Таково теперешнее положение, которое нам необходимо осознать, прежде всего. У русского народа нет своего государства, которое стояло бы на страже его жизненных интересов…

Конечно, в русской истории сильное государство играло такую роль, что очень трудно себе представить, чтобы от этого можно было излечиться. Точно так же, как нельзя излечиться от того, что мы – русские. Хотя надо помнить, что государство само по себе может быть и русским, и нерусским, а может быть и антирусским. Может исполнять чьи-то желания, служить какому-то слою. Например, государство играло роль в самом суровом закрепощении крестьян, но, с другой стороны, именно через государство происходила отмена крепостного права. В России были созданы сильные и прогрессивные законы по охране труда. Рабочее законодательство России было одним из самых прогрессивных и радикальных в мире в начале XX века. Так что государство может играть такую роль, какую мы ему отведем.

Существенным является то, чтобы это было русское государство, чтобы правящий слой государства в основном состоял из русских. Это даст ему возможность ощущать нужды народа. Иначе он при всём желании этого сделать не сможет, да и желания такого иметь не будет» (Русское национальное государство // Вопросы национализма. 2013, №13, С. 3, 4, 5).

В каком государстве мы живем или жили в последние почти 100 лет: русском, нерусском (русскоязычном), антирусском (русофобском)? И.Р.Шафаревич пишет: «Советский Союз был создан как некое временное государственное объединение, к которому, по мере победы мировой революции будут присоединяться всё новые и новые республики. Когда в 1923 году в Германии созрела, как тогда считали, революционная ситуация, то в газете немецких коммунистов «Rote Fahne» были напечатаны программные статьи Зиновьева, Троцкого, Бухарина и Сталина. Л.Д.Троцкий отводил России роль «вязанки хвороста в костре мировой революции» Не так далеко ушел от него и И.В.Сталин. В частности, он писал: «Несомненно, победа немецкой революции перенесет центр всемирной революции из Москвы в Берлин» (С 4-5). Когда распалось государство, в самом названии которого не было не только слова русский, но и российский, на его территории возникло 15 независимых государств, все жители которых получили гражданство своих республик. При этом 14 новых независимых государств стали национальными, т.е. установили прямую юридическую связь с соответствующими народами. Украина – государство украинцев, Казахстан – казахов и т.д. Только Россия осталась «белой вороной» — «многонациональным государством 200 народов» — так гласит официальная доктрина. Значит русские – народ без государственности. В РФ сохранилась советская национально-государственная модель, которая построена на тотальном игнорировании интересов русского народа и значит, Россия не является государством русских.

За всё содеянное, плохое и хорошее придется держать ответ всем и каждому. Пренебрежение своим народом никому не проходило и не проходит даром. Об этом никогда и никому не надо забывать. И это не компенсируется никакими другими делами, как милостыня не ради Христа, ничего не дает душе человека. Лишив русских государственности, государство лишило и себя поддержки русских, что рано или поздно скажется особенно в трудную минуту для государства. Тем более не поддержат государство семейно-клановые народы, живущие и находящиеся на территории России и к которым государство благоволит.

5. Следующий вопрос, требующий ясного понимания и четкого ответа: кого представляют те, кто заявляет о своей причастности к т.н. «многонациональному народу» и что значат для нас определения: евразиец, славянин, европеец?

Современный евразиец это участник Евразийского Союза, создаваемого как аналог Европейского Союза, а в более широком смысле понимаемый как житель Евразии.

Мы славяне, как народ, принадлежащий к одной языковой группе (болгарам, сербам, словакам и т.д.) и в большинстве исповедующим Православие.

Мы европейцы ибо, как все представители белой расы в массе своей приняли христианство и положили его в основание национальных культур. Но по мере отхода от христианства элиты Европейских государств, мы становимся здесь все более далекими друг от друга. Хотя я не хочу исключать и возрождения христианства в Европе. Хочется верить, что это как эпидемия фашизма 20-30 гг. бесследно пройдет и не затронет глубоко душ европейцев.

Ясно, что наша причастность Славянству, Европе, Евразии вторична по отношению к нашей русскости и российскости и затрагивает лишь часть нашей идентичности.

6. А кого представляют те, кто заявляет о своей причастности к т.н. «многонациональному народу» России? Только себя, может быть свое окружение и своих прилипал и больше никого.

Что же делать нам русским в такой ситуации? Развивать русское самосознание, вырабатывать современный русский взгляд на всё и на вся, вести русский образ жизни, утверждать русское начало везде, где это мы можем, словом трудиться на благо Родины и ждать. Мы долго ждали, когда глава Государства назовет себя православным, придет в Церковь и этим положит конец государственному атеизму. И, наконец, дождались! Этим был сделан первый шаг к возрождению России. Теперь мы будем ждать, когда глава Государства со всей ответственностью назовет себя русским человеком и будет видеть в Русском народе главную силу в создании могучего во всех отношениях Государства, а не видеть силу России в том, что она «многонациональна и многоконфессиональна» (В.В.Путин).

Государственные мужи России должны осознать, что СССР проиграл т.н. «холодную войну» не Западу, не НАТО, а Русской Православной Церкви и Русскому Народу. Первый шаг к себе сделан. Мы вернулись к Православию. Отказавшись от т.н. советского патриотизма (как и вообще от всякой официальной идеологии) мы занесли ногу на второй шаг, да так и застыли в этой позе. Отсюда трудности во внешней и внутренней политике, экономике, культуре, образовании, гражданском строительстве, да практически во всем.

Русский Народ ждет и дождется того, кто сделает второй шаг. И тогда, и только тогда начнется полное и подлинное возрождение России. Когда это произойдет! Нам неведомы пути и судьбы Промысла Божии в отношении России и Русского Народа. Это может свершиться завтра, послезавтра, через год, десятилетие. Но произойдет обязательно. В реальность этого нас убеждает выступление патриарха Кирилла на Всемирном русском народном соборе и итоговый документ ВРНС. Мы никогда не согласимся, сказал Предстоятель с теми, кто хочет видеть Россию «Россией без русских, лишенной национального и религиозного лица, потерявшей чувство солидарности и единства. Подобный сценарий чреват катастрофическими последствиями не только для нашего государства, но и для всего мира». В итоговом документе ВРНС содержится предостережение для тех, «кто под предлогом достижения межнационального согласия стремится к подавлению национальной идентичности русских, настойчивым попыткам растворить их в некоей искусственно сформированной «новой» нации, ослаблению единства русского народа, его искусственному разделению на региональные субэтносы, изъятию самого слова «русский» из официальных документов, научных докладов, образовательных программ».

Повторяю, когда это свершится неизвестно. Но произойдет это мгновенно и внезапно. Все и вся «слиняют» не за три дня, а быстрее. Нам остается только ждать и молиться: «Да будет воля Твоя на земли, как на небе». Аминь.

 

Борис Дверницкий, гл. редактор журнала «Русское самосознание»

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс
 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий