Главная » Новости культуры » Этноцентры или народные дома?

 

Этноцентры или народные дома?

 

Необходимость сохранения традиционной культуры и семейных ценностей помянута в Указе президента РФ от 21г «Стратегия национальной безопасности …»

Само название Указа со словом » стратегия» предполагает, что тактика должна быть прописана в других документах. Достаточно серьезные силы заинтересованы в том, чтобы все в очередной раз заболтать или сделать если уж не вредное, то бесполезное, не забывая про привычные «распилы». Первая мысль возникает на основе проверенной советской практики. Влить побольше денег в решение задачи и все должно заработать при надлежащем контроле КПСС. Если есть государственного масштаба потребность, то надо создавать министерство с главками и заводами. В нашем случае с этноцентрами под управлением методистов с дипломами, где традиционную культуру будут возрождать, развивать, осваивая финансовые потоки и грамотно отчитываясь о проводимых мероприятиях. Для того, чтобы не тратить время для осознания, что это дорога в очередной тупик, следует глубже понять для чего нужно  сбережение и развитие русской культуры.

Начать следует с темы сбережения народа и нашей печальной демографии, как самом позорном для любой власти результате ее работы. Эта беда началась не в наше время лютых экономических реформ. О лучшем усвоении коммунизма, смазанном маслом, первым заговорил Хрущев. Примерно в те же годы советский народ поверил в силу этого лозунга и обозначил свой четкий поворот в демографии. Для того, чтобы масла на пути к светлому завтра всем хватило, народу должно быть поменьше.

В наше время постепенно приходит понимание, что деньгами в виде пособий для многодетных семей или материнского капитала, угрожающую национальной безопасности спадающую кривую не получается завернуть вверх. Теперь стало очевидно, что люди должны обрести более высокий смысл жизни, не измеряемый деньгами. Этот смысл из поколения в поколение передавался лучшими образцами традиционной культуры, заполнявшими время людей вне Храма, но неся в себе через музыку и зримые образы всю ту же устремленность к любви, для и благодаря которой  явлен в этот мир каждый человек..

Низкий поклон всем подвижникам из времен СССР, тем кто по крупицам собирали посыпанное пеплом от пожаров перемен наше культурное наследие. «Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног» — об этом ведь не только пели, но и воплощали в жизнь. «Племя молодое, незнакомое» под красными флагами энергично освобождалось от всего прежнего, а националистов- церковников, как их называли в документах НКВД, отправляли на воспитание в лагеря. В итоге получили не народ, «семимильными шагами устремленный в будущее» к «сияющим вершинам», а Измеряющее Жизнь Деньгами вырождающееся население без будущего. ЖИД — это не обидно названная национальность, а всего лишь аббревиатура наколотая на лбу манкурта — образа из «Буранного полустанка» — повести Чингиза Айтматова.

Русский мир — это не одна из 30 мировых цивилизаций в истории нашей планеты. Кумир западных историков –А. Тойнби, исходя из британского высокомерия, посчитал русскую цивилизацию второстепенной и обреченной на исчезновение. В самом деле Русский мир все больше обретает вселенский масштаб даже в своем трагичном полураспаде, потому что до сих пор не отказался различать добро и зло. Этот отказ губил в итоге все некогда процветавшие цивилизации. В еще сохраняющейся способности к необходимому различению достижение не только Православной церкви, но и всей русской культуры и, прежде всего, традиционной. Если подходить к вопросу на таком уровне, то должно появиться иное понимание и новые подходы к ее развитию дабы не дать ей погибнуть в застое привычных подходов.

Печальный опыт внедрения в школы основ православной культуры наглядно показывает, что большинство, состоящее из татуированных манкуртов с успехом отвергает для них же спасительное. Не надо быть пророком, чтобы увидеть к чему приведет внедрение традиционной культуры административными методами даже при наличии созданных увлеченными профессионалами центров народной культуры. Все будет очень похоже, с учетом состояния мозгов тех кадров, «которые решают всё» и очень часто совсем уж криво. Не менее вредно для общего результата создавать этноценры, куда будут для вразумления с обучением посылать школьных учителей.

