Данила Миронов. Народность в контексте народных домов
Широко известная формула графа Уварова — Православие, Самодержавие, Народность — возникла в середине XIX века на том рубеже истории, когда российское общество осознало необходимость духовного единения страны. Многонациональная страна, скрепленная институционально церковью и государством, осознала необходимость духовных и ценностных скреп, способных объединить разные этносы в единый русский народ. Если Православие и Самодержавие — хорошо известные общественные институты, пронизывающие структуру российского общества по вертикали на всем протяжении её истории, то понятие Народность явилось своеобразным вызовом обществу. Как тогда, так и сейчас обществом осознается запрос на необходимость «духовных скреп». Тогда традиционное по укладу общество стремительно модернизировалось и подвергалось риску революционных изменений, сегодня, после свершившейся революции и индустриализации экономики в советский период, новый мировой виток модернизации вновь ставит Россию перед вызовами истории. Чтобы защитить себя от очередного витка возможных революций, которые могут возникнуть как неожиданная реакция на реформы, жизненно необходимо укрепление горизонтальных связей в обществе (создание таких общественных институтов, которые смогли бы дать возможность осуществить развитие страны).
Именно Народность является таким понятием, которое, по мысли Уварова, должно быть заполнено таким содержанием, которое помогло бы России встать с колен. Тогдашнее правительство приняло попытку осуществить Народность в форме создания Народных домов. В них всех желающих обучали грамоте и ремеслам, давая знания и прививая воспитание. Воспитание народа — самое сложное дело для любой власти, поскольку за ним стоят общие ценности и культура, которые именно прививаются с любовью и терпением на протяжении всего цикла человеческой жизни: от младенца до старца. Никакая пропаганда и «квасной патриотизм» никогда не смогут оболванить людей настолько глубоко и надолго, чтобы люди навсегда превратились в роботов. Человеческая природа духа такова, что рано или поздно он сбрасывает с себя оковы и вериги лжи и лицемерия и ищет правды и истины, тогда и случаются яростные революции духа, с падением в бунт «бессмысленный и беспощадный». Чтобы не допустить не раз повторенного сценария, стоит задуматься над понятием Народность всерьёз.
В царское время народные дома оказались настолько успешным просветительским проектом, что даже после революции 1917 года, ненавидящие всё царское и поповское, большевики воспользовались народными домами незамедлительно, превратив их в идеологические очаги домов культуры. Несколько исказив содержательную часть, формально народные дома не исчезли, но получили новое дыхание. Многие поколения советских людей с огромной благодарностью вспоминают часы своего детства и юности, проведенные во дворцах и домах пионеров в различных секциях по интересам. Дома культуры оказали колоссальное влияние на духовное развитие советских людей. И если бы не навязчивая идеологическая пропаганда в них и значительное выхолащивание подлинного русского содержания, то они и сегодня могли бы сохранить лидерство в технологиях просвещения и воспитания людей.
После краха СССР произошел распад общественного сознания и общественных институтов. Кризис мировоззрения российского общества проявил себя буквально во всех областях жизни: экономической, политической и социально-культурной. Дома культуры, вынужденные выживать в тяжелых экономических условиях, на какой-то момент превратились в рынок с услугами, лотками и товарами. Культурная услуга приравнивалась к товару с соответствующим качеством и импортным новомодным содержанием. За последние несколько десятилетий выход из экономического кризиса позволил отказаться от лоточничества и банального выживания, появилось устойчивое и достаточное бюджетное финансирование для жизни ДК. Однако, что мы видим? Дома культуры по-прежнему остались предприятиями по оказанию культурных услуг. Танцы у шеста, китайские единоборства и многое другое — чего только не представлено у культурных лотков современных ДК! Но где же русское содержание? Извращена и не понята сама идея наполнения домов культуры русским культурным контекстом, поскольку оно за редким исключением нерусское: не из чего выбирать и ничего русское нельзя там найти. Получается, что пока обществом не осознано значение русских народных домов, дело культуры не сдвинется с места дальше корпоративных и формальных площадных праздников. Формально ДК уцелели в бурях социально-политической и экономической революции в «лихие 90-е гг», но полностью утратили своё содержательное значение к сегодняшнему дню. Значит, необходимо вернуть Народным домам его Народность, русское национальное содержание.
Может возникнуть вопрос о том, как именно понимать народность, русское, национальное. Народность — предельно широкое понятие, содержание которого ныне утрачено по причине тотальной деградации населения, но вполне понятно откуда его черпать: из культуры русского народа. Народность, понимаемая в духовном смысле, живет в творчестве народа и его культуре. Огромный пласт культурных традиций, которыми славилась Россия до революции, попросту утрачен. Мало кто сегодня из молодого поколения сможет развернуто рассказать о русских ремеслах, песнях, плясках, русских единоборствах на Руси. И надо понимать: современный русский человек с планшетом и айфоном — русский только по формальной отметке в паспорте; никакой родовой памяти, связи с прошлыми поколениями своих предков, знания культуры и понимания ценностей у него нет. Русское мировоззрение значительно размыто заморскими влияниями, которые зачастую можно назвать культурной оккупацией страны. Русская культура настолько уникальна и самобытна, что значение её преуменьшено сегодня только в связи с утратой её понимания и знания — что такое русская культура и каково её значение в истории России. Но осознание грядёт, иначе исчезнет народ, который потерял сознания себя как народа в зеркале своей культуры.
Понятие «русское» следует понимать в историческом аспекте как социально-политическая, экономическая и культурная общность людей, проживающих на территории России. Сегодняшний гражданин России в связи с образованием нового государства в 1991 году, именуется россиянином, но культура по-прежнему остается русской, которая существует в сознании людей и представлена в предметах материальной культуры вот уже тысячу лет: ему остается только оглянуться назад, чтобы увидеть, что будущее основано на фундаменте прошлого страны. Понятие «русский» включает в себя понятие «национальный». В России зафиксировано существование более чем 140 национальностей, соседствующих друг с другом веками. Историческая общность мирного сосуществования многих национальностей и этносов на территории России — редкий пример единения людей по культурной и ценностной самоидентификации. Русский — это больше, чем национальный, это сверхнациональный — метапонятие, которое может понято только из контекста культуры России. Не следует смешивать эти понятия, чтобы избежать упреков в имперском шовинизме или национализме. Россия — большая родина народов, населяющих обширные территории России; малая родина — локальное пространство этноса и конкретная национальность. Целое включает в себя части, обретая свою уникальность и самобытность. Так так Россия большую часть истории была многонациональной империей и, в сущности, ею же остается и ныне, то понятие национальности в таком контексте может быть только включенным и составным в понятие «русский».
Народность представляет русскость в аспекте культуры, ценностей, традиций и языка. Пора осознать, что русское народное неразделимо. Народные дома должны вернуть себе русское народное содержание и начать разрабатывать проект расширения сферы понимания как русского, так и народного с свете культурной и духовной идентичности и будущей культурной безопасности страны.
Давайте начнем возрождение народных домов!
к.ф.н. Д.А. Миронов
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.