Джеффри Боссин. Карильон сегодня.
Карильон сегодня
(Взгляд карильонера на формы распространения этого инструмента и на его будущее в России)
Что такое карильон?
Карильон — это музыкальный инструмент, источником звука у которого являются колокола, выстроенные по хроматическому ряду от двух до шести октав. Колокола закреплены неподвижно и в них ударяют укрепленные внутри языки. Они соединены посредством проволочной трансмиссии с большой клавиатурой: [:]
Россия и карильон
Сейчас в России много механических курантов, но нет карильонов. Есть ли будущее у карильона в этой стране?
Карильон — инструмент, приспособленный для исполнения музыки равномерно-темперированного строя, музыки, основанной на традиционных мелодиях и созвучиях. В Западной Европе и Северной Америке это имеет глубочайшие корни. В России карильон не получил распространения. Это не удивительно, так как здесь в народной и церковной музыке имеются очень сильные самобытные традиции, отличные от западноевропейских. Русская культура колокольных звонов основывается на использовании групп нестандартных колоколов, находящихся при церквах, в которые звонят главным образом в связи с богослужением. Их тоны образуют произвольные ряды, не согласующиеся с традиционными гаммами. Звуки двух отдельных колоколов могут лишь очень незначительно отличаться по высоте друг от друга, а рельефный гул басового набора, воспринимаемый западными музыкантами как диссонанс, составляет неотъемлемую часть русской колокольной музыки. Такие звоны невозможно воспроизвести на европейских гармонических инструментах.
Сегодня русские звоны и западный карильон — это составляющие двух совершенно самостоятельных музыкальных традиций. Попытки Аристарха Александровича Израилева во второй половине XIX в. заинтересовать россиян и российских литейщиков созданием звонов с настроенными колоколами, подобранными в соответствии с правилами западной гармонии и мелодики, не вызвали большого сочувствия и не имели продолжения. В конце века С.Г.Рыбаков в своей книге утверждал, что мелодический принцип в звонах едва ли имеет будущее, потому что он не соответствует практике русской церковной службы, и русские колокола больше подходят для звонов ритмических, чем мелодических. Н.И.Оловянишников обращает внимание на один случай, имевший место в 1858 г., когда карильон в соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге был демонтирован: снята часть колоколов и клавиатура, а на их место установлены русские колокола для исполнения звонов, более соответствующих русским православным службам. В 1917 г. Октябрьская революция отрезала Россию от европейской музыкальной культуры и от прогресса, достигнутого в нашем веке в области настройки колоколов.
Таким образом, мне представляется, что карильон и русские звоны культурно и кампанологически являются взаимоисключающими благодаря своим совершенно разным традициям. Коренные политические изменения, которые сейчас переживает Россия, могут, однако, изменить это положение. [:]
Перевод Т.Л.Коростелкиной
Нет комментариев
Добавьте комментарий первым.