Главная » Идеология » Этический кодекс православного предпринимателя

 

Этический кодекс православного предпринимателя

 

предпринимательствоправославие

 

Под редакцией С.А. Шарапова.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Источники православной этики предпринимательства
1.1. Учение Церкви как основа этического мышления и поведения.
1.2. Документы православной общественности.
1.3. Этическая традиция в истории православного предпринимательства и управления.
2. Духовные нормы поведения в деловой жизни.
2.1. Постоянное стремление к исполнению в жизни заповедей Божиих, и естественное и правильное внутреннее смирение перед Богом.
2.2. Ориентация во всех обстоятельствах деловой жизни на исполнение заповедей Божиих.
2.3. Отношение к предпринимательству, как исполнению необходимого земного послушания, данного Господом, как сфере служения Богу и людям.
2.4. Отношение к плодам предпринимательства, как к дарованным Богом для мудрого и рассудительного использования.
3. Предпринимательские ценности
3.1. Личность предпринимателя, как объект духовного совершенствования.
3.2. Отношение к эффективности и прибыли, как к возможности исполнять закон любви к ближнему.
3.3. Отношение к собственности.
3.4. Отношение к богатству и бедности.
4. Мотивация
4.1. Духовная мотивация – в силу бессмертия личности, стремление к спасению по завершении земного пути.
4.2. Экономическая мотивация – заинтересованность в прибыли.
4.3. Профессиональная мотивация – стремление достичь совершенства.
4.4. Патриотическая мотивация – как призвание любить свое Отечество и своих братьев по вере, живущих по всему миру.
4.5. Социальная мотивация – выбор менее прибыльных, но социально значимых отраслей.
5. Социально-нравственная ответственность предпринимателя
5.1. Формирование справедливых и взаимовыгодных отношений работодателя и наемного работника.
5.2. Основы православной корпоративной культуры.
5.3. Участие в православных сообществах предпринимателей.
5.4. Поддержка церковных программ.
5.5. Благотворительность.
5.6. Защита окружающей среды.
6. Отношения с государством и обществом
6.1. Отношения с государством.
6.2. Интегрированность в общество.
6.3. Отношение к образованию, науке и культуре.
6.4. Отношение к СМИ.

Введение

Сохраняя духовные приоритеты в жизни, готовя себя для Царствия Небесного, имея Божий страх в сердце, человек никогда не будет использовать свои знания, опыт, власть и финансовые ресурсы для разрушения. Он не будет во имя личной или корпоративной выгоды «раскачивать лодку» как в социальной и политической жизни, так и в хозяйственной. В этих внешних общественно значимых проявлениях жизни отдельной личности традиционный православный подход имеет важные точки соприкосновения с иными традиционными взглядами, а также с современными идеями о человеке. (Из доклада митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на VIII Всемирном Русском Народном Соборе «Россия и православный мир»). Деловые и экономические отношения могут и должны иметь этическую основу. В системе нравственно оправданных норм и правил поведения возможно преодоление самых острых противоречий и конфликтов, возникающих в сфере предпринимательства. Предположение, что предпринимательство неэтично в своей основе, является ложным и деструктивным, православный предприниматель своим трудом, как духовным, так и предпринимательским, должен доказывать ложность этого предположения. Но не только это делает этические вопросы важными.

В этике любых человеческих отношений отражается природа человека, в том числе и духовная. Невозможно выстроить действенную этическую систему, не обращаясь к Творцу и Его заповедям. Настоящий кодекс призван сформировать с православных позиций мировоззренческие оценки важнейших вопросов предпринимательства, а также дать ориентиры для предпринимательской деятельности, основанные на православной духовности.

Кодекс предназначен для добровольного принятия православными предпринимателями, которые хотели бы руководствоваться в своем деле теми нравственными принципами, которые завещал нам Спаситель и определенным духовным и нравственным пониманием бизнеса. Этот документ адресован также предпринимателям, которые еще не сделали своего духовного выбора, но серьезно задумываются над этим.

Наконец, кодекс предлагается всем, кто так или иначе испытывает потребность или проявляет интерес к православному пути в предпринимательстве: владельцам компаний и наемным менеджерам, студентам и преподавателям семинарий и светских учебных заведений, ученым и общественным деятелям, сотрудникам госучреждений, а также работникам всех отраслей народного хозяйства.

1. Источники православной этики предпринимательства

1.1. Учение Церкви как основа этического мышления и поведения В своем этическом мышлении и поведении православный предприниматель основывается на учении Церкви: Священном Писании и Священном Предании, официальных документах Церкви. В Нагорной проповеди Иисус Христос говорит: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12). Универсальной основой отношений со всеми участниками хозяйствования для предпринимателя выступает принцип справедливой взаимности. Предприниматель должен стараться выстраивать такую систему отношений, в которой любой человек находился бы в объективно равных с нравственной точки зрения условиях, вне зависимости от условий, которые ему предлагает существующая реальность деловых отношений и условий ведения бизнеса. От нравственного закона, от его предписаний православный человек не может отказаться. Он знает, что за нарушение закона он обязательно будет отвечать перед Богом, перед своей совестью, перед общественным мнением. Никому не позволено нарушать этот закон и мириться с этим нарушением, ибо от нарушения нравственного закона страдает не закон, а сам нарушитель. Еще Каину Господь напоминал основное требование нравственности: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4, 6-7). Нравственное значение предпринимательства вытекает из его постоянной обращенности к полезным для людей делам, за исключением тех случаев, когда единственным побудительным мотивом предпринимателя является сребролюбие, единственной целью его деятельности – получение прибыли. Святой Иоанн Златоуст предупреждал, что “как не засеянная и не насажденная земля производит траву сорную и негодную, так и душа, не упражняемая в добрых делах, а по природе своей непрестанно стремящаяся к деятельности, по необходимости предается злым делам”.

1.2. Документы православной общественности

Этические воззрения и примеры этического поведения православного предпринимателя, как и любого православного человека, в первую очередь основываются на Священном Писании и Священном Предании, официальных документах Церкви. Однако для формирования своих этических взглядов православный предприниматель может также использовать документы православной общественности или документы, в разработке и принятии которых участвовала православная общественность. В «Декларации о правах и достоинстве человека» (принята на Десятом Всемирном Русском Народном Соборе) говорится: Человек как образ Божий имеет особую ценность, которая не может быть отнята. Она должна уважаться каждым из нас, обществом и государством. Совершая добро, личность приобретает достоинство. Таким образом, мы различаем ценность и достоинство личности. Ценность – это то, что дано, достоинство – это то, что приобретается. Предприниматель должен признавать и осознавать ценность всех людей, участвующих в его деле или так или иначе связанных с ним. Прямой путь к этому – постоянное памятование о том, что каждый такой человек является образом Божиим. Не признавая ценности людей, предприниматель проявляет неуважение к Творцу, что совершенно недопустимо для православного верующего. Предприниматель стремится обеспечить деятельность своего дела так, чтобы и он сам, и все его участники приобретали достоинство – честным трудом предоставляли обществу достойные продукты или услуги. Постоянная устремленность к добру (в православном понимании абсолютное добро – есть воля Божия) меняет общий взгляд на дело, которое уже не рассматривается как «машина для зарабатывания денег». В «Своде нравственных принципов и правил в хозяйствовании» (принят на Восьмом Всемирном Русском Народном Соборе) сказано: Деньги – лишь средство для достижения поставленной цели. Они должны находиться в постоянном движении, в обороте. Дело – настоящее, захватывающее целиком, — вот богатство предпринимателя. Критерий должного предпринимательства, наличие в предпринимательстве православной составляющей, может признаваться православным сообществом только в случае, когда предприниматель видит свое достоинство и богатство в созданном им эффективном и этичном бизнесе. В этом бизнесе деньги играют роль средства для достижения поставленной цели – надежного существования самого дела, как возможности реализации каждой человеческой личности и данных ей от Бога способностей.

1.3. Этическая традиция в истории православного предпринимательства и управления

Православный предприниматель следует этической традиции российского предпринимательства. Он должен помнить, что быть православным не удобно, а — правильно. Православный бизнес не может быть не этичным, поскольку если он не этичен, то это путь от Спасения. В современных условиях, дело православного предпринимателя может быть подобно человеку, который держит пост, постоянно находясь на пиру. Православный предприниматель может принимать принцип, которым исторически руководствовались просвещенные российские основатели и руководители Дела: «прибыль выше всего, но честь превыше прибыли», но при этом он понимает, что есть вещи превыше чести бизнесмена, чести предпринимателя, и это совесть православного христианина. Это означает, что прибыль не является единственным мерилом целесообразности тех или иных хозяйственных действий. Прибыль значима только тогда, когда обеспечена честью и совестью: налицо честное и справедливое отношение к деловым партнерам, наемным работникам; выполняются обязательства перед государством и обществом; исключается участие в нравственно сомнительных или безнравственных и незаконных предприятиях; во всем есть стремление к безупречной деловой репутации. Православный предприниматель изучает этическую традицию российского предпринимательства, ищет в ней примеры для подражания и ответы на этические вопросы своих деловых отношений. При этом он помнит, что в названной этической традиции воплотилось церковное понимание праведности богатых, каковыми должны и обычно являются православные предприниматели. Святитель Климент Александрийский говорит: «Господь не осуждает богатства и не лишает людей небесного наследия за одно только то, что они богаты, особенно если они ревностны в исполнении его заповедей». Ревностное исполнение заповедей и есть источник этической традиции российского предпринимательства. Благодаря этой традиции российские предприниматели имели чистую совесть и угождали Богу, а также служили людям своим предпринимательским талантом.

2. Духовные нормы поведения в деловой жизни

2.1. Постоянное стремление к исполнению в жизни заповедей Божиих, покаяние в нарушении их, и естественное и правильное внутреннее смирение перед Богом.

Предприниматель, как и каждый человек, на своем пути проходит различные испытания. Его задача – во всех испытаниях смиряться перед Богом, а также быть смиренным и перед людьми. Нужно помнить, что испытанием является и успех дела, и его неудача. В случае успеха предприниматель испытывается на способность смирять свою гордость. Церковь разъясняет, что с позиций Священного Писания, гордость является самым тяжким грехом, от которого проистекают все другие грехи. Под гордостью понимается противление воле Божией, превозношение перед другими людьми (вера в собственное исключительное превосходство), желание всех подчинить своей воле, презрительное отношение к людям и т.д. Православный предприниматель всегда помнит: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6, 1 Пет. 5:5). Если предприниматель возгордился, то это не делает его успех незаслуженным, но гордость лишает его славы Божией. В неудачах предприниматель испытывается на стойкость, на способность делать выводы из ошибок, исправлять промахи и не впадать в уныние. Его смирение выражается в терпеливом, без ропота, преодолении трудностей, умении выносить уколы самолюбия и скептическое отношение к себе окружающих. Преподобный Антоний Оптинский говорит: “…Без смирения в духе спастися невозможно, а смирению от одних слов научиться нельзя – потребна практика, чтобы кто трепал нас, и мял, и выколачивал кострику <жесткая кора растений>, без чего и в Царствие Божие попасть нелегко, которое многими скорбями обретается”. Православный предприниматель принимает все испытания как школу смирения, которая позволяет ему выработать это самое ценное, по учению святых отцов, качество человека в глазах Господа. Проявляя в деловой жизни смирение, предприниматель идет ко спасению в Царстве Небесном.

2.2. Ориентация во всех обстоятельствах деловой жизни на исполнение заповедей

Смирение позволяет исполнить заповеди, ибо именно гордость и соблазны низлагают человека, понуждая его к греху. Православный предприниматель стремится во всех обстоятельствах деловой жизни соблюдать заповеди. Он всегда помнит слова Господа нашего Иисуса Христа: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам (Ин., 14, 21). Во всех сложных и этически неоднозначных ситуациях выработка решений должна начинаться с приложения заповедей к таким ситуациям. Предприниматель верит, что слово Божие является ключом к пониманию и разрешению самых трудных ситуаций.

2.3. Отношение к предпринимательству, как исполнению необходимого земного послушания, данного Господом, как сфере служения Богу и людям.

Жизнь в Церкви, к которой призывается каждый человек, есть непрестанное служение Богу и людям. К этому служению призывается весь народ Божий. Все члены тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции. Каждому даются особые дары для служения всем: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4. 10). Предпринимательство рассматривается как область, в которой, как и в любой другой нравственно оправданной деятельности, надлежит служить Богу и людям. Служение предпринимателя заключается в организации экономических сообществ людей, в которых каждый член сообщества в соответствии со своим призванием, талантами, знаниями, умениями и свободным выбором заслуженно получает свое место собственника, партнера, наемного менеджера, специалиста или сотрудника какой-либо другой необходимой профессиональному сообществу профессии. В своем служении предприниматель стремится к выполнению воли Божией. Он верит, что совпадение его личной воли с волей Бога обеспечивает успех его служения. Вместе с тем важно учитывать, что воля Божия бывает по благоволению и по попущению. Преподобный Макарий Оптинский: «Воля же Божия не связывает нашего самовластия, но совершается, взирая на оное – к чему клонится. Есть воля Божия по благоволению, и есть воля Божия по попущению, — и сия последняя бывает, когда мы хотим, чтобы было непременно так, как мы думаем, что будет для нас хорошо. А когда отдаемся в волю Божию и ищем не того, чего хотим, а что Ему будет угодно и нам полезно, то в сем бывает воля Божия – по благоволению, полезная и спасительная для нас, а при воле Божией, бывающей по попущению, неизбежны скорби и печали». Исходя из смысла приведенного высказывания, можно заключить о наличии двух путей в хозяйственной жизни. Первый путь заключается в том, что люди самостоятельно избирают область своей деятельности и средства ее осуществления, к которым человек и предназначен. В этом случае Бог благоволит человеку, оказывая необходимую поддержку. Эта поддержка приводит к тому, что человек преодолевая трудности, учится исправлять ошибки и заблуждения, правильно видеть место своей деятельности в жизни людей и непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией. Но возможен и второй путь – когда человек принимает решения, которым Бог не благоволит. Из этого не вытекает абсолютной неосуществимости этих экономических дел. В этом случае человеческие дела осуществляются по Божию попущению. Господь дает возможность человеку реализовать то или иное дело и убедиться в его не спасительности и неполезности для самого человека.

2.4. Отношение к плодам предпринимательства, как к дарованным Богом для мудрого и рассудительного использования.

Предпринимательство является одним из видов труда, нравственно равноправным с другими видами труда: Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам. В притчах Господь наш Иисус Христос постоянно упоминает о разных профессиях, не выделяя ни одну из них. Он говорит о труде сеятеля (Мк. 4. 3-9), слуг и домоправителя (Лк. 12. 42-48), купца и рыбаков (Мф. 13. 45-48), управителя и работников в винограднике (Мф. 20. 1-16) (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви). В данном положении сформулировано важное признание равноправности функционально различных видов экономической деятельности людей. В приведенном перечислении названы: предприниматель (купец), менеджер (домоправитель), наемные работники (слуги и работники в винограднике) и свободные труженики (сеятели, рыбаки). В силу этого к предпринимательству приложимы и другие определения, даваемые Церковью трудовой деятельности: Труд является органичным элементом человеческой жизни. Труд — это творческое раскрытие человека, которому в силу изначального богоподобия дано быть сотворцом и соработником Господа. Слово Божие не только обращает внимание людей на необходимость ежедневного труда, но и задает его особый ритм (заповедь субботствования, а с апостольских времен – заповедь о первом дне седмицы, то есть — воскресении). Труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда являет собой соработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире и человеке. Священное Писание свидетельствует о двух нравственных побуждениях к труду: трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся. Апостол Павел пишет: «Лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4. 28). Такой труд воспитывает душу и укрепляет тело человека, дает христианину возможность проявлять свою веру в богоугодных делах милосердия и любви к ближним (Мф. 5. 16; Иак. 2. 17). Через труд человек не только господствует над внешней природой, но в то же время труд – средство господства человека над своей природой внутренней. Это средство, призванное преобразить человека, вернуть ему утраченный рай и Божие благоволение. Это способ самовоспитания и самообладания, возможность употребить свои природные силы на служение разумной идее. Православный предприниматель принимает условия благословенности своего труда и всячески стремится к ней.

3. Предпринимательские ценности

3.1. Личность предпринимателя, как объект духовного совершенствования.

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Христианское совершенство, будучи жизнью в Боге, есть бесконечное поприще преуспеяния, ибо бесконечен Бог». Православный предприниматель разделяет ключевые ценности предпринимательства, соотнося их с нравственными нормами Православия. Он, в частности, ценит следующие качества личности делового человека: Честность – качество, дающее возможность быть надежным и выгодным деловым партнером, уважаемым работодателем, производителем с хорошей репутацией в глазах потребителя и государства. Предприимчивость – способность находить неудовлетворенную потребность людей в товаре и/или услуге и организовывать соответствующее производство, оптовую и/или розничную торговлю. Трудолюбие – способность к постоянному и напряженному предпринимательскому труду. Рачительность – общее внимательное отношение к делу, забота о его развитии и процветании. Готовность идти на оправданный риск – способность принимать бремя ответственности за решения, которые объективно необходимы, но несут в себе обычные риски предпринимательства. Благоразумность – качество, необходимое для избегания поспешных или непродуманных решений, в результате которых теряются ресурсы предпринимателя.

3.2. Отношение к эффективности и прибыли, как к возможности исполнять закон любви к ближнему.

Эффективность и прибыль принимаются в качестве важных свидетельств надлежащего ведения дела, должного исполнения обязанностей предпринимательского служения. При этом прибыль не рассматривается с индивидуалистичных и стяжательских позиций – как исключительно предназначенная для обогащения, усиления власти и влияния самого предпринимателя. Прибыль – результат успешного ведения дела и источник его дальнейшего развития. Поэтому прибыльное дело, если оно ведется нравственно, объективно в интересах не только предпринимателя, но и наемных работников, государства, партнеров и других лиц (например, получающих ту или иную пользу от дела через благотворительность или иную поддержку). Как говорили старцы, в частности, преподобный Амвросий Оптинский, «не прибыль портит людей, а люди портят прибыль». Исходя из этого, прибыль при разумном отношении к ней, понимается как органичный, неотъемлемый элемент надлежаще поставленного дела.

3.3. Отношение к собственности

Отношение к собственности основывается на ее признании в качестве законного и достойного атрибута человеческой жизни в целом и предпринимательской деятельности в частности. При этом учитывается то, что Церковь не определяет прав людей на собственность, но дает понимание ее места в мировоззрении православного христианина. Право собственности человека не абсолютно, а относительно. Люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность собственности в мировоззренческом контексте проявляется в том, что православный предприниматель рассматривает себя в качестве временного  управителя тех благ, в отношении которых он юридически выступает собственником. Как управитель, он признает свою ответственность за вверенное ему имение перед Богом. Эта ответственность реализуется через восприятие собственности как дара Божия данного во испытание и для использования во благо себе и ближним. Духовная легитимность собственности достигается тогда, когда отношение к собственности основывается на евангельском принципе любви к ближнему. Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается «заботами, богатством и наслаждениями житейскими» (Лк. 8. 14). Материальные блага не могут сделать человека счастливым. Господь Иисус Христос предупреждает: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12. 15). Погоня за богатством пагубно отражается на духовном состоянии человека и способна привести к полной деградации личности. В позиции Православной Церкви по отношению к собственности нет ни игнорирования материальных потребностей, ни противоположной крайности, превозносящей устремление людей к достижению материальных благ как высшей цели и ценности бытия. Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу.

3.4. Отношение к богатству и бедности

Богатство (собственность на материальные блага в крупных размерах) выступает объективным и закономерным следствием успешного дела предпринимателя. Богатство как таковое не может служить предлогом для обвинений предпринимателя в стяжательстве и, тем более, в неспасительности его пути. Преподобный Варсонофий Оптинский: «Можно спастись и в богатстве и бедности. Сама по себе бедность не спасет. Можно обладать и миллионами, но сердце иметь у Бога, и спастись». Стяжательство, или обольщение богатством, имеет место тогда, когда богатство становится высшей ценностью для человека. В этом случае происходит нарушение заповеди Божией «не сотвори себе кумира».  Господь предупреждает об иллюзии силы и свободы в богатстве и власти. Такая иллюзия – слабость перед Богом. В непривязанности к богатству, свободе от всякого пристрастия к нему и служении богатством Богу и людям, предприниматель обретает праведность своего пути. В Священном Писании не содержится порицания богатства как такового. Состоятельными людьми были и Авраам, и ветхозаветные патриархи, праведный Иов, Никодим и Иосиф Аримафейский. Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Божией. В этой связи весьма убедительно говорит блаженный Феодорит Кирский: «И говорим это, не богатство осуждая, не злом врачуя зло. Ибо если богатство худо, то хула падает на Давшего оное. Напротив того, говорим, что богатство и бедность Самим Творцом предлагаются людям, как некие вещества или орудия, и люди, имея их, как художники, могут или изваять образ добродетели, или слепить кумир порока.» «Так будем судить и о богатстве, и о пользующихся богатством: первое освободим от обвинения, а последних, если будут справедливыми его распорядителями, увенчаем великими похвалами, а если, превратив порядок, окажутся рабами богатства, исполняющими всякое его повеление и услуживающими во всяком дурном деле, то составим на них приговор, обвиняющий в худом поведении, потому что поставленные властелинами, нарушили право владычества и господство обменили на рабство». Важно подчеркнуть: «освобождение богатства от обвинения» не означает признания его нравственной предпочтительности перед бедностью. Решающее значение имеет праведность, которая делает достойной жизнь как богатого, так и бедного человека. Неправедное же поведение – обольщение богатством у предпринимателя, лень и нежелание трудиться у бедного — в равной степени достойны порицания. Поэтому в целом богатство и бедность представляют два полюса имущественного положения, каждый из которых не обладает нравственным преимуществом. Архиепископ Иоанн Сан-францисский (Шаховской) говорит: «По мере своего труда и воли Божией (без коей ничто ни на небе, ни на земле не совершается) христианин достигает того или иного имущественного положения, наиболее для него полезного и спасительного». Именно спасительность и полезность того или иного материального положения для каждого конкретного человека и является его преимуществом по сравнению с другим. Но это вовсе не отрицает необходимости смягчения имущественного неравенства людей, особенно когда оно приобретает крайние формы. Внося вклад в смягчение такого неравенства, помогая бедным, состоятельные люди укрепляют нравственность и богатых, и бедных.

4. Мотивация

4.1. Духовная мотивация – в силу бессмертия личности, стремление к спасению по завершении земного пути.

Православного предпринимателя, прежде всего, вдохновляет путь служения Богу и людям. На этом пути он руководствуется заповедями о служении, которые и формируют его понимание сути и содержания служения делового сословия. Предприниматели служат, подражая Христу: Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк., 10,45). С духовной точки зрения, предприниматель приходит в Дело не для того, чтобы организовать служение людей себе. Наоборот, он организует сообщества людей (сотрудников своей компании) для того, чтобы послужить им. На практике это выглядит труднодостижимым и даже нереалистичным. Однако такое служение становится реальным, если предприниматель начинает рассматривать свое Дело как инструмент, посредством которого сотрудники раскрывают свои способности и реализуют свои жизненные цели. В этом предприниматель усматривает и свое служение Богу. Предприниматель служит, чтобы следовать за Христом: “ Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой” (Ин. 12, 26). Исполняя свое служение Богу, предприниматель следует за Иисусом Христом. Он верит, что по слову Господа через верное служение будет с Ним и в земной жизни, и в Царстве Небесном.

4.2. Экономическая мотивация – заинтересованность в прибыли.

Православный предприниматель признает, что заинтересованность в прибыли и росте стоимости компании является неотъемлемой частью предпринимательского служения. Из прибыли расширяется дело, что обеспечивает развитие компании и достижение целей служения. Вместе с тем, стремление к получению прибыли не является самодостаточной мотивацией. Важно, чтобы духовные и экономические побуждения соединялись в единую духовно-экономическую мотивацию, в которой прибыль и служение не противостоят друг другу, а гармонично соединяются.

4.3. Профессиональная мотивация – стремление достичь совершенства.

Православный предприниматель должен быть побужден стремлением достичь совершенства в своем деле. Движение к совершенству начинается, прежде всего, с нравственного и духовного совершенствования. Достигается по мере исполнения заповедей и смирения. Для предпринимателя актуально соединить нравственную сторону вопроса с профессиональной деятельностью. То есть, опираясь на нравственное и духовное совершенствование, достигать совершенства профессионального. Это профессиональное совершенство может быть выражено в высокой личной компетентности предпринимателя и превосходных характеристиках его дела. Потому апостол Павел говорит: И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, [у Него] нет лицеприятия. (Кол.3:23-25). На пути к совершенству, которое, как и все на земле, не может быть совершенным абсолютно, нужно не впадать в крайности и не считать, что совершенство достигается только собственными усилиями человека, либо, наоборот, предоставляется Богом без каких либо наших усилий. Святитель Иоанн, митрополит Тобольский: «Нам следует избегать односторонностей: мы не должны оставаться в лености, возложивши всё на Бога, а равно не должны думать мы, что сами собою, без Божией помощи и Его благоволения, можем совершить что-либо доброе. Ибо и Сам Бог всего не совершает, чтобы не оставить нас праздными, и нам не предоставил всё вершить, чтобы мы не превозносились тщеславно». Совершенствуясь в своем служении, православный предприниматель стремится к соединению собственной воли с волей Божией и благословению Богом его дела. И именно под эти углом зрения рассматривает свои деловые перспективы.

4.4. Патриотическая мотивация – как призвание любить свое Отечество и своих братьев по вере, живущих по всему миру.

Православный христианин призван любить свое Отечество и своих братьев по вере, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам – и становится источником патриотизма. Патриотизм – это любовь к своей стране и вера в ее народ, желание сделать все возможное ради народа и Отечества. В соответствии со своим выбором предприниматель может иметь патриотическую мотивацию служения – выбирать направления, которые не имеют преимуществ в виде быстрой прибыли или чрезвычайно сложны в реализации, но объективно важны для выживания народа и Отечества. Одним из таких направлений являются высокотехнологичные, наукоемкие производства и другие направления интеллектоемкой деятельности. Сырьевой потенциал любой страны мира не может быть вечной основой ее благополучия. Природные ресурсы – дар Божий, который является достоянием не только всех ныне живущих на Земле людей, но и будущих поколений. Те природные ресурсы, которые сегодня необходимы человеку, но в будущем не могут быть восстановлены, следует расходовать с расчетом на много веков вперед и, по возможности, заменять восполнимыми ресурсами. Этот потенциал постепенно теряет свое значение и в будущем не сможет принести процветания. Патриотически-настроенный предприниматель может сознательно идти на значительные трудности и риски ради служения своего народу и стране там, где это особенно сложно, трудно и необходимо делать.

4.5. Социальная мотивация – выбор менее прибыльных, но социально значимых отраслей.

Еще одним примером нравственной мотивации, выбираемой предпринимателем в соответствии со своей личной позицией, может стать социальная мотивация. В этом случае предприниматель идет в области, где прибыль невысока, но продукция и услуги имеют особо важное значение с точки зрения повседневной жизни населения, его насущных проблем. Социальная мотивация может, например, привести предпринимателя в сферу сельского хозяйства, где положение сельских жителей может быть крайне тяжелым. В этой сфере даже скромный проект, который даст людям на селе работу, имеет высокую нравственную ценность. Подобные социальные проекты могут реализовываться в жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере медицинского обслуживания населения, общественного питания, издательском деле и тому подобное. Социально мотивированный предприниматель стремится находить такие проекты и успешно реализовывать их.

5. Социально-нравственная ответственность предпринимателя

5.1. Формирование справедливых и взаимовыгодных отношений работодателя и наемного работника

Нормой отношений предпринимателя и наемных работников является справедливость и взаимная выгода. Ближайшим выражением справедливости и взаимной выгоды является  разумность (экономическая обоснованность) вознаграждения наемных работников. Это вознаграждение должно быть конкурентоспособным, то есть быть не ниже обычного на аналогичных предприятиях. Эксплуатация наемных работников возникает тогда, когда предприниматель недоплачивает им за труд надлежащего качества и длительности, либо задерживает эту оплату. Возможна и эксплуатация наемными работниками предпринимателя. Это происходит в том случае, когда работники занимаются во время рабочего дня своими личными делами, добиваются завышенной оплаты труда, либо не предоставляют труд должного объема и качества. Справедливость и взаимная выгода исключают эксплуатацию, как первого, так и второго рода. Вместо эксплуатации основой отношений предпринимателя и наемных работников должен стать справедливый баланс их законных интересов.

5.2. Закладывание основ православной корпоративной культуры на предприятии

Предприниматель самостоятелен в вопросах развития своего дела, в том числе и в области корпоративной культуры. Принимая ответственность за эту самостоятельность, он, безусловно, принимает требование нравственного ведения дела: «… когда мы говорим о предпринимательстве, то в первую очередь следует сказать, что предприниматель должен быть нравственным человеком. Безнравственный предприниматель так же страшен, как безнравственный врач или учитель» (архиепископ Верейский Евгений). В том случае, когда предприниматель принимает решение о создании в своей организации органичной для православного верующего духовно-культурной среды (православной корпоративной культуры), он координирует свою деятельность в этой области с представителями священноначалия, прибегая в той или иной мере к их содействию. Православная корпоративная культура делает приоритетной ценностью компании веру в Бога и жизнь по вере. Данная приоритетная (первичная) ценность и определяет содержание корпоративной культуры в стандартном понимании, то есть модели поведения сотрудников, нормы и правила осмысливаются и приводятся в соответствие с православной традицией. Для того, чтобы это было практически возможным, предприниматель может ориентироваться на следующие принципы: Просвещение – создание условий для изучения основ православной веры, повышения культурного и интеллектуального уровня сотрудников; Единство – единение в любви и доброте, соединение духовной, душевной и материальной жизни компании в одно целое. В православном учении о спасении подчеркивается необходимость наличия как Божественной, так и человеческой воли. Спасение — это не какой-то единовременный акт, а непрестанно утверждаемое состояние, которое подтверждается деятельной любовью к Богу и ближнему – «доброделанием»: «Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть» (Иак. 2,26). Доброделание подразумевает наличие подвига, аскезы в широком смысле этого слова: самовоспитания, самосовершенствования, воздержания, смирения, и вообще, действенного устремления к добру. В православной традиции провозглашается идея труда как аскезы, которая должна способствовать формированию чрезвычайно уважительного отношения к своим трудовым и профессиональным обязанностям, воспитанию трудолюбия, добросовестности в работе, честности, бережливости, стремления к постоянному совершенствованию в своем «ремесле», понимания необходимости быть «искусным во всяком деле человеческом», а не оставаться узким специалистом в каком-то одном виде труда. Следует отметить, что православная корпоративная культура поддерживает экономический принцип эффективности и противодействует иждивенчеству. Всем памятны слова апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3. 10). Сам Апостол вместе со своими соратниками усердно трудился: «Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас…» (1 Фес. 2:9), «…ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас…» (2 Фее. 3:7-8). Евангелие есть поистине благочестие(или благословление)? труда. Святоотеческие писания продолжают и развивают эту традицию, подчеркивая, что всякое делание человека в мире может стать средством воспитания души и восхождения ее к Богу. Трудовая и хозяйственная деятельность открыты для освящения их духовным светом по слову Святителя Василия Великого, «Следует знать, что работающий работает не для того, чтобы трудом служить только своим потребностям, а для того, чтобы исполнить заповедь Господню». Духовное значение трудовых процессов постоянно подчеркивали отцы и учители Церкви. Так, святитель Климент Александрийский называл труд «школой общественной справедливости». Святой Иоанн Златоуст призывал считать «бесчестием не работу, но праздность». Этому вторят творения святых – Григория Богослова, Августина Блаженного, Феодора Студита, Иоанна Кассиана, Иеронима Блаженного и многих других отцов Церкви. А в учении «Учении двенадцати апостолов» читаем о желающих жить в христианской общине: «…Если он ремесленник, то пусть трудится и ест. А если не знает ремесла, то вы позаботьтесь о нем, но так, чтобы христианин не жил среди вас праздным. Если же он не желает так поступить, то он христопродавец. Остерегайтесь таковых!» Христианство не отрицает хозяйствование, но ориентирует его духовно и нравственно, подчиняя труд и всю хозяйственно-экономическую деятельность высшим целям, превращая их в религиозное служение, где благочестивый труд становится средством совершенствования, средством одухотворения мира и человека.

5.3. Участие в православных сообществах предпринимателей

Для того, чтобы православное предпринимательское сообщество имело возможность обмениваться опытом, вырабатывать новые этические принципы хозяйствования, создавать условия для распространения культуры этичного поведения в бизнесе и распространения православной культуры в обществе, предприниматель стремится организовывать православные сообщества предпринимателей и участвовать в их деятельности. Православные сообщества основываются на принципах добровольного участия, и основной целью такого сообщества является коллективная взаимопомощь членов сообщества и содействие распространению учения Господа нашего Иисуса Христа. Объединяясь во имя Господне, предприниматели совместно служат Ему и верят в Его пребывание среди них, по слову Самого Господа: «Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там я посреди них» (Мф., 18, 20). В православных сообществах предпринимателей осуществляется: Коллективное изучение закона Божия через взаимодействие с представителями духовенства. Разработка детальных нравственных принципов хозяйствования, обязательных для выполнения всеми членами православного сообщества через соотнесение их с принципами христианской морали. Деятельность «совестного» суда, решения которого должны признаваться как обязательные каждым членом православного предпринимательского сообщества. Применение механизмов коллективной имущественной ответственности за каждого члена сообщества в случаях его неэтичного делового поведения – на оговоренных условиях и в рамках фонда вспомоществования сообщества. Защита интересов каждого члена сообщества от безнравственных притязаний со стороны представителей власти или других лиц. Активная взаимопомощь друг другу в плане обмена опытом и ресурсами, направляемыми на развитие дела в качестве инструмента коллективного соработничества. Коллективное взаимодействие в благотворительной и социальной деятельности. Активная политическая деятельность, участие в деятельности органов законодательной и исполнительной власти, политических организаций. Культурное и интеллектуальное развитие членов сообщества Православные предпринимательские сообщества могут организовываться как в виде некоммерческих организаций, основанных на членстве православных предпринимателей, так и в виде неформализованных сообществ, члены которых принимают на себя приведенные выше дополнительные обязательства.

5.4. Поддержка церковных программ

Предприниматель в меру своих возможностей осуществляет поддержку деятельности Церкви. Такая поддержка может оказываться как в традиционных направлениях (помощь в восстановлении храмов, содействие издательской деятельности Церкви, участие в миссионерской деятельности Церкви и другое материальное служение), так и в развитии своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ, а в сфере его личной профессиональной компетенции: передаче нравственного опыта молодым и начинающим предпринимателям.

5.5. Благотворительность

Благотворительность – естественная часть интересов предпринимателя и сфера его служения. Благотворительная деятельность должна быть бескорыстной, осуществляться по велению сердца. Она не может рассматриваться как способ получения общественного признания, но только как путь милосердия и угождения Богу. Предприниматели могут открыто заявлять о благотворительных проектах, только с единственной целью привлечения новых сторонников благотворительной деятельности. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36). Человек милосердый благотворит душе своей (Притч. 11:17). Милосердый будет благословляем (Притч. 22:9). Материальные ресурсы позволяют достичь человеку благородных целей. На деньги можно построить храм для Богослужения, школы для обучения детей, дома для больных и бездомных, больницы для страждущих… Если богатый человек разумно распоряжается своим благосостоянием, его деньги могут обеспечить и ему, и другим вечное благословение. Осуществляя благотворительность, предприниматель может объединять ее с благотворительностью других предпринимателей, чтобы помощь приходила своевременно. В совместной благотворительности предприниматели руководствуются заповедью: Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк. 6,38). Многие предприниматели, к сожалению, приходят к мысли, что легче жертвовать деньгами, чем личным временем, однако православная традиция учит: наиболее ценный дар — это личное участие благотворителя и его сердечная теплота. Следует также отметить, что благоразумие важно во всем, даже в таком деле, как благотворительность. Благоразумный человек может принести намного больше пользы обществу. Ведь своими продуманными действиями он будет помогать людям из года в год, внося свой посильный вклад в улучшение того общества, в котором живет он и его семья. 5.6. Защита окружающей среды Природа обладает в глазах Божьих самостоятельной ценностью. Целый ряд мест Ветхого Завета свидетельствует о том, что Бог заботится о природе. Так, в Книге Иова говорится, что Бог посылает дождь растениям (Иов. 38:25). Он сотворил пустыню для дикого осла (Иов. 39: 5). Новый Завет подтверждает представление о том, что Бог печется о природе. Об этом свидетельствует, в частности, притча о малых птицах (Мф. 10: 29; Лк. 12: 6). Та же самая мысль выражена и в притче Иисуса о лилиях полевых (Мф. 5: 28-30).  Она свидетельствуют о том, что Иисус ценил красоту природы и видел в ней заботу Отца. Христианское отношение к природе в идеале неотделимо от жалости и благоговейного отношения ко всякому творению Божию. Отец Павел Флоренский писал об этом так: «Только христианство породило невиданную ранее влюбленность в тварь и нанесло сердцу рану влюбленной жалости о всем сущем. Чувство природы — если разуметь под ним отношение к самой твари, а не к ее формам, если видеть в нем нечто большее, нежели внешнее, субъективно-эстетическое любование «красотами природы», — это чувство всецело христианское и вне христианства решительно немыслимое, ибо оно предполагает чувство реальности твари». Грехопадение человека стало причиной экологической катастрофы. Смерть и болезнь поразили не только человека, но и природу. «…Проклята земля за тебя» — сказал Бог (Быт. 3: 17). Поэтому человек ответственен не только перед Богом, но и перед природой. Он нанес кровоточащую рану природе, но он и будет тем, кто спасет ее. Об этом свидетельствует, в частности, известное место из Послания к Римлянам: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому, что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее), — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих, ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8: 19-22). Залогом спасения природы является, таким образом, спасение человека. Только в этом случае человек сможет выполнить свой долг по отношению к ней. Таким образом, защита и спасение окружающей среды является важнейшей задачей делового сословия. Необходимо добиваться укоренения взгляда на природу как на систему, в которой недопустимо нарушать законы ее существования. Эти законы даны Творцом, их нарушение несет угрозу распада природы как целого и, как следствие, угрозу существованию самого человека. Православный предприниматель должен избегать хозяйственных решений, несущих опасность системных сбоев в природе.

6. Отношения с государством и обществом

6.1. Отношения с государством

Основная форма отношений предпринимателя с государством – законопослушность. Предприниматель строит свою деятельность на признании норм права государства и учете их действия в хозяйственных отношениях. По указанию апостола Павла, всякая душа должна подчиняться гражданской власти, поставленной Богом для ограждения от всякого зла в общественной жизни (Рим. 13, 1-4). Православная Церковь всегда будет держаться учения, которое она исповедует с апостольских времен: сотрудничество с властью в добрых делах и нравственное противостояние ее греховным действиям, особенно если речь идет о принуждении к отречению от Бога и веры. Миссия православия заключается в благотворном влиянии на этот мир и в призыве ко спасению всех людей, в том числе государственных деятелей. Об этом пишет святой апостол Павел в послании к Тимофею: «Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1-4). А такую миссию невозможно совершать, если не занимать конструктивную позицию в отношениях с властью. Задача православных предпринимателей состоит не в низвержении власти, а в поддержании положительных перемен в ней. Исходя из этого, православное предпринимательство категорически нравственно не приемлет утверждение: «Политика и этика несовместимы». Особая роль православного предпринимательства состоит в формировании качественно нового политического сообщества, заинтересованного в добросовестной конкуренции и выявлении новых талантов, требующего от своих участников постоянного подтверждения заслуженного авторитета. Церковь не участвует в политической борьбе, предвыборной агитации, кампаниях в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров, но приветствует активное участие православного предпринимательского сообщества в политике, если это воздействие является прозрачным и открытым. Власть является ценной, когда являет собой служение правде и справедливости. Когда власть никому не служит, кроме как самой себе, не признает над собой ничего высшего, то она не может быть нравственно оправданной. Такая власть должна быть гармонизирована и сбалансирована институтами гражданского общества. Предприниматели могут и призваны, исполняя свой гражданский долг, участвовать в процессах, связанных с выборами властей всех уровней, и содействовать любым нравственно оправданным и полезным начинаниям государства. Участвуя в управлении государством и в политических процессах, каждый православный мирянин призван основывать свою деятельность на нормах евангельской морали, на единстве справедливости и милосердия (Пс. 84. 11), на заботе о духовном и материальном благе людей, на любви к отечеству, на стремлении преображать окружающий мир по слову Христову.

6.2. Интегрированность в общество

Деятельность православного предпринимателя интегрирована в общество. Это, в частности, означает, что в его деле при прочих равных условиях могут принять участие, в качестве совладельцев или наемных работников, не только православные христиане, но и представители других конфессий и религий. Отношения с такими совладельцами или наемными работниками выстраиваются на признании равной ответственности для всех за свои действия перед Богом. Православный предприниматель признает, что отсутствие единства в религиозных вопросах никак не означает, что люди с разными религиозными позициями не могут в иных сферах жизни ощущать свою общечеловеческую солидарность. По дивному слову святого Иоанна Златоуста, «у нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего».

6.3. Отношение к образованию, науке и культуре

Система образования, науки и культуры выступает непосредственным инструментом формирования социального и культурного единства общества и является сферой прямого интереса предпринимательского сообщества, как предмет его профессиональной компетенции. Православные предприниматели выступают за формирование общества, как общества свободы и равенства возможностей реализации каждой отдельной личности. Предпринимательскому сообществу необходимо заботиться о духовном, интеллектуальном и физическом развитии каждого человека в обществе без учета пола, национальности или вероисповедания. Капитал материальный и финансовый сегодня невозможно ни создать, ни удержать без капитала интеллектуального – добровольного приложения человеком своих способностей, умений и знаний. Ему должны быть доступны знания и сокровища культуры, возможность реализовать себя через образование, научную и творческую деятельность. Употребленная на это часть интеллектуальных и материальных ресурсов окупится улучшением конкурентоспособности предпринимательства и общества в целом. Вместе с тем православный предприниматель не поддерживает крайних оценок технологического прогресса и творчества как самодостаточных для жизни человека. Нравственным ориентиром для него в вопросе отношения к творчеству и  материальной культуре является следующее положение: «Если творчество способствует нравственному и духовному преображению личности, Церковь благословляет его. Если же творчество противопоставляет себя Богу, становится антирелигиозным или античеловечным, превращается в антитворчесво, то Церковь противостоит ему» (Основы социальной концепции РПЦ). 6.4. Отношение к СМИ В условиях информационного общества предприниматель уделяет должное внимание средствам массовой информации. Его отношение к СМИ включает: Уважение труда журналистов, призванных снабжать широкие слои общества своевременной информацией о происходящем в мире, в том числе об экономике и предпринимательстве. Ответственное отношение к предоставляемой и получаемой через СМИ информации, как в плане ее объективности и достоверности, так и в плане ее содействия нравственности. Отказ в сотрудничестве со СМИ, распространяющими тенденциозную или заведомо ложную информацию, занимающими антицерковную и антихристианскую позицию.

Люди, общество и государство только тогда поправятся, когда каждый человек, не оглядываясь на других, займется собою, и будет жить как христианин, служа Богу и людям теми орудиями, какие ему даны, стараясь при этом иметь доброе влияние на людей, его окружающих. И тогда все придет в порядок, сами собой установятся правильные отношения между людьми, определятся пределы законные всему.

Принятие или непринятие настоящего кодекса является личным духовным и нравственным выбором каждого предпринимателя и, как учил старец Ипполит Рыльский: «Главное — мир в душе, мир в семье, мир друг с другом, тогда и с Богом будет мир».

 

Нет комментариев

Добавьте комментарий первым.

Оставить Комментарий