Опыт Кванториумов показал в удачных случаях успех там, где наставников набирали не столько среди подготовленных ВШЭ, сколько среди работающих на реальных производствах. Еще важным их результатом стало осознание  ценности пространств для общения детей разных интересов и возрастов. В любом случае, совершенно правильно изначально отказались от школьных учителей и создавали сами Кванториумы в отдельных зданиях. Однако не следует забывать, что и Сириусы, и Кванториумы готовят из детей специалистов для обслуги иных цивилизаций, а нам бы хотелось приберечь их для себя. Для этого в них необходимо поселить чувство родного дома вместо замусоленного патриотизма под марши с флагами и барабанами.

В юных душах необходимо научиться поселять чувство Родины без натужного пафоса и сопутствующей ему фальши. В этом дополнительном воспитании нам следует видеть еще одно важное предназначение традиционной культуры. Мы уже совсем не удивляемся манкуртам среди артистов, докторов наук и даже академиков, поэтому сбережение народа надо начинать с детей.

Много лет назад по нашему ТВ показывали документальный фильм о подготовке японских менеджеров. Среди множества сюжетов про психологию и экономику два касались обучению носить кимоно и выращивать экибану, хотя в кадрах фильма не было ни одной женщины. Так японцы на практике выращивали национально ориентированную элиту, а мы дальше маршей и построений с флагами двинуться не можем. Конкурс «Лидеры России», как и всякие прочие «Селигеры», по своему духу больше напоминает тусовку повзрослевших бойскаутов и на формирование национальной элиты не способен по той же причине.

Центры народного творчества, превращенные по сути в гетто, опасны сами для себя. Они изначально обречены на бесконечные выяснения, кто аутентичный, а кто «клюква» с письмами в вышестоящие инстанции о необходимости разобраться, уволить и наказать.

Это не наука и техника, где дважды два обычно равно четырем. В традиционной культуре не может быть объективных оценок. Всегда придется искать способы оценки конечного результата, неизбежно скрывающегося за горизонтом поколений. В лучшем случае такие центры в случае серьезной накачки деньгами примкнут к похоронной процессии с гробами Союза композиторов, Союза художников, Союза писателей. Уже ставшие маргинальными атавизмы советской эпохи сами заколотили себя в трухлявые ящики и уходят в небытие, уступая более востребованным и современным формам объединения людей. Отринув на время первый русский вопрос «Кто виноват?» попробуем ответить на более важный «Что делать?»

Ответ выглядит вполне однозначно. Нам нужны многофункциональные культурные центры, сохраняющие традиционные ценности в условиях современных потоков информации, способные приспосабливать здоровую этику к нашему «безумному, безумному, безумному миру»  и делать его хотя бы чуть менее больным. Всякие уклонения от этого пути будут порождать печальные последствия.

То, что стыдливо названо Спецоперацией, в самом деле следовало бы назвать Второй гражданской войной. Вооруженная борьба разделенного политиками некогда единого русского народа не может называться иначе, даже если внешние враги в этом конфликте  принимают самое активное участие и, овладев не крепкими умами, ведут свою Третью мировую войну. В Российской Империи угрозы от внешних расчленителей понимали, пытались сохранить страну, объединяя все ее окраины русской культурой, создавали для этого повсеместно народные дома. Однако, как всегда, медленно запрягая, опоздали и завалились в овраг братоубийственной войны. Те губернии, где русская культура несла приемлемую для всех русскую этику, очень быстро после Гражданской войны собрались в СССР. После гибели советской империи, желающих собраться в единое целое, не находится уже несколько десятилетий.

Человек советский раздражал все народы  отсутствием потребности в своих корнях. Татуированные надписью на лбах манкурты, жизни всех людей измеряя деньгами, пытались объединять свои международные интересы с помощью привычной им экономики и ради экономики, а не ради самого человека. Небрежение к сбережению этики, содержащейся в глубинах Русского мира, привело к трагедии войны, потерям тысяч жизней и миллиардов долларов. Борьба с ветряными мельницами неонацизма бесполезна  и вполне предсказуемый получится результат, если не найдем в себе силы созидать свой мир вместо этой бесплодной борьбы. Те нацисты учат своих детей с трех лет любить вышиванки, а нашим детям поют «Хэппи бёзды» и дают игрушки в образах американских киногероев. И нам бы полезно, но все еще немощно вспомнить про свои вышиванки, чтобы начать разговор о том, что мы один народ, а не удобрение для Новой Хазарии.

В таких многофункциональных центрах народная культура не должна навязываться. Она должна быть всегда скромной красавицей с чистой душой, подающей надежду на обретение смысла бытия всему остальному. Если в народных песнях снова зазвучит скрытая в них молитва, а в зримых образах красота вечной гармонии, то даже самые тихие голоса будут услышаны и подхвачены. Красота, спасающая мир, будет воспринята всеми, кто будет находиться в пространствах современных народных домов. Будь то  какие-то клубы для писателей художников, музыкантов, любителей кино, краеведов, коллекционеров, любителей просто посидеть на лавочках и даже спортсменов. Чем многообразнее будет палитра возможностей для приобщения к творчеству, тем больше будет значение традиционной культуры в ее способности влиять на все остальное. Чем больше людей будет вовлечено в соборное созидание во всех его видах, тем меньше останется места и времени для праздности и прочих пороков.

Отражаясь в зеркале полученных результатов, только так традиционная культура найдет пути врастания в современную жизнь, из которой давно ушли избы с резными наличниками и горницами для застольных песен. Расписные шкатулки, тройки с бубенцами, замерзающие ямщики, удалые коробейники в примятой ржи и острые казачьи шашки также ушли в непроглядную даль, но не должны быть забыты, однако, без  врастания в 21 век этот культурный слой обречен на вырождение и отторжение, как старые дырявые лапти. Поэтому необходимо не только  сотрудничество подвижников традиционной культуры разных жанров и направлений между собой, но и с теми, кто ищет новое, пробуждающее от спячки, созвучное нашему времени.

 

Новаторы должны быть погружены в атмосферу традиционной культуры, чтобы не путать добро со злом, что часто бывает с теми, кто прежде всего озабочен  прописать удивляющей новизной имя свое в искусстве. Свой народный дом на Тамбовской улице графиня Панина считала лучшим делом своей жизни и «он создавался  силой любви во имя свободы и достоинства человека». Пришло самое время и нам создавать подобные общественные пространства. Время просветительства прошлого века уходит в прошлое и оставляет после себя бескрайнее поле самой трудной битвы за души людей.

 

Народные дома в Турции наследовали лучшее из того, что было в России до революции. Сейчас их 82, но примечательны они не количеством, а тем, что под своими крышами разместили разные общественные благотворительные организации. Благодаря этому деятельность этих организаций стала более прозрачной и теперь появилась возможность получать достаточное финансирование от благотворителей, когда все увидели, что украсть стало гораздо труднее. Наши фонды, где уже объявлено о том, что помощь нуждающимся необходимо превращать в успешный бизнес с грантовыми вливаниями, погружают все наше общество в непроглядную тьму «распилов и откатов» и  до основания разрушают русскую этику.

Целью современного народного дома должно быть создание условий для появления общинных связей для взаимопомощи и соборного творчества. Это должны быть пространства для созидательного досуга, где семейные ценности будут укрепляться не за счет правильных деклараций и денежных дотаций, а как естественная форма бытия в формирующимся социуме.

Этноцентры могут появиться наряду с народными домами для изучения опыта их работы, создания коллекций из сохраненного и помощи достигшим высокого уровня творцам для включения их в информационное поле всей страны. Однако только практика включения традиций в реальную жизнь простых людей послужит критерием истины в бесконечных раздорах их хранителей. Если в городах из быта исчезают народные песни, а кое- где изредка показываемые народные танцы превращены в акробатический брейкдэнс с растяжными гармонями, то ныне существующие центры народного творчества можно закрывать без всякого ущерба для населения.

Необходимо вернуть простым людям ими забытое или у них украденное. Только тогда хранители традиций смогут стать реальными сподвижниками в развитии русской культуры, а не распильщиками бюджета в своих бесполезных для основной части населения замкнутых тупиках. Кроме того, не следует забывать, что мы единственная в мире страна, где нет ни одной радиостанции с народной музыкой, что делает все помянутые тупики еще более бесполезными.

Одна из важнейших задач нового времени – всем нам пора перестать оставаться татуированными манкуртами и многое изменить в самих себе, если мы хотим стать народом, а не утопленниками вместе с Русским миром, разделившим судьбу Китежа, время всплывать, которому еще не пришло. Сохраняя в глубинах озера живой воды из древней легенды свою надежду на победу добра над злом, мы все больше надеемся на Божью Волю и забываем народную мудрость » На Бога надейся, а сам не плошай». Только приложив много трудов, мы обретем право увидеть всплывающий из забытья Нави, сияющий Китеж-град и стать снова народом, достойным справедливых законов и мудрой заботливой власти.

 

Никитин А.И. 23.04.22

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс

Комментарии закрыты

Извините, но вы не можете оставить комментарий к этой записи